Эксперты Центра экономических исследований и реформ провели анализ положения дел на вторичном рынке автомобилей в нашей стране за 2022 год.По полученным данным, 70 процентов рынка подержанных автомобилей приходится на долю машин, произведенных в Узбекистане.

В пять раз меньшую долю, или около 13 процентов, составляют автомобили марки «ВАЗ» («Lada»), еще 2,5 процента ­– автомобили марки «ГАЗ» и 2 процента – автомобили марки «Hyundai». Анализ показал, что на 4-5 выставленных на продажу иномарок приходится 10 автомобилей отечественного производства. За год доля электромобилей на вторичном рынке увеличилась почти вдвое.

Количество договоров, заключенных на приобретение бывших в употреблении автомобилей, выставленных на продажу в Узбекистане, превышает количество договоров, заключенных на покупку новых примерно в 3,5 раза. При этом за десять месяцев текущего года общее количество автомобилей, реализованных на вторичном рынке, составило 906,5 тысячи штук.

Основным событием этого года является увеличение доли электромобилей BYD, которая составила 0,1 процента в 2021 году и 1,2 процента в 2022 году. В целом, доля электромобилей на вторичном рынке увеличилась с 0,4 процента в 2021 году до 2,28 процента в 2022 году.

Структура вторичного рынка автомобилей Узбекистана в 2022 году

Наиболее продаваемыми в этом году стали автомобили марок «Lacetti», «Cobalt», «Spark», «Damas», «Nexia 2», «Nexia 3» и «ВАЗ 2106», суммарная доля этих автомобилей составляет 48 процентов от общего количества проданных автомобилей.     При этом клиентские продажи среди этих автомобилей распределяются следующим образом: «Lacetti» (3-я позиция)

 5,2 процента, «Cobalt» (4-я позиция)

 4,9 процента, «ВАЗ 2106» («Лада»)

 4,1 процента и «Spark» (2-я позиция)

—  3 процента.

Средняя цена подержанных автомобилей разных моделей

В этом году цены на автомобили на вторичном рынке выросли в среднем на 12-15 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом цена на разные модели автомобилей менялась по-разному.     В частности, средняя цена на авто марки «Damas» повысилась на 15 процентов, на «Ваз 2106» («Lada») – на 12 процентов, на «Lacetti» (3-я позиция) – на 16 процентов, «Spark» (2-я позиция) – на 18 процентов, «Cobalt» (4-я позиция) – на 20 процентов, «Nexia 3» (4-я позиция) – на 18 процентов и «Malibu» – на 2-7 процентов. Среди иномарок наибольший рост цен зафиксирован на следующие автомобили: «KIA Carnival» – 12 процентов, «Lada Vesta» – 18 процентов и «Hyundai Sonata» – 6 процентов.

Изменение цен на автомобили с пробегом в 2021-2022 годах

Марка автомобиля Изменение цен, в процентах Воздействие фактора износа на цену автомобиля, в процентах
Damas 15 -2,5
Lacetti, 3 поз. 16 -3,0
Nexia 14 -2,4
Spark, 2 поз. 18 -3,2
Cobalt, 4 поз. 20 -3,9
Lacetti, 1 поз. 18 -3,2
Nexia 3, 4 поз. 18 -3,2
Cobalt, 2 поз. 22 -3,6
Lacetti, 2 поз. 18 -3,2
Gentra, 3 поз. 16 -4,4
Nexia 2, 4 поз. DOHC 14 -2,6
Spark, 4 поз. 19 -3,9
Nexia 2, 2 поз. DOHC 17 -2,7
Malibu 2 7 -5,9

Оценка выставленных на продажу автомобилей в зависимости от износа

По результатам метода эконометрического моделирования при прочих равных параметрах (при сравнении автомобилей одной марки, позиции и года выпуска) амортизация (износ) автомобиля за год приводит к снижению стоимости в среднем на 3 процента по сравнению с предыдущим годом.

Анализ показал, что стоимость автомобилей разных марок изменяется по-разному, например, «Damas» в среднем – на 2,5 процента, «Lacetti» (3-я позиция) – на 3 процента, «Nexia» – на 2,4 процента, «Spark» (2-я позиция) – на 3,2 процента, «Cobalt» (4-я позиция) – на 3,9 процента и «Malibu 2» – на 5,9 процента в год.

Кроме того, средний год выпуска на автомобильном рынке 2022 года составил 2011, что соответствует в среднем 11 годам. Точно так же в 2021 году этот показатель равнялся 2008 году, а в 2020 году – 2007 году, что соответствует в среднем 13 годам. Это означает, что автомобили на вторичном рынке «молодеют», что связано с увеличением количества перепродаж относительно новых автомобилей.

Оценка пробега продаваемого автомобиля

По мнению экспертов нашего центра, средний пробег автомобилей на вторичном рынке составляет 22 131 км в год, для расчета использовались автомобили, выпущенные после 2012 года. Кроме того, изучалось распределение годового пробега автомобилей и в результате было определено, что 60 процентов автовладельцев Узбекистана проезжают в среднем 22 000 км в год, 20 процентов

— от 22 000 до 30 000 км, а остальные 20 процентов

 от 30 000 до 100 000 км. На основании этих результатов были выделены три основные группы водителей.

Таким образом, большинство автовладельцев отнесены к первой группе, где дневной пробег не превышает 60 км, а машина в основном ездит по городу, используется для собственных нужд. Во вторую группу входят автовладельцы, которые проезжают до 82 км в день и приезжают/уезжают из пригорода на работу/учебу или городские таксисты. Третья группа водителей проезжает до 274 км в день, в эту группу входят водители городских и междугородных такси.

Кроме того, среднегодовой пробег автомобилей на вторичном рынке различается по регионам. Среди регионов 29 600 км в Сырдарьинской области, 27 400 км — в Андижанской области, 27 000 км — в Джизакской области, 26 800 км — в Ферганской области и 25 500 км — в Ташкентской области. Владельцы автомобилей имеют самые высокие показатели пробега.

Средний пробег продаваемых автомобилей в Ташкенте составляет от 22 000 до 23 200 км в год, и именно на столицу приходится 38 процентов вторичного рынка автомобилей.


Бахтиёр Исмаилов, 

Центр экономических исследований и реформ

УзА