28 декабря в Ташкенте продолжило свою работу тридцать шестое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В нем приняли участие члены Сената, правительства, представители министерств и ведомств, члены Молодежного парламента при Сенате и работники средств массовой информации.

Пленарное заседание, проходившее в формате видеоконференции, вела Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Нарбаева.

Пленарное заседание транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.

Во второй день пленарного заседания сенаторы обсудили недостатки и проблемы, выявленные в результате изучения состояния дел в регионах. По завершении обсуждения были определены задачи соответствующих министерств и ведомств по устранению обстоятельств, вызвавших справедливые нарекания населения.

После этого сенаторами обсужден Закон «О Законе Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2023 год».

Законом вносятся соответствующие изменения и дополнения в действующие Таможенный и Налоговый кодексы, Закон «Об инвестициях и инвестиционной деятельности».

Отмечалось, что в соответствии с изменениями, вносимыми в Налоговый кодекс, ставка налога на добавленную стоимость (НДС) снижается с 15 до 12 процентов. В результате этой льготы в распоряжении предпринимателей останутся средства в размере 14 трлн сумов, которые они смогут использовать для дальнейшего расширения своей деятельности.

Ставки налога с оборота унифицируются с 4 процентов до 25 процентов по 14 видам деятельности при сохранении единой ставки 4 процента.

Также налогоплательщикам предоставлено право выбора уплаты фиксированного налога за год в размере 20 млн сумов при товарообороте до 500 млн сумов и 30 млн сумов – при товарообороте свыше 500 млн сумов в равных долях ежемесячно. При этом налогоплательщики освобождаются от обязательного ведения бухгалтерского учета и сдачи некоторых отчетов, а также уплаты налога на дивиденды с чистой прибыли.

Законом предусмотрены важные изменения, направленные на стимулирование развития малого и среднего бизнеса, и предусмотрено, что ставка налога на прибыль будет снижена в 2 раза в течение 1 года для предпринимателей, относящихся к категории малого бизнеса с товарооборотом свыше 1 млрд сумов. Ставка налога на прибыль в течении 2 лет снижается в 2 раза для предпринимателей, перешедших из категории малого бизнеса в категорию среднего бизнеса.

В целях создания дополнительных возможностей для налогоплательщиков с 1 января 2023 года увеличивается размер необлагаемого налогом дохода при направлении физическими лицами своих доходов на покрытие ипотечных кредитов с нынешних 15 млн сумов до 73,6 млн сумов.

Устанавливается, что независимо от доли дохода от экспорта (на практике, если она составляет более 15 процентов дохода) налог на прибыль, налог с оборота в отношении части экспортируемых товаров (услуг) не взимается.

Установленный срок взыскания налоговой задолженности за счет имущества продлевается с нынешних 30 до 60 дней.

Также предпринимателям, относящимся к категории малого и среднего бизнеса, предоставлено право беспроцентной рассрочки уплаты налоговых платежей в течение 6 месяцев.

Кроме того, в целях обеспечения стабильности доходов бюджета базовые ставки налога на имущество физических лиц, налога на пользование природными ресурсами, земельного налога несельскохозяйственного назначения, ставки по акцизному налогу, некоторым налогам индексируются в пределах уровня инфляции.

Закон одобрен сенаторами.

Далее на пленарном заседании утвержден Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по реализации административных реформ Нового Узбекистана».

Оживленно обсуждалась также работа, проведенная в рамках парламентского контроля по проектам, определенным по дальнейшему улучшению инфраструктуры махаллей.

В регионах сенаторы провели изучения по вопросам, касающимся внутренних дорог, связанных с инфраструктурой в махаллях, улучшения снабжения питьевой водой, обеспечения электроэнергией и газом, ремонта объектов социальной сферы.

Отмечалось, что в 2022–2023 годах в рамках дальнейшего улучшения инфраструктуры махаллей (постановление Президента от 25 октября 2022 года № ПП–408) запланировано выделение свыше 7 трлн сумов на выполнение строительно-ремонтных работ на 6 007 объектах в 5 284 махаллях, из них 2,7 трлн сумов – на текущий год.

Проведена экспертиза проектно-сметной документации большинства проектов по 6 007 объектам, по которым предусматривается осуществление строительно-ремонтных работ, а также объявлены тендерные (конкурсные) торги по определению подрядных строительных организаций.

В ходе обсуждения сенаторы обратили внимание на необходимость дальнейшего усиления работы, проводимой в регионах.

В частности, в рамках реализации проектов по развитию инфраструктуры махаллей на 2022–2023 годы перед руководителями территориальных рабочих групп определены задачи по утверждению отдельных планов-графиков в разрезе махаллей, подробному разъяснению населению насущных проблем и организации агитационной работы, систематическому изучению состояния проводимой работы по улучшению инфраструктуры махаллей и решению имеющихся проблем.

Ответственным ведомствам также указано, чтобы они совместно с местными Кенгашами народных депутатов провели тщательное и углубленное изучение проектов, ускорили принятие решений хокимов областей по выделению земель под строительство включенных в программы объектов по обеспечению питьевой водой и оказанию услуг канализации.

Заслушана информация соответствующих ответственных ведомств о мерах по эффективной организации проводимой работы по дальнейшему улучшению инфраструктуры махаллей в 2022–2023 годах, предупреждению допущенных ошибок и недостатков.

По рассмотренному вопросу принято соответствующее постановление Сената.

Вместе с тем на пленарном заседании обсужден вопрос об исполнении в 2022 году Стратегии достижения гендерного равенства в Республике Узбекистан до 2030 года и утверждении комплексных мероприятий по ее реализации в 2023 году.

Отмечалось, что проведена определенная работа по реализации комплексной программы мероприятий по реализации Стратегии в 2021–2022 годах.

В частности, в сфере совершенствования законодательных основ, направленных на обеспечение равных прав и возможностей для женщин и мужчин, принят 41 нормативно-правовой акт.

Определены задачи гендерного аудита, порядок его проведения и рассмотрения результатов.

В сфере реализации избирательного права разработаны 11 индикаторов, отслеживающих равное участие женщин и мужчин на всех этапах выборов. Данные индикаторы внедрены в практику начиная с кампании по выборам Президента Республики Узбекистан в 2021 году.

Утверждена Программа повышения активности женщин в государственном управлении, сформирован кадровый резерв из 25 055 женщин, обладающих управленческим потенциалом в различных сферах, и на основе 3 отдельных учебных программ по подготовке к руководству обучены в общей сложности 14 054 женщины.

В социально-экономической сфере 17 930 безработным женщинам, включенным в «железную», «женскую» и «молодежную» тетради предоставлены субсидии на осуществление предпринимательской деятельности и обеспечение самозанятости.

Вместе с тем, как отметили сенаторы, при реализации Стратегии достижения гендерного равенства был допущен ряд недостатков.

В частности, не выполнены некоторые целевые показатели, подлежащие достижению в 2022 году, так как Государственный комитет семьи и женщин не смог эффективно организовать свою деятельность по достижению целевых показателей Стратегии.

Например, в 2022 году не был достигнут запланированный показатель по доле женщин на должностях министров и должностях, приравненных к министрам, на руководящих должностях (хокимов) в местных органах исполнительной власти, на руководящих должностях политических партий и среди судей.

Не выполнены также некоторые задачи, обозначенные в комплексном плане мероприятий по реализации Стратегии достижения гендерного равенства в 2021–2022 годах.

Так, не завершена работа по ратификации конвенций Международной организации труда, направленных на достижение гендерного равенства, имплементации содержащихся в них норм в национальное законодательство, а также по учреждению отдельных стипендий в целях поощрения одаренных студенток.

В ходе заседания также была рассмотрена программа комплексных мер по реализации Стратегии достижения гендерного равенства в 2023 году.

В данной программе охвачены приоритетные направления, такие как совершенствование законодательных основ, направленных на обеспечение равных прав и возможностей для женщин и мужчин, создание равных прав и возможностей в государственной службе, при получении образования, в сфере науки, в спорте, здравоохранении, социально-экономической сфере, предупреждение притеснения и насилия, бюджетирование с учетом гендерных аспектов, совершенствование ведения гендерной статистики.

Сенаторы отметили важность своевременной реализации задач, мероприятий, обозначенных в Стратегии достижения гендерного равенства и комплексной программе мер по ее реализации в 2023 году, а также усиления работы в этом направлении.

Подчеркнуто, что ход выполнения комплексной программы мер в 2023 году будет постоянно контролироваться Комитетом Сената Олий Мажлиса по вопросам женщин и гендерного равенства, ее исполнение на местах – местными представительными органами.

По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената.

На тридцать шестом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса также утверждены постановления Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В ходе пленарного заседания сенаторами рассмотрено 14 вопросов, в том числе 9 законов, направленных на укрепление правовых основ всех сфер жизни общества и повышение эффективности осуществляемых в стране масштабных преобразований, развитие международного сотрудничества.

На этом тридцать шестое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершилось.


Информационная служба

Сената Олий Мажлиса

Республики Узбекистан