Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 марта 2021 года утверждено Положение о порядке организации дуального обучения в системе профессионального образования. На основе этого документа такой образовательный опыт сегодня уже применяется на местах.
Так что же на самом деле представляет из себя система дуального образования? С какой целью она применяется в Узбекистане? Какие результаты это даст?
Об этих и других вопросах корреспондент УзА побеседовала с начальником отдела по развитию дуального образования Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан Нодиром Эргашевым.
– Чем обусловлено введение концепции дуального обучения в системе профессионального образования нашей страны?
– Всем нам известно, что кадры среднего звена играют особую роль в развитии экономики. В производстве, промышленности и сфере услуг очень высока потребность в специалистах рабочих профессий.В форме традиционного обучения учащийся либо студент получает в высшем или профессиональном учебном заведении больше теоретических знаний, а практику проходит на предприятиях и в организациях в течение всего нескольких часов.Поэтому в этом плане была изучена система образования развитых стран, после чего в Узбекистане была введена дуальная форма обучения, которая дает возможность проходить практику на предприятиях и в организациях одновременно с получением соответствующих навыков работы на современном оборудовании с использованием новых технологий.Слово «дуал» в переводе с латинского языка означает «состоящий из двух частей».Дуальное образование – это система, которая дает возможность учащимся и студентам получать образование, работая в организации, подходящей его специальности.В течении 2-3 дней молодые люди приобретают теоретические знания в учебном заведении, а в течении 3-4 дней они получают практические навыки в процессе работы на предприятиях и в организациях.При трудоустройстве учащегося/студента, обучающегося по форме дуального обучения, на предприятии или в организации за ним закрепляется мастер и ежемесячно выплачивается заработная плата.На сегодняшний день эта система играет важную роль в развитии экономик таких стран, как Германия, Австрия, Швейцария и Республика Корея.
– На основе каких нормативно-правовых документов эта система регулируется в нашей стране?
– Система дуального образования введена в качестве одной из форм обучения согласно статье 15 Закона Республики Узбекистан «Об образовании». Так, в закон внесена отдельная статья (ст. 17) касательно дуального образования, в которой предусмотрено, что порядок организации дуального образования определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Посредством изучения зарубежного опыта сегодня для дальнейшего развития дуального обучения проводится соответствующая работа по внесению изменений и дополнений в национальное законодательство.
– В чем заключается цель внедрения данной системы?
– Целью внедрения этой системы является подготовка во всех отраслях экономики квалифицированных кадров среднего звена с современными профессиональными навыками, создание широких возможностей для поддержки интереса молодежи к получению профессий и специальностей. Как я уже отметил, молодые люди, наряду с получением образования, будут развивать свои профессиональные навыки на реальном рабочем месте.Начиная с 2021-2022 учебного года с целью подготовки кадров среднего звена по таким направлениям, как дошкольное образование, железнодорожное и строительное дело в профессиональные образовательные учреждения в форме дуального обучения приняты более 3 тысяч молодых людей.На сегодняшний день, исходя из социально-экономического развития регионов, более 7500 молодых людей получают образование в профессиональных образовательных учреждениях нашей республики в форме дуального образования и работают почти на 1500 предприятиях и в организациях.В системе высшего образования обучение на основе дуального обучения налажено только в Ташкентском институте текстильной и легкой промышленности (для студентов 3 и 4 курса). Со следующего учебного года планируется поэтапно внедрять подготовку кадров по дуальной системе обучения и в других вузах.
– Как вы думаете, какие результаты эта система даст в нашей стране?
– В июне текущего года на видеоселекторном совещании, проведенном под председательством главы нашего государства Шавката Мирзиёева, был определен ряд задач по коренному совершенствованию системы профессионального образования и эффективной реализации дуального образования на основе немецкого опыта.Как нам известно, Германия несколько лет назад ввела в систему образования дуальное обучение. Основным фактором развития дуального образования в этой стране является то, что в законодательстве четко определены функции и обязанности участников дуального образования (предприятие, студент, образовательное учреждение).Ныне в Германии дуальное образование получают 1,4 миллиона молодых людей. Ежегодно 500 тысяч студентов подписывают контракт с компаниями для участия в дуальном обучении, а 74 процента молодых людей после окончания учебы подписывают трудовой договор с работодателем. Предприятием за студентом закрепляется квалифицированный сертифицированный мастер, прошедший специальное испытание. Организация дуального образования и привлечение работодателей является одним из основных направлений деятельности Торгово-промышленной палаты и отраслевых торговых палат. Для профориентации молодежи и получения представления о профессиях учащиеся 7-х классов проходят на предприятиях 2-4 недельное ознакомление (стажировку) в год. После ознакомления с деятельностью предприятий и организаций, в которых они побывали, и получения информации о профессиях молодые люди заключают договоры с предприятиями и организациями по интересующей их профессии и прилагают свои документы к этим подписанным договорам в образовательное учреждение для обучения в дуальной форме. Студентам, участвующим в дуальном обучении в Германии, работодателем выплачивается заработная плата в среднем в размере 930-1200 евро в месяц. Дуальное обучение является новым направлением в отечественной системе образования, и в настоящее время поэтапно осуществляется ряд работ по развитию этой системы. Для развития дуального образования привлекаются иностранные специалисты, а отечественные кадры направляются на стажировку в Германию, Австрию, Корею и другие страны, разрабатывается концепция развития дуального образования. Вместе с тем ведется соответствующая работа по привлечению частного сектора к дуальному обучению.
Беседовала Нигора Рахмонова, корр. УзА