Принят Законодательной палатой 18 марта 2017 года
Одобрен Сенатом 28 марта 2017 года

Статья 1. Внести в Закон Республики Узбекистан от 2 сентября 1993 года № 924–XII «О судах» (в редакции Закона Республики Узбекистан от 14 декабря 2000 года № 162–II) (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2001 г., № 1–2, ст. 10; 2002 г., № 1, ст. 20; 2004 г., № 1–2, ст. 18; 2005 г., № 1, ст. 18; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2007 г., № 6, ст. 249, № 7, ст. 324; 2009 г., № 12, ст. 470; 2011 г., № 4, ст. 104; 2012 г., № 9/2, ст. 244; 2014 г., № 1, ст. 2) следующие изменения и дополнения:
1) часть первую статьи 1 изложить в следующей редакции:
«В Республике Узбекистан действуют:
Конституционный суд Республики Узбекистан;
Верховный суд Республики Узбекистан;
военные суды;
суд Республики Каракалпакстан по гражданским делам, областные и Ташкентский городской суды по гражданским делам;
суд Республики Каракалпакстан по уголовным делам, областные и Ташкентский городской суды по уголовным делам;
экономические суды Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента;
административные суды Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента;
межрайонные, районные (городские) суды по гражданским делам;
районные (городские) суды по уголовным делам;
межрайонные, районные (городские) экономические суды;
районные (городские) административные суды»;
2) текст статьи 11 изложить в следующей редакции:
«Организационное обеспечение деятельности судов осуществляется Высшим судейским советом Республики Узбекистан в строгом соответствии с принципами независимости судей и подчинения их только закону.
Полномочия и порядок организации деятельности Высшего судейского совета Республики Узбекистан определяются законом.
Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности судов осуществляется Департаментом по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Республики Узбекистан, положение о котором утверждается Президентом Республики Узбекистан.
Департамент по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Республики Узбекистан:
организует работу по материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов, а также подготавливает предложения по ее совершенствованию;
обеспечивает эффективное освоение средств, выделенных на строительство и ремонт зданий судов, принимает меры по созданию надлежащих условий для деятельности судов;
разрабатывает предложения по улучшению условий труда, материального и социального обеспечения судей и работников аппарата судов;
анализирует на системной основе текущее состояние материально-технического и финансового обеспечения деятельности судов, подготавливает долгосрочные комплексные программы развития материально-технического и финансового обеспечения деятельности судов;
организует работу по обеспечению безопасности судей и судебных процессов»;
3) статью 12 изложить в следующей редакции:

«Статья 12. Законодательная инициатива Верховного суда Республики Узбекистан

В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан Верховному суду Республики Узбекистан принадлежит право законодательной инициативы в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан»;
4) наименование раздела II изложить в следующей редакции:

«РАЗДЕЛ II. СТРУКТУРА СУДОВ»;

5) части первую и вторую статьи 13 изложить в следующей редакции:
«Верховный суд Республики Узбекистан является высшим органом судебной власти в сфере гражданского, уголовного, экономического и административного судопроизводства.
Верховный суд Республики Узбекистан обладает правом надзора за судебной деятельностью нижестоящих судов»;
6) текст статьи 14 изложить в следующей редакции:
«Верховный суд Республики Узбекистан состоит из председателя, его первого заместителя – председателя судебной коллегии по уголовным делам и заместителей – председателей судебных коллегий по гражданским, административным и экономическим делам, судей Верховного суда Республики Узбекистан и действует в составе:
Пленума Верховного суда Республики Узбекистан;
Президиума Верховного суда Республики Узбекистан;
Судебной коллегии по уголовным делам;
Судебной коллегии по гражданским делам;
Судебной коллегии по административным делам;
Судебной коллегии по экономическим делам»;
7) в статье 15:
из части первой слово «верховных» исключить;
в части второй слова «Высшего хозяйственного суда» заменить словами «Высшего судейского совета»;
8) в части второй статьи 17:
в абзаце четвертом слова «состав и председателей» заменить словом «состав»;
из абзаца шестого слово «верховных» исключить;
9) в части первой статьи 21 слова «или Генеральным прокурором Республики Узбекистан» заменить словами «Генеральным прокурором Республики Узбекистан или председателем Высшего судейского совета Республики Узбекистан»;
10) из абзаца четвертого статьи 24 слово «верховных» исключить;
11) в статье 26:
абзац двенадцатый изложить в следующей редакции:
«вносит представления в Пленум Верховного суда Республики Узбекистан о составе Президиума Верховного суда Республики Узбекистан, о составах судебных коллегий и Высшей квалификационной коллегии судей»;
дополнить абзацем шестнадцатым следующего содержания:
«вносит изменения в структуры судов в пределах общей численности управленческого персонала по согласованию с Высшим судейским советом Республики Узбекистан»;
 абзацы шестнадцатый – девятнадцатый считать соответственно абзацами семнадцатым – двадцатым;
12) в статье 27:
 наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 27. Первый заместитель, заместители председателя – председатели судебных коллегий Верховного суда Республики Узбекистан»;

абзац первый части первой изложить в следующей редакции:
«Первый заместитель, заместители председателя – председатели судебных коллегий Верховного суда Республики Узбекистан»;
13) статью 28 исключить;
14) в наименовании главы 2 слова «ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРАКАЛПАКСТАН» заменить словами «СУД РЕСПУБЛИКИ КАРАКАЛПАКСТАН»;
15) статью 29 изложить в следующей редакции:

«Статья 29. Состав суда Республики Каракалпакстан, областного суда, Ташкентского городского суда

Суд Республики Каракалпакстан по уголовным делам, областной, Ташкентский городской суды по уголовным делам состоят из председателя, заместителя председателя, судей, народных заседателей и действуют в составе президиума суда и судебных коллегий.
Суд Республики Каракалпакстан по гражданским делам, областной, Ташкентский городской суды по гражданским делам состоят из председателя, заместителя председателя, судей и действуют в составе президиума суда и судебных коллегий.
Экономические суды Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента состоят из председателя и судей и действуют в составе президиума суда и судебных коллегий.
Административные суды Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента состоят из председателя и судей и действуют в составе президиума суда и судебных коллегий»;
16) в статье 30:
из наименования слово «Верховного» исключить;
абзац первый изложить в следующей редакции:
«Суд Республики Каракалпакстан, областной суд, Ташкентский городской суд»;
17) из наименования и текста статьи 31 слово «Верховного» исключить;
18) из наименования и абзаца первого статьи 32 слово «Верховного» исключить;
19) из наименования и абзаца первого статьи 33 слово «Верховного» исключить;
20) в статье 34:
из наименования и абзаца первого слово «Верховного» исключить;
абзац пятый исключить;
абзацы шестой – одиннадцатый считать соответственно абзацами пятым – десятым;
из абзаца восьмого слова «судей судов общей юрисдикции» заменить словом «судей»;
21) в статье 35:
из наименования и абзаца первого части первой слово «Верховного» исключить;
    часть вторую изложить в следующей редакции:
«При отсутствии заместителя председателя суда Республики Каракалпакстан, областного, Ташкентского городского судов его полномочия по решению Высшей квалификационной коллегии судей могут быть возложены на одного из судей»;
22) наименование главы 3 изложить в следующей редакции:

«ГЛАВА 3. МЕЖРАЙОННЫЙ, РАЙОННЫЙ (ГОРОДСКОЙ) СУД ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ. РАЙОННЫЙ (ГОРОДСКОЙ) СУД ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ. МЕЖРАЙОННЫЙ, РАЙОННЫЙ (ГОРОДСКОЙ) ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД. РАЙОННЫЙ (ГОРОДСКОЙ) АДМИНИСТРАТИВНЫЙ СУД»;

23) статью 36 изложить в следующей редакции:

«Статья 36. Состав межрайонного, районного (городского) суда по гражданским делам, районного (городского) суда по уголовным делам, межрайонного, районного (городского) экономического суда, районного (городского) административного суда

Межрайонный, районный (городской) суд по гражданским делам состоит из председателя и судей.
Районный (городской) суд по уголовным делам состоит из председателя, судей и народных заседателей.
Межрайонный, районный (городской) экономический суд состоит из председателя и судей.
Районный (городской) административный суд состоит из председателя и судьи»;
24) в статье 37:
  наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 37. Полномочия межрайонного, районного (городского) суда по гражданским делам, районного (городского) суда по уголовным делам, межрайонного, районного (городского) экономического суда, районного (городского) административного суда»;

дополнить частями третьей и четвертой следующего содержания:
«Межрайонный, районный (городской) экономический суд рассматривает споры, возникающие в гражданско-правовых отношениях между хозяйствующими субъектами, и корпоративные споры, а также дела об административных правонарушениях, отнесенные законом к его компетенции.
Районный (городской) административный суд рассматривает административные споры по жалобам и заявлениям на действия (решения) государственных органов, органов самоуправления граждан, а также их должностных лиц, вытекающим из публично-правовых отношений, и дела об административных правонарушениях, отнесенные законом к его компетенции»;
25) статьи 38 – 40 изложить в следующей редакции:

 
«Статья 38. Председатель межрайонного, районного (городского) суда по гражданским делам, районного (городского) суда по уголовным делам, межрайонного, районного (городского) экономического суда, районного (городского) административного суда


Председатель межрайонного, районного (городского) суда по гражданским делам, районного (городского) суда по уголовным делам, межрайонного, районного (городского) экономического суда, районного (городского) административного суда:
председательствует на судебных заседаниях, распределяет дела между судьями;
ведет личный прием и организует работу по приему граждан и рассмотрению заявлений и жалоб;
руководит работой аппарата суда, заключает и прекращает трудовые договоры с работниками суда;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
При отсутствии председателя межрайонного, районного (городского) суда по гражданским делам, районного (городского) суда по уголовным делам, межрайонного, районного (городского) экономического суда, районного (городского) административного суда его полномочия по решению соответствующей квалификационной коллегии судей могут быть возложены на одного из судей.

Статья 39. Система военных судов

Система военных судов Республики Узбекистан состоит из Военного суда Республики Узбекистан и территориальных военных судов.

Статья 40. Состав военных судов

Военный суд Республики Узбекистан действует на правах областного суда и состоит из председателя, судей и народных заседателей.
Территориальные военные суды действуют на правах районного суда и состоят из председателя, народных заседателей»;
26) в абзаце четвертом статьи 41 слова «суды общей юрисдикции» заменить словом «суды»;
27) раздел III исключить;
28) текст статьи 61 изложить в следующей редакции:
«Судьей межрайонного, районного (городского) суда по гражданским делам, районного (городского) суда по уголовным делам, межрайонного, районного (городского) экономического суда, районного (городского) административного суда, территориального военного суда может быть гражданин Республики Узбекистан не моложе тридцати лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности, прежде всего в правоохранительных органах, не менее пяти лет.
Судьей суда Республики Каракалпакстан, областного суда, Ташкентского городского суда, Военного суда Республики Узбекистан может быть гражданин Республики Узбекистан, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее семи лет, в том числе, как правило, не менее двух лет в качестве судьи.
Судьей Верховного суда Республики Узбекистан может быть гражданин Республики Узбекистан, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее десяти лет, в том числе, как правило, не менее пяти лет в качестве судьи.
Лица, состоящие в резерве кандидатов, впервые назначаемых на должности судей, в установленном порядке проходят обязательное обучение и стажировку. На период прохождения обучения и стажировки они освобождаются от исполнения трудовых обязанностей с сохранением среднемесячной заработной платы по основному месту работы»;
29) текст статьи 63 изложить в следующей редакции:
«Председатель, заместители председателя, судьи Верховного суда Республики Узбекистан избираются Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан по представлению Президента Республики Узбекистан.
Председатели и заместители председателей судов областей и города Ташкента, председатель Военного суда Республики Узбекистан назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Узбекистан по представлению Высшего судейского совета Республики Узбекистан.
Председатели и заместители председателей судов Республики Каракалпакстан избираются Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан по представлению Председателя Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, согласованному с Президентом Республики Узбекистан, на основании заключения Высшего судейского совета Республики Узбекистан.
Судьи судов Республики Каракалпакстан, председатели и судьи межрайонных, районных (городских) судов Республики Каракалпакстан назначаются Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан по представлению Высшего судейского совета Республики Узбекистан, согласованному с Президентом Республики Узбекистан.
Судьи военных судов, судов областей и города Ташкента, председатели и судьи межрайонных, районных (городских) судов назначаются на должность и освобождаются от должности Высшим судейским советом Республики Узбекистан по согласованию с Президентом Республики Узбекистан»;
30) дополнить статьями 63(1) и 63(2) следующего содержания:

 
«Статья 63(1). Срок полномочий судьи и порядок его исчисления


Судья в установленном порядке назначается или избирается на первоначальный пятилетний срок, очередной десятилетний срок и последующий бессрочный период пребывания в должности.
Судья в период срока его полномочий может переназначаться на должность судьи военного суда, суда области и города Ташкента, председателя и судьи межрайонного, районного (городского) суда Высшим судейским советом Республики Узбекистан, а в Республике Каракалпакстан – на должность судьи суда Республики Каракалпакстан, председателя и судьи межрайонного, районного (городского) суда Республики Каракалпакстан Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан по представлению Высшего судейского совета Республики Узбекистан. При этом срок пребывания в должности судьи в одном суде не должен быть менее двух лет.
Вопрос о переназначении судьи вносится по рекомендации Высшей квалификационной коллегии судей на основании его заявления.
Срок полномочий судьи исчисляется исходя из его общего стажа пребывания на судейской должности.

 
Статья 63(2). Срок полномочий председателей судов


Председатели судов избираются или назначаются сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может быть избрано или назначено председателем суда в соответствующем суде более двух сроков подряд.
Председатель суда по окончании срока полномочий в качестве председателя с его согласия продолжает свою деятельность в должности судьи в том же суде либо с его согласия избирается или назначается на другую судейскую должность на оставшийся срок полномочий»;
31) абзацы третий и четвертый части третьей статьи 64 заменить абзацем третьим следующего содержания:
«судов Республики Каракалпакстан – на заседании президиума соответствующих судов Республики Каракалпакстан»;
32) часть первую статьи 66 изложить в следующей редакции:
«Судьи при рассмотрении дел в пределах своей компетенции обязаны неукоснительно соблюдать Конституцию и другие законы Республики Узбекистан, обеспечивать защиту прав и свобод граждан, их чести, достоинства и имущества, прав и охраняемых законом интересов предприятий, учреждений и организаций, быть беспристрастными и справедливыми»;
33) дополнить статьей 66(1) следующего содержания:

«Статья 66(1). Предельный возраст пребывания в должности судьи

Предельный возраст пребывания в должности судьи для судей Верховного суда Республики Узбекистан составляет семьдесят лет, для судей других судов – шестьдесят пять лет.
Предельный возраст пребывания в должности судьи Верховного суда Республики Узбекистан может быть продлен с его согласия до пяти лет Президентом Республики Узбекистан, а судьи других судов – Высшим судейским советом Республики Узбекистан.
Судья сохраняет за собой право выхода на пенсию при достижении пенсионного возраста или наличии других оснований выхода на пенсию, установленных законодательством»;
34) в статье 70:
из части второй слова «председателем Высшего хозяйственного суда» исключить;
  части четвертую и пятую изложить в следующей редакции:
«Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу без получения заключения Высшего судейского совета Республики Узбекистан и без согласия Пленума Верховного суда Республики Узбекистан.
Судья не может быть привлечен к административной ответственности без получения заключения Высшего судейского совета Республики Узбекистан»;
часть седьмую изложить в следующей редакции:
«Уголовное дело в отношении судьи межрайонного, районного (городского) суда, территориального военного суда подсудно вышестоящему суду, а в отношении судей других судов – Верховному суду Республики Узбекистан»;
35) абзац первый части второй статьи 71 изложить в следующей редакции:
«Полномочия судьи приостанавливаются по представлению Высшего судейского совета Республики Узбекистан решением соответствующей квалификационной коллегии судей в случаях, если»;
36) текст статьи 72 изложить в следующей редакции:
«Полномочия судьи досрочно прекращаются в случаях:
1) нарушения им присяги судьи;
2) подачи им письменного заявления;
3) продолжения им деятельности, несовместимой с должностью судьи, после сделанного ему соответствующей квалификационной коллегией судей предупреждения или приостановления его полномочий;
4) признания его в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;
5) утраты им гражданства Республики Узбекистан;
6) вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;
7) смерти или объявления его умершим решением суда;
8) его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи;
9) истечения срока полномочий председателя суда, если он не дает согласие на занятие другой судейской должности.
При наличии оснований, предусмотренных в настоящей статье, полномочия судьи досрочно прекращаются в следующем порядке:
судьи Верховного суда Республики Узбекистан – Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан по представлению Президента Республики Узбекистан;
председателя и заместителя председателя судов областей и города Ташкента, председателя Военного суда Республики Узбекистан – Президентом Республики Узбекистан по представлению Высшего судейского совета Республики Узбекистан;
судьи военных судов, судов областей и города Ташкента, председателя и судьи межрайонных, районных (городских) судов – Высшим судейским советом Республики Узбекистан по согласованию с Президентом Республики Узбекистан;
судьи судов Республики Каракалпакстан – Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан по представлению Председателя Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, вносимому на основании заключения Высшего судейского совета Республики Узбекистан.
Досрочное прекращение полномочий судьи в случаях, предусмотренных пунктами 1, 3 и 8 части первой настоящей статьи, допускается на основании решения соответствующей квалификационной коллегии судей.
Судья вправе обжаловать решение квалификационной коллегии судей в порядке, установленном законодательством.
Полномочия народных заседателей прекращаются досрочно по основаниям, указанным в части первой настоящей статьи, за исключением оснований, указанных в пунктах 1, 3 и 9 части первой настоящей статьи»;
37) в статье 73:
 часть вторую исключить;
части третью и четвертую считать соответственно частями второй и третьей;
38) части вторую – четвертую статьи 74 изложить в следующей редакции:
«Квалификационные коллегии судей содействуют Высшему судейскому совету Республики Узбекистан в выполнении возложенных на него задач.
Высшая квалификационная коллегия судей избирается Пленумом Верховного суда Республики Узбекистан сроком на пять лет.
Квалификационные коллегии судей Военного суда Республики Узбекистан, судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента избираются сроком на пять лет на конференциях судей соответствующих судов»;
39) часть вторую статьи 77 изложить в следующей редакции:
«Работники аппарата суда проходят аттестацию в порядке, устанавливаемом председателем Верховного суда Республики Узбекистан»;
40) текст статьи 78 изложить в следующей редакции:
«Структура и штатная численность судов Республики Узбекистан утверждаются Президентом Республики Узбекистан.
Штатное расписание судов утверждается председателем Верховного суда и Департаментом по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Республики Узбекистан.
Председатель Верховного суда Республики Узбекистан при необходимости вносит изменения в штатное расписание судов в пределах штатной численности и фонда оплаты труда»;
41) текст статьи 79 изложить в следующей редакции:
«Финансирование, материально-техническое и иное обеспечение судов, охрана и содержание их зданий осуществляются за счет средств республиканского бюджета и Фонда развития судов и органов юстиции. Размер ассигнований утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Распределение выделенных ассигнований осуществляется:
судам Республики Каракалпакстан, областным, Ташкентским городским судам, межрайонным, районным (городским) судам и военным судам – Департаментом по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Республики Узбекистан;
Верховному суду Республики Узбекистан – Верховным судом Республики Узбекистан.
Каждый суд обеспечивается отдельным зданием, охраной и автотранспортом»;
42) статьи 80 и 81 изложить в следующей редакции:

«Статья 80. Печатные органы Верховного суда Республики Узбекистан 

Верховный суд Республики Узбекистан имеет свои печатные органы.

 
Статья 81. Научно-консультативный совет при Верховном суде Республики Узбекистан 

При Верховном суде Республики Узбекистан образуется научно-консультативный совет, который является совещательным органом и действует на общественных началах. В его задачу входит разработка научно обоснованных рекомендаций по вопросам применения законодательства, возникающим в судебной практике»;
43) статью 83 изложить в следующей редакции:

«Статья 83. Государственные символы в судах 

На здании суда поднимается Государственный флаг и помещается изображение Государственного герба Республики Узбекистан, а в зале судебных заседаний – помещается изображение Государственного герба Республики Узбекистан»;
44) текст статьи 85 изложить в следующей редакции:
«Председателю, заместителям председателя и судьям Верховного суда Республики Узбекистан удостоверения выдаются Президентом Республики Узбекистан.
Судьям судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, военных судов, межрайонных, районных (городских) судов удостоверения выдаются председателем Верховного суда Республики Узбекистан».

  Статья 2. Внести в Гражданский процессуальный кодекс Республики Узбекистан, утвержденный Законом Республики Узбекистан от 30 августа 1997 года № 477–I (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., приложение к № 9; 2001 г., № 1–2, ст. 11; 2004 г., № 1–2, ст. 18, № 9, ст. 171; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2007 г., № 8, ст. 367; 2008 г., № 4, ст. 185; 2009 г., № 1, ст. 1, № 9, ст. 332; 2010 г., № 6, ст. 231, № 9, ст. 335; 2011 г., № 4, ст. 104; 2012 г., № 9/2, ст. 244; 2013 г., № 4, ст. 98; 2014 г., № 5, ст. 130, № 12, ст. 343; 2015 г., № 6, ст. 228, № 8, ст. 312; 2016 г., № 9, ст. 276), следующие дополнение и изменения:
1) дополнить статьей 2(1) следующего содержания:

«Статья 21. Судопроизводство в административных судах 

Судопроизводство в административных судах осуществляется по правилам, установленным законодательством о гражданском судопроизводстве»;
2) текст статьи 31 изложить в следующей редакции:
«Судам по гражданским делам подведомственны:
1) дела по спорам, если хотя бы одной из сторон является гражданин, за исключением случаев, когда разрешение таких споров отнесено законом к ведению других судов или иных органов;
2) дела особого производства, перечисленные в статье 279 настоящего Кодекса;
3) другие дела, отнесенные законом к их компетенции.
Административным судам подведомственны дела по жалобам и заявлениям на действия (решения) государственных органов, органов самоуправления граждан, а также их должностных лиц, вытекающим из публично-правовых отношений»;
3) текст статьи 32 изложить в следующей редакции:
«При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду по гражданским делам, а другие – экономическому суду, все требования подлежат рассмотрению в суде по гражданским делам.
При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду по гражданским делам, а другие – административному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде по гражданским делам»;
4) текст статьи 264 изложить в следующей редакции:
«К делам по жалобам на действия (решения) государственных и иных органов, а также должностных лиц относятся дела:
1) по жалобам на действия и решения, нарушающие права и свободы физических и юридических лиц;
2) по жалобам на действия (решения) избирательной комиссии;
3) по жалобам на отказ либо неправильное совершение действия нотариусом или органом записи актов гражданского состояния;
4) по заявлению прокурора о признании правового акта незаконным;
5) по заявлениям компетентного органа в интересах физических и юридических лиц;
6) по заявлениям о признании недействительным акта государственного органа, органа самоуправления граждан»;
5) абзацы второй, третий и четвертый статьи 266 изложить в следующей редакции:
«нарушены права и свободы физического или юридического лица;
созданы препятствия осуществлению физическим или юридическим лицом его прав и свобод;
на физическое или юридическое лицо незаконно возложена какая-либо обязанность или оно незаконно привлечено к какой-либо ответственности»;
6) текст статьи 267 изложить в следующей редакции:
«Жалоба физического или юридического лица подается в суд по месту нахождения государственного и иного органа либо по месту работы должностного лица.
В соответствии с главами 26 – 29 настоящего Кодекса суды рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы физических и юридических лиц, кроме действий (решений), в отношении которых законом предусмотрен иной порядок обжалования»;
7) в пункте 2 статьи 268 слово «гражданина» заменить словом «стороны»;
8) в наименовании главы 27 слово «граждан» заменить словами «физических и юридических лиц»;
9) части первую, вторую и третью статьи 269 изложить в следующей редакции:
«Физическое или юридическое лицо вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, непосредственно в суд либо к вышестоящему в порядке подчиненности органу, должностному лицу.
Вышестоящие в порядке подчиненности органы, должностные лица обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если физическому или юридическому лицу в удовлетворении жалобы отказано или оно не получило ответа в течение месяца со дня ее подачи, оно вправе обратиться с жалобой в суд.
Жалоба может быть подана физическим или юридическим лицом, права и свободы которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе физического лица надлежаще уполномоченным представителем общественного объединения, трудового коллектива»;
10) часть первую статьи 270 изложить в следующей редакции:
«Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:
три месяца со дня, когда физическому или юридическому лицу стало известно о нарушении его прав и свобод;
один месяц со дня получения физическим или юридическим лицом письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если лицом не был получен на нее письменный ответ»;
11) части вторую и третью статьи 271 изложить в следующей редакции:
«Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование физического или юридического лица, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.
Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод физического или юридического лица, он отказывает в удовлетворении жалобы».

  Статья 3. Внести в Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Узбекистан, утвержденный Законом Республики Узбекистан от 30 августа 1997 года № 478–I (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., № 9, ст. 234; 1998 г., № 5–6, ст. 102; 2001 г., № 1–2, ст. 11; 2002 г., № 9, ст. 165; 2003 г., № 9-10, ст. 149; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2006 г., № 7, ст. 373; 2007 г., № 8, ст. 367; 2008 г., № 9, ст. 490, № 12, ст. 640; 2009 г., № 1, ст. 1; 2010 г., № 6, ст. 231; 2011 г., № 4, ст. 104; 2012 г., № 9/2, ст. 244; 2013 г., № 4, ст. 98, № 10, ст. 263; 2014 г., № 5, ст. 130, № 9, ст. 244; 2015 г., № 8, ст. 312, № 12, ст. 452), следующие изменения и дополнения:
1) статью 1 изложить в следующей редакции:

«Статья 1. Право на обращение в экономический суд 

Любое заинтересованное лицо вправе обратиться в экономический суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав либо охраняемых законом интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Отказ от права на обращение в экономический суд недействителен.
Обращение в экономический суд осуществляется в формах, установленных настоящим Кодексом. Обращение и прилагаемые к нему документы могут быть направлены в экономический суд в электронной форме через информационную систему.
Все полномочия хозяйственных судов, установленные настоящим Кодексом, осуществляются экономическими судами»;
2) в части первой статьи 15 слова «в Высшем хозяйственном суде Республики Узбекистан» заменить словами «в Верховном суде Республики Узбекистан»;
3) в статье 23:
дополнить частью шестой следующего содержания:
«При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны экономическому суду, а другие – административному суду, все требования подлежат рассмотрению в экономическом суде»;
  часть шестую считать частью седьмой;
4) пункт 9 части первой статьи 24 исключить;
5) текст статьи 26 изложить в следующей редакции:
«Дела, подведомственные экономическому суду, рассматриваются межрайонными, районными (городскими) экономическими судами, за исключением дел, подсудных Верховному суду Республики Узбекистан.
Споры, вытекающие из экономических соглашений между органами управления республики, местными органами представительной и исполнительной власти, рассматриваются Верховным судом Республики Узбекистан.
Верховный суд Республики Узбекистан в зависимости от особых обстоятельств вправе изъять любое дело из любого суда и принять его к своему производству по первой инстанции, передать дело из одного суда в другой»;
6) часть вторую статьи 43 изложить в следующей редакции:
«Исковое заявление в Верховный суд Республики Узбекистан предъявляет Генеральный прокурор Республики Узбекистан или его заместитель, а в межрайонные, районные (городские) экономические суды – прокуроры Республики Каракалпакстан, области, города Ташкента, районов (городов) и приравненные к ним прокуроры или их заместители»;
7) в статье 125:
часть вторую исключить;
 часть третью считать частью второй;
8) статью 157 изложить в следующей редакции:

 
«Статья 157. Суд, рассматривающий апелляционную жалобу (протест) 


Рассмотрение апелляционной жалобы (протеста) осуществляют экономические суды Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента.
Рассмотрение апелляционной жалобы (протеста) на решение, принятое экономическими судами Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента в первой инстанции, осуществляет суд, принявший решение в первой инстанции»;
9) дополнить статьей 157(1) следующего содержания:

«Статья 157(1). Порядок подачи апелляционной жалобы (протеста) 

Апелляционная жалоба (протест) подается в суд, рассматривающий апелляционную жалобу (протест), через суд, принявший решение.
Суд, принявший решение, обязан направить жалобу (протест) вместе с делом в суд, рассматривающий апелляционную жалобу (протест), в пятидневный срок со дня ее поступления»;
10) текст статьи 173 изложить в следующей редакции:
«Лица, участвующие в деле, а также лица, не привлеченные к участию в деле, о правах и обязанностях которых суд принял решение, вправе подать кассационную жалобу, а прокурор – кассационный протест на решение суда первой инстанции, вступившее в законную силу, не рассмотренное в апелляционном порядке»;
11) статью 174 изложить в следующей редакции:

«Статья 174. Суды, проверяющие законность решений в кассационной инстанции 

Экономические суды Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента проверяют законность решений, принятых экономическими судами в первой инстанции.
Президиум Верховного суда Республики Узбекистан проверяет законность решений, принятых этим судом по первой инстанции»;
12) текст статьи 175 изложить в следующей редакции:
«Кассационная жалоба (протест) подается в суд, проверяющий законность решений в кассационной инстанции, через суд, принявший решение.
Суд, принявший решение, обязан направить жалобу (протест) вместе с делом в суд, проверяющий законность решений в кассационной инстанции, в пятидневный срок со дня ее поступления»;
13) из текста статьи 176 слова «или постановления апелляционной инстанции» исключить;
14) в статье 177:
 пункт 3 части первой изложить в следующей редакции:
«3) наименование суда, принявшего решение, на которое подается жалоба (протест), номер дела и дата принятия решения, предмет спора»;
в части второй слова «в решении или постановлении» заменить словами «в решении»;
15) текст статьи 182 изложить в следующей редакции:
«Суд кассационной инстанции вправе по ходатайству лиц, участвующих в деле, приостановить исполнение решения, принятого в суде первой инстанции, до окончания производства по делу в кассационной инстанции»;
16) текст статьи 185 изложить в следующей редакции:
«Кассационная жалоба (протест) на решение экономического суда рассматривается в месячный срок со дня ее поступления вместе с делом в суд, проверяющий законность решений в кассационной инстанции»;
17) в тексте статьи 186 слова «первой и апелляционной инстанций» заменить словами «первой инстанции»;
18) в статье 187:
из пункта 1 слова «и (или) постановление апелляционной инстанции» исключить;
из пункта 2 слова «и (или) постановление апелляционной инстанции» исключить;
из пункта 3 слова «и (или) постановление апелляционной инстанции», «и (или) постановление» исключить;
из пункта 4 слова «и (или) постановление апелляционной инстанции» исключить;
из пункта 5 слова «и (или) постановление апелляционной инстанции» исключить;
из пункта 6 слова «или постановлений» исключить;
19) статью 188 изложить в следующей редакции:

«Статья 188. Основания к изменению или отмене решения 

Основаниями к изменению или отмене решения суда являются нарушение либо неправильное применение норм материального или процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием к изменению либо отмене решения, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием к отмене решения, если:
1) дело рассмотрено судом в незаконном составе;
2) дело рассмотрено судом в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте заседания;
3) при рассмотрении дела были нарушены правила о языке, на котором ведется судопроизводство;
4) в решении отсутствует ссылка на акты законодательства, которыми руководствовался суд при принятии решения;
5) суд принял решение о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле;
6) решение не подписано кем-либо из судей либо подписано не теми судьями, которые указаны в решении;
7) решение принято не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело;
8) в деле отсутствует протокол судебного заседания или он не подписан лицом, указанным в части третьей статьи 134 настоящего Кодекса;
9) судом не принято решение по заявленному требованию»;
20) текст статьи 189 изложить в следующей редакции:
«По результатам рассмотрения кассационной жалобы (протеста) принимается постановление, которое подписывается всеми судьями.
В постановлении должны быть указаны:
1) наименование суда, принявшего постановление, номер дела и дата принятия постановления, состав суда, принявшего постановление, фамилии присутствовавших в заседании лиц с указанием их полномочий;
2) наименование лица, подавшего кассационную жалобу (протест), и лиц, участвующих в деле;
3) наименование суда, рассмотревшего дело в первой инстанции, номер дела, дата принятия решения, фамилии судей, его принявших;
4) краткое изложение сущности принятого решения;
5) основания, по которым поставлен вопрос о проверке законности решения;
6) доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу (протест);
7) объяснения лиц, присутствовавших в заседании;
8) мотивы, по которым суд не применяет акты законодательства, на которые ссылались лица, участвующие в деле, а также акты законодательства, которыми руководствовался суд при принятии постановления;
9) при отмене или изменении решения первой инстанции мотивы, по которым суд кассационной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции;
10) выводы по результатам рассмотрения кассационной жалобы (протеста);
11) действия, которые должны быть выполнены лицами, участвующими в деле, и судом, если дело направляется на новое рассмотрение;
12) распределение между лицами, участвующими в деле, судебных расходов.
Постановление в пятидневный срок со дня принятия направляется лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением о вручении или вручается им под расписку, а при наличии у них электронных адресов оно может быть направлено в электронной форме через информационную систему.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит»;
21) из части второй статьи 191 слова «и постановления» исключить;
22) в тексте статьи 192 слова «Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан» заменить словами «Верховного суда Республики Узбекистан»;
23) текст статьи 193 изложить в следующей редакции:
«Протесты вправе приносить:
председатель Верховного суда и Генеральный прокурор Республики Узбекистан – на вступившие в законную силу решения и постановления любого экономического суда Республики Узбекистан;
заместители председателя Верховного суда и заместители Генерального прокурора Республики Узбекистан – на вступившие в законную силу решения и постановления любого экономического суда Республики Узбекистан, за исключением постановлений Президиума Верховного суда Республики Узбекистан»;
24) в тексте статьи 194 слова «Высший хозяйственный суд Республики Узбекистан» заменить словами «Верховный суд Республики Узбекистан»;
25) статью 195 изложить в следующей редакции:

«Статья 195. Суд, рассматривающий дела по протестам в порядке надзора 

Дела по протестам в порядке надзора рассматриваются:
судебной коллегией Верховного суда Республики Узбекистан – на решения и постановления всех экономических судов;
Президиумом Верховного суда Республики Узбекистан – на решения и постановления всех экономических судов и на постановления судебной коллегии Верховного суда Республики Узбекистан, вынесенные в порядке надзора»;
26) в части первой статьи 197 слова «в Президиум Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан» заменить словами «в суд, рассматривающий дело в порядке надзора»;
27) текст статьи 198 изложить в следующей редакции:
«При рассмотрении протеста суд, рассматривающий дело в порядке надзора, заслушивает доклад судьи Верховного суда Республики Узбекистан об обстоятельствах дела и доводах протеста.
Для дачи объяснений в заседание суда, рассматривающего дело в порядке надзора, могут быть вызваны лица, участвующие в деле. В этом случае им направляются извещения о времени и месте заседания суда, рассматривающего дело в порядке надзора. Их неявка не препятствует рассмотрению дела.
В рассмотрении дела в порядке надзора Президиумом Верховного суда Республики Узбекистан принимает участие Генеральный прокурор Республики Узбекистан или его заместитель, который поддерживает принесенный им протест или дает заключение по делу, рассматриваемому по протесту председателя Верховного суда Республики Узбекистан или его заместителя»;
28) в статье 199:
в наименовании слова «Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан» заменить словами «Верховного суда Республики Узбекистан»;
в абзаце первом слова «Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан» заменить словами «Верховного суда Республики Узбекистан»;
29) текст статьи 201 изложить в следующей редакции:
«По результатам рассмотрения дела в порядке надзора суд, рассматривающий дело в порядке надзора, принимает постановление. Постановление считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа присутствующих членов суда, рассматривающего дело в порядке надзора. Члены суда, рассматривающего дело в порядке надзора, не вправе воздерживаться от голосования.
Постановление суда, рассматривающего дело в порядке надзора, подписывается председательствующим.
Постановление суда, рассматривающего дело в порядке надзора, вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление суда, рассматривающего дело в порядке надзора, в пятидневный срок со дня его принятия направляется лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением о вручении, а при наличии у них электронных адресов оно может быть направлено в электронной форме через информационную систему».

  Статья 4. Верховному суду Республики Узбекистан:
совместно с Генеральной прокуратурой, Министерством юстиции Республики Узбекистан и другими заинтересованными организациями в срок до 1 сентября 2017 года подготовить и внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проекты Экономического процессуального кодекса Республики Узбекистан, Кодекса Республики Узбекистан об административном судопроизводстве, Гражданского процессуального кодекса Республики Узбекистан в новой редакции на основе критического анализа действующей правоприменительной практики, результатов широкого общественного обсуждения, изучения передового зарубежного опыта;
обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение сути и значения настоящего Закона.

Статья 5. Настоящий Закон вступает в силу с 1 июня 2017 года.
Положения о Высшем судейском совете Республики Узбекистан, Департаменте по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Республики Узбекистан, а также о порядке избрания, назначения и сроках полномочий судей вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Закона.

Президент

Республики Узбекистан                                           Ш.Мирзиёев

 

Город Ташкент,

12 апреля 2017 года

№ЗРУ-428