Указ Президента Республики Узбекистан

 Указ

Президента Республики Узбекистан

В рамках реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах обеспечивается последовательный рост предпринимательства посредством существенного упрощения процедур ведения бизнеса, улучшения инфраструктуры и расширения финансовых источников.

Инициирован и реализуется целый ряд программ по финансовой поддержке различных слоев населения, в том числе предпринимательских инициатив молодежи, малоимущих и уязвимых граждан, а также малых предприятий. Только на реализацию программы «Каждая семья – предприниматель» направлено более 7,2 триллиона сумов.

Вместе с тем остается ряд нерешенных проблем, имеют место бюрократические барьеры и волокита, особенно при выделении земельных участков, проведении строительно-монтажных работ, подключении к инженерно-коммуникационным сетям, обеспечении доступа субъектов предпринимательства к производственной инфраструктуре, кредитным и другим финансовым ресурсам.

Должностные лица не осознают неприкосновенность частной собственности, находящейся под охраной государства, противоправность изъятия частной собственности, включая ранее приватизированную, под любыми предлогами, и сноса имущества без обоснованной надобности, а также допускают самовольные действия при выделении земельных участков, что требует усиления гарантий защиты конституционных прав собственников и повышения ответственности данных лиц за допущение подобных правонарушений.

Указанные недостатки требуют комплексного и оперативного решения, скоординированного взаимодействия государственных органов всех уровней под единым методологическим началом, создания четких и ясных правовых норм функционирования частной собственности, реализации земельных участков, проведения тендерных торгов и сноса зданий и сооружений, не принадлежащих государству, поддержки предпринимательских инициатив, активного вовлечения широких слоев населения в занятие бизнесом.

В целях дальнейшего усиления защиты частной собственности и гарантий прав собственников, создания дополнительного импульса для развития предпринимательства, поддержки предпринимательских инициатив и проектов, расширения доступа субъектов предпринимательства к финансовым ресурсам, повышения уровня социальной инклюзивности на местах:

1. Предупредить о персональной ответственностипредседателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей, г. Ташкента, районов и городов, руководителей Министерства строительства, Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру (далее – Госкомземгеодезкадастр), а также их территориальных подразделений и других уполномоченных государственных органов за безусловное исполнение и строгое соблюдение норм Конституции Республики Узбекистан о неприкосновенности частной собственности, обеспечении свободы экономической деятельности и предпринимательства, защите от посягательств, создании всех необходимых условий для сохранности и приумножения частной собственности.

Генеральной прокуратуре и Уполномоченному при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства (далее – Уполномоченный по защите прав предпринимателей):

установить системный надзор (контроль) за недопустимостью нанесения ущерба частным собственникам путем нарушения их прав, в том числе незаконного ограничения и (или) лишения права собственности, посягательства на частную собственность, включая ранее приватизированную, навязывания собственнику заведомо неприемлемых условий, в том числе необоснованные требования по передаче имущества или имущественных прав, а также изъятия собственности либо понуждения его на отказ от права на собственное имущество;

принимать необходимые меры по предотвращению и недопущению фактов злоупотреблений и нарушения законности со стороны должностных лиц.

2. Кабинету Министров в двухмесячный срок внести предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, в том числе в Закон Республики Узбекистан «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников», предусматривающихдальнейшее усиление гарантий защиты прав собственников на неприкосновенность частной собственности, свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим им имуществом, полное возмещение собственникам рыночной стоимости изъятой для государственных и общественных нужд земельной площади с учетом положений настоящего Указа.

3. Определить важнейшими задачами местных органов исполнительной власти всех уровней в сфере защиты прав и интересов субъектов предпринимательства:

обеспечение строгого соблюдения принципа приоритета прав и законных интересов субъектов предпринимательства, безусловное выполнение норм законодательства об ответственности должностных лиц за незаконное вмешательство и воспрепятствование предпринимательской деятельности, недопущение нарушения прав собственности и других имущественных прав;

принятие систематических мер по широкому вовлечению населения в предпринимательскую деятельность, дальнейшему увеличению числа стабильно развивающихся субъектов предпринимательства, а также усиление работы с предпринимателями, временно приостановившими свою деятельность;

содействие в создании малых промышленных зон на базе бездействующих производственных площадей и нежилых объектов, выделении земельных участков в установленном порядке через электронный онлайн-аукцион;

оказание практической помощи в получении доступа к финансовым и товарно-сырьевым ресурсам, инженерно-коммуникационным сетям, освоении субъектами предпринимательства практических навыков по организации инвестиционных и производственных процессов;

регулярное освещение в средствах массовой информации, на официальных веб-сайтах государственных органов существующих возможностей, льгот и иных мер финансовой поддержки для субъектов предпринимательства;

оказание совместно с Торгово-промышленной палатой и Министерством юстиции Республики Узбекистан консультационной помощи и информационного обеспечения, проведение на местах семинаров-тренингов по повышению финансовой и правовой грамотности предпринимателей;

содействие предпринимателям в организации и проведении бизнес-форумов, выставок и ярмарок с обеспечением широкого участия в них отечественных и зарубежных субъектов предпринимательства;

оказание практической помощи предпринимателям в поиске надежных партнеров и новых рынков сбыта произведенной продукции, увеличении экспортного потенциала.

4. Запретить Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей, г. Ташкента, районов и городов:

принудительное привлечение субъектов предпринимательства к работам, не связанным с осуществлением их основной деятельности, в том числе оказанию спонсорской и благотворительной поддержки, проведению работ по благоустройству, озеленению территорий, сбору металлолома и макулатуры, а также другим работам;

привлечение субъектов предпринимательства в любых формах на сезонные работы в сельском хозяйстве (проведение посевных и уборочных работ) и другие мероприятия, связанные с отвлечением трудовых ресурсов, денежных средств и других материальных ценностей;

проведение совещаний и других мероприятий с участием субъектов предпринимательства на принудительной основе, в том числе под угрозой применения в отношении них мер административного или иного воздействия.

5. Передать с 1 января 2020 года соответствующим Кенгашам народных депутатов полномочия председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей, г. Ташкента, районов и городов по изъятию и передаче земельных участков сельскохозяйственного назначения от одних фермерских хозяйств другим в случаях, предусмотренных законодательством, а также по изъятию земельных участков, находящихся во владении, пользовании и собственности физических и юридических лиц, для общественных и государственных нужд.

6. Принять к сведению, что принят Закон Республики Узбекистан «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения» (далее – Закон), который вступает в силу с 1 марта 2020 года.

7. Согласиться с предложением палат Олий Мажлиса и Кабинета Министров Республики Узбекистан о проведении в срок до 1 февраля 2020 года правового эксперимента по апробации процедуры приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения в Сырдарьинской области(далее – правовой эксперимент).

Определить основными задачами правового эксперимента:

определение эффективности процедуры приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения, направленных на обеспечение законности, добровольности, возмездности, единства приватизируемых земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости, открытости и прозрачности приватизации земельных участков;

оценку эффективности практического применения механизмов приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения;

проведение мониторинга полномочий государственных органов, осуществляющих государственное управление в области приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения, на предмет их практической эффективности, полного охвата сфер отношений, подлежащих регулированию;

улучшение состояния деловой среды, создание дополнительных условий для реализации предпринимательских инициатив и вовлечение населения в занятие бизнесом, защиту прав и законных интересов граждан при осуществлении приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения.

8. Кабинету Министров Республики Узбекистан:

в месячный срок принять необходимые акты, направленные на реализацию отсылочных норм Закона, в том числе Положение о порядке проведения правового эксперимента по апробации процедуры приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения в Сырдарьинской области
с указанием этапов и ответственных исполнителей;

в двухмесячный срок обеспечить утверждение схемы планировки территорий в Сырдарьинской области;

регулярно освещать в средствах массовой информации, а также среди населения ход практической реализации правового эксперимента;

по итогам правового эксперимента в срок до 5 февраля 2020 года внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан предложения по дальнейшему совершенствованию норм Закона и его применению в других регионах республики.

9. Ввести с 1 сентября 2019 года порядок вовлечения в хозяйственную деятельность и реализации неиспользуемыхобъектов государственной собственности, в том числе образовательных учреждений (за исключением академических лицеев и профессиональных колледжей), здравоохранения и спорта, культуры, включая кинотеатры, клубы, концертно-зрелищные учреждения и объекты кинофикации, а также права постоянного пользования свободными земельными участками государственных организаций (далее – неиспользуемые активы), в соответствии с которым:

собственники неиспользуемых активов в двухмесячный срок после поступления запроса территориальных управлений Агентства по управлению государственными активами Республики Узбекистан и Госкомземгеодезкадастра соответственно обязаны представить «дорожную карту» по эффективному использованию неиспользуемых объектов и свободных земельных участков (далее – «дорожная карта»), согласованную с вышестоящей организацией балансодержателя (при наличии);

«дорожная карта» утверждается рабочей группой по вовлечению в хозяйственную деятельность неиспользуемых объектов в Республике Каракалпакстан, областях и г. Ташкенте;

в случае непредставления балансодержателями неиспользуемых активов «дорожной карты» либо невыполнения предусмотренных в ней мероприятий по эффективному использованию неиспользуемых активов в установленный срок или отказ в ее утверждении Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, Кенгаши народных депутатов областей и г. Ташкента, а также председатель Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимы областей и г. Ташкента вправе принимать в рамках своих полномочий решения об изъятии и реализации неиспользуемых активов.

10. Согласиться с предложениями Уполномоченного по защите прав предпринимателей, Госкомземгеодезкадастра и Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан об установлении с 1 октября 2019 года порядка, согласно которому:

а) свободные земельные участки несельскохозяйственного назначения для предпринимательской и градостроительной деятельности предоставляются во всех регионах республики исключительно через электронный онлайн-аукцион на торговой площадке «E-IJRO AUKSION», за исключением случаев предоставления земельных участков в соответствии с решениями Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан.

Предупредить председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей, г. Ташкента, районов и городов, а также руководителей государственных органов и организаций о персональной ответственности за нарушение данного порядка;

б) физическим и юридическим лицам предоставляется право внесения предложений по размещению информации о земельном участке и планируемом объекте строительства с конкретными инвестиционными обязательствами в автоматизированную информационную систему «YERELEKTRON» для дальнейшего рассмотрения в установленном порядке вопроса их выставления на электронный онлайн-аукцион.

Госкомземгеодезкадастру обеспечивать выставление на портале открытых данных Республики Узбекистан и своем официальном веб-сайте информации о расположении земельных участков, предлагаемых для предпринимательской и градостроительной деятельности.

Кабинету Министров в месячный срок внести проект решения Президента Республики Узбекистан, направленный на внедрение нового порядка предоставления свободных земельных участков несельскохозяйственного назначения для предпринимательской деятельности через электронный онлайн-аукцион с учетом положений настоящего пункта, в том числе предусмотрев:

самостоятельное внесение органами Госкомземгеодезкадастра данных в автоматизированную информационную систему «YERELEKTRON»;

автоматизированное направление уполномоченным органам материалов выбора земельного участка для согласования и выдачи заключения;

определение при согласовании материалов выбора земельного участка видов объектов, строительство которых разрешается или запрещается, разработку архитектурно-планировочного задания, а также представление технических условий на подключение к инженерно-коммуникационным сетям;

исключение требования получения заключений отдельных государственных органов по материалам выбора земельного участка;

выставление земельного участка на электронный онлайн-аукцион в автоматическом режиме через автоматизированную информационную систему «YERELEKTRON» после согласования и выдачи положительных заключений без принятия дополнительных решений;

осуществление государственной регистрации прав на земельный участок на основании протокола о результатах электронного онлайн-аукциона, а также выдачу победителю аукциона выписки из Государственного реестра прав на объекты недвижимости вместо решения об отводе земельного участка.

11. Образовать Агентство по развитию малого бизнеса и предпринимательства при Министерстве экономики и промышленности Республики Узбекистан (далее – Агентство), рекомендуемое Всемирным банком в качестве государственного органа по расширению и повышению эффективности системы поддержки развития предпринимательства, вовлечению широких слоев населения в занятие бизнесом, обеспечению доступа к источникам стартового капитала, определив его основными задачами:

реализацию единой государственной политики, направленной на развитие малого и среднего бизнеса, всех форм частного предпринимательства;

разработку и реализацию совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкентагосударственных и региональных программ развития малого бизнеса и предпринимательства;

организацию координации деятельности уполномоченных государственных органов и организаций в сфере дальнейшего стимулирования развития малого бизнеса и предпринимательства, создания благоприятных условий для улучшения бизнес-среды;

изучение, в том числе на основе опросов, текущего состояния деловой среды и подготовку предложений по упрощению процедурпредоставления земельных участков и осуществления строительно-монтажных работ, улучшению доступа субъектов малого бизнеса и предпринимательства к производственной инфраструктуре и другим материально-сырьевым и финансовым ресурсам, а также устранению бюрократических препон и барьеров, препятствующих развитию малого бизнеса и предпринимательства;

внедрение результато-ориентированных инструментов,направленных на стимулирование расширения бизнеса, формирование целостных цепочек создания добавленной стоимости, освоение современных технологий, рост экспорта, создание постоянных рабочих мест;

внедрение механизмов финансирования крупными производителями деятельности малых и средних предприятий – поставщиков промежуточных товаров и услуг (сырья, комплектующих и других), в том числе посредством открытия целевых депозитов в коммерческих банках;

организацию предоставления субъектам малого бизнеса и предпринимательства, в том числе предпринимательским инициативам уязвимых слоев населения, финансовой поддержки в форме поручительств и гарантий, а также компенсаций на покрытие процентных расходов по кредитам коммерческих банков;

формирование системы нефинансовой поддержки субъектов малого бизнеса и предпринимательства (бесплатная телефонная и онлайн-консультативная служба, учебные центры, бизнес-инкубаторы, информационные услуги и другие) по законодательству, новым технологиям и продуктам, по рынкам и другим актуальным вопросам;

взаимодействие с международными финансовыми институтами и иностранными правительственными финансовыми организациямипо вопросам реализации проектов, организации технического и консультационного содействия по поддержке малого бизнеса и предпринимательства;

осуществление тесного взаимодействия с Уполномоченным по защите прав предпринимателей и приемными Премьер-министра Республики Узбекистан по рассмотрению обращений предпринимателей при подготовке государственных и региональных программ развития малого бизнеса и предпринимательства, выработке предложений по совершенствованию законодательства в данной сфере.

12. Определить, что Агентство является республиканским органом государственного управления и в своей деятельности подотчетно Министерству экономики и промышленности Республики Узбекистан.

13. Принять предложения Центрального банка и Министерства финансов Республики Узбекистан:

об определении АКБ «Микрокредитбанк» и АКБ «Халк банки» в качестве банков, осуществляющих финансирование проектов по развитию малого бизнеса и предпринимательства в рамках государственных программ развития семейного предпринимательства;

о направлении в АКБ «Микрокредитбанк» и АКБ «Халк банки» средств, высвобождаемых за счет ранее выделенных кредитов в рамках государственных программ развития семейного предпринимательства и в целом финансовой поддержки предпринимательской деятельности населения, для последующего кредитования субъектов малого бизнеса и предпринимательства по ставкам ближе к рыночным в целях устранения искажений на рынке кредитования, обеспечения равного доступа к денежным ресурсам и повышения социально-экономической отдачи использования целевых финансовых ресурсов.

Министерству финансов совместно с Агентством и заинтересованными ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект правительственного решения по внедрению новых инструментов социальной и нефинансовой поддержки уязвимых слоев населения, ограниченных в доступе к осуществлению предпринимательской деятельности, направленных на обучение их востребованным профессиям и специальностям, с финансированием данных мероприятий за счет дополнительных доходов от размещения в АКБ «Микрокредитбанк» и АКБ «Халк банки» высвобождаемых ранее выделенных кредитов в рамках государственных программ развития семейного предпринимательства.

14. Центральному банку, Министерству финансов и Агентству по управлению государственными активами Республики Узбекистан:

а) до конца 2019 года обеспечить:

разработку и внедрение в практику банковского обслуживания субъектов малого бизнеса и предпринимательства «однородных» (типовых) банковских продуктов – «модулей», основанных на оценке кредитоспособности клиентов и позволяющих им привлечь кредиты на предпринимательскую деятельность в упрощенном порядке и на равных условиях, независимо от места расположения и наличия финансовых ресурсов в филиалах коммерческих банков;

создание отдельных структурных подразделений коммерческих банков по кредитованию субъектов малого бизнеса и предпринимательства с усилением ответственности их работников за обеспечение адресности и эффективности выделяемых кредитов, а также системы оплаты и поощрения труда данных работников исходя из результатов реализации финансируемых проектов;

реализацию в Сырдарьинской и Андижанской областях, а также в г. Ташкенте пилотного проекта по созданию компактных офисов банковских услуг для оперативного обслуживания клиентов с последующим расширением их сети во всех городах и районах республики;

б) в двухмесячный срок внести проект решения Президента Республики Узбекистан по коренному реформированию менеджмента и системы оказания банковских услуг, а также разгосударствлению банковского сектора, направленный на:

внедрение современных методов и повышение эффективности корпоративного управления в коммерческих банках;

повышение клиентоориентированности коммерческих банков, создание в них эффективной инфраструктуры и внедрение новых видов услуг, в том числе информационных технологий;

оптимизацию операционных расходов коммерческих банков;

отмену практики выдачи кредитов с льготными процентными ставками с предоставлением коммерческим банкам права на основе имеющегося спроса самостоятельного определения объемов кредитов и их процентных ставок;

трансформацию коммерческих банков с долей государства с участием международных финансовых институтов, иностранных правительственных финансовых организаций и консалтинговых компаний в универсальные банки, действующие на рыночных принципах.

15. Одобрить «дорожную карту» по оказанию коммерческими банками всесторонней поддержки дальнейшего развития малого бизнеса и предпринимательства в 2019–2020 годах согласно приложению № 1.

16. АО «Страховая компания «Кафолат» совместно с:

Агентством, Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан организовать на регулярной основе проведение их низовыми подразделениями семинаров и тренингов среди субъектов малого бизнеса и предпринимательства по вопросам страхования услуг, в том числе предпринимательского риска, залога, лизинга, оборудования, грузов, ответственности и других;

коммерческими банками в условиях страхования предпринимательского риска осуществлять страхование невозврата кредита в части, непокрытой залоговым обеспечением, выданного субъектам малого бизнеса и предпринимательства;

Агентством с учетом передовой зарубежной практики в срок до 1 октября 2019 года разработать и внедрить современные страховые продукты в условиях страхования предпринимательского риска, направленные на сокращение издержек и времени субъектов малого бизнеса и предпринимательства на получение страховых услуг.

17. Определить, что в случае превышения общего объема страхового возмещения по всем договорам страхования невозврата кредита (страхование предпринимательского риска по кредитам и лизинговым операциям) за финансовый год 10 процентов собственного капитала АО «Страховая компания Кафолат», потери компании в сумме, превышающей 10 процентов собственного капитала, компенсируются за счет средств Государственного фонда поддержки развития предпринимательской деятельности при Кабинете Министров Республики Узбекистан.

Агентству по развитию рынка страхования при Министерстве финансов Республики Узбекистан обеспечить заслушивание в Наблюдательном совете АО «Страховая компания «Кафолат» на ежеквартальной основе отчета исполнительного органа общества об объемах страхового возмещения по договорам страхования невозврата кредита (страхование предпринимательского риска по кредитам и лизинговым операциям) и ожидаемых потерях по ним.

18. Государственному комитету по статистике, Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан и Агентству, начиная с 1 октября 2019 года, обеспечить:

единый подход учета субъектов предпринимательства, в том числе не осуществляющих свою деятельность по определенным причинам;

формирование статистики по демографии субъектов предпринимательства, в том числе периода осуществления своей деятельности;

предоставление на ежемесячной основе информации о субъектах предпринимательства, приостановивших свою деятельность, в приемные Премьер-министра Республики Узбекистан по рассмотрению обращений предпринимателей.

19. Внедрить с 1 октября 2019 года систему поощрения и повышения ответственности первых заместителей председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей, районов и городов по вопросам развития экономики и предпринимательства, руководителей территориальных подразделений Министерства экономики и промышленности, Торгово-промышленной палаты и приемных Премьер-министра Республики Узбекистан за восстановление и вовлечение в предпринимательскую деятельность субъектов предпринимательства, приостановивших свою деятельность, увеличение их количества на соответствующей территории.

Кабинету Министров Республики Узбекистан в месячный срок утвердить положение о механизмах реализации настоящего пункта.

20. Министерству высшего и среднего специального образования, хокимияту Сырдарьинской области совместно с Министерством экономики и промышленности в месячный срок проработать вопрос об открытии филиала в Узбекистане Международного университета менеджмента и предпринимательства «Binary» (Малайзия) для обучения по таким бизнес-направлениям, как предпринимательство, маркетинг и управление бизнесом, на базе профессиональных колледжей, передаваемых высшим образовательным учреждениям области, в том числе путем привлечения частного сектора.

21. Премьер-министру Республики Узбекистан Арипову А.Н. в месячный срок обеспечить создание при приемных Премьер-министра Республики Узбекистан по рассмотрению обращений предпринимателей общественных советов из числа активных предпринимателей, правоведов и других представителей общественности в целях обсуждения актуальных проблем, препятствующих развитию малого бизнеса и предпринимательства, а также утверждение типового положения о данных советах.

Определить, что предложения и инициативы предпринимателей, озвученные (представленные) на заседаниях общественных советов, регулярно направляются в Агентство для дальнейшего обеспечения их практической реализации совместно с приемными Премьер-министра Республики Узбекистан по рассмотрению обращений предпринимателей, заинтересованными министерствами и ведомствами.

Возложить на председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и г. Ташкента, районов и городов персональную ответственность за эффективную организацию деятельности создаваемых общественных советов.

22. Определить, что первые заместители председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и г. Ташкента по вопросам развития экономики и предпринимательства на системной основе:

совместно с Агентством организуют разработку, реализацию и мониторинг исполнения региональных программ развития малого бизнеса и предпринимательства;

организуют совместно с руководителями секторов районов и городов, соответствующими органами исполнительской власти на местах каждый понедельник, вторник и среду посещение махаллей с целью выявления и устранения системных проблем, препятствующих развитию малого бизнеса и предпринимательства;

вносят в Агентство предложения по стимулированию развития малого бизнеса и предпринимательства, а также формированию соответствующей рыночной инфраструктуры, оказывающей необходимые услуги для субъектов малого бизнеса и предпринимательства в регионах.

23. Преобразовать Государственный фонд поддержки развития предпринимательской деятельности при Кабинете Министров Республики Узбекистан в Государственный фонд поддержки предпринимательской деятельности (далее – Фонд), передав его в структуру Агентства.

24. Установить, что:

а) финансовая поддержка субъектов малого бизнеса и предпринимательства, в том числе предпринимательских инициатив уязвимых слоев населения, осуществляется Фондом как в национальной, так и в иностранной валюте через уполномоченные коммерческие банки на основе генеральных соглашений;

б) финансовая поддержка субъектов малого бизнеса и предпринимательства, в том числе предпринимательских инициатив уязвимых слоев населения, осуществляется преимущественно в форме предоставления поручительств и гарантий, а в остальных случаях – компенсаций на покрытие процентных расходов по кредитам коммерческих банков;

Агентству совместно с Министерством финансов и Центральным банком Республики Узбекистан в месячный срокутвердить на основе общепринятой методики конкретные критерии определения субъектов малого бизнеса и предпринимательства – потенциальных заемщиков для получения финансовой поддержки в форме предоставления поручительств и гарантий, а также компенсаций на покрытие процентных расходов по кредитам коммерческих банков;

в) поручительства и гарантии, а также компенсации на покрытие процентных расходов по кредитам коммерческих банков предоставляются субъектам малого бизнеса и предпринимательства с учетом спроса на финансовые ресурсы, а также уязвимым слоям населения для реализации их предпринимательских инициатив, соответствующих устанавливаемым критериям для финансированияпроектов по всем направлениям предпринимательской деятельности, за исключением кредитов, предусматривающих:

возврат ранее полученных кредитов или любых других задолженностей;

производство алкогольной и табачной продукции;

формирование оборотных средств торгово-посреднических организаций и предприятий общественного питания;

финансирование строительства торговых объектов и объектов общественного питания;

формирование ресурсной базы небанковских кредитных организаций и лизинговых компаний;

организацию проведения азартных и других игр, основанных на риске, а также приобретение оборудования для этих целей;

д) ответственными организациями за внесение в Фонд обоснованных заявок на получение финансовой поддержки являются:

коммерческие банки – по заявкам субъектов малого бизнеса и предпринимательства;

хокимияты районов и городов, территориальные подразделения Министерства занятости и трудовых отношений, Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан, Общественного благотворительного фонда «Махалла» – по заявкам уязвимых слоев населения.

25. Согласиться с предложениями Уполномоченного по защите прав предпринимателей, Министерства финансов, Министерства экономики и промышленности Республики Узбекистан:

а) об увеличении суммы поручительств по кредитам коммерческих банков с 2 миллиардов сумов до 8 миллиардовсумов, сохранив предельный размер поручительства до 50 процентоввключительно от суммы кредита за счет Фонда;

б) о предоставлении Фондом субъектам малого бизнеса и предпринимательства компенсации на покрытие процентных расходов по кредитам коммерческих банков:

в национальной валюте с процентной ставкой, не превышающей 1,5-кратного размераставки рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан, сумма которых не превышает 10 миллиардов сумов – в части, превышающей ставку рефинансирования, но не более чем на 5 процентных пунктов;

в иностранной валюте, сумма которых не превышает 10 миллиардов сумов в эквиваленте – в размере до 30 процентов от установленной коммерческими банками процентной ставки, но не более чем на 3 процентных пункта.

Установить, что требования настоящего пункта не распространяются на условия предоставления Фондом поручительств и компенсаций на покрытие процентных расходов по кредитам коммерческих банков, утвержденные ранее принятыми актами Президента Республики Узбекистан и решениями правительства.

26. Кабинету Министров Республики Узбекистан в трехмесячный срок:

внести в установленном порядке проект Закона Республики Узбекистан «О государственных закупках» в новой редакции;

принять меры по укреплению материально-технической базы Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан и ее территориальных подразделений;

пересмотреть роль и полномочия представителей различных министерств и ведомств, откомандированных в регионы страны для осуществления координации хода реализации реформ по принятию управленческих решений.

27. Министерствам и ведомствам, а также органам хозяйственного управления и исполнительной власти на местах:

принять действенные меры по неукоснительному обеспечению прозрачности и состязательности осуществляемых государственных закупок всеми государственными заказчиками путем широкого привлечения субъектов предпринимательства в процесс государственных закупок в строгом соответствии с требованиями Закона Республики Узбекистан «О государственных закупках»;

категорически запретить практику внесения несоответствующих данному Закону поручений Кабинета Министров Республики Узбекистан, в том числе в виде протокольных, предусматривающих возможность осуществления прямых закупок у единого поставщика, не предусмотренных законом;

запретить подготовку и внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан проектов нормативно-правовых актов, предусматривающих предоставление исключительного порядка заключения прямых договоров при осуществлении государственных закупок.

28. Министерству финансов совместно с Центральным банком в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения о совершенствовании процедуры ведения учета платежей по осуществляемым государственным закупкам корпоративных заказчиков путем интеграции информационных систем специального информационного портала по государственным закупкам и Центрального банка Республики Узбекистан.

29. Министерству строительства и Госкомземгеодезкадастру в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по повышению роли и ответственности их территориальных подразделений в сфере развития малого бизнеса и предпринимательства, предусмотрев функциональное совершенствование их структур и передачу подразделениям отдельных полномочий, связанных с:

осуществлением проектирования, строительства, приемки, эксплуатации и ремонта объектов строительства, разрешительных процедур, экспертизой проектно-сметной документации, строительной инспекции, оказанием иных видов государственных услуг;

организацией землеустройства, использованием и охраной земель, учетом, оценкой и мониторингом земельных ресурсов, осуществлением системного государственного контроля в данной сфере, оказанием иных видов государственных услуг.

30. Кабинету Министров при внесении проекта Трудового кодекса Республики Узбекистан в новой редакции предусмотреть в нем нормы
по совершенствованию трудовых отношений в сфере предпринимательской деятельности, направленные на стимулирование привлечения внутренних и внешних инвестиций.

31. Агентству «Узстандарт» совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в шестимесячный срок разработать национальный классификатор товаров (работ, услуг) в соответствии с международными и национальными стандартами.

32. Возложить на Республиканскую координационную комиссию по широкому привлечению населения к предпринимательству и дальнейшему развитию семейного предпринимательства в регионах, созданную постановлением Президента Республики Узбекистан от 7 марта 2019 года № ПП–4231, обеспечение эффективной организации работ и координации мер по исполнению задач, определенных настоящим Указом.

33. Признать утратившим силу пункт 1 Указа Президента Республики Узбекистан от 4 марта 2019 года № УП–5679 «О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности Министерства экономики и промышленности Республики Узбекистан».

34. Внести дополнения и изменения в некоторые указы Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 2, вступающие в силу с 1 октября 2019 года.

35. Министерству экономики и промышленности внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан:

в недельный срок проект постановления Президента Республики Узбекистан об организации деятельности Агентства;

совместно с Министерством финансов, Министерством юстиции Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами в месячный срок предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

36. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.

Президент

Республики Узбекистан                                                                            Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

13 августа 2019 года

 

УзА