О мерах по совершенствованию системы управления в сферах инвестиций и внешней торговли

Указ Президента Республики Узбекистан

В стране осуществляется масштабная работа по улучшению инвестиционного климата, повышению экспортного потенциала, эффективному регулированию инвестиционной и внешнеторговой деятельности в качестве основы для активного развития бизнеса.

Вместе с тем сохраняется слабая взаимосвязанность инвестиционного процесса с конечными показателями продвижения продукции на внешние рынки. Действующая система государственного управления основана на раздельном регулировании вопросов инвестиций и торговли, что требует пересмотра организационно-правовых механизмов в данных сферах.

В целях повышения инвестиционного потенциала республики, привлечения инвестиций в приоритетные сферы и отрасли экономики, обеспечения взаимоувязанности процесса инвестирования с производством конкурентоспособной экспортоориентированной продукции, а также во исполнение задач, определенных в Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития РеспубликиУзбекистан в 2017-2021 годах в «Год активных инвестиций и социального развития»:

1. Считать важнейшими направлениями совершенствования системы управления в сферах инвестиций и внешней торговли:

первое – создание благоприятного инвестиционного климата и стимулов у отечественных и иностранных предпринимателей к инвестированию в приоритетные сферы, отрасли и регионы Узбекистана с целью производства конкурентоспособной экспортоориентированной продукции, а также безусловное выполнение каждым государственным органом задачи по содействию активному привлечению инвестиций и развитию торговли;

второе – создание системы управления централизованными инвестициями, способствующей повышению эффективности использования финансовых средств государства, заемных ресурсов и средств технического содействия (грантов) международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций для решения приоритетных задач социально-экономического развития страны;

третье – улучшение международного имиджа РеспубликиУзбекистан, широкое привлечение иностранных инвестиций, в том числе прямых, для обеспечения динамичного развития отраслей экономики и регионов страны, трансфера передовых технологий, последовательное совершенствование делового и инвестиционного климата;

четвертое – обеспечение эффективного взаимодействия государственных органов и субъектов предпринимательства с иностранными инвесторами, торговыми партнерами, зарубежными правительственными и международными организациями исходя из экономических интересов республики;

пятое – осуществление оптимальной таможенно-тарифной политики с целью обеспечения устойчивого экономического роста, интеграцию во Всемирную торговую организацию, сотрудничество с другими многосторонними торгово-экономическими системами;

шестое – оказание всесторонней поддержки экспортерам, последовательное развитие торговой инфраструктуры, в том числе зарубежной, системы электронной коммерции, совершенствование законодательства в данной сфере;

седьмое – создание благоприятных условий для доступа отечественных товаров и услуг на внешние рынки, формирование эффективных транспортных коридоров, развитие современных логистических цепочек в целях диверсификации географии поставок;

восьмое – обеспечение широкого внедрения современных систем управления качеством продукции и соответствия отечественных товаров требованиям международных стандартов и технических регламентов для повышения их конкурентоспособности на внешних рынках, внедрение передовых информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих устойчивый рост торговли и активизацию инвестиционной политики.

2. Образовать:

Министерство инвестиций и внешней торговлиРеспублики Узбекистан (далее – Министерство) на базе Министерства внешней торговли и Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям;

территориальные подразделения Министерства в Республике Каракалпакстан, областях, г. Ташкенте, районах (городах) на базе уполномоченных представителей Министерства внешней торговли и соответствующих территориальных подразделений Государственного комитетаРеспублики Узбекистан по инвестициям.

Определить, что Министерство является правопреемником Министерства внешней торговли и Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям по их правам, обязательствам и договорам, включая международные.

3. Установить, что Министерство:

является уполномоченным государственным органом, ответственным за реализацию единой государственной инвестиционной политикикоординацию привлечения иностранных инвестиций, в первую очередь прямых, сотрудничество с международными финансовыми институтами (офисы управляющего) и иностранными правительственными финансовыми организациями, а такжеформирование и координацию единой государственной политики в сфере внешней торговли и международного экономического сотрудничества;

осуществляет координацию разработки региональных и отраслевых концепций развития на основе стратегии инвестиционной политики на среднесрочный период и Концепции социально-экономического развития РеспубликиУзбекистан до 2030 года, разрабатываемых Министерством экономики и промышленности Республики Узбекистан;

осуществляет координацию деятельности министерств и ведомств, а также органов исполнительной власти на местах в рамках продвижения внешнеэкономических интересов страны, защиты прав и законных интересов участников внешнеэкономической деятельности РеспубликиУзбекистан;

совместно с Министерством финансов и Министерством экономики и промышленности Республики Узбекистанразрабатывает и обеспечивает реализацию стратегии поддержки экспорта, включая инструменты по его стимулированию;

вырабатывает рекомендации по эффективному использованию привлекаемых кредитных ресурсов и средств технического содействия (грантов) международных и иностранных правительственных финансовых институтов, средств Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан, централизованных инвестиций за счет средств Государственного бюджетаРеспублики Узбекистан и государственных целевых фондов;

осуществляет координацию действий ведомств, органов исполнительной власти на местах, Государственного таможенного комитета, Государственной инспекции по карантину растений при Кабинете Министров, Государственного комитета ветеринарии, Агентства «Узстандарт», Республиканского центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Республики Узбекистан в частиприменения мер, влияющих на торговую деятельность на внутреннем и внешних рынках, в порядке, установленном законодательством.

Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухмесячный срок обеспечить проведение инвентаризации полномочий государственных органов на предмет влияния на инвестиционную, а также торговую деятельность и утвердить порядок согласования с Министерством применяемых мер.

4. Определить основными задачами и направлениями деятельности Министерства:

реализацию единой государственной инвестиционной политики, обеспечение координации разработки и эффективной реализации государственных программ развития и инвестиционных программ, в том числе отраслевых и региональных инвестиционных программ;

координацию работы по привлечению иностранных инвестиций, осуществление эффективного взаимодействия с международными экономическими и финансовыми институтами, иностранными правительственными финансовыми организациями в двустороннем и многостороннем формате;

координацию деятельности государственных органов и организаций, постоянных представителей РеспубликиУзбекистан в международных и зарубежных финансовых и экономических институтах, а также совместно с Министерством иностранных дел работников, занимающихся вопросами внешнеэкономической деятельности в заграничных учреждениях РеспубликиУзбекистан;

участие в подготовке, согласовании и подписании международных договоров Республики Узбекистан по вопросам инвестиционного сотрудничества;

обеспечение постоянной обратной связи с инвесторами, содействие регионам и отечественным компаниям в привлечении инвестиций, организацию разработки инвестиционных предложений;

реализацию единой государственной политики в сфере внешней торговли, содействие и обеспечение эффективного функционирования Национальной системы поддержки экспорта, координацию деятельности государственных органов и организаций в области регулирования внешней торговли;

координацию мероприятий, связанных с применением мер тарифного и нетарифного регулирования в торговле, а также совершенствованием процедур электронной коммерции;

расширение и укрепление торгового сотрудничестваРеспублики Узбекистан с иностранными государствами, поддержку экспорта товаров, работ и услуг;

координацию процессов вступления РеспубликиУзбекистан во Всемирную торговую организацию и сотрудничества с другими многосторонними экономическими организациями;

координацию вопросов регулирования оптовой и биржевой торговли, осуществление мониторинга и анализа состояния рынка, проведение маркетинговых исследований и анализа информации о ценах на товары;

продвижение вопросов развития внешнеторговой инфраструктуры, в частности по повышению уровня транзитного потенциала, совершенствованию логистики и транспортных коридоров, а также диверсификации экспортных маршрутов.

5. Определить, что:

Министерство обеспечивает изучение проблем, оказывающих негативное воздействие на инвестиционную и торговую деятельность, в том числе реализацию инвестиционных проектов;

решения Министерства, принятые в пределах его полномочий и имеющие нормативно-правовой характер, являются обязательными для исполнения государственными органами и организациями, а также физическими лицами;

государственные органы и организации, а также дипломатические представительства республики за рубежом предоставляют, в установленном порядке, по запросам Министерства соответствующую информацию;

Министерство организует работу по сопровождению инвесторов соответствующими ведомствами на каждом этапе инвестиционного цикла, проведение переговоров по решению возникающих организационных вопросов с недопущением бюрократических проявлений, в том числе в постинвестиционный период;

соглашения в сфере привлечения инвестиций, инициированные органами государственного управления и органами государственной власти на местах, а также хозяйствующими субъектами с преобладающей долей государства в уставном капитале, стоимостью в эквиваленте свыше 10 млн долл. США, подлежат предварительному согласованию с Министерством;

копии обращений инвесторов, а также организаций с участием инвестиций, поступившие в государственные органы и организации, в течение одного дня со дня их поступления в обязательном порядке вносятся на«Инвестиционный портал» для осуществления Министерством мониторинга за их рассмотрением;

Министерство на регулярной основе обеспечивает обобщение сведений об обращениях инвесторов и вносит в Администрацию Президента Республики Узбекистанпредложения по защите прав и законных интересов инвесторов, включая потенциальных;

проекты нормативно-правовых актов, затрагивающие вопросы инвестиций, торговли и экономического регулирования, в обязательном порядке подлежат согласованию с Министерством.

6. Министерству совместно с Министерством финансов, Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций и Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан в двухмесячный срок:

а) внести предложения по внедрению современных информационно-коммуникационных технологий в уполномоченных государственных органах и организациях, их территориальных подразделениях, позволяющих осуществлять:

контроль за ходом реализации инвестиционных проектов, своевременностью рассмотрения обращений инвесторов, систематизацию статистических данных и информации об инвестиционном потенциале соответствующей отрасли или региона;

мониторинг за ходом рассмотрения обращений инвесторов и организаций с участием инвестиций, поступивших в государственные органы и организации;

б) в срок до 1 марта 2019 года разработать и внедрить в «Инвестиционном портале» централизованную базу данных хода реализации инвестиционных проектов, итогов рассмотрения обращений инвесторов;

в) совместно с Государственным таможенным комитетом, Государственным налоговым комитетом и Государственным комитетом по статистике разработать автоматизированную информационную систему по учету, мониторингу и анализу внешнеторговой статистики на базе Единой электронной информационной системы внешнеторговых операций.

7. Установить, что:

источниками финансирования деятельности Министерства, стимулирования его работников (выплата заработной платы, премий, надбавок и иных вознаграждений) являются средства Государственного бюджета РеспубликиУзбекистан, внебюджетные средства Министерства, включая доходы от размещения временно свободных внебюджетных и заемных средств на депозитах коммерческих банков, доходы, полученные от оказываемых услуг, а также иные источники, не запрещенные законодательством;

условия оплаты труда работников Министерства за счет внебюджетных средств и других источников, не запрещенных законодательством, определяются министром инвестиций и внешней торговли по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан.

8. Предоставить право Министерству привлекать работников групп реализации проектов, созданных и осуществляющих деятельность в рамках инвестиционных проектов с участием международных финансовых институтов, иностранных правительственных финансовых организаций и стран-доноров, а также специалистов министерств, ведомств, хозяйственных объединений – инициаторов инвестиционных проектов к процессам подготовки и реализации инвестиционных проектов на всех этапах инвестиционного цикла.

9. Признать утратившими силу некоторые акты ПрезидентаРеспублики Узбекистан согласно приложению.

10. Министерству совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан:

предложения по пересмотру задач, функций и полномочий государственных органов и организаций в сфере инвестиций и внешней торговли с учетом требований настоящего Указа;

проект постановления Президента Республики Узбекистаноб организации деятельности Министерства;

предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

11. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики УзбекистанАрипова А.Н., руководителя Администрации ПрезидентаРеспублики Узбекистан Низомиддинова З.Ш., первого заместителя советника Президента Республики УзбекистанМавлонова Б.М.и заместителя Премьер-министраРеспублики Узбекистан Ганиева Э.М.

Президент Республики Узбекистан                                     Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент, 28 января 2019 года.