Проект
 
Постановление Президента Республики Узбекистан
Отметить, что в рамках реформирования отраслей экономики страны проводится последовательная работа по внедрению новых механизмов повышения доступности экономических и финансовых статистических данных и открытости бюджетного процесса.
Вместе с тем, является недостаточным уровень открытости и качества бюджетных данных, доведения их до иностранных инвесторов и иных заинтересованных субъектов, а также участия представителей парламента и гражданского сообщества в процессе формирования и исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан (далее – Государственный бюджет).
В целях дальнейшего повышения открытости и прозрачности бюджетных данных, усиления парламентского и общественного контроля за формированием и расходованием бюджетных средств, а также в соответствии с задачами Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах:
1. Установить порядок формирования и исполнения Государственного бюджета, в соответствии с которым:
с 2019 года внедряется механизм участия граждан в распределении бюджетных средств, предусматривающий направление не менее 10 процентов дополнительных источников бюджетов районов (городов) на финансирование мероприятий, сформированных на основе общественного мнения;
начиная с 2020 года, Государственный бюджет и бюджеты государственных целевых фондов утверждаются законом с детальной разбивкой информации, подготовленной в соответствии с передовыми международными стандартами;
проекты Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, основных направлений налоговой и бюджетной политики, а также отчеты об исполнении Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов подлежат обязательному общественному обсуждению до их направления в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
параллельно с проектами Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов и отчетами об их исполнении публикуется для общественного обсуждения информационное издание «Бюджет для граждан», разрабатываемое Министерством финансов Республики Узбекистан;
заключения Счетной палаты Республики Узбекистан по проектам Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, основных направлений налоговой и бюджетной политики, а также по результатам внешнего аудита и оценки ежегодных отчетов об исполнении Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов подлежат обязательному опубликованию.
2. Министерству финансов совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан до 1 января 2019 года обеспечить запуск и функционирование информационного портала «Открытый бюджет» (далее – Портал), предусматривающего:
осуществление общественного контроля за адресностью бюджетных расходов путем размещения проектов Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, основных направлений налоговой и бюджетной политики, отчетов об исполнении Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, а также заключений Счетной палаты Республики Узбекистан;
размещение информации о мероприятиях, предлагаемых к финансированию за счет дополнительных источников бюджетов районов (городов), для формирования общественного мнения;
организацию обратной связи с гражданами, включая возможность информирования о фактах нарушения бюджетного законодательства и внесения предложений по совершенствованию бюджетного процесса.
3. Рекомендовать палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан при рассмотрении проектов Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов, основных направлений налоговой и бюджетной политики, а также отчетов об исполнении Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов проводить анализ мнений и предложений граждан, поступивших через Портал.
4. Министерству финансов Республики Узбекистан: совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по статистике в срок до 1 июля 2019 года утвердить обновленную бюджетную классификацию, разработанную в соответствии с Руководством статистики государственных финансов 2014 года Международного валютного фонда;
в месячный срок утвердить план мероприятий по гармонизации порядка бюджетного учета с Международными стандартами финансовой отчетности в государственном секторе (IPSAS) на 2019-2020 годы;
обеспечить постоянное сопровождение Портала на основе практики передовых зарубежных стран, занимающих лидирующие позиции в международном рейтинге по прозрачности бюджета;
в двухмесячный срок совместно со Счетной палатой Республики Узбекистан принять меры по проведению Всемирным банком оценки эффективности управления государственными финансами в Республике Узбекистан по критериям государственных расходов и финансовой подотчетности Всемирного банка;
совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечить привлечение экспертов и технического содействия международных финансовых институтов для осуществления необходимых мероприятий  по достижению Республикой Узбекистан рейтинга по Индексу бюджетной открытости, в том числе создания Портала, а также оценки прозрачности бюджета.
5. Кабинету Министров Республики Узбекистан:
в двухнедельный срок утвердить состав рабочей группы по обеспечению оценки государственных расходов и финансовой подотчетности на основе критериев Всемирного банка, определив сроки проведения оценки;
до 1 октября 2018 года утвердить перечень информации и сроки  ее размещения на Портале, в том числе о проектах, включенных в Государственные программы развития Республики Узбекистан;
до 1 марта 2019 года направить для согласования в Законодательную палату и Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан форматы проекта Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов  на 2020 год, утверждаемые законом в соответствии с требованиями настоящего постановления;
в срок до 1 мая 2019 года утвердить «дорожную карту» для обеспечения участия с 2020 года Республики Узбекистан в Индексе бюджетной открытости Международного бюджетного сообщества.
6. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей  и города Ташкента обеспечить:
всестороннее освещение в средствах массовой информации процесса рассмотрения и утверждения Кенгашами народных депутатов районов (городов) параметров местных бюджетов и отчетов об их исполнении;
направление не менее 10 процентов средств дополнительных источников бюджетов районов (городов) на финансирование мероприятий, определенных на основании общественного мнения посредством Портала.
7. Создать в структуре Министерства финансов Республики Узбекистан Отдел по ведению государственной финансовой статистики и обеспечению открытости бюджета численностью 5 единиц, возложив на него задачи по:
реализации реформ в области совершенствования статистики государственных финансов и обеспечения бюджетной прозрачности;
обеспечению прозрачности бюджетного процесса и бюджетных данных, а также их доступности для иностранных инвесторов и иных заинтересованных субъектов, вовлеченности граждан в бюджетный процесс, а также публикации информационного издания «Бюджет для граждан»;
информационному, методологическому, техническому сопровождению и администрированию Портала.
8. Министерству финансов Республики Узбекистан: в трехмесячный срок обеспечить проведение Институтом бюджетно-налоговых исследований при Министерстве финансов соответствующих опросов среди населения, направленных на изучение уровня бюджетной грамотности населения и открытости бюджета;
по результатам опросов обеспечить привлечение технического содействия для осуществления работ в соответствии с методологией Всемирного банка по повышению бюджетной грамотности населения, а также создание в рамках проекта учебных пособий по семейному бюджету и государственному бюджету для общеобразовательных школ;
совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., первого заместителя Государственного советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М. и заместителя Премьер-министра – министра финансов Республики Узбекистан Кучкарова Д.А.
Президент
Республики Узбекистан                                           Ш.Мирзиёев