Указ Президента Республики Узбекистан 

За годы независимости в республике создана целостная государственная система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях с ее координирующим органом – Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан. Сформирована необходимая нормативно-правовая база, проделана значительная по масштабу и содержанию работа по укреплению потенциала Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан, других министерств и ведомств в сфере профилактики, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Вместе с тем анализ эффективности действующей системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и реализуемых мер в данной сфере выявил ряд проблемных вопросов, негативно влияющих на защиту населения и территории республики:

первое – несмотря на функционирование ряда специализированных учреждений, занимающихся вопросами прогноза, оценки рисков, надзора и контроля за обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и экологического характера, не сформирована действенная система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, и как следствие, не в полной мере осуществляется всесторонний анализ и выявление рисков их возникновения в результате землетрясений, опасных гидрометеорологических явлений и экзогенных геологических процессов, аварий и катастроф техногенного характера;

второе – действующие организационно-штатные структуры и немногочисленность личного состава Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан не обеспечивают полномасштабный охват и эффективность проводимых мероприятий по профилактике и оперативной ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

третье – отсутствие и неразвитость низового звена, представленного отделами по чрезвычайным ситуациям в некоторых городах и районах, не позволяют осуществлять систематические профилактические мероприятия на всей территории республики и не обеспечивают полномасштабного диалога с населением и эффективного взаимодействия с органами самоуправления граждан в решении возникающих проблем защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

четвертое – расположение профессиональных спасательных отрядов Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан в административных центрах значительно затрудняет их задействование при предупреждении и возникновении чрезвычайных ситуаций в отдаленных районах, их реагирование ограничивается лишь выполнением работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

пятое – в регионах отсутствует действенный механизм координации органов управления, сил и средств, привлекаемых для решения задач мониторинга, прогнозирования, профилактики и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

шестое – неудовлетворительным остается уровень оснащения подразделений Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан современной аварийно-спасательной техникой, оборудованием, снаряжением и средствами связи;

седьмое – практически не используется научно-исследовательский потенциал республики в решении проблем защиты населения и территорий от угроз стихийных бедствий и техногенных аварий;

восьмое – медленным темпом ведется работа по внедрению современных информационно-коммуникационных технологий в процессы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, оповещения и информирования населения об их угрозах, а также координации и управления силами и средствами, привлекаемыми для проведения спасательных работ;

девятое – не отвечает современным требованиям система подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, отсутствует преемственность в подготовке профессиональных кадров для дальнейшей работы в данной области.

В соответствии с задачами Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах и в целях дальнейшего повышения эффективности мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций:

1. Считать важнейшими направлениями совершенствования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:

трансформирование Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан в мобильную, современную профессиональную службу, деятельность которой должна быть направлена на заблаговременное предотвращение рисков и угроз чрезвычайных ситуаций, оказание своевременной и комплексной помощи населению при возникновении опасности их жизни и здоровью, несение службы каждым сотрудником под девизом «Своевременно предупредить, спасти и помочь»;

укрепление и расширение диалога с населением, в первую очередь с несовершеннолетними и молодежью, обеспечение тесного взаимодействия с органами самоуправления граждан и другими институтами гражданского общества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

совершенствование структуры Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан, рациональное распределение сил и средств в районах и городах с учетом имеющихся рисков и источников угроз природного и техногенного характера, безопасности населения и территории, создание действенных механизмов координации усилий различных служб оперативного реагирования для оказания своевременной и качественной помощи населению при возникновении угроз жизни и здоровью;

модернизацию системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, предусматривающую проведение глубокого анализа и выявление рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, районирование территории республики по ее сейсмической опасности, рискам развития стихийных бедствий, а также источникам техногенных аварий и катастроф;

обеспечение ранней профилактики и предупреждения угроз имуществу, жизни и здоровью граждан, устойчивому функционированию объектов и систем жизнеобеспечения, заблаговременного выявления факторов риска и причин их возникновения, осуществления превентивных мер по их устранению, повышение уровня осведомленности населения в данной сфере;

усиление государственного контроля и надзора за эксплуатацией крупных и особо важных водохозяйственных объектов, а также маломерных судов с целью профилактики связанных с ними чрезвычайных ситуаций и обеспечения безопасности людей на водных объектах;

дальнейшее совершенствование системы подготовки к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций граждан, руководящего состава и должностных лиц, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от угроз возникновения чрезвычайных ситуаций, с широким использованием средств массовой информации;

развитие системы подготовки и повышения квалификации сотрудников Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан, а также кардинальный пересмотр порядка формирования кадров для министерства;

дальнейшее улучшение материально-технического обеспечения, модернизацию учебной и научно-технической базы Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан, гидрометеорологических и сейсмологических служб, создание достойных условий для эффективной работы научных сотрудников, специалистов и спасателей;

широкое внедрение современных информационно-коммуникационных технологий на всех этапах организации и проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

разработку и реализацию целевых и научно-исследовательских программ, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, а также повышение устойчивости функционирования объектов экономики в случаях их возникновения.

2. Передать в установленном порядке в систему Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан:

Центр гидрометеорологической службы при Кабинете Министров Республики Узбекистан с его структурными подразделениями;

Государственную инспекцию по контролю и надзору за техническим состоянием и безопасностью работы крупных и особо важных водохозяйственных объектов при Кабинете Министров Республики Узбекистан;

Службу срочных донесений и Республиканскую сеть сейсмологического мониторинга сейсмической опасности и прогностического мониторинга Института сейсмологии имени Г.А. Мавлянова Академии наук Республики Узбекистан.

Определить, что Центр гидрометеорологической службы и его структурные подразделения, Государственная инспекция по контролю и надзору за техническим состоянием и безопасностью работы крупных и особо важных водохозяйственных объектов, Служба срочных донесений и Республиканская сеть сейсмологического мониторинга сейсмической опасности и прогностического мониторинга Института сейсмологии передаются с имеющейся штатной численностью и материально-технической базой в полном объеме, с сохранением действующего порядка финансирования, оплаты труда и материального стимулирования.

3. Создать на базе передаваемых Службы срочных донесений и Республиканской сети сейсмологического мониторинга сейсмической опасности и прогностического мониторинга Республиканский центр сейсмопрогностического мониторинга Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан.

Установить, что Институт сейсмологии имени Г.А. Мавлянова Академии наук Республики Узбекистан осуществляет научно-методическое обеспечение деятельности Республиканского центра сейсмопрогностического мониторинга Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан.

4. Принять к сведению, что в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по обеспечению организации деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды» № ПП-2915 от 21 апреля 2017 года Государственная инспекция по маломерным судам Республики Узбекистан передана в ведение Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан.

Создать на базе Государственной инспекции по маломерным судам Республики Узбекистан Инспекцию по маломерным судам в структуре Центрального аппарата Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан.

5. Определить основными задачами Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан:

разработку и обеспечение реализации единой государственной политики в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное и военное время, гидрометеорологии, устойчивого функционирования гидротехнических сооружений, сейсмических наблюдений, безопасной эксплуатации маломерных судов, защиты жизни и здоровья граждан на водных объектах;

заблаговременное выявление факторов риска и угроз возникновения чрезвычайных ситуаций, обеспечение ранней профилактики и предупреждения их возникновения;

оказание комплексной помощи населению при возникновении угрозы жизни, здоровью или имуществу граждан, укрепление и расширение диалога с народом и тесного взаимодействия с органами самоуправления граждан, другими институтами гражданского общества в данной сфере, обеспечение своевременного оповещения и информирования населения о существующих угрозах;

развитие и обеспечение управления Государственной системой предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях и гражданской защитой Республики Узбекистан;

обеспечение комплексного мониторинга и прогнозирования угроз возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, проведение гидрометеорологических и сейсмических наблюдений в этой сфере;

координацию деятельности и организацию эффективного взаимодействия органов государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах, самоуправления граждан и других организаций по обеспечению защиты населения и территорий республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, созданию для этих целей государственных резервных фондов финансовых, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов;

организацию разработки и реализацию комплекса мер и целевых научно-технических программ по подготовке, проведению и координации мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, защиту населения и территории страны, осуществление надзора и эффективного контроля за безопасностью эксплуатации гидротехнических сооружений, маломерных судов, обеспечение безопасности людей на водных объектах, а также повышение устойчивости функционирования объектов экономики при возникновении чрезвычайных ситуаций;

организацию и осуществление системной подготовки населения, должностных лиц и формирований ГСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий и средств массовой информации;

подготовку высококвалифицированных профессиональных кадров и повышение их квалификации, организацию и проведение научно-исследовательских работ в сфере гидрометеорологии, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

6. Одобрить предложение Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан о создании правительственной и территориальных комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, согласно приложениям №№ 1-3.

Определить основными задачами правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций:

определение основных направлений совершенствования и дальнейшего развития Государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях;

рассмотрение наиболее важных вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, определение задач министерств, ведомств, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей, городов и районов и подготовка предложений по их решению;

организацию и ежегодное проведение месячников гражданской защиты (в весенний период) и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (в осенний период), направленных на повышение эффективности профилактических мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

координацию деятельности органов государственной власти на местах, органов государственного и хозяйственного управления, органов самоуправления граждан по вопросам социально-экономической и правовой защиты, медицинской реабилитации граждан, пострадавших в результате аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий, а также лиц, принимавших участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций;

обеспечение создания государственных резервов финансовых и материальных ресурсов, а также выработку предложений по их использованию для целей предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

определение основных направлений международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента определить:

руководство разработкой и осуществлением организационных и инженерно-технических мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях;

участие в обеспечении готовности ведомственных органов управления, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях, координацию действий при ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах, включая эвакуацию персонала объекта;

руководство созданием, использованием ведомственных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях, в том числе лиц, непосредственно участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций;

контроль эффективности и проверку проводимой на местах работы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций городов и районов определить:

осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, уменьшению ущерба и последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

участие в обеспечении готовности органов управления, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях;

создание резервных фондов финансовых и материально-технических ресурсов, используемых для покрытия расходов на предупредительные мероприятия, содержание и обеспечение спасательных формирований, ликвидацию чрезвычайных ситуаций и оказание помощи пострадавшим.

7. Утвердить Программу комплексных мер по дальнейшему совершенствованию системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – Программа) согласно приложению № 4, предусматривающую следующие приоритетные направления:

совершенствование организационно-штатной структуры Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан;

повышение эффективности системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

укрепление кадрового потенциала Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан, совершенствование механизмов подготовки, подбора и расстановки кадров, повышения их квалификации;

внедрение современных информационно-коммуникационных технологий и достижений науки и техники в деятельность Министерства по чрезвычайным ситуациям;

укрепление материально-технической базы, улучшение социально-бытовых условий спасательных подразделений, а также совершенствование мер по социальной защите военнослужащих Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан.

Установить, что руководители министерств и ведомств несут персональную ответственность за своевременную и эффективную реализацию мероприятий, предусмотренных Программой.

8. Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (Раматов А.Ж.):

совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г.Ташкента, министерствами и ведомствами обеспечить в полной мере и в установленные сроки реализацию мероприятий, предусмотренных Программой;

создать экспертные группы по подготовке проектов нормативно-правовых актов с привлечением специалистов министерств и ведомств, ведущих ученых научно-исследовательских и образовательных учреждений, представителей институтов гражданского общества, организовать их эффективную работу;

обеспечить проведение глубокого критического анализа законодательства, правоприменительной практики и изучение передового зарубежного опыта, подготовку на этой основе проектов нормативно-правовых актов, предусмотренных Программой;

осуществлять постоянный контроль за последовательной и качественной подготовкой, своевременным рассмотрением и внесением в установленном порядке проектов нормативно-правовых актов.

9. Кабинету Министров Республики Узбекистан (Арипов А.Н.):

в недельный срок внести проекты постановлений Президента Республики Узбекистан об организационных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан, а также системы подготовки специалистов в области гражданской защиты;

в месячный срок утвердить Положение о правительственной и территориальных комиссиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

в двухмесячный срок внести предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа;

в трехмесячный срок утвердить Программу мероприятий по размещению, обустройству и решению других организационных вопросов для обеспечения полноценной деятельности подразделений и учреждений министерства с учетом специфики и предназначения.

10. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и секретаря Совета безопасности при Президенте Республики Узбекистан Махмудова В.В.

Президент Республики Узбекистан                                  Ш. МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент, 1 июня 2017 года.

* * * 
 
КОММЕНТАРИЙ
 
к Указу Президента Республики Узбекистан
«О мерах по коренному повышению эффективности системы 
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

Предупреждение чрезвычайных ситуаций, минимизация и эффективная ликвидация их последствий играют важную роль в обеспечении спокойной и безопасной жизни населения, а также достижении стратегических целей развития страны.

Интенсивное развитие отраслей экономики, усложнение технологии производства, максимальное приближение производственных объектов к населенным пунктам, рост численности населения и интенсивности процессов урбанизации, частоты и масштабности опасных природных процессов, а также наличие трансграничных угроз увеличивают риски возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

За годы независимости в республике создана целостная государственная система защиты населения и территорий от стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф, сформирована необходимая нормативно-правовая база, проделана значительная по масштабу и содержанию работа по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также подготовке населения к действиям при катастрофах.

Вместе с тем проведенный анализ действующей системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций выявил ряд проблемных вопросов, негативно влияющих на защиту населения и территории республики от угроз стихийных бедствий, катастроф и техногенных аварий.

Так, дальнейшей модернизации подлежит система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, которая на сегодняшний день не позволяет адресно определять существующие риски и угрозы опасных гидрометеорологических явлений, а также механизм реагирования на них.

Не на должном уровне используется имеющийся научный потенциал республики, а также современные информационно-коммуникационные технологии для решения проблем в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Не в полной мере отвечают современным требованиям материально-техническое оснащение спасательных формирований, система подготовки квалифицированных кадров в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучения граждан к действиям при них, своевременного и точного информирования об имеющихся угрозах развития опасных природных процессов, а также рисках техногенных аварий и катастроф.

В целях обеспечения эффективной реализации государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций принят Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному повышению эффективности системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

В документе определены важнейшие направления совершенствования деятельности системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и задачи Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан.

В соответствии с указом в систему Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан переданы Центр гидрометеорологической службы, Государственная инспекция по контролю и надзору за техническим состоянием и безопасностью работы крупных и особо важных водохозяйственных объектов при Кабинете Министров Республики Узбекистан, Государственная инспекция по маломерным судам, а также Служба срочных донесений Института сейсмологии Академии наук Республики Узбекистан.

В связи с передачей вышеназванных организаций определены новые основные задачи Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан, в частности:

разработка и обеспечение реализации единой государственной политики в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное и военное время, гидрометеорологии, устойчивого функционирования гидротехнических сооружений, сейсмических наблюдений, безопасной эксплуатации маломерных судов, защиты жизни и здоровья граждан на водных объектах;

заблаговременное выявление факторов риска и угроз возникновения чрезвычайных ситуаций, обеспечение ранней профилактики и предупреждения их возникновения и другие задачи.

Указ Президента Республики Узбекистан направлен на укрепление потенциала и расширение низового звена системы Министерства по чрезвычайным ситуациям путем создания дополнительных отделов по чрезвычайным ситуациям и спасательных отрядов в районах (городах), характеризующихся высоким риском возникновения чрезвычайных ситуаций.

Необходимо отметить, что согласно положениям данного указа созданы правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций во главе с первым заместителем Премьер-министра Республики Узбекистан, а также аналогичные территориальные комиссии при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей, города Ташкента, а также районов (городов) республики.

В их состав включены руководители ответственных ведомств и организаций всех уровней, принимающих участие в обеспечении защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

определение основных направлений совершенствования и дальнейшего развития Государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях;

определение задач министерств, ведомств, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей, районов (городов) и подготовка предложений по их решению;

организация и ежегодное проведение месячников гражданской защиты (в весенний период) и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (в осенний период), направленных на повышение эффективности профилактических мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

координация деятельности органов государственной власти на местах, органов государственного и хозяйственного управления, органов самоуправления граждан по вопросам социально-экономической и правовой защиты, медицинской реабилитации граждан, пострадавших в результате аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий, а также лиц, принимавших участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Особое внимание уделено вопросам укрепления и расширения диалога с населением, обеспечения выполнения задач в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций под девизом «Своевременно предупредить, спасти и помочь».

Данным документом утверждается Программа комплексных мер, предусматривающая повышение эффективности системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, укрепление кадрового потенциала, внедрение современных информационно-коммуникационных технологий и достижений науки и техники, а также укрепление материально-технической базы МЧС.

В целях реализации данного указа приняты постановления Президента Республики Узбекистан «Об организационных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан» и «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы подготовки специалистов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций».

В целом выполнение предусмотренных указом мероприятий позволит существенно повысить эффективность действующей Государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, проводимых мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также обеспечит:

во-первых – на системной основе заблаговременное принятие адресных мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций путем расширения диалога с населением и тесного взаимодействия с органами самоуправления граждан;

во-вторых – значительное улучшение и повышение качества работы в сфере мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, систематизации работы по гидрометеорологическим и сейсмическим наблюдениям, раннему выявлению угроз и рисков возникновения чрезвычайных ситуаций на крупных гидротехнических сооружениях и водных объектах;

в-третьих – повышение оперативности комплексного реагирования на чрезвычайные ситуации и минимизацию ущерба от них;

в-четвертых – организацию работы по локализации производства основных видов аварийно-спасательной техники, имущества и оборудования на базе отечественных производителей.