Постановление Президента Республики Узбекистан
За прошедшие годы приняты меры по совершенствованию государственных и корпоративных закупок для обеспечения их открытости и прозрачности посредством организации электронных аукционных торгов.

Созданы межведомственные тендерные комиссии по закупке товаров (работ, услуг) в рамках инвестиционных проектов, реализуемых в отраслях экономики и социальной сфере,а также специализированные отраслевые экспертные советы по проведению экспертизы подготовленной проектными организациями тендерной и предпроектной документации.

Вместе с тем проведенный анализ показал, что действующий порядок государственных и корпоративных закупок и организации тендерных торгов не отвечает современным требованиям, является чрезмерно усложненным в связи с наличием многочисленных согласований, дублирующих процедур и волокиты, создающих условия для различных коррупционных проявлений.

В частности, отмечается затягивание тендерных процедур, включая согласование и утверждение протоколов межведомственных тендерных комиссий, в ряде случаев более шести месяцев, что приводит к задержкам реализации проектов, в том числе осуществляемых за счет средств зарубежных и международных финансовых институтов, и срывам сетевых графиков.

Имеются многочисленные факты манипулирования ценами, искажения данных о качестве, характеристиках товаров и непоставки товаров по заключенным на электронных торгах сделкам.

В целях коренного совершенствования системы государственных и корпоративных закупок товаров (работ, услуг), предупреждения фактов злоупотреблений в данной сфере, а также реализации задач, определенных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах:

1. Принять к сведению, что Указом Президента Республики Узбекистан от 24 июля 2017 года № УП51-20 «О мерах по внедрению системы проектного управления в Республике Узбекистан» предусмотрено создание Единого национального справочника ресурсов и Единого информационного портала государственных закупок в рамках внедрения Единой национальной информационной системы проектного управления Республики Узбекистан.

2. Согласиться с предложениями Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан, Министерства экономики, Министерства финансов, Государственного комитета по инвестициям, Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции, предусматривающими:

упразднение отраслевых межведомственных тендерных комиссий по закупке товаров (работ, услуг) в рамках инвестиционных проектов, реализуемых в соответствующих отраслях экономики и социальной сфере на сумму в эквиваленте более 5 миллионов долларов США по одному контракту;

упразднение специализированных отраслевых экспертных советов, выполняющих функции по проведению экспертизы подготовленной проектными организациями тендерной и предпроектной документации, в части отбора технологий, оборудования и ценообразования по предлагаемой технологии и оборудованию;

отмену требований по осуществлению государственных и корпоративных закупок товаров (работ, услуг) на сумму по одному контракту в эквиваленте от 300 долларов США до 100 тысяч долларов США посредством электронных торгов, организуемых Узбекской Республиканской товарно-сырьевой биржей.

3. Установить порядок, в соответствии с которым до 1 января 2018 года государственные и корпоративные закупки товаров (работ, услуг) осуществляются на сумму в эквиваленте:

менее 1 тысячи долларов США по одному контракту путем заключения прямых договоров с поставщиками, предложившими наиболее приемлемые условия по цене, качеству и срокам поставки товаров (работ, услуг);

от 1 тысячи до 100 тысяч долларов США по одному контракту путем отбора наилучших предложений, оцениваемых ведомственными конкурсными комиссиями, создаваемыми заказчиками;

свыше 100 тысяч долларов США по одному контракту путем проведения конкурсных (тендерных) торгов, организуемых межведомственными конкурсными (тендерными) комиссиями, создаваемыми заказчиками с обязательным привлечением представителей Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям, Республиканского проектного института «УзИнжиниринг» при Кабинете Министров Республики Узбекистан, а также отраслевых научно-технических советов заказчика. Техническое задание по данным закупкам должно быть согласовано с Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан.

Государственным органам и иным организациям обеспечить приведение в соответствие с требованиями настоящего постановления составов конкурсных (тендерных) комиссий и соответствующих процедур.

Руководители заказчиков несут персональную ответственность, вплоть до уголовной, за несоблюдение порядка осуществления государственных и корпоративных закупок, включая целесообразность их приобретения.

4. Определить Национальное агентство проектного управления при Президенте Республики Узбекистан уполномоченным органом по организации и проведению государственных и корпоративных закупок в рамках реализации инвестиционных проектов Республики Узбекистан.

5. Национальному агентству проектного управления при Президенте Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами:

обеспечить создание и ввод в эксплуатацию с 1 января 2018 года Единого национального справочника ресурсов и Единого информационного портала государственных закупок;

в месячный срок внести в установленном порядке проект Закона Республики Узбекистан «О государственных закупках», предусмотрев в нем:

прозрачный и открытый механизм осуществления государственных (корпоративных) закупок на конкурентной основе, меры по предупреждению коррупции в данной сфере;

широкий доступ субъектов предпринимательства к государственным (корпоративным) закупкам;

создание независимой и эффективной системы и процедур обжалования для участников государственных (корпоративных) закупок;

дальнейшее развитие электронных закупок, организацию единой базы данных для статистического анализа результатов и необходимых параметров закупок.

6. Министерству юстиции совместно с Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан, иными заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

7. Министерствам и ведомствам в месячный срок привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и директора Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан Садикова Ш.М.

Президент Республики Узбекистан                                    Ш. МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент, 23 августа 2017 года.

* * *
КОММЕНТАРИЙ
к постановлению Президента Республики Узбекистан 
«О мерах по дальнейшему внедрению современных 
форм и методов осуществления государственных и 
корпоративных закупок товаров (работ, услуг)»


В стране проводится последовательная и комплексная работа по дальнейшему совершенствованию механизмов государственных и корпоративных закупок, обеспечению открытости и прозрачности тендерных торгов.

В частности, внедрены электронные торги, создан специальный информационный портал Узбекской Республиканской товарно-сырьевой биржи, образованы многоуровневые межведомственные тендерные комиссии по закупке товаров (работ, услуг), в том числе в рамках инвестиционных проектов.

В 2016 году и за 7 месяцев текущего года на площадках Узбекской Республиканской товарно-сырьевой биржи заключено более 95 тысяч сделок на сумму более 1,7 триллиона сумов.

Вместе с тем проведенный анализ показал, что действующий порядок государственных и корпоративных закупок и организации тендерных торгов не отвечает современным требованиям, имеются многочисленные этапы согласования, дублирующие процедуры и волокита, создающие условия для различных коррупционных проявлений. Кроме того, отмечаются затягивание тендерных процедур и наличие множества фактов манипулирования ценами, искажения данных о качестве, характеристиках товаров и непоставки товаров по заключенным на электронных торгах сделкам.

Действующие лимиты и порядок приобретения товаров (работ, услуг) бюджетными организациями создают трудности в обеспечении товарно-материальными ценностями, в том числе первой необходимости (канцелярские принадлежности, ремонт компьютерной техники и автотранспорта).

В конечном итоге это приводит к задержкам реализации проектов, в том числе инвестиционных проектов, осуществляемых за счет средств зарубежных и международных финансовых институтов.

В этой связи принятое постановление Президента Республики Узбекистан предусматривает:

упразднение отраслевых межведомственных тендерных комиссий по закупке товаров (работ, услуг) в рамках инвестиционных проектов, реализуемых в соответствующих отраслях экономики и социальной сфере на сумму в эквиваленте более 5 миллионов долларов США по одному контракту;

упразднение специализированных отраслевых экспертных советов, выполняющих функции по проведению экспертизы подготовленной проектными организациями тендерной и предпроектной документации, в части отбора технологий, оборудования и ценообразования по предлагаемой технологии и оборудованию;

отмену требований по осуществлению государственных и корпоративных закупок товаров (работ, услуг) на сумму по одному контракту в эквиваленте от 300 долларов США до 100 тысяч долларов США посредством электронных торгов, организуемых Узбекской Республиканской товарно-сырьевой биржей.

В целях дальнейшего совершенствования системы государственных закупок вновь созданному Национальному агентству проектного управления при Президенте Республики Узбекистан поручено обеспечить создание и ввод в эксплуатацию с 1 января 2018 года Единого национального справочника ресурсов и Единого информационного портала государственных закупок, а также в месячный срок разработать проект Закона Республики Узбекистан «О государственных закупках», предусматривающий:

прозрачный и открытый механизм осуществления государственных и корпоративных закупок на конкурентной основе, меры по предупреждению коррупции в данной сфере;

широкий доступ субъектов предпринимательства к государственным и корпоративным закупкам;

создание независимой и эффективной системы и процедур обжалования для участников государственных и корпоративных закупок;

дальнейшее развитие электронных закупок, организацию единой базы данных для статистического анализа результатов и необходимых параметров закупок.

Наряду с этим Агентство также определено уполномоченным органом по организации и проведению государственных и корпоративных закупок в рамках реализации инвестиционных проектов Республики Узбекистан.

В целях исключения неясностей и предотвращения фактов злоупотреблений до 1 января 2018 года введен порядок, согласно которому государственные и корпоративные закупки осуществляются на сумму в эквиваленте:

менее 1 тысячи долларов США по одному контракту путем заключения прямых договоров с поставщиками по итогам отбора наиболее лучших предложений по цене, качеству и срокам поставки товаров (работ, услуг);

от 1 тысячи до 100 тысяч долларов США по одному контракту путем отбора наилучших предложений, оцениваемых ведомственными конкурсными комиссиями, создаваемыми заказчиками;

свыше 100 тысяч долларов США по одному контракту путем проведения конкурсных (тендерных) торгов, организуемых межведомственными конкурсными (тендерными) комиссиями, создаваемыми заказчиками с обязательным привлечением представителей Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям, Республиканского проектного института «УзИнжиниринг» при Кабинете Министров Республики Узбекистан, а также отраслевых научно-технических советов заказчика.

Кроме того, установлено требование, что техническое задание по данным закупкам должно быть согласовано с Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан.

Вместе с тем в целях усиления ответственности руководителей государственных органов и иных организаций в постановлении указано, что они несут персональную ответственность, вплоть до уголовной, за нарушение требований по организации тендерных торгов и целесообразность проведенных государственных и корпоративных закупок.

Принятое постановление Президента Республики Узбекистан является еще одним шагом на пути поэтапного перехода к современным формам и методам государственных и корпоративных закупок, основанным на использовании передовых информационно-коммуникационных технологий и принципов проектного управления.

Реализация предусмотренных им мер послужит повышению эффективности использования бюджетных средств, самостоятельности и ответственности руководителей государственных органов и иных организаций за осуществляемые государственные и корпоративные закупки, устранению бюрократизма.