Указ Президента Республики Узбекистан

В стране проводится последовательная работа по развитию современных информационных технологий и коммуникаций, созданию целостной системы оказания электронных государственных услуг, внедрению новых механизмов диалога государственных органов с населением.

Вместе с тем ряд системных проблем и недостатков в сфере управления и внедрения информационных технологий и коммуникаций препятствует ускоренному развитию данной сферы, оказанию качественных информационных услуг, в частности:

первое, недостаточно развита телекоммуникационная инфраструктура, отдаленные населенные пункты страны остаются не обеспеченными сетями телекоммуникаций, качество мобильной связи и сети Интернет не удовлетворяет потребности населения;

второе, вследствие неэффективного осуществления единого технологического подхода во внедрении информационных технологий и коммуникаций в системе государственного управления ведомственные информационные системы и ресурсы внедряются фрагментарно, что усложняет процесс их интеграции в единое информационное пространство;

третье, не уделяется должного внимания внедрению интегрированных торговых и маркетинговых платформ, интернет-магазинов, платежных систем, а также системы логистики в электронной коммерции, что становится одной из причин сдерживания развития экономики и предпринимательства, привлечения иностранных инвестиций;

четвертое, слабая организация работы по обеспечению информационной безопасности и защиты информации в государственных информационных системах и ресурсах увеличивает возможности несанкционированного доступа к информации, нарушения целостности и конфиденциальности баз данных;

пятое, руководителями большинства государственных органов и организаций не уделяется достаточного внимания вопросам реализации проектов по информатизации и внедрению современных информационных технологий и коммуникаций, направленных на повышение качества и оперативности оказываемых населению услуг, искоренение бюрократических процедур, уменьшение бумажного документооборота;

шестое, не принимаются действенные меры по модернизации услуг почтовой связи и системы логистики, внедрению качественно новых методов работы национального оператора почтовой связи и повышению престижа его деятельности на рынке;

седьмое, действующая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере информационных технологий и коммуникаций не учитывает быстрые темпы развития IT-технологий, а также не позволяет организовать эффективный диалог с ведущими образовательными учреждениями зарубежных стран для внедрения передовых методов обучения;

восьмое, не ведется системная работа по глубокому изучению и внедрению опыта стран, значительно продвинувшихся в развитии электронного правительства, электронной коммерции, системы оказания электронных государственных услуг, их прозрачности и открытости, а также телекоммуникационной инфраструктуры.

В целях дальнейшего совершенствования системы управления в сфере информационных технологий и коммуникаций, расширения спектра электронных государственных услуг и услуг телекоммуникаций, развития телекоммуникационной инфраструктуры, а также в соответствии с Концепцией административной реформы в Республике Узбекистан:

1. Одобрить предложения Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан (далее – Министерство) и Узбекского агентства по печати и информации о:

передаче Республиканского информационно-библиотечного центра, информационно-библиотечных центров Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента в ведение Национальной библиотеки Узбекистана имени Алишера Навои Узбекского агентства по печати и информации;

передаче государственного учреждения «Центр мониторинга в сфере массовых коммуникаций» в структуру Узбекского агентства по печати и информации;

инициировании на общих собраниях акционеров АК «Матбуот таркатувчи» и АО «Узбекистон почтаси» вопроса о присоединении АК «Матбуот таркатувчи» к АО «Узбекистон почтаси» в установленном порядке.

Министерству в двухнедельный срок обеспечить передачу Узбекскому агентству по печати и информации штатной численности и зданий передаваемых организаций, а также принадлежащих им товарно-материальных ценностей, включая денежные средства.

2. Определить основными задачами и приоритетными направлениями деятельности Министерства:

разработку и реализацию единой государственной политики и регулирование отношений в сфере развития и применения информационных технологий и коммуникаций, координацию деятельности внедрения электронного правительства, формирования информационного общества и цифровой экономики;

развитие и модернизацию телекоммуникационной инфраструктуры путем расширения широкополосного доступа к сети Интернет по принципу «последняя миля», технологий мультисервисных сетей связи, рынка мобильной связи, иных современных телекоммуникационных услуг, а также логистики и услуг почтовой связи;

обеспечение реализации единого технологического подхода в разработке и внедрении информационных систем и ресурсов государственных органов, организации межведомственного электронного взаимодействия, формирования единых электронных реестров и баз данных, систем оказания электронных государственных услуг по принципу «одно окно»;

содействие внедрению инноваций в государственном управлении и реальном секторе экономики, обеспечение стимулирования роста цифровой экономики, в том числе за счет внедрения комплексных автоматизированных систем управления на производстве, создания благоприятных условий для развития электронной коммерции;

внедрение и развитие современных интеллектуальных систем управления городской и региональной инфраструктурой, включая жилищно-коммунальное обслуживание, транспортную логистику, экстренные службы, с последующей интеграцией и объединением их в единый комплекс «умный» и «безопасный» город;

стимулирование, создание условий и привлечение инвестиций для развития отечественного производства современных конкурентоспособных и экспортоориентированных программных продуктов и услуг путем организации деятельности технопарков и коворкинг-центров, в том числе на основе государственно-частного партнерства;

организацию научных исследований и разработок, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по стратегическому
и проектному управлению, менеджменту, маркетингу в сфере информационных технологий и коммуникаций на основе наилучшей практики ведущих зарубежных компаний и образовательных учреждений;

реализацию комплексных мер по обеспечению кибербезопасности
и внедрению современных технологий защиты сетей, программных продуктов, информационных систем и ресурсов, участие в регулировании применения технологий по сбору, обработке и хранению персональных и биометрических данных;

осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства в сфере информационных технологий и коммуникаций
в целях обеспечения высокого качества предоставляемых услуг телекоммуникаций и почтовой связи;

развитие сотрудничества с международными организациями, иностранными компаниями, научно-исследовательскими учреждениями
по вопросам применения и развития информационных технологий и коммуникаций, в том числе организации внедрения технических стандартов, регламентов, а также по другим направлениям, входящим в сферу деятельности Министерства.

3. Установить, что:

государственные органы и иные бюджетные организации при использовании средств внебюджетных фондов приоритетное внимание уделяют разработке новых информационных систем, программных продуктов, баз данных, внедрению электронных государственных услуг, направленных, в первую очередь, на повышение качества и оперативности оказываемых населению услуг, искоренение бюрократических процедур, уменьшение бумажного документооборота;

руководители и работники подразделений государственных органов
и иных бюджетных организаций, ответственные за развитие информационных технологий и коммуникаций, один раз в три года проходят аттестацию соответственно в Министерстве и его территориальных управлениях;

руководители подразделений республиканских органов исполнительной власти, ответственные за развитие информационных технологий и коммуникаций, назначаются на должность по согласованию с Министерством;

руководители подразделений территориальных органов исполнительной власти, ответственные за развитие информационных технологий и коммуникаций, назначаются на должность по согласованию с соответствующим территориальным управлением Министерства.

4. Преобразовать Государственную инспекцию по надзору в сфере связи, информатизации и телекоммуникационных технологий в Инспекцию по контролю в сфере связи, информатизации и телекоммуникационных технологий при Министерстве (далее – Инспекция).

Определить, что Инспекция является специально уполномоченным государственным органом, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства в сфере информационных технологий и коммуникаций, авторских прав в распространении фонограмм, аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин.

Предоставить с 1 апреля 2018 года Инспекции право выявлять, получать данные о фактах нарушения требований законодательства и иных нормативных документов, государственных стандартов и качества предоставляемых услуг в сфере связи, информатизации и телекоммуникаций.

5. Министерству, Центральному банку, Министерству финансов, Министерству экономики Республики Узбекистан в двухмесячный срок проработать вопрос предоставления национальному оператору почтовой связи АО «Узбекистон почтаси» прав на оказание в качестве агента банковских и страховых услуг, в том числе по приему и переводу платежей, обслуживанию банковских карт, привлечению свободных денежных средств населения, оказанию услуг по добровольному и обязательному страхованию и других услуг на условиях аутсорсинга и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по реализации настоящего пункта.

6. Министерству совместно с Государственным комитетом по инвестициям в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по:

реформированию АО «Узбекистон почтаси», в том числе путем привлечения зарубежных консультантов и изучения передового международного опыта;

развитию сети операторов и курьеров почтовой связи, организации пунктов международного обмена почтовыми отправлениями за рубежом.

7. Установить, что:

а) с 1 июня 2018 года:

субъекты предпринимательства вправе осуществлять экспорт товаров, работ (услуг), за исключением отдельных товаров по перечню, определяемому Кабинетом Министров Республики Узбекистан, посредством электронных торговых площадок в сети Интернет без заключения экспортного контракта и изъятия банковской комиссии за экспорт товара, работ (услуг);

оборот товаров, реализуемых субъектами предпринимательства путем использования электронной коммерции, считается розничной торговлей вне зависимости от их объема;

б) привлечение международных консалтинговых компаний и экспертов в сфере информационных технологий и коммуникаций, развитие собственной IT-инфраструктуры и укрепление материально-технической базы, а также материальное стимулирование работников Министерства осуществляется за счет средств Фонда развития информационно-коммуникационных технологий;

в) условия оплаты труда работников Министерства за счет средств Фонда развития информационно-коммуникационных технологий и иных источников определяется Коллегией Министерства;

г) размер ежемесячной надбавки работникам государственных органов и иных бюджетных организаций, ответственным за внедрение и развитие современных информационных технологий и коммуникаций, устанавливается в размере не менее 100 процентов от должностного оклада работника;

д) руководители подразделений государственных органов и иных бюджетных организаций, ответственных за развитие информационных технологий и коммуникаций, по итогам каждого года на основании решения Министерства премируются в размере до 100 минимальных размеров заработной платы за своевременную, полную и качественную реализацию планов и программ по внедрению информационных систем, электронных государственных услуг и информатизации деятельности органа и организации за счет средств Фонда развития информационно-коммуникационных технологий и иных источников, не запрещенных законодательством.

8. Кабинету Министров Республики Узбекистан в срок до 1 августа
2018 года разработать и утвердить Программы развития информационных технологий и коммуникаций в регионах на 2018–2020 годы и адресный перечень приоритетных проектов, предусматривающих:

дальнейшее развитие телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение населения качественной мобильной связью, широкополосным доступом к сети Интернет;

внедрение современных информационных систем, программных продуктов и баз данных в сфере здравоохранения, социальной защиты населения, образования, коммунального обслуживания, туризма, а также организацию «умных» и «безопасных» городов и регионов;

реализацию инновационных проектов на основе государственно-частного партнерства, а также поддержку производства экспортоориентированных программных продуктов;

дальнейшее расширение системы предоставления электронных государственных услуг на местах, особенно в отдаленной местности.

Установить, что финансирование программ и адресного перечня проектов осуществляется за счет средств Фонда в размере до 5 процентов от суммы, поступающей от платы за использование абонентского номера, уплачиваемой юридическими лицами, оказывающими услуги мобильной связи соответствующего региона, а также иных источников, не запрещенных законодательством.

9. Образовать региональные советы по развитию информационно-коммуникационных технологий во главе с председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей и города Ташкента для осуществления системного мониторинга и межведомственной координации реализации программ, предусмотренных пунктом 8 настоящего Указа.

Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей и г. Ташкента совместно с Министерством в месячный срок:

после принятия программ утвердить составы региональных советов, а также обеспечить ежемесячное рассмотрение хода исполнения программ;

принять организационные меры по преобразованию ГУП «Центр компьютеризации» в ГУП «Центр развития информационно-коммуникационных технологий», определив его главной задачей создание и внедрение информационной системы «Электронный хокимият».

10. Одобрить предложение Министерства и Министерства высшего
и среднего специального образования о внедрении в Ташкентском университете информационных технологий имени Мухаммада ал-Хоразмий, в том числе его филиалах, с 2018/2019 учебного года кредитной системы обучения по подготовке кадров в сфере информационных технологий и коммуникаций.

Предоставить Ташкентскому университету информационных технологий имени Мухаммада ал-Хоразмий право:

по согласованию с Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан самостоятельно разрабатывать и утверждать учебные планы и программы, квалификационные требования к выпускникам с учетом обеспечения непрерывной связи учебного процесса с темпами развития информационно-коммуникационных технологий;

осуществлять самостоятельное нормирование труда профессорско-преподавательского состава в условиях кредитной системы обучения, основываясь на учете рабочего времени исключительно по мероприятиям учебного характера, а также стимулирование выполнения педагогическими работниками научно-методической, научно-исследовательской, организационно-методической, духовно-нравственной и воспитательной работы.

Министерству совместно с Министерством высшего и среднего специального образования в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект правительственного решения, определяющего порядок кредитной системы обучения.

11. Кабинету Министров Республики Узбекистан:

в недельный срок внести проекты постановлений Президента Республики Узбекистан об организации деятельности Министерства и Инспекции;

в месячный срок утвердить обновленные положения о Министерстве и Инспекции.

12. Признать утратившим силу пункт 2 Указа Президента Республики Узбекистан от 4 февраля 2015 года № УП–4702 «О создании Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан».

13. Министерству совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

14. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., первого заместителя Государственного советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М. и Генерального прокурора Республики Узбекистан Муродова О.Б.

Президент Республики Узбекистан                                      Ш. МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент, 19 февраля 2018 года