О мерах по дальнейшему развитию систем технического регулирования, стандартизации, сертификации и метрологии

Постановление Президента Республики Узбекистан

В целях дальнейшего развития национальной системы технического регулирования, стандартизации, сертификации и метрологии, коренного улучшения предпринимательской среды, усиления охраны здоровья и защиты прав потребителей, а также в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 11 сентября 2018 года № ПП–3939 «О мерах по организации ускоренной реализации предпринимательских инициатив и проектов в регионах»:

1. Согласиться с предложениями Министерства экономики Республики Узбекистан и Агентства «Узстандарт» (далее – Агентство) об установлении с 1 января 2019 года порядка, в соответствии с которым:

при представлении сертификатов соответствия или протоколов испытаний, выданных органами по сертификации стран, являющихся полноправными членами Международной организации по аккредитации лабораторий (ILAC) и Международного форума по аккредитации (IAF), субъекты предпринимательства, в уставном капитале которых не имеется доля государства в размере более 50 процентов (за исключением участников свободных экономических зон), освобождаются от обязательной сертификации ввозимых для собственных производственных нужд специализированной и сельскохозяйственной техники, технологического оборудования, комплектующих изделий и запасных частей к ним, не производимых в Республике Узбекистан, а также непродовольственного сырья, материалов и изделий, используемых
в производстве продукции, подлежащей обязательной сертификации;

допускается таможенное оформление средств измерений, ввозимых субъектами предпринимательства для производственных нужд, без представления сертификата соответствия с условием его получения в течение двух месяцев со дня таможенного оформления в установленном порядке;

при представлении действующих сертификатов калибровки (или поверки), оформленных национальными органами по метрологии стран, являющихся подписантами Договоренности о взаимном признании национальных измерительных эталонов и сертификатов калибровки и измерений, выдаваемых национальными метрологическими институтами (CIPM MRA), метрологическая аттестация (утверждение типа) импортируемых средств измерений, используемых для собственных нужд в технологических процессах, осуществляется в упрощенном порядке в однодневный срок путем процедуры признания.

2. Определить, что:

ответственность за обеспечение соответствия товаров, ввозимых в упрощенном порядке, предусмотренном в пункте 1 настоящего постановления, требованиям нормативных документов в области технического регулирования, а также за их целевое использование несут должностные лица субъектов предпринимательства, для производственных нужд которых ввозятся товары;

упрощенный порядок, предусмотренный в пункте 1 настоящего постановления, применяется при условии представления в органы государственной таможенной службы (в том числе третьими лицами) гарантийного письма субъекта предпринимательства, для производственных нужд которого ввозятся товары, предусматривающего его обязательства о целевом использовании ввозимых товаров для производственных нужд, а также об осуществлении сертификации средств измерений в течение двух месяцев со дня таможенного оформления в установленном порядке;

органы государственной таможенной службы в трехдневный срок после таможенного оформления представляют в Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан и Агентство сведения об импорте товаров, ввозимых в упрощенном порядке в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления, посредством межведомственного информационного взаимодействия;

контроль за целевым использованием товаров, ввозимых в упрощенном порядке, предусмотренном в пункте 1 настоящего постановления, осуществляется Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан и другими уполномоченными органами.

3. Предоставить право субъектам предпринимательства, внедрившим системы менеджмента качества и использующим испытательные лаборатории, аккредитованные в национальной системе аккредитации, осуществлять подтверждение соответствия производимой ими в Республике Узбекистан продукции путем декларирования.

4. Утвердить:

«Дорожную карту» по дальнейшему развитию систем технического регулирования, стандартизации, сертификации и метрологии на период 2019-2020 годов согласно приложению № 1;

Программу разработки технических регламентов на 2019-2021 годы согласно приложению № 2, предусматривающую разработку 29 общих и 13 специальных технических регламентов;

целевые показатели гармонизации нормативных документов по стандартизации с международными требованиями на 2019-2021 годы согласно приложению № 3, предусматривающие доведение уровня гармонизации до 47 процентов;

перечень проектов по совершенствованию испытательной и измерительной базы согласно приложению № 4.

5. Возложить персональную ответственность на:

Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. – за осуществление строгого контроля за обеспечением своевременной и полноценной реализации мероприятий, предусмотренных «Дорожной картой»;

заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Отажонова Н.С. – за своевременную, полноценную и эффективную реализацию Программы разработки технических регламентов;

генерального директора Агентства Саттарова Д.Н. – за доведение уровня гармонизации нормативных документов по стандартизации до установленных целевых показателей, в том числе до 80 процентов к 2023 году, эффективное функционирование подведомственных подразделений Агентства, обеспечение модернизации и создание разветвленной сети испытательных лабораторий во всех регионах республики, в том числе на условиях государственно-частного партнерства, где отсутствуют частные испытательные лаборатории;

председателя Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан Азимова М.Б. – за обеспечение эффективной и оперативной координации деятельности органов санитарно-эпидемиологического, фитосанитарного и ветеринарного контроля при проведении контрольных процедур на приграничных таможенных постах.

6. Министерствам, ведомствам, хозяйственным объединениям – разработчикам технических регламентов, указанным в приложении № 2 к настоящему постановлению, в недельный срок сформировать экспертные советы и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан на утверждение сетевые графики по разработке технических регламентов.

7. Установить, что с 1 января 2019 года:

обязательная сертификация ввозимых потребительских товаров по перечню согласно приложению № 5 осуществляется исключительно органами по сертификации, подведомственными Агентству, а также иными органами по сертификации, вновь аккредитованными в Центре по аккредитации при Национальном агентстве проектного управления при Президенте Республики Узбекистан;

при оформлении сертификатов соответствия запрещается проведение дублирующих испытаний и за основу при их выдаче принимаются результаты положительных испытаний, проведенных аккредитованными в установленном порядке лабораториями, независимо от их ведомственной подчиненности.

Агентству и Центру по аккредитации при Национальном агентстве проектного управления при Президенте Республики Узбекистан в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения по созданию действенного механизма контроля за соблюдением правил сертификации.

8. Запретить ввоз продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологическому и фитосанитарному контролю, из стран, входящих в регулярно обновляемый перечень государств с неблагополучной санитарно-эпидемиологической и фитосанитарной обстановкой, утверждаемый Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

9. Кабинету Министров совместно с Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан в двухмесячный срок по итогам критического изучения деятельности приграничных служб санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного контроля внести предложения по совершенствованию, повышению эффективности и оперативности выполнения ими контрольных функций.

10. Принять к сведению, что в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О техническом регулировании» соблюдение технических регламентов является обязательным для всех юридических и физических лиц.

Установить, что с введением в действие технических регламентов сертификация продукции, к безопасности которой устанавливаются обязательные требования, на основании данных технических регламентов приобретает обязательный характер.

11. Образовать Департамент по обеспечению соблюдения требований законодательства в области технического регулирования, стандартизации, сертификации и метрологии при Агентстве «Узстандарт» (далее – Департамент), упразднив управления стандартизации и метрологии Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, с возложением на него следующих основных задач:

осуществление предупреждения и профилактики нарушений законодательства в области технического регулирования, стандартизации, сертификации и метрологии;

оказание субъектам предпринимательства всестороннего содействия в вопросах технического регулирования, стандартизации, сертификации и метрологии;

организация и осуществление государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов, нормативных документов по стандартизации, обеспечением единства и достоверности измерений,
правил обязательной сертификации.

Установить, что Департамент является юридическим лицом, общее руководство и контроль за деятельностью которого осуществляется Агентством.

12. Одобрить предложение Агентства об образовании Научно-исследовательского института стандартизации, сертификации и технического регулирования при Агентстве «Узстандарт» на базе Научно-исследовательского института стандартизации, метрологии и сертификации и государственного предприятия «Информационно-справочный центр».

Определить Научно-исследовательский институт стандартизации, сертификации и технического регулирования базовой организацией по координации деятельности отраслевых технических комитетов
по стандартизации, разработке и реализации нормативных документов по стандартизации, в том числе по заявкам хозяйствующих субъектов и иных организаций на договорной основе, а также переподготовке и повышении квалификации кадров в сфере технического регулирования, стандартизации, сертификации и метрологии.

Распространить на работников Научно-исследовательского института стандартизации, сертификации и технического регулирования условия оплаты труда и материального стимулирования, установленные для работников по соответствующим должностям научно-исследовательских учреждений Республики Узбекистан.

Агентству в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект правительственного решения об организации деятельности Научно-исследовательского института стандартизации, сертификации и технического регулирования.

13. Утвердить:

организационную структуру Агентства «Узстандарт» согласно приложению № 6;

структуру центрального аппарата Агентства «Узстандарт» согласно приложению № 7;

структуру Департамента по обеспечению соблюдения требований законодательства в области технического регулирования, стандартизации, сертификации и метрологии согласно приложению № 8;

предельную численность инспекторов Департамента по обеспечению соблюдения требований законодательства в области технического регулирования, стандартизации, сертификации и метрологии в Республике Каракалпакстан и областях согласно приложению № 9.

Установить предельную численность управленческого персонала Агентства, финансируемую за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, в количестве 153 единиц, в том числе центрального аппарата – 69 единиц.

14. Предоставить Генеральному директору Агентства право:

вносить, при необходимости, изменения в структуру центрального аппарата Агентства и его подведомственных организаций в пределах установленной предельной штатной численности управленческого персонала;

определять предельное количество управленческого персонала подведомственных организаций, финансируемых за счет собственных средств, исходя из финансовых возможностей;

привлекать специалистов технических комитетов министерств, ведомств и хозяйствующих субъектов, специалистов ведущих проектных институтов, научных и образовательных учреждений, а также принимать на работу высококвалифицированных иностранных специалистов и устанавливать им размеры заработной платы и иных выплат в свободно конвертируемой валюте;

дополнительно выплачивать высококвалифицированным, инициативным работникам Агентства и Департамента, добросовестно и эффективно выполняющим свои служебные обязанности, ежемесячные надбавки
до двукратного размера фонда оплаты труда за счет средств Специального фонда по развитию стандартизации, метрологии и сертификации при Агентстве.

Возложить на Агентство функцию по ведению мониторинга риска ввоза, производства и реализации некачественной и опасной продукции для жизни, здоровья людей, имущества юридических и физических лиц, окружающей среды.

15. Установить следующие основные критерии оценки эффективности деятельности Агентства:

количество заявителей, удовлетворительно оценивающих качество услуг, оказываемых подразделениями Агентства, а также жалоб на их действия и решения;

количество обращений за оказанием услуг в интерактивной форме;

количество принятых и пересмотренных технических регламентов и стандартов, в том числе с учетом международных требований;

результативность работ по мониторингу риска ввоза, производства и реализации некачественной и опасной продукции;

результативность работ по предупреждению и профилактике нарушений законодательства в области технического регулирования, стандартизации, сертификации и метрологии.

16. Агентству в месячный срок разработать и реализовать комплекс мер по:

улучшению имиджа, предусмотрев создание нового логотипа ведомства и знаков отличия;

внедрению практики оценки деятельности подведомственных организаций в целях повышения уровня оказываемых услуг;

системному освещению в средствах массовой информации, социальных сетях информации о результатах и принимаемых мерах по результатам оценки эффективности, в том числе в части предупреждения коррупционных факторов.

17. Включить Агентство в реестр обязательной рассылки статистической информации Верховного суда, Центрального банка, Министерства финансов, Министерства экономики, Министерства жилищно-коммунального обслуживания, Государственного налогового комитета, Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан и других ведомств.

18. Кабинету Министров совместно с Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан до 1 апреля 2019 года внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проект закона, предусматривающий усиление ответственности за нарушение законодательства в области технического регулирования, стандартизации, сертификации и метрологии.

19. Национальному агентству проектного управления при Президенте Республики Узбекистан совместно с Министерством внешней торговли, Министерством экономики Республики Узбекистан, Агентством, другими министерствами и ведомствами в срок до 1 сентября 2019 года с привлечением международных экспертов разработать и внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан предложения по совершенствованию национальной инфраструктуры качества.

20. Внести изменения в постановление Президента Республики Узбекистан от 28 апреля 2017 года № ПП–2935 «О мерах по совершенствованию деятельности Узбекского агентства стандартизации, метрологии и сертификации» согласно приложению № 10.

21. Агентству, Государственному таможенному комитету Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

Министерствам и ведомствам привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

22. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш., заместителей советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М. и Ганиева Э.М.

Президент Республики Узбекистан                                                           Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент, 12 декабря 2018 года.