Постановление Президента Республики Узбекистан

В республике сформирована прочная правовая база, регулирующая оценочную деятельность, проделана значительная работа по развитию рынка оценочных услуг, усилению ответственности за результаты и объективность производимых оценочных работ.

На сегодняшний день на рынке оценочных услуг действуют более двухсот оценочных организаций, в которых работают около тысячи оценщиков, имеющих квалификационный сертификат.

В то же время ряд проблем и недостатков препятствует дальнейшему развитию рынка профессиональных оценочных услуг и повышению уровня доверия к оценочным организациям, в числе которых:

первое – наличие в процессе государственного регулирования оценочной деятельности конфликта интересов, возникающего вследствие возложения на орган государственного управления в области приватизации функций государственного регулирования оценочной деятельности;

второе – наличие высоких требований к минимальному размеру капитала оценочных организаций, ограничивающих доступ профессионалов к рынку оценочных услуг, вследствие чего качество оценочных работ не соответствует возросшим требованиям к ним, особенно в оценке бизнеса, банковской и страховой деятельности;

третье – неудовлетворительный уровень квалификации и профессионализма оценщиков, а также неэффективная система их подготовки и переподготовки, которая не учитывает особые условия оценки стоимости различных объектов, а также стимулирования их достижений;

четвертое – наличие национальных стандартов оценки имущества, не отвечающих современным условиям быстро меняющегося рынка, недостаточная их гармонизация с международными стандартами не обеспечивает единый подход к оценке и учет конъюнктуры рынка;

пятое – недостаточная активность общественных объединений в выработке предложений по дальнейшему развитию и совершенствованию оценочной деятельности, повышению качества отчетов об оценке.

В целях дальнейшего развития рынка оценочных услуг, повышения профессионального уровня оценщиков и качества оказываемых услуг, усиления контроля за объективностью и качеством выполняемых работ в данной сфере:

1. Одобрить предложения Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан, Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции (далее – Госкомконкуренции), Министерства финансов и Министерства экономики Республики Узбекистан, предусматривающие:

а) отмену лицензирования оценочной деятельности и требования к минимальному размеру уставного капитала оценочных организаций;

б) введение процедуры аккредитации оценочных организаций в Центре по аккредитации при Национальном агентстве проектного управления при Президенте Республики Узбекистан (далее – Центр);

в) передачу функций Госкомконкуренции по:

выдаче квалификационного сертификата оценщика – Научно-образовательному центру корпоративного управления;

утверждению новых стандартов оценки имущества, а также внесению изменений, дополнений и признанию утратившими силу действующих стандартов оценки имущества – Национальному агентству проектного управления при Президенте Республики Узбекистан.

2. Госкомконкуренции в недельный срок передать Центру материалы по ранее выданным лицензиям оценочных организаций и квалификационным сертификатам оценщиков.

3. Организовать с 1 июля 2018 года в Научно-образовательном центре корпоративного управления специальные курсы подготовки, переподготовки и повышения квалификации оценщиков с выдачей квалификационного сертификата установленного образца при успешной сдаче экзаменов.

4. Установить, что:

программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации оценщиков утверждаются Научно-образовательным центром корпоративного управления с учетом предложений профессиональных объединений оценщиков;

срок действия ранее выданных лицензий оценочных организаций прекращается с 1 января 2019 года;

переоформление ранее выданных квалификационных сертификатов оценщиков до окончания срока их действия не требуется при условии ежегодного прохождения курсов повышения квалификации в Научно-образовательном центре корпоративного управления.

5. Определить, что страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется произвести выплату страхового возмещения при наступлении страхового случая в течение срока действия договора страхования ответственности оценочной организации, не может быть менее:

2000-кратного минимального размера заработной платы – для оценки движимого имущества, за исключением ценных бумаг, долей, объектов интеллектуальной собственности и других нематериальных активов;

2500-кратного минимального размера заработной платы – для оценки недвижимого имущества, за исключением предприятия как имущественного комплекса;

3000-кратного минимального размера заработной платы – для оценки бизнеса (предприятия как имущественного комплекса, все виды материальных и нематериальных активов).

6. Внедрить в практику систему категорирования оценщиков, включающую в себя сертифицированных оценщиков, оценщиков второй, первой и высшей категорий, с установлением следующих основных требований к оценщикам:

второй категории – наличие опыта работы в оценочной организации в качестве оценщика на момент присвоения категории сроком не менее одного года, а также выполнение самостоятельно не менее 15 работ по оценке различных объектов оценки;

первой категории – наличие опыта работы в оценочной организации в качестве оценщика на момент присвоения категории сроком не менее трех лет, а также выполнение самостоятельно не менее 25 работ по оценке различных объектов оценки, в том числе бизнеса;

высшей категории – наличие опыта работы в оценочной организации в качестве оценщика на момент присвоения категории сроком не менее пяти лет, а также выполнение самостоятельно не менее 35 работ по оценке различных объектов оценки, в том числе бизнеса.

Национальному агентству проектного управления при Президенте Республики Узбекистан в месячный срок разработать и утвердить Положение о порядке присвоения категорий оценщикам.

7. Установить, что:

не менее 51 процента уставного капитала (уставного фонда) оценочной организации должно принадлежать одному или нескольким штатным оценщикам данной оценочной организации;

с 1 января 2019 года руководителем оценочной организации может быть только оценщик первой или высшей категории;

оценщик не может привлекаться оценочной организацией к проведению оценочных работ на основании договора гражданско-правового характера, если он состоит в штате другой оценочной организации;

не допускается вмешательство заказчика либо иных лиц в деятельность оценщика, если это может негативно повлиять на достоверность результата оценки, в том числе ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению или определению при проведении оценки объекта оценки;

оценщик обязан сообщать заказчику или оценочной организации, с которой он заключил трудовой договор, о невозможности своего участия в проведении оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки;

размер оплаты оценщику за проведение оценки объекта оценки не может зависеть от итоговой величины стоимости объекта оценки;

для проведения экспертизы достоверности отчета об оценке могут привлекаться только оценщики первой или высшей категории.

8. Запретить проведение экспертизы достоверности отчетов об оценке оценочной организацией или оценщиком, являющимися аффилированными лицами, которыми признаются:

собственник, учредитель (участник), кредитор, страховщик, оценщик оценочной организации, проводившей оценку;

собственник, учредитель (участник, акционер), кредитор, работник заказчика;

лицо, имеющее имущественный интерес в объекте оценки, либо состоящее с лицами, указанными в настоящем пункте, в близком родстве или свойстве;

член наблюдательного совета, лицо, осуществляющее полномочия директора либо члена правления заказчика или оценочной организации, проводившей оценку;

юридическое лицо, в уставном фонде (уставном капитале) которого имеется доля оценщика или оценочной организации, проводившей оценку;

иные лица, предусмотренные законодательством.

9. Установить, что выбор оценочной организации для проведения оценки государственного имущества, а также объектов, приобретаемых государством, осуществляется в соответствии с законодательством о государственных закупках.

Госкомконкуренции совместно с Министерством финансов и Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан в месячный срок обеспечить критический пересмотр порядка определения стоимости и оплаты услуг оценочных организаций при оценке объектов оценки по заказам Госкомконкуренции и его территориальных органов.

10. Разрешить оценочным организациям оказывать услуги без предварительной оплаты в размере не менее 15 процентов стоимости оказываемых услуг.

11. Рекомендовать Ассоциации оценочных организаций Республики Узбекистан и Обществу оценщиков Республики Узбекистан:

создание общественного экспертного совета, осуществляющего консультирование по методологическому обеспечению деятельности оценщиков или оценочных организаций, а также на основании их обращений рассмотрение отчетов об оценке и представление по ним рекомендаций;

организацию эффективного взаимодействия со всеми оценщиками и оценочными организациями (особенно в регионах), государственными органами путем электронного взаимодействия, создания электронных площадок и баз данных для общего доступа к аналитическим обзорам и обмена информацией;

внедрение системы рейтинговой оценки деятельности оценочных организаций и оценщиков, предусмотрев главным критерием качество оказываемых оценочных услуг;

выработку единых методических рекомендаций к сбору и анализу рыночной информации, обеспечивающих работу оценщиков и других участников рынка достоверными данными;

проведение на постоянной основе семинаров, учебных курсов, «круглых столов», встреч, конференций, разработку и широкое обсуждение среди оценщиков предложений по дальнейшему развитию и совершенствованию оценочной деятельности для внесения в государственные органы.

12. Департаменту по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре совместно с Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан, другими заинтересованными ведомствами в срок до 1 августа 2018 года провести критическое изучение контрактов на проведение оценки государственного имущества, заключенных в 2016-2018 годах, а также результатов осуществленных оценок.

13. Министерству экономики, Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан ежегодно при формировании квот приема в профильные высшие образовательные учреждения учитывать реальную потребность рынка оценочных услуг в квалифицированных кадрах.

14. Национальному агентству проектного управления при Президенте Республики Узбекистан совместно с Госкомконкуренции, Ассоциацией оценочных организаций Республики Узбекистан, Обществом оценщиков Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами:

принять меры по критическому пересмотру действующих национальных стандартов оценки имущества, приведению их в соответствие с современными требованиями и гармонизации с международными стандартами, разработке и внедрению недостающих, а также признанию утратившими силу устаревших стандартов оценки имущества;

в месячный срок разработать и утвердить в установленном порядке государственные требования к подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в области оценочной деятельности;

в месячный срок внести на утверждение обновленное Положение об оценочных организациях и оценщиках, а также предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления;

обеспечить пересмотр ведомственных нормативно-правовых актов в соответствии с настоящим постановлением.

15. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и директора Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан Садикова Ш.М.

Президент Республики Узбекистан                                           Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент, 1 июня 2018 года.