О мерах по дальнейшему комплексному развитию национальной системы оказания государственных услуг

 Постановление Президента Республики Узбекистан
В целях реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах и Концепции административной реформы в Республике Узбекистан, а также повышения уровня жизни населения и улучшения деловой среды, развития бизнеса ускоренными темпами осуществляется переход национальной системы оказания государственных услуг на качественно новый уровень.
За короткий период времени количество оказываемых государственных услуг по принципу «одно окно» превысило 100 услуг, а количество обращающихся за получением услуг граждан выросло в 50 раз. При этом ожидается рост показателя оказываемых государственных услуг не менее чем в два раза в связи с внедрением дополнительных государственных услуг.
В целях коренного сокращения излишних бюрократических процессов в ведении бизнеса и дальнейшего развития национальной системы оказания государственных услуг:
1. Установить с 1 июня 2019 года порядок, в соответствии с которым:
физические и юридические лица вправе получать государственные услуги в центрах государственных услуг (далее – Центры) по экстерриториальному принципунезависимо от места постоянной (временной) прописки граждан и почтового адреса (местонахождения) юридических лиц;
при обращении за получением государственных услуг через Единый портал интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан (далее – Единый портал) государственная пошлина, сборы и иные платежи уплачиваются в размере 90 процентов от суммы, уплачиваемой при обращении через Центры либо непосредственно в органы, предоставляющие услуги;
часть суммы государственных пошлин, сборов и иных платежей за государственные услуги, оказываемые через Единый портал, подлежащей направлению во внебюджетный фонд Агентства государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан (далее – Агентство), снижается с 20 до 10 процентов с пропорциональным распределением высвобождаемых средств по остальным получателям;
государственные органы и организации, оказывающие государственные услуги, вводят сведения, необходимые для оказания государственных услуг, по перечню, определяемому Министерством юстиции Республики Узбекистан совместно с Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан, в свои базы данных и информационные системы в электронном виде для формирования электронных баз данных.
2. Министерству внутренних дел, Государственному комитету по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Государственному центру персонализации при Кабинете Министров Республики Узбекистан, иным ведомствам и организациям, оказывающим государственные услуги, обеспечивать, с учетом требований информационной безопасности, предоставление информации и сведений, содержащихся в их ведомственных информационных системах, ресурсах и базах данных, необходимых для оказания государственных услуг, в межведомственную интеграционную платформу системы «Электронное правительство», а также доступ Агентства к необходимой информации и сведениям.
3. Утвердить:
Перечень отдельных разрешительных процедур в сфере предпринимательской деятельности, отменяемых с 1 апреля 2019 года, согласно приложению № 1;
График по пересмотру ведомственных нормативно-правовых актов, содержащих нормы, определяющие порядок оказания государственных услуг, с закреплением их в нормативно-правовых актах более высокой юридической силы (далее – График) согласно приложению № 2;
План мероприятий по оптимизации государственных услуг, формированию электронных баз данных сведений, необходимых для оказания государственных услуг, а также интеграции ведомственных информационных систем и баз данных в систему «Электронное правительство» согласно приложению № 3.
4. Министерствам и ведомствам обеспечить пересмотр ведомственных нормативно-правовых актов в соответствии с Графиком путем:
формирования рабочих групп с привлечением работников Агентства, Центра управления проектами электронного правительства и цифровой экономики и иных заинтересованных ведомств;
проведения сплошной инвентаризации нормативно-правовой базы, регулирующей конкретный вид государственных услуг;
оптимизации государственных услуг, устранения необоснованных ограничений, излишних административных процедур и устаревших механизмов регулирования;
систематизации норм посредством сокращения актов законодательства, исключения множественности норм и их объединения в единый нормативно-правовой акт;
приведения порядка оказания государственных услуг в соответствие с Законом Республики Узбекистан «Об административных процедурах»;
внесения проектов соответствующих нормативно-правовых актов в Кабинет Министров Республики Узбекистан в установленные сроки.
5. Возложить на руководителей министерств, ведомств и иных организаций, указанных в приложении № 3 к настоящему постановлению, персональную ответственность за своевременную и качественную реализацию Плана мероприятий.
6. Запретить с 1 августа 2019 года при оказании государственных услуг истребование государственными органами и иными организациями от физических лиц накопительных пенсионных книжек, справок о наличии либо отсутствии задолженности по налогам и другим обязательным платежам, свидетельств о постановке на учет налогоплательщика, справок о выплаченных доходах и удержанных суммах налога на доходы физических лиц.
Определить, что органы государственного управления, государственной власти на местах и иные организации самостоятельно запрашивают и получают документы, предусмотренные в настоящем пункте, от органов государственной налоговой службы, АКБ «Народный банк», внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан посредством электронного взаимодействия исключительно путем подключения к межведомственной интеграционной платформе для получения информации.
Государственному налоговому комитету, АКБ «Народный банк», внебюджетному Пенсионному фонду при Министерстве финансов Республики Узбекистан до 1 июля 2019 года усовершенствовать информационные системы, задействованные в процессе оказания государственных услуг, и предоставлять информацию и документы, предусмотренные в настоящем пункте, исключительно через межведомственную интеграционную платформу.
7. Предоставить Агентству право осуществлять через Центры платные экспресс-услуги по оказанию (доставке) государственных услуг с выездом на места на основе тарифов, утверждаемых Министерством юстиции Республики Узбекистан. При этом предусмотреть безвозмездное оказание экспресс-услуг лицам с инвалидностью и населению труднодоступных районов.
8. Установить персональную ответственность должностных лиц государственных органов и иных организаций, оказывающих государственные услуги, за:
своевременное выполнение мероприятий по внедрению государственных услуг, оказываемых исключительно через Центры;
проведение профилактических работ на серверах информационных систем и баз данных, задействованных в процессе оказания государственных услуг, в нерабочее время;
информирование Агентства о сбоях своих информационных систем и баз данных, задействованных в процессе оказания государственных услуг, а также принятие незамедлительных мер по их исправлению.
9. Уполномочить Агентство осуществлять мониторинг за качеством оказания различных услуг органами хозяйственного управления, организациями жилищно-коммунального и эксплуатационного обслуживания, включая внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в процесс оказания услуг и создание иных удобств для граждан.
Предоставить Агентству право:
вносить представления органам хозяйственного управления, организациям жилищно-коммунального и эксплуатационного обслуживания об устранении выявленных нарушений и недостатков, причин и условий, им способствующих;
привлекать к административной ответственности виновных должностных лиц за нарушение требований и порядка оказания государственных услуг.
10. Министерству юстиции Республики Узбекистан:
в месячный срок совместно с Центральным банком Республики Узбекистан, иными заинтересованными ведомствами внедрить механизм приема со стороны работников Центров наличных и безналичных денежных средств от заявителей при оказании государственных услуг;
в месячный срок совместно с заинтересованными ведомствами внести на утверждение в Кабинет Министров порядок оказания государственных услуг в ускоренном порядке по повышенным тарифам;
в трехмесячный срок совместно с заинтересованными ведомствами разработать и утвердить ключевые показатели эффективности и результативности (KPI) (количество и качество оказанных услуг, скорость обслуживания, вежливость и компетентность работника, отзывы заявителей и другие) при предоставлении государственных услуг работниками государственных органов и иных организаций, а также порядок оценки их деятельности;
в трехмесячный срок разработать и принять нормативно-правовой акт, предусматривающий механизм предоставления государственных услуг через «Callservice» Агентства;
совместно с заинтересованными ведомствами в срок до 1 мая 2020 года обеспечить введение информационной системы «Единый электронный архив ЗАГС» на основе использования технологии блокчейн, в том числе на условиях государственно-частного партнерства.
11. Министерству народного образования совместно с Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан включить в учебную программу дисциплины «Информатика и информационные технологии» для старших классов специальный раздел, посвященный обучению навыкам пользования услугами системы «Электронное правительство», получения наиболее востребованных государственных услуг с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе через Единый портал.
12. В целях привлечения потенциальных инвесторов в районы с отстающим уровнем экономического развития, а также в отдаленные места разрешить председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей и города Ташкента выделение инвесторам земельных участков на строительство дополнительных объектов в рамках постановления Президента Республики Узбекистан от 8 мая 2018 года № ПП–3701 «Об организации возведения зданий Центров государственных услуг при Народных приемных Президента Республики Узбекистан в районах (городах) на условиях государственно-частного партнерства» для осуществления предпринимательской деятельности в других районах (городах) в пределах региона с сохранением всех льгот и преференций.
13. Утвердить План-график возведения зданий Центров государственных услуг согласно приложению № 4.
Возложить на председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за своевременную и качественную реализацию Плана-графика.
Агентству установить системный мониторинг за реализацией Плана-графика и ежеквартально представлять в Администрацию Президента Республики Узбекистан информацию о ходе его исполнения.
14. Освободить сроком до 30 ноября 2021 года от таможенных платежей (за исключением таможенных сборов) серверное и компьютерное оборудование, комплектующие изделия и запасные части, программное обеспечение, инструменты и приборы, иное оборудование, не производимые в Республике Узбекистан, ввозимые Министерством юстиции Республики Узбекистан и Агентством для оснащения Центров, нотариусов и архивов ЗАГС по перечням, формируемым в установленном порядке.
15. Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
16. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан Худайбергенова Т.А.
Президент
Республики Узбекистан                 Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
15 февраля 2019 года.