Постановление Президента Республики Узбекистан
В стране проводится масштабная работа по обеспечению эффективного использования имеющихся финансовых и материальных ресурсов на создание благоприятных условий для осуществления научной и научно-технической деятельности, обеспечения научно-технического и инновационного развития.
В частности, за 2014-2018 годы из средств Государственного бюджета Республики Узбекистан выделено около 800 миллиардов сумов на финансирование научно-прикладных и инновационных проектов и разработок, по результатам которых научно-исследовательскими и высшими образовательными учреждениями запатентовано свыше 700 изобретений.
Вместе с тем ускоренное развитие экономики обуславливает необходимость более полного использования имеющегося потенциала в коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности научно-исследовательских и высших образовательных учреждений страны.
Однако, анализ практического использования результатов научной и научно-технической деятельности свидетельствует об имеющихся системных проблемах в процессе их создания, правовой охраны и внедрения, в числе которых:
первое, недостаточный уровень коммерциализации, составляющий 0,5 процента в год от количества запатентованных за последние 5 лет изобретений, профинансированных за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан;
второе, основными критериями оценки эффективности деятельности научно-исследовательских и высших образовательных учреждений остается количество опубликованных научных статей и созданных объектов интеллектуальной собственности без учета результатов их внедрения;
третье, органы государственного и хозяйственного управления не проявляют должной ответственности за результаты научной и научно-технической деятельности подведомственных им научно-исследовательских и высших образовательных учреждений, а также эффективность расходования государственных средств на научно-технические программы;
четвертое, не внедрены эффективные инструменты финансирования научных исследований, в том числе стимулирования предприятий реального сектора экономики к участию в реализации научно-прикладных и инновационных проектов и разработок;
пятое, действующая система стандартизации и сертификации не обеспечивает оперативное внедрение в производство результатов научной и научно-технической деятельности.
В целях обеспечения ускоренного внедрения отечественных научно-прикладных и инновационных проектов и разработок, повышения вклада науки в усиление конкурентоспособности экономики страны, а также создания эффективных механизмов продвижения перспективных отечественных достижений научной и научно-технической деятельности:
1. Считать основными задачами научно-исследовательских и высших образовательных учреждений (далее – учреждения) в сфере коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности:
ускоренное и широкое внедрение результатов научной и научно-технической деятельности с целью дальнейшего повышения конкурентоспособности экономики республики;
стимулирование процессов формирования междисциплинарных связей, в том числе международных, создание совместных программ и коллективов;
ориентацию научной и научно-технической деятельности на получение практических результатов, направленных на решение конкретных задач развития отраслей экономики и социальной сферы, а также удовлетворение потребностей внутреннего и внешнего рынков;
проведение инновационных исследований в области разработки высоких технологий, способствующих созданию высокотехнологичных производств;
направление исследований на ускоренную разработку продуктов и технологий с высокой степенью коммерциализации, отвечающих современным требованиям динамичного развития страны.
2. Определить основными способами коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности:
реализацию товаров (работ, услуг), созданных (выполняемых, оказываемых) с применением результатов научной и научно-технической деятельности, или использование данных результатов для собственных нужд;
создание коммерческих организаций, одним из учредителей которых является учреждение (или специализированная аффилированная организация), внесшее в качестве вклада в уставный фонд объект интеллектуальной собственности или готовую технологию;
передачу имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности третьим лицам и предоставление права на использование данных объектов путем подписания лицензионных договоров, в том числе с условием последующей их коммерциализации приобретателем этих прав.
3. Утвердить перечень разработок, подлежащих коммерциализации путем приобретения их на договорной основе министерствами и ведомствами, согласно приложению.
Установить, что за несвоевременное и некачественное осуществление коммерциализации указанных в приложении разработок, к лицам, ответственным за их внедрение, принимаются меры дисциплинарного взыскания в виде штрафа в размере не более тридцати процентов среднего месячного заработка.
4. Министерству финансов совместно с Министерством инновационного развития Республики Узбекистан при формировании параметров Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2019 год и последующие годы в рамках выделяемых средств по статье «наука» предусматривать направление не менее 20 процентов средств на:
финансирование проектов государственно-частного партнерства, направленных в том числе на создание государственно-частных научных кластеров, адаптацию научно-технических исследований к потребностям отраслей экономики и регионов республики;
выделение грантов на коммерциализацию результатов научной и научно-технической деятельности, в том числе экспертизу, сопровождение деятельности получателей бюджетных средств соответствующими консультантами, подготовку бизнес-планов в соответствии с международными стандартами.
5. Согласиться с предложением Министерства инновационного развития, Министерства высшего и среднего специального образования, Академии наук Республики Узбекистан о введении с 1 октября 2018 года дополнительных единовременных вознаграждений:
авторам запатентованных объектов интеллектуальной собственности в размере десяти минимальных размеров заработной платы за счет внебюджетных средств учреждения;
авторам и научному коллективу, участвовавшему в разработке и коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, в размере 40 и 30 процентов соответственно от средств, поступающих на счет учреждения от их коммерциализации.
6. Установить, что:
результаты научной и научно-технической деятельности, созданные учреждениями в рамках выполнения государственных научно-технических программ фундаментальных, прикладных и инновационных исследований, финансируемых за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, за исключением результатов фундаментальных исследований, а также проектов в области гуманитарных и социальных наук, подлежат коммерциализации после завершения государственных научно-технических проектов и (или) их регистрации в установленном порядке;
научные (ученые) советы учреждений имеют право принимать решение об охране интеллектуального (нематериального) результата научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в режиме секрета производства (ноу-хау) или коммерческой тайны.
7. Возложить ответственность на Государственный комитет Республики Узбекистан по инвестициям за обеспечение на постоянной основе привлечения инвестиций для коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности.
8. Рекомендовать органам хозяйственного управления и крупным государственным предприятиям активное финансирование мероприятий, связанных с разработкой и внедрением новой техники и экологически чистых технологий, позволяющих заменить неэффективную и морально устаревшую инфраструктуру, а также снизить уровень загрязнения окружающей среды.
9. Министерству инновационного развития Республики Узбекистан совместно с:
а) заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок на основе результатов изучения передового зарубежного опыта и национальной практики внести в Кабинет Министров проект правительственного решения, предусматривающего утверждение:
Положения о порядке осуществления коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан;
Положения о порядке регистрации и передачи прав на объекты интеллектуальной собственности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау);
Положения о порядке выплаты дополнительных единовременных вознаграждений авторам и научным коллективам научно-исследовательских и высших образовательных учреждений, участвовавшим в разработке и коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности;
б) Академией наук Республики Узбекистан и Министерством высшего и среднего специального образования в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения по установлению критериев оценки эффективности деятельности учреждений, предусмотрев одним из основных критериев количество коммерциализированных результатов научной и научно-технической деятельности;
в) Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям оказывать содействие учреждениям в подготовке технико-экономического обоснования для коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, готовых к внедрению на производстве.
10. Агентству по интеллектуальной собственности Республики Узбекистан обеспечить предоставление Министерству инновационного развития Республики Узбекистан на постоянной основе информации по объектам интеллектуальной собственности, созданным за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, для обновления интерактивного Интернет-портала «Виртуальная ярмарка инноваций».
11. Установить, что:
государственные стандарты на инновационную продукцию разрабатываются техническими комитетами по стандартизации при органах государственного и хозяйственного управления по заявкам Министерства инновационного развития Республики Узбекистан;
государственные стандарты на инновационную продукцию должны содержать предварительные требования на перспективу, опережающие возможности традиционных технологий и соответствовать международным стандартам или национальным стандартам развитых зарубежных стран;
покрытие расходов на регистрацию государственных стандартов и получение сертификатов на новую инновационную продукцию с целью организации опытного и серийного производства осуществляется за счет средств Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей.
12. Министерству иностранных дел Республики Узбекистан оказать дипломатическими средствами содействие учреждениям в коммерциализации ими результатов научной и научно-технической деятельности за рубежом, а также в их продвижении на международные рынки.
13. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента, городов (районов) ежегодно совместно с центрами инновационных идей, разработок и технологий в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте формировать портфель заказов хозяйствующих субъектов на научно-прикладные и инновационные проекты и разработки ученых республики.
14. Министерству инновационного развития совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами в месячный срок внести предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
15. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан – председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям Холмурадова С. Р., первого заместителя Государственного советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б. М. и министра инновационного развития Республики Узбекистан Абдурахмонова И. Ю.
Президент
 
Республики Узбекистан                                      Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
14 июля 2018 года.