Указ Президента Республики Узбекистан

Осуществленные в последние годы судебно-правовые реформы наряду с обеспечением независимости судебной власти, открытости и прозрачности судов предоставили возможность усиления гарантий защиты прав и законных интересов граждан и предпринимателей.

Вместе с тем дальнейшее расширение доступа населения к правосудию в рамках принципа «Новый Узбекистан – новый суд» требует ускорения реформирования судебно-правовой системы, внедрения передовых международных стандартов в сферу.

В соответствии с задачами, определенными в Стратегии развития нового Узбекистана на 2022–2026 годы, а также в целях обеспечения подлинной независимости судебной власти, повышения эффективности деятельности судов и качества отправления правосудия:

1. Утвердить краткосрочную Стратегию поднятия на качественно новый уровень судебной системы на 2023–2026 годы (далее – Стратегия) согласно приложению № 1.

В рамках Стратегии приоритетными задачами обеспечения правосудия определить:

формирование подлинной справедливой судебной системы
на основе идеи «Во имя чести и достоинства человека» и направление ее деятельности на эффективную защиту интересов народа и достоинства человека;

укрепление доверия народа, в том числе предпринимателей,
к судебной системе путем достижения принятия справедливых судебных решений, утверждение в сознании каждого гражданина образа суда и судей как своих надежных защитников;

совершенствование законодательства, направленного на создание всех возможностей для граждан и предпринимателей по защите своих прав и законных интересов в судах, полную реализацию принципов состязательности и равенства сторон в судопроизводстве, обеспечение объективности судов на практике;

полную цифровизацию деятельности судов, внедрение технологий искусственного интеллекта, улучшение межведомственного обмена электронными данными, расширение возможностей дистанционного участия в судебных заседаниях;

усиление гарантий независимости и неприкосновенности судей, разработку эффективных механизмов предупреждения случаев проявления неуважения к суду и вмешательства в судебные дела;

обеспечение неукоснительного исполнения судебных решений, повышение ответственности государственных органов и местных хокимиятов в этом направлении;

формирование у каждого гражданина и предпринимателя, обратившегося в суд, чувства удовлетворенности судом, а в конечном итоге – государством путем привития высокой культуры общения судьям и работникам судов.

2. Утвердить Программу действий по реализации краткосрочной Стратегии поднятия на качественно новый уровень судебной системы на 2023–2026 годы (далее – Программа действий) согласно приложению № 2.

Возложить на Верховный суд (Б. Исламов), Высший судейский совет (Х. Ёдгоров), Генерального прокурора (Н. Йулдошев), а также руководителей ответственных министерств и ведомств персональную ответственность за своевременное и полное исполнение мероприятий, предусмотренных Программой действий.

3. Принять к сведению, что Верховным судом совместно со Службой государственной безопасности, Генеральной прокуратурой и Министерством юстиции в целях создания удобного и упрощенного для граждан порядка проверки законности, обоснованности и справедливости принятия судебных решений по уголовным делам разработан проект закона, предусматривающий:

пересмотр дел, рассмотренных межрайонными, районными, городскими судами в первой инстанции, в областных и приравненных к ним судах в апелляционном или кассационном порядке;

пересмотр дел, рассмотренных областными и приравненными
к ним судами в апелляционном или кассационном порядке, в этих
же судах в ревизионном порядке;

пересмотр дел, рассмотренных областными и приравненными
к ним судами в ревизионном порядке, в судебных коллегиях Верховного суда в ревизионном порядке;

отмену порядка направления вышестоящими судами дел на новое рассмотрение в нижестоящие суды и возложение на вышестоящие суды ответственности за вынесение окончательного решения по делу.

Верховному суду (Б. Исламов) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами принять организационные меры, необходимые для своевременного и эффективного внедрения на практике предлагаемого нового порядка, а также подробного разъяснения населению его сути и содержания.

4. Отметить, что в целях обеспечения подлинной независимости судей государством создаются все условия для строгого наказания за любое вмешательство в деятельность судей, их безопасной работы.

Определить следующие меры по усилению независимости судов и обеспечению неприкосновенности судей:

разработку эффективных механизмов предупреждения случаев проявления неуважения к суду, для достижения этой цели – усиление мер административной ответственности и установление уголовной ответственности;

усиление мер ответственности за вмешательство в разрешение судебных дел и неисполнение судебных актов, а также внедрение действенных механизмов, направленных на обеспечение исполнения судебных актов;

внедрение порядка обязательного информирования общественности об итогах каждого уголовного дела касательно вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия через средства массовой информации;

установление проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих права судей на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, курьерских отправлений и телеграфных сообщений, передаваемых по каналам связи, а также направленных на получение информации о соединениях между абонентами или абонентскими устройствами, исключительно на основании санкции Генерального прокурора;

внедрение практики рассмотрения органами юстиции обращений физических и юридических лиц непроцессуального характера касательно вопросов предоставления правовых разъяснений.

Верховному суду (Б. Исламов), Высшему судейскому совету (Х. Ёдгоров) совместно с заинтересованными министерствами
и ведомствами в двухмесячный срок разработать и внести в установленном порядке проекты законодательных актов по реализации мер, предусмотренных в настоящем пункте.

5. Одобрить предложения Генеральной прокуратуры и Верховного суда о внедрении новых механизмов, направленных на полную реализацию принципов состязательности и равенства сторон на всех стадиях судопроизводства, обеспечение беспристрастности судов на практике, в соответствии с которыми:

а) определить Корпусом специализированных прокуроров по оказанию содействия в отправлении правосудия (далее – Корпус специализированных прокуроров):

управления Генеральной прокуратуры по обеспечению полномочий прокурора при рассмотрении уголовных, гражданских, экономических, административных дел в судах;

соответствующие отделы и подразделения прокуратур Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента по обеспечению полномочий прокурора при рассмотрении уголовных, гражданских, экономических, административных дел в судах;

соответствующих заместителя и помощников прокуроров районов (городов) по вышеуказанным направлениям;

б) возложить на заместителя Генерального прокурора по соответствующему направлению ответственность за осуществление надзора и координацию деятельности Корпуса специализированных прокуроров Генеральной прокуратуры и нижестоящих прокуратур, на заместителей прокурора области и приравненных к нему прокуроров – Корпуса специализированных прокуроров прокуратур Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента и приравненных к ним прокуратур, а также районных (городских) прокуратур.

6. Определить основными задачами Корпуса специализированных прокуроров:

обеспечение полномочий прокурора при рассмотрении дел
в судах в порядке, установленном в Законе «О прокуратуре» и процессуальном законодательстве;

оказание содействия в эффективном осуществлении деятельности правосудия с использованием равных прав наряду с другими участниками судебного процесса, качественную поддержку государственного обвинения в судах по уголовным делам, основываясь исключительно на законе с сохранением беспристрастности;

достижение эффективной судебной защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц;

оказание содействия в работе по повышению практических навыков и квалификации сотрудников органов дознания и следствия исходя из судебной практики.

7. Установить, что:

сотрудники Корпуса специализированных прокуроров осуществляют свои полномочия независимо от любого органа и должностного лица, подчиняясь только закону, не допускается какое-либо вмешательство в их деятельность, связанную с участием в судах, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

в Корпус специализированных прокуроров областных и приравненных к ним прокуратур привлекаются сотрудники, проработавшие, как правило, не менее трех лет в соответствующих направлениях районных (городских) прокуратур, в Корпус специализированных прокуроров Генеральной прокуратуры –проработавшие, как правило, не менее пяти лет;

сотрудники Корпуса специализированных прокуроров могут быть переведены на другие направления, как правило, после непрерывной трехлетней работы в сфере обеспечения полномочий прокурора в судах;

перевод сотрудников Корпуса специализированных прокуроров на другие направления осуществляется с согласия заместителя Генерального прокурора по соответствующему направлению.

8. Определить, что в целях обеспечения результативности деятельности Корпуса специализированных прокуроров:

сотрудник Корпуса специализированных прокуроров является независимым в поддержке, изменении или отказе от обвинения (гражданского иска) по делам, рассматриваемым в судах, в том числе по вопросам применения норм Уголовного кодекса, назначения вида и размера наказания, основывается на требованиях закона и исходя из всех обстоятельств дела – своем убеждении;

на каждой территории создаются Консультативные советы из числа сотрудников Корпуса специализированных прокуроров прокуратур Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента и соответствующих районных (городских) прокуратур и опытных работников, имеющих многолетний опыт работы в других направлениях;

Консультативные советы оказывают содействие в работе по поиску решений на основе взаимного обсуждения дел категории особой сложности, правильной ориентации молодых кадров и развитию у них практических навыков;

заместителям прокуроров Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, ответственным за деятельность Корпуса специализированных прокуроров, разрешается привлекать сотрудников Корпуса специализированных прокуроров, соответственно, областных, районных (городских) прокуратур по их специализации с учетом объема работы в областных, межрайонных, районных (городских) судах.

9. Генеральному прокурору (Н. Йулдошев) в месячный срок:

принять меры по формированию Корпуса специализированных прокуроров из числа опытных, профессиональных кадров, способных эффективно выполнять поставленные задачи, имеющих безупречную репутацию в органах прокуратуры;

разработать и утвердить внутренний порядок, предусматривающий эффективную организацию деятельности Корпуса специализированных прокуроров, а также действенные механизмы, направленные на предупреждение любого влияния и вмешательства заместителей прокуроров и сотрудников по другим направлениям прокуратур Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента, прокуроров районов (городов), их заместителей
и сотрудников по другим направлениям, которые могут вызвать необъективность в деятельности Корпуса специализированных прокуроров;

совместно с Верховным судом и другими заинтересованными ведомствами разработать и внести в установленном порядке проекты актов законодательства, предусматривающие определение полномочий сотрудников и меры по организации деятельности Корпуса специализированных прокуроров.

10. В целях обеспечения эффективной реализации актуальных задач, стоящих перед судебной системой, усовершенствовать структуру Верховного суда в рамках ее действующей штатной численности:

а) на базе Управления анализа законодательства в судебно-правовой сфере создать Департамент анализа законодательства
в сфере правосудия (далее – Департамент) и определить его основными задачами:

осуществление нормотворческой деятельности в сфере правосудия;

разработку предложений по системному анализу проблем законодательства в сфере судебной деятельности и правосудия, дальнейшему совершенствованию законодательства в судебно-правовой сфере, судебной практики и системы судопроизводства;

анализ эффективности правосудия на основе передового зарубежного опыта и современных тенденций развития;

принятие системных и последовательных мер по улучшению позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах и индексах в сфере правосудия;

изучение общепризнанных международных принципов и норм гражданского, уголовного, экономического и административного законодательства в сфере обеспечения независимости судов, разработку предложений по их имплементации в национальное законодательство;

б) создать Ситуационный центр информационно-коммуникационного мониторинга и определить его основными задачами:

онлайн-анализ ситуации, связанной с рассмотрением дел во всех судах республики, осуществление мониторинга соблюдения процессуальных порядка и сроков при работе с обращениями населения и рассмотрении дел в судах;

анализ преступности и правонарушений с разделением дел на категории в разрезе областей, районов (городов) и махаллей, повышение правовой культуры населения, подготовку данных, направленных на решение споров;

осуществление постоянного контроля за своевременным проведением судебных заседаний, состоянием работы серверного оборудования и программ;

в) на базе Управления взаимодействия с общественностью и средствами массовой информации создать Центр взаимодействия
с общественностью (далее – PR-центр) и определить основными задачами этого центра, а также пресс-служб областных и приравненных к ним судов:

формирование и продвижение среди населения положительного имиджа судебной власти;

регулярное, полное и оперативное предоставление населению информации о судебной деятельности посредством средств массовой информации, социальных сетей, иных информационных ресурсов, в том числе путем организации пресс-конференций, брифингов и медиатуров;

осуществление постоянного мониторинга информационного пространства, анализ и прогнозирование общественного мнения по информации касательно деятельности судов, оперативное реагирование на критические и широко обсуждаемые материалы, информационные воздействия;

формирование на официальных веб-сайтах судов и регулярное обновление баз данных, состоящих из текстовых, фото-, аудио- и видеоматериалов касательно их деятельности.

11. Верховному суду совместно с Конституционным судом, Высшим судейским советом и Ассоциацией судей Узбекистана в двухмесячный срок разработать и утвердить Концепцию информационной политики судебной системы на 2023–2026 годы.

12. В целях обеспечения активного участия в формировании у населения положительного имиджа судебной власти рекомендовать Ассоциации судей Узбекистана:

наладить объективное и оперативное реагирование почетными представителями судебной власти на каждый случай незаконной и необоснованной публикации информации о деятельности судей в средствах массовой информации и социальных сетях;

обращаться в суды по вопросам защиты прав и интересов судей и судебной власти.

13. Верховному суду в трехмесячный срок внести предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.

14. Возложить на председателя Верховного суда Б. Исламова и Генерального прокурора Н. Йулдошева персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.

Контроль за исполнением настоящего Указа и осуществление координации деятельности организаций, ответственных за его исполнение, возложить на руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Умурзакова С.У.

 

          Президент

Республики Узбекистан                                                          Ш. МИРЗИЁЕВ         

 

 Город Ташкент,

16 января 2023 года.