3 февраля 2022 года в Ташкенте начало свою работу двадцать третье пленарное заседание Сената Олий Мажлиса.

В пленарном заседании, прошедшем в формате видеоконференции, приняли участие члены правительства и руководители ведомств, члены Молодежного парламента при Сенате, а также представители средств массовой информации.

Пленарное заседание вела Председатель Сената Олий Мажлиса Танзила Нарбаева.

Работа пленарного заседания транслировалась в прямом эфире на телеканалах “O‘zbekistоn” и «UzReport», а также на официальном веб-сайте Сената www.senat.uz и его страницах в социальных сетях.

Сначала сенаторы обсудили вопрос о мероприятиях Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по обеспечению исполнения Государственной программы по реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 годы в «Год обеспечения интересов человека и развития махалли».

Отмечалось, что в рамках Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития нашей страны в 2017-2021 годах принято около 300 законов, свыше 4 тысяч документов Президента Республики Узбекистан, направленных на коренное реформирование всех сфер государственной и общественной жизни.

В Стратегии развития, являющейся логическим продолжением Стратегии действий, четко определены тенденции развития Узбекистана на ближайшую и среднесрочную перспективу, направления комплексного развития всех сфер государственной и общественной жизни.

Значение этого исторического документа состоит в том, что при его разработке были учтены существующие проблемы, отражены актуальные задачи, ждущие своего решения. Самое главное, наш народ принял активное участие в разработке документа.

В Стратегии развития определены «100 целей во имя чести и достоинства человека» по 7 приоритетным направлениям.

В рамках исполнения Государственной программы предусматривается направить средства в размере 55 трлн сумов и 11,7 млрд долларов.

Палаты Олий Мажлиса определены ответственными за обеспечение исполнения направлений Государственной программы по построению народного государства путем повышения человеческого достоинства и дальнейшего развития свободного гражданского общества.

Будет налажен парламентский контроль за выполнением приоритетных задач, направленных на комплексное социально-экономическое развитие регионов, обеспечение занятости и повышение доходов населения.

На заседании также отмечалось, что особое внимание уделено усилению роли палат Олий Мажлиса и политических партий в последовательном продолжении реформ в нашей стране.

В частности, отмечалась необходимость усиления контроля за деятельностью территориальных исполнительных органов путем формирования депутатского корпуса в Кенгашах народных депутатов, действующих на постоянной основе, и расширения их полномочий.

Государственная программа предусматривает также меры по повышению эффективности деятельности института махалли, превращению его в основное звено общественного управления и контроля. При этом будут выполнены такие задачи, как расширение полномочий махаллей, их связей с общественностью, оказание содействия эффективному налаживанию деятельности помощников хокимов при решении социально-экономических проблем в регионах.

Кроме того, определены такие приоритетные направления, как приведение институциональных основ деятельности органов государственной власти на местах в соответствие с современными требованиями, трансформация деятельности органов государственного управления на основе принципа «Оказание услуг гражданам», внедрение компактной, профессиональной, справедливой, высокоэффективной системы государственного управления.

Будет внедрена также практика определения конкретных стратегических задач перед бюджетными организациями, направления им запросов. Предусматривается наладить прямую, дистанционную работу с регионами, усилить участие представительных органов в вопросах развития регионов.

В ходе обсуждения отмечалось, что исполнение этих задач на местах должно находиться в центре внимания соответствующих комитетов Сената, сенаторов на местах и местных Кенгашей.

На заседании был утвержден план мероприятий Сената по реализации приоритетных задач, определенных Государственной программой, и принято соответствующее постановление.

Затем в центре внимания был Закон «О географических указаниях».

Отмечалось, в нашей стране усовершенствована система защиты объектов интеллектуальной собственности исходя из того, что развитие сферы интеллектуальной собственности является основным фактором интеграции нашей страны в мировое сообщество.

В соответствии с национальным законодательством в области интеллектуальной собственности одним из инструментов развития региональных брендов являются наименования мест происхождения товаров, являющихся объектами интеллектуальной собственности. Это неразрывно связано с административно-территориальными единицами, природными, в том числе географическими объектами.

Анализ показывает, что в Узбекистане зарегистрировано всего 4 наименования мест происхождения товаров, из которых только 2 являются отечественными, а остальные 2 – иностранными.

Такая ситуация свидетельствует о том, что эта сфера интеллектуальной собственности не имеет достаточных возможностей в продвижении и развитии специфической для данной территории Узбекистана продукции, особенно в сфере сельского хозяйства и ремесленничества.

Региональные бренды остаются неразвитыми в стране из-за того, что не установлены строгие требования к наименованиям мест происхождения товаров.

В обсужденном сенаторами Законе «О географических указаниях» впервые отражено понятие «географическое указание».

Географическим указанием признается обозначение, которое идентифицирует товар как происходящий с территории определенного географического объекта, где качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени зависят от его географического происхождения.

Устанавливается, что географическое указание может быть зарегистрировано по заявлению нескольких юридических или физических лиц, расположенных в данном географическом объекте, название которого применяется для обозначения производимого товара, при отсутствии других заинтересованных лиц может быть подано заявление о регистрации одним юридическим или физическим лицом.

Данный закон будет способствовать увеличению числа производителей, желающих зарегистрировать знак для своей уникальной продукции, и, что наиболее важно, – развитию региональных брендов.

А это позволяет производителям поставлять свою продукцию на отечественный и зарубежный рынки с добавленной стоимостью, защищенной географическим указанием.

Кроме того, по мнению сенаторов, увеличение туристического потока в регионы, развитие гастрономического туризма, а также повышение туристической привлекательности регионов связано именно этим законом.

Члены Сената одобрили этот закон.

Далее сенаторы обсудили Закон Республики Узбекистан «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием Конституционного Закона Республики Узбекистан «О чрезвычайном положении».

На двадцать первом пленарном заседании Сената сенаторами был одобрен и в декабре 2021 года Президентом подписан Конституционный Закон «О чрезвычайном положении».

Принятый Конституционный Закон служит программой к действию при защите прав, свобод и законных интересов граждан в случае возникновения чрезвычайного положения.

Законом Республики Узбекистан «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием Конституционного Закона Республики Узбекистан «О чрезвычайном положении» предусматривается внесение изменений и дополнений в 5 законов и 1 Кодекс.

Так, вносится дополнение в Закон «О нормативно-правовых актах» и создается правовая основа приостановления Президентом Республики Узбекистан действующих подзаконных актов на период действия чрезвычайного положения на территории, на которой введено чрезвычайное положение.

Кроме того, законы «О государственной власти на местах» и «Об органах самоуправления граждан» дополняются нормами, предусматривающими полное или частичное приостановление на период действия чрезвычайного положения полномочий органов государственной власти на местах и органов самоуправления граждан на территории, на которой введено чрезвычайное положение на основании Указа Президента Республики Узбекистан о введении чрезвычайного положения.

Еще одна важная особенность одобренного закона в том, что при введении чрезвычайного положения на период действия чрезвычайного положения на всей территории Узбекистана или в некоторых местах ограничивается проведение выборов.

Нормы, связанные с этими ограничениями, вносятся в Закон «О выборах председателя (аксакала) схода граждан» и Избирательный кодекс.

Закон одобрен сенаторами.

Далее обсужден Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с усилением охраны объектов материального культурного наследия».

Отмечалось, что поставлена цель превратить туризм в одну из отраслей-драйверов национальной экономики. Для этого у нас есть широкие неиспользованные возможности, природные условия, исторические и культурные памятники. Наши исторические и культурные объекты имеют неоценимую ценность не только как материальное наследие, но и как духовное богатство нашего народа. С этой точки зрения сегодня усиление охраны объектов материального культурного наследия является одним из актуальных вопросов.

При обсуждении отмечалось, что Комитетом Сената по вопросам молодежи, культуры и спорта в ходе изучений, проведенных в Бухарской, Кашкадарьинской областях и городе Ташкенте, выявлены случаи причинения материального ущерба объектам культурного наследия в особо крупном размере, исчезли некоторые археологические объекты, взятые под государственную охрану.

В отдельных случаях проводимая за счет средств Государственного бюджета на объектах культурного наследия работа осуществляется с нарушением требований по реставрации, что наносит огромный ущерб историко-художественной ценности этих объектов.

Так, при изучении реставрационных работ, проведенных в историческом комплексе Ситораи Мохи-Хоса, было установлено, что из-за их неправильного проведения в комплексе были утрачены его художественные украшения, узоры, облицовочные плитки, нанесен ущерб исторической и художественной ценности на общую сумму 28 млрд сумов.

Этот случай свидетельствует о том, что для выявления и предупреждения данного вида правонарушений требуются специальные знания и опыт, а также современный подход. Следственные процессы должны проводиться квалифицированными следователями.

В целях законодательного решения имеющихся проблем разработан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с усилением охраны объектов материального культурного наследия».

Законом предусматривается усиление мер ответственности за уничтожение, разрушение или порчу объектов материального культурного наследия, перевод в категорию тяжких преступлений деяний, представляющих собой причинение значительного ущерба объектам такой категории, установление ответственности за неисполнение в полной мере и в установленные сроки обязательных к исполнению предписаний и представлений Агентства культурного наследия при Министерстве туризма и спорта.

Закон одобрен сенаторами.

Сенаторы обсудили еще один вопрос, включенный в повестку дня, – Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности».

Как отметил председатель Комитета по вопросам обороны и безопасности К.Бурханов, закон разработан Службой государственной безопасности Республики Узбекистан в целях устранения пробелов в законодательстве, являющихся причинами проблемных ситуаций.

Законом в статьи 22721 и 22723 Кодекса об административной ответственности вносятся соответствующие изменения, согласно которым пограничные войска наделяются полномочиями задерживать лиц, совершивших правонарушения, предусмотренные настоящими статьями, а также транспортные средства при совершении правонарушения с использованием данных транспортных средств.

Кроме того, пограничные войска наделяются полномочиями по рассмотрению правонарушений, предусмотренных статьями 224 и 2241 Кодекса об административной ответственности (нарушение правил въезда и проживания в пограничной зоне, а также в местностях, где установлены временные ограничения въезда и пребывания граждан, а также нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу).

Сенаторы отметили, что принятие закона послужит предупреждению излишней траты времени граждан.

Закон одобрен сенаторами.

Затем рассмотрен Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим усилением гарантий прав граждан и субъектов предпринимательства».

Законом вносятся изменения и дополнения в Трудовой, Гражданский и Налоговый кодексы, а также в законы «О государственном пенсионном обеспечении граждан», «О Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан».

С внедрением новшеств усиливается оказание социальных услуг гражданам.

То есть, Законом «О государственном пенсионном обеспечении граждан» устанавливается назначение пенсии по инвалидности лицам с инвалидностью I и II групп, а также лицам с инвалидностью III группы вследствие увечья или заболевания, вызванного аварией на Чернобыльской АЭС.

Детям-сиротам, обучающимся в образовательных учреждениях, предоставляется право на получение пенсии по случаю потери кормильца до достижения ими 23 лет.

В условиях возникновения карантинной ситуации и применения ограничительных мер на территории страны, если граждане не смогут своевременно обратиться за получением пенсии и обратились в течение одного месяца после прекращения ограничений, предусматривается назначение им пенсии со дня возникновения права на получение пенсии.

Общий период исчисления времени нахождения в отпуске по уходу за ребенком дополнительно к трудовому стажу изменяется с 3 до 6 лет.

Согласно изменениям, вносимым в Гражданский кодекс, отныне устанавливается, что при аренде автомототранспортных средств через электронный онлайн-аукцион не требуется нотариальное заверение договоров аренды. Вносится норма о том, что протокол, оформленный по результатам электронного онлайн-аукциона, имеет силу договора аренды.

Изменением в Закон «О Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан» передаются Торгово-промышленной палате полномочия по подтверждению обстоятельств форс-мажора, возникающих в рамках локальных хозяйственных договоров.

В Налоговый кодекс вносятся изменения, предусматривающие освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в период с 1 мая 2021 года по 30 апреля 2022 года оборота по ввозу и реализации на территорию Узбекистана растительного масла, мяса говядины, баранины и курятины, животных (скот и птица) в живом виде и продуктов их убоя, картофеля, замороженной рыбы.

Закон одобрен сенаторами.

Затем был обсужден Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».

Цель принятия данного закона предусматривает устранение имеющихся проблем и недостатков, пробелов в законодательстве, регулирующем отношения, связанные с постоянной пропиской, а также в связи с внедрением новых правовых отношений, связанных с действующим биометрическим паспортом.

Сегодня термин «прописка» морально устарел, а в сознании граждан он ассоциируется с понятиями «препятствующий», «ограничивающий свободу». В связи с этим понятия «постоянная прописка» и «учет по месту жительства» в законодательстве заменяются на «регистрацию по месту постоянного проживания» и «регистрацию по месту временного пребывания».

Законом вносятся соответствующие изменения и дополнения в законодательство в связи с тем, что на основании постановления Президента введен биометрический паспорт для выезда за границу, в ряд законов вводится понятие идентификационной ID-карты в связи с тем, что используемые понятия, касающиеся биометрического паспорта, будут применяться в будущем с идентификационной ID-картой.

Благодаря принятию данного закона в правоприменительной практике будет достигнуто единообразие и единое применение норм «регистрация по месту постоянного проживания» и «регистрация по месту временного пребывания», приведение в соответствие понятий и правовых норм, закрепленных в нормативно-правовых актах, регулирующих ID-карту.

Закон одобрен сенаторами.

Сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О ратификации Конвенции Международной организации труда № 167 о безопасности и гигиене труда в строительстве (Женева, 20 июня 1988 года)».

Конвенция была принята 20 июня 1988 года на одной из сессий Генеральной конференции МОТ. Конвенция охватывает все виды строительной деятельности, в том числе строительство, гражданское строительство, монтажные и демонтажные работы, включая любые процессы, операции или транспортировку на строительной площадке, от подготовки площадки до завершения объекта.

В рамках обсуждения сенаторы высказали свои мнения о состоянии соблюдения в Узбекистане требований безопасности и гигиены труда, основных проблемных моментах в этом направлении. Отмечалось, что Конвенция МОТ №167 была ратифицирована 32 государствами, в том числе среди стран СНГ – Российской Федерацией, Беларусью и Казахстаном.

При этом особо подчеркивалось, что большая часть норм и положений Конвенции имплементирована в национальное законодательство.

Ратификация данной Конвенции послужит эффективному внедрению международных стандартов по безопасности и гигиене труда в сферу строительства. Особенно это продемонстрирует приверженность страны основным международным принципам и стандартам по обеспечению гарантии прав трудящихся.

Закон одобрен сенаторами.

На пленарном заседании обсужден Закон «О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний».

Основной целью Соглашения является создание условий, позволяющих осуществлять сотрудничество по вопросам предупреждения, выявления и пресечения фактов производства и реализации товаров с нанесенными ложными товарными знаками и географическими указаниями, а также перемещения таких товаров через государственные границы стран СНГ.

Подчеркивалось, что стороны будут регулярно обмениваться информацией о нормативно-правовых актах, регулирующих вопросы в рамках данного Соглашения, о выявленных компетентными органами в случаях производства и реализации товаров с нанесенными ложными товарными и географическими указаниями, а также предусматривается налаживание сотрудничества в области подготовки и повышения квалификации кадров в сфере интеллектуальной собственности и проведение совместных научных исследований в сфере промышленной собственности.

На компетентные государственные органы также будут возложены дополнительные задачи и функции в области правовой защиты и охраны географических указаний, их таможенного контроля через экспортный таможенный режим.

Сенаторами отмечалось, что одной из важных норм Соглашения является то, что государства, которые не являются членами Всемирной торговой организации (ВТО), будут стремиться следовать принципам и нормам Соглашения ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Принятие Соглашения будет способствовать повышению координации усилий соответствующих органов государств-участников СНГ, защите прав потребителей и прав на интеллектуальную собственность.

Закон одобрен сенаторами.

Далее был рассмотрен вопрос о создании Комиссии Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по сотрудничеству с Национальной Ассамблеей Республики Корея.

В ходе заседания сенаторы отметили, что государственный визит Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева в Республику Корея, состоявшийся 16-18 декабря 2021 г., стал новой вехой во взаимоотношениях между странами, позволил вывести сотрудничество на уровень стратегического партнерства и союзничества.

Подчеркнуто, что по итогам визита главы нашего государства были достигнуты прорывные и масштабные договоренности.

Так, был заключен солидный пакет инвестиционных и финансовых соглашений более чем на 5 млрд долларов в таких сферах, как машиностроение, сельское хозяйство, текстильная промышленность, фармацевтика, геология, IT-технология, «зеленая» энергетика, и другие.

Отдельное внимание в ходе визита было уделено дальнейшему укреплению межпарламентских связей как важного элемента народной дипломатии.

По итогам государственного визита принято постановление Президента № 67 от 28.12.2021 г. «О мерах по дальнейшему углублению особого стратегического партнерства между Республикой Узбекистан и Республикой Корея», включающее также три плана («дорожные карты») практических действий.

В рамках обсуждения сенаторы отметили важность установления системного парламентского контроля за ходом реализации договоренностей, достигнутых в рамках визитов на высшем уровне, консолидации усилий министерств и ведомств в данном направлении и оперативное решение возникающих проблем.

В связи с этим была выдвинута инициатива создания Комиссии Сената по сотрудничеству с Национальной Ассамблей Республики Корея.

Основными задачами данной структуры должны стать обмен опытом в области законотворческой и контрольной деятельности, изучение эффективности проектов, финансируемых южнокорейскими финансовыми институтами, рассмотрение предложений министерств и ведомств по инвестиционным проектам, планируемым к реализации с Южной Кореей, а также установление и расширение межрегиональных связей, анализ динамики развития двусторонних отношений.

Сенаторы также отметили, что создание площадки для дальнейшего развития двустороннего межпарламентского сотрудничества позволит заслушивать отчеты и информацию органов государственного и хозяйственного управления о выполнении задач, поставленных на основе соглашений между странами.

По итогам обсуждения принято постановление Сената, согласно которому утверждено Положение и персональный состав Комиссии, в которую вошли сенаторы и руководители профильных министерств и ведомств, компаний и институтов гражданского общества.

На этом завершился первый день работы двадцать третьего пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Пресс-служба Сената Олий Мажлиса

Республики Узбекистан