Под председательством Президента Шавката Мирзиёева 17 января 2018 года состоялось видеоселекторное совещание, посвященное вопросам применения нового порядка формирования и финансирования государственных программ развития Республики Узбекистан.

В совещании приняли участие Премьер-министр Республики Узбекистан и его заместители, председатель Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, хокимы города Ташкента и областей, руководители соответствующих министерств и ведомств.

В процесс развития отраслей экономики нашей страны, создания крупных инфраструктурных объектов и предприятий последовательно привлекаются иностранные инвестиции.

Глава нашего государства, отмечая важность инвестиций для достижения высоких темпов экономического роста и обеспечения сильной социальной защиты, подверг критике наблюдавшуюся прежде беспорядочную организацию работы в этой сфере.

Прежде руководители сферы в погоне за громкими цифрами занимались приукрашиванием показателей привлечения и освоения инвестиций. Вследствие этого руководители хокимиятов и отраслей, чтобы выполнить эту «нагрузку», были вынуждены включать в инвестиционные программы неэффективные, несоответствующие развитию регионов и отраслей проекты без конкретных источников финансирования и инициаторов.

Так, в период 2012-2017 годов акционерное общество «Узбекэнерго» включило в инвестиционные программы 14 проектов общей стоимостью 3,3 миллиарда долларов США. Впоследствии все они были признаны нецелесообразными и прекращены решениями правительства. Вызывает недоумение, почему же на подготовку документации по этим проектам затрачено 185 миллионов долларов.

Имеется ряд проблем в формировании инвестиционных программ и экспертизе проектов. Этот процесс осуществлялся по критериям и процедурам, определенным в постановлениях 15-летней давности. В частности, в результате многократных повторных согласований технико-экономического обоснования, бизнес-плана и тендерной документации по проектам их экспертиза затягивалась до 6 месяцев вместо положенных 15 дней. Это приводило к удорожанию и снижению рентабельности инвестиционного проекта.

Включению в инвестиционные программы подлежат экономически обоснованные проекты с готовой проектно-сметной документацией. Однако раньше такая документация готовилась после включения проекта в инвестиционную программу. В результате, в некоторых случаях, между первоначальной и утвержденной стоимостью проекта возникал разрыв в размере до 80 процентов. Это приводило к необоснованным тратам бюджетных средств.

Из-за просчетов в формировании проектов, не привлечения средств инвесторов на их реализацию многие предприятия обанкротились. Коммерческие банки, на которых было возложено оздоровление предприятий, также понесли большие убытки. С учетом этого, начиная с текущего года, прекращена практика передачи предприятий-банкротов на баланс банков.

Вследствие поверхностного экономического анализа проекты не оправдывали себя и после ввода мощностей в строй. Из-за отсутствия сырья, доступа к электроэнергии и газу, экономической неэффективности производство продукции не налаживалось.

Некоторые незавершенные или нереализованные в срок проекты годами кочевали из программы в программу. К примеру, проект лабораторного оснащения Государственного центра санитарно-эпидемиологического надзора был включен в инвестиционную программу сперва в 2015 году, затем – в 2016 и 2017 годах.

В результате проведенного анализа положения дел в сфере было принято постановление Президента нашей страны «О внедрении нового порядка формирования и финансирования государственных программ развития Республики Узбекистан» от 18 декабря 2017 года. В соответствии с ним в стране создается абсолютно новая система реализации отраслевых и территориальных проектов.

Глава нашего государства отметил, что работа в этом направлении должна осуществляться в три этапа.

На первом этапе необходимо разработать и утвердить Концепцию развития. Эта концепция будет документом, включающим в себя стратегические задачи по реализации направлений отраслевого, территориального и целевого социально-экономического развития.

На втором этапе следует сформировать на основе Концепции развития трехлетний, то есть рассчитанный на 2019-2021 годы портфель проектов с конкретным указанием их целей и источников финансирования. Эти проекты будут согласованы с Государственным комитетом по инвестициям, министерствами экономики и финансов и пройдут экспертизу в Национальном агентстве проектного управления при Президенте Республики Узбекистан. По реализации каждого проекта будет разработан детальный календарный план.

На третьем этапе требуется разработать и утвердить Государственную программу развития на основе утвержденного трехлетнего портфеля проектов.

Впредь в государственные программы развития будут включены только те проекты, которые имеют предварительное технико-экономическое обоснование и проектно-сметную документацию, особо отметил Шавкат Мирзиёев.

Очередным важным документом в сфере стало постановление Президента нашей страны «О создании эффективной системы комплексной экспертизы документации в рамках формирования и реализации государственных программ развития Республики Узбекистан, осуществления государственных закупок» от 8 января текущего года. В соответствии с ним при Национальном агентстве проектного управления организован Центр комплексной экспертизы проектов и импортных контрактов. Теперь проекты, тендерная документация и импортные договоры будут проходить экспертизу в этом центре.

Так как организация работы по новому порядку продолжается, в 2018 году проекты социально-экономического развития, в порядке исключения, будут осуществляться согласно утверждаемому Президентом Перечню инвестиционных проектов.

Глава нашего государства предложил внедрить в качестве эксперимента в городе Ташкенте, Ташкентской и Самаркандской областях практику реализации проектов с использованием энергосберегающих, современных строительных материалов и легких конструкций и достичь посредством этого снижения их стоимости на 20-30 процентов.

Сэкономленные средства останутся в полном распоряжении города или района, где реализуется проект, и будут направлены на решение социальных и коммунальных вопросов этой территории, сказал Президент нашей страны.

На совещании особое внимание уделено роли проектных институтов в разработке экономически, финансово и технологически обоснованных инвестиционных проектов.

Действующие правила проектной деятельности разработаны еще в 60-70-х годах прошлого века и совершенно не отвечают современным требованиям. До настоящего времени не создано ни одного нового проектного института с привлечением зарубежных консультантов. В регионах не налажена деятельность организаций по проектированию, отвечающих современным требованиям.

Сегодня основная цель проектных институтов заключается в искусственном завышении стоимости проекта, чтобы получить высокий процент прибыли от проектирования. Настало время прекратить подобную практику, подчеркнул Шавкат Мирзиёев. По примеру проектной организации “УзИнжиниринг”, которая разрабатывает проекты для базовых отраслей экономики, у других хозяйственных объединений также должны быть подобные специализированные проектные институты с высококвалифицированными специалистами.

Как известно, размер оплаты деятельности групп, занимающихся реализацией проектов, рассчитывается из общей стоимости проекта. Чем позже эти группы введут в строй проект, тем выгодней для них. Это, в свою очередь, приводит к искусственному росту стоимости проекта.

На совещании даны поручения по совершенствованию работ по проектированию, организации новых проектных институтов, разработке абсолютно нового механизма подготовки и экспертизы строительно-проектной документации.

Прежде работы по привлечению и использованию займов, кредитов и грантов организовывались Межведомственным советом по вопросам сотрудничества с международными финансовыми институтами, организациями и странами-донорами, реализации крупных и стратегически важных инвестиционных проектов при Кабинете Министров Республики Узбекистан. Это снижало ответственность и инициативность государственных органов, приводило к появлению излишне бюрократических процедур и расходам.

Постановлением Президента нашей страны «О мерах по дальнейшему повышению эффективности сотрудничества с международными и зарубежными финансовыми институтами» от 20 декабря 2017 года определены конкретные полномочия органов государственного управления в этом направлении. Теперь хокимияты всех уровней будут работать в тесном взаимодействии с этими структурами.

Впредь, при повторном допущении случаев включения в такую государственную программу развития, как инвестиционная программа, не тщательно проработанных, не имеющих конкретных источников финансирования и исполнителей, существующих только на бумаге проектов, соответствующие руководители будут отвечать перед законом.

На совещании рассмотрены вопросы рационального использования бюджетных и инвестиций средств, расширения базы финансирования, совершенствования системы налоговых льгот и другие. Должностным лицам даны соответствующие поручения.

 

УзА