18 ноября 2021 года в Ташкенте начало свою работу двадцать первое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса.

В пленарном заседании, прошедшем в формате видеоконференцсвязи, приняли участие члены правительства и руководители ведомств, члены Молодежного парламента при Сенате, а также представители средств массовой информации.

Пленарное заседание вела Председатель Сената Олий Мажлиса Танзила Нарбаева.

Работа пленарного заседания транслировалась в прямом эфире на официальном веб-сайте Сената и его страницах в социальных сетях.

Вначале сенаторы заслушали информацию директора Национального центра Республики Узбекистан по правам человека о состоянии исполнения международных обязательств Узбекистана в области прав человека.

В ходе заседания отмечалось, что за последние два года Узбекистан достиг существенного прогресса в сфере обеспечения защиты прав и интересов человека. Так, в целях приведения национального законодательства и правовой практики Республики Узбекистан в соответствие с международными стандартами в области прав человека были ратифицированы Конвенция МОТ «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» и Конвенция ООН «О правах инвалидов».

Кроме того, сенаторы отметили, что во исполнение международных обязательств в области прав человека Президент Республики Узбекистан принял постановление «О дополнительных мерах по совершенствованию системы выявления и предупреждения случаев пыток».

Этим постановлением закреплен ряд норм относительно создания общественных групп по выявлению и предотвращению пыток, четкого определения их ответственности, оказания социальной, правовой, психологической помощи жертвам пыток и др.

В целях дальнейшего совершенствования системы защиты прав детей принят Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы гарантий прав ребенка».

Особое внимание было уделено восстановлению прав женщин, пострадавших от насилия, реализации принципа равноправия женщин и мужчин во всех сферах. В этой связи Президент Республики Узбекистан принял постановление «О дополнительных мерах по реабилитации женщин, пострадавших от насилия».

В свою очередь, Сенат Олий Мажлиса разработал и одобрил Стратегию достижения гендерного равенства в Республике Узбекистан до 2030 года.

В качестве признания усилий Узбекистана в сфере продвижения прав человека наша страна впервые избрана в Совет ООН по правам человека на трехлетний срок (2021-2023 гг.).

Вместе с тем сенаторы подчеркнули, что до настоящего времени сохраняется ряд проблем по эффективному применению международных стандартов в области прав человека, обеспечению надежной защиты прав и свобод граждан.

Отмечается, что до сих пор недостаточно сформированы знания и навыки в сфере прав человека у сотрудников правоохранительных органов, что негативно сказывается на практике.

Особую озабоченность сенаторов вызвали факты отставания или недолжного исполнения «дорожной карты» по реализации Национальной стратегии Республики Узбекистан в области прав человека. К примеру, не выполнены мероприятия по 11 из  предусмотренных 46 пунктов.

Кроме того, сенаторы обратили внимание на то, что не на должном уровне исполняется «дорожная карта» по реализации положений Декларации ООН об образовании и обучении в области прав человека, одобренной совместным постановлением Кенгашей палат Олий Мажлиса.

По итогам всестороннего и открытого обсуждения на пленарном заседании Сената соответствующим министерствам и ведомствам даны необходимые поручения и рекомендации.

По рассмотренному вопросу принято постановление Сената Олий Мажлиса.

После этого сенаторы рассмотрели результаты парламентского запроса, направленного в Кабинет Министров Республики Узбекистан по проблемам обеспечения населения питьевой водой.

Отмечено, что с начала текущего года по сегодняшний день предприятиями водоснабжения выполнены обязательства по иностранным кредитам на сумму 139,3 млрд сумов во исполнение задач, определенных постановлением Кабинета Министров № 804. Всего на 1 729 объектах проведены строительные работы, построено и реконструировано 20 363,6 км сетей питьевой и сточной воды.

В целях осуществления контроля за строительством и реконструкцией объектов питьевого водоснабжения Министерством жилищно-коммунального хозяйства посредством электронной платформы «Smart qurilish» проводятся контрольные работы в режиме онлайн. В целях предупреждения коррупции и обеспечения прозрачности тендерных торгов в данной сфере внедрена система комплаенс.

В январе-мае 2021 года заключены двусторонние договоры с 97,6 тыс. абонентов (или 258,2 тыс. населения) и 342 юридическими предприятиями, которые включены в биллинговую программу «Watercontrol».

В январе-мае текущего года территориальными предприятиями водоснабжения выявлено 367 фактов незаконного подключения к сетям питьевого водоснабжения, взыскан ущерб на общую сумму 1,4 млрд сумов.

Для обеспечения прозрачности данных создана страница личного кабинета потребителя (cabinet.uzst.uz).

Для удобства потребителей заключены договоры с электронными платежными системами (click, paynet, payme, upаy, oson и др.), которые интегрированы в биллинговую базу.

Благодаря этому через электронные платежные системы (click, paynet, payme, upаy, oson) в январе-мае текущего года поступили средства в размере 66,8 млрд сумов, что на 95 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года (34,2 млрд сумов).

С учетом этих особенностей было принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.

Затем на заседании обсужден вопрос о направлении парламентского запроса в Кабинет Министров Республики Узбекистан о состоянии медицинской помощи, оказываемой беременным и женщинам репродуктивного возраста, а также младенцам.

Отмечалось, что Комитетом по вопросам науки, образования и здравоохранения в регионах изучено состояние исполнения законодательных актов, касающихся оказания медицинской помощи беременным, женщинам репродуктивного возраста и младенцам, и исходя из выявленных на местах проблем, предложено направить парламентский запрос в правительство.

В последние годы этому направлению придается особое внимание, о чем свидетельствует принятие законов «О поддержке грудного вскармливания и требованиях к продуктам питания для младенцев и детей раннего возраста» и «Об охране репродуктивного здоровья граждан» и других нормативно-правовых актов.

Сегодня в системе здравоохранения по республике насчитывается 226 родильных учреждений, в том числе 18 перинатальных центров и Республиканский специализированный научно-практический медицинский центр акушерства и гинекологии, Республиканский центр «Скрининг матери и ребенка», его 13 филиалов, оказывающих медицинские услуги беременным, рожающим и родившим женщинам и новорожденным.

Вместе с тем охват существующих родильных учреждений не соответствует уровню рождаемости в стране.

Подчеркивалось, что несвоевременно выполняется ряд задач, определенных программой мер на 2019-2023 годы, направленных на повышение качества и расширение охвата медицинской помощью, оказываемой женщинам репродуктивного возраста, беременным и детям, имеются проблемы по вопросам состояния материально-технической базы родильных учреждений и центров «Скрининг матери и ребенка», соблюдения в них санитарных норм, привлечения в сферу  квалифицированных кадров, охвата каждой женщины репродуктивного возраста услугами  «Консультационных центров для женщин» и «Центров для девочек-подростков».

Было отмечено, что полная реализация Закона «О поддержке грудного вскармливания и требованиях к продуктам питания для младенцев и детей раннего возраста» и удовлетворение внутреннего спроса на продукты питания для детей грудного и раннего возраста находится не на должном уровне.

Принято решение Сената о направлении парламентского запроса в Кабинет Министров с просьбой дать разъяснения относительно работы, проводимой по обозначенным вопросам, и предстоящих планов.

После этого рассмотрен вопрос о направлении парламентского запроса в Кабинет Министров Республики Узбекистан относительно состояния защиты трудовых прав женщин на предприятиях легкой и кожевенной промышленности.

Отмечалось, что сегодня на более 7,4 тысячи предприятий в системе легкой промышленности республики работают свыше 360 тысяч человек. Более 70 процентов из них – женщины. Количество предприятий, на которых работает более 100 женщин, составляет 258. На 13 предприятиях, входящих в “Узчармсаноат”, работают 50-100 женщин.

Особое внимание уделяется обеспечению работников этих предприятий бесплатным питанием, созданию соответствующих условий труда.

Несмотря на это, на предприятиях легкой и кожевенной промышленности работодателями допускаются случаи нарушения требований законодательства по созданию благоприятных и безопасных условий труда для женщин.

В частности, вопреки требованиям Трудового кодекса на предприятии нет коллективного договора между работодателем и работниками. Наблюдаются случаи применения испытательного срока при приеме на работу женщин с детьми в возрасте до трех лет без установления им сокращенного на 1 час рабочего дня, а также непредоставления дополнительного оплачиваемого отпуска не менее трех рабочих дней в год женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до двенадцати лет, а также детей с инвалидностью в возрасте до шестнадцати лет.

Кроме того, работникам не выплачивается компенсация за превышение минимального ежегодного отпуска (пятнадцать рабочих дней) по их усмотрению в течение периода работы, хотя коллективные договоры предусматривают дополнительный отпуск в зависимости от общего стажа работы. На практике допускаются случаи, когда эти отпуска не предоставляются и правила внутренней трудовой дисциплины не соблюдаются, должностные инструкции не разрабатываются.

Несмотря на то, что персонал предприятия прошел первичный медицинский осмотр, периодические медосмотры не проводились. За счет средств предприятия не предоставляется бесплатное лечение беременных в медицинских учреждениях (санаториях) или санаториях-профилакториях, принадлежащих предприятию.

В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 15 сентября 2014 года № 263, на предприятиях допущены случаи непроведения аттестации имеющихся рабочих мест.

В результате женщинам, выполняющим тяжелую, неудобную, вредную или опасную работу, не предоставляются предусмотренные законом льготы и компенсации, а контроль за условиями труда на рабочем месте не организован на должном уровне.

Кроме того, работники не обеспечены индивидуальными и коллективными средствами защиты, необходимыми для работы.

Создание необходимых условий труда для женщин в системе, охрана их труда остаются только в ведении работодателя, поэтому требования, изложенные в Трудовом кодексе, не соблюдаются. В результате этого на предприятиях происходят несчастные случаи и наблюдаются случаи смерти работников. Представитель по вопросам безопасности и гигиены труда из числа женщин не избран.

Кроме того, создание необходимых условий труда для женщин, деятельность государственных и местных органов власти, ответственных за исполнение законодательства по охране труда, не на должном уровне.

Выявлен еще ряд недостатков в эффективном использовании возможностей неправительственных организаций, в том числе международных организаций трудового права в вопросах создания в сферах необходимых условий труда для женщин.

Принимая во внимание вышеизложенное, в соответствии со статьей 12  Конституционного Закона «О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан» и статьей 14 Закона “О парламентском контроле”, Сенатом принято постановление о направлении в Кабинет Министров парламентского запроса относительно состояния защиты трудовых прав женщин на предприятиях легкой и кожевенной промышленности.

На пленарном заседании также заслушан отчет Комитета Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам науки, образования и здравоохранения о деятельности в 2020 году и прошедшем периоде 2021 года.

Отмечалось, что в рамках законодательной деятельности Комитетом предварительно рассмотрены 16 законов и 24 вопроса с привлечением депутатов местных Кенгашей народных депутатов и экспертов, которые были внесены на рассмотрение пленарного заседания Сената.

В рамках контрольно-аналитической деятельности проведено 13 мероприятий. В частности, 7 раз изучалось исполнение законов Республики Узбекистан в сфере здравоохранения на местах, 5 раз – в сфере образования, 1 раз –  в сфере открытости органов государственной власти и управления.

Кроме того, была заслушана информация министров дошкольного образования и народного образования.

В Сенат направлены 3 парламентских запроса по вопросам, поднятым в обращениях, поступивших в верхнюю палату парламента от физических и юридических лиц, в ходе встреч с населением на местах и выездных приемов, а также в социальных сетях. Их результаты обсуждались на заседании Комитета и пленарных заседаниях Сената.

Состоялся «круглый стол» на тему «Профилактика онкологических заболеваний, проблемы и решения в процессе их лечения», которая в настоящее время имеет актуальное значение в рамках совершенствования системы науки, образования и здравоохранения. На мероприятии обсуждены вопросы раннего выявления онкологических заболеваний, решения проблем, связанных с их лечением, обеспечения онкологических учреждений квалифицированными специалистами, оснащения современным диагностическим и лечебным оборудованием учреждений, специализирующихся на лечении онкологических заболеваний в республике. Правительству даны соответствующие рекомендации Комитета.

Проведен мониторинг состояния исполнения законов, изучения правоприменительной практики, а также принятия и практического применения подзаконных актов, направленных на реализацию пяти законов, по итогам которого принято постановление Кенгаша Сената.

В процессе работы с обращениями граждан членами Комитета в отчетном периоде рассмотрено 19 581 письменное обращение от физических и юридических лиц, из них 5 363 обращения поступили в Сенат.

1 058 (41 процент) из 2 582 обращений, взятых на контроль, были решены положительно. На 1 524 (59 процентов) обращения, направленные в соответствующие организации, гражданам были даны разъяснения.

В целях глубокого изучения волнующих избирателей проблем и принятия необходимых мер по их решению проведено 887 встреч. Всего членами Комитета в Сенате и на местах принято 4 075 граждан.

Кроме того, сенаторский запрос эффективно используется как форма парламентского контроля для решения вопросов, затрагивающих интересы соответствующих территорий и избирателей. В частности, направлено 76 сенаторских запросов по вопросам, связанным с интересами обратившихся физических и юридических лиц.

В результате в регионах решены проблемы, связанные с ремонтом дорог, строительством дошкольных и средних образовательных учреждений.

Почти 1 200 материалов распространены по телевидению, радио, в социальных сетях и печатных периодических изданиях с целью разъяснения общественности сути и значения одобренных Сенатом законов, информирования граждан о проводимой работе по исполнению государственных программ.

По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената.

На этом первый день работы двадцать первого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершился.

 

Информационная служба
Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан