В настоящее время в мире проживает около 1 миллиарда людей с ограниченными возможностями. В нашей стране их более 760 тысяч. Избирательное законодательство и практика по реализации прав людей с ограниченными возможностями в различных странах имеют свои особенности.

Анализ показывает, что во всех странах мира наблюдается тенденция к совершенствованию избирательного законодательства. Принципы всеобщего и равного избирательного права, содержащиеся в параграфе 7.3 Документа Копенгагенского совещания ОБСЕ 1990 года, а также в Конвенции ООН о правах инвалидов, обеспечивают соответствующие условия, чтобы лица с инвалидностью могли реализовывать свое право голоса.

В частности, это обязательство отражено в статье 29 Конвенции о правах инвалидов, предусматривающей обеспечение эффективного избирательного права для лиц с ограниченными возможностями.

Так, например, в преддверии парламентских выборов 2008 года в Испании были внесены изменения в избирательное законодательство, чтобы гарантировать людям с ограниченными возможностями возможность голосования и обеспечить их анонимность.

В Италии для избирателей с ограниченными возможностями оборудованы специальные кабины для голосования. Избирателям, которые не смогли прийти на избирательный участок по состоянию здоровья, предоставляется возможность проголосовать дома.

В Латвии законодательство также разрешает организацию и проведение голосования вне избирательного участка, то есть дома, для избирателей с ограниченными возможностями.

После ратификации Узбекистаном в 2021 году Конвенции о правах инвалидов первостепенной задачей стало создание максимально комфортных условий для уязвимых граждан.

Статья 14 Конституции Республики Узбекистан гласит, что государство строит свою деятельность на принципах социальной справедливости и законности в интересах благосостояния человека и общества. Именно социальная защищенность граждан выступает одним из основных критериев цивилизованности государства.

Одним из приоритетных направлений государственной политики Узбекистана в области защиты лиц с инвалидностью является создание для них равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, политических, экономических, и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией и международными договорами Республики Узбекистан.

В основе защиты прав лиц с инвалидностью в политической, социально-экономической и культурной сферах жизни общества лежит принцип недискриминации человека независимо от каких-либо обстоятельств, в том числе в связи с инвалидностью. Этот принцип закреплен в статье 18 Конституции: «Все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения».

В 2020 году был принят Закон «О правах лиц с инвалидностью», регламентирующий комплекс социально значимых мер поддержки граждан с особыми потребностями и гарантирующий полноценное, недискриминационное участие их в политической жизни страны.

Данный закон обозначил основные принципы обеспечения прав лиц с инвалидностью, в том числе принципы запрета и недопущения дискриминации по признаку инвалидности, основные направления государственной политики в данном направлении. Принятие закона позволило кардинально изменить подходы к решению проблем, связанных с инвалидностью.

Согласно Конституции Республики Узбекистан участвовать в выборах не имеют право только лица, признанные судом недееспособными. В любых других случаях прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан не допускается.

Как показывают результаты анализа законодательства государств-членов ООН, 6 государств ограничивают избирательное право для лиц с умственными отклонениями. В этих государствах ограничение избирательного права применяется без каких-либо различий. В 56 государствах запрет на осуществление лицами с умственными отклонениями избирательного права устанавливается национальными судами.

В 9 государствах избирательное право ограничено на основании положений о психическом здоровье, запрет на осуществление данного права распространяется на лиц, помещенных в психиатрические учреждения.

Сравнительный анализ показывает, что в отличие от нормативно-правовых актов других стран статьи 31, 49 и 50 Избирательного кодекса Республики Узбекистан содержат четкие правовые нормы для избирателей с ограниченными возможностями, которые предусматривают создание условий для эффективного осуществления ими своих избирательных прав.

Например, согласно статье 31 Избирательного кодекса, бюллетени могут быть составлены шрифтом Брайля. В соответствии со статьей 50 кабины для тайного голосования, специально оборудованные для лиц с ограниченными возможностями, должны быть светлыми и просторными, иметь отдельные входы и выходы, в них также должны быть предусмотрены пандусы.

Статья 56 Избирательного кодекса гласит, что в случаях, когда отдельные избиратели по состоянию здоровья или по другим причинам не могут прибыть в помещение для голосования, соответствующая участковая избирательная комиссия по их просьбе организует голосование по месту пребывания этих избирателей.

В целях полноценной реализации прав лиц с инвалидностью в Узбекистане ведется работа по созданию удобной инфраструктуры, в том числе и в рамках избирательного процесса.

В ходе прошедших в 2019 году выборов в Законодательную палату Олий Мажлиса в избирательных комиссиях разного уровня были задействованы 4158 лиц с инвалидностью. По данным ЦИК, в нынешнем году лица с инвалидностью составляют 5 процентов от общего числа членов окружных избирательных комиссий.

В мае 2021 года был подписан меморандум о сотрудничестве между ЦИК и Обществом инвалидов, Обществом слепых, Обществом глухих и Ассоциацией инвалидов Узбекистана.

С учетом потребностей незрячих избирателей изданы трафареты для заполнения бюллетеней на азбуке Брайля. Для глухих и слабослышащих избирателей при наличии заявок в день голосования на избирательные участки могут быть приглашены сурдопереводчики.

Эти и другие меры направлены на свободное волеизъявление лиц с инвалидностью.

 

Фарида БАКАЕВА,

начальник отдела анализа и исследований в области прав человека

 Национального центра Республики Узбекистан по правам человека, кандидат юридических наук.