26 июня 2021 года в Ташкенте продолжилась работа шестнадцатого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В заседании, которое прошло в форме видеоконференцсвязи, приняли участие члены Сената, ответственные сотрудники правительства, руководители министерств и ведомств, а также работники средств массовой информации.

Пленарное заседание вела Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Нарбаева.

Работа пленарного заседания транслировалась в прямом эфире на официальном веб-сайте Сената Олий Мажлиса и его страницах в социальных сетях, а также на телеканале «UzReport».

Сначала сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «Об официальной статистике».

Отмечалось, что данный закон создает правовую основу национальной статистической системы страны.

В действующей системе статистики имеются такие проблемы, как низкий уровень прозрачности и качества открытых данных, неполное соответствие международным требованиям механизма передачи информации гражданам и мировому сообществу. Кроме того, Закон «Об официальной статистике» не распространяется на деятельность других министерств и ведомств по разработке статистических данных, регулирует только деятельность органов государственной статистики.

В целях устранения этих проблем, обеспечения широты и полноты устанавливаемых масштабов и требований к качеству законом вместо термина «государственной статистики» или «национальной статистики» вводится термин «официальной статистики».

Если государственная статистика предусматривает статистические данные, формируемые органами статистики, официальная статистика охватывает статистические данные, подготовленные и распространяемые всеми производителями статистики.

Благодаря этому создаются правовая база для деятельности всех субъектов, входящих в национальную статистическую систему, и институциональная база для признания официальной статистики на международном уровне.

Предусматриваются также национальная статистическая система, правила взаимодействия производителей официальной статистики, поставщиков административных данных, респондентов и пользователей.

Состояние открытости официальной статистики для всеобщего пользования, степень открытости и качества информации, действующие механизмы ее донесения до граждан и мирового сообщества приведены в соответствие с международными требованиями.

В целом вносимые изменения играют важную роль в обеспечении надежного ведения статистической отчетности, повышении эффективности использования информации, укреплении авторитета и инвестиционной привлекательности страны, а также обеспечении открытости в управлении.

Закон одобрен сенаторами.

После этого сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О свободе совести и религиозных организациях».

Данный закон изучен и предварительно рассмотрен Комитетом Сената по судебно-правовым вопросам и противодействию коррупции с участием членов постоянных комиссий по обеспечению законности и противодействию коррупции Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, областных, районных и городских Кенгашей народных депутатов, экспертов, специалистов.

Отмечалось, что закон направлен на усиление гарантий свободы совести, укрепление правовых механизмов обеспечения права каждого человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакую, а также совершенствование государственной политики по делам религии.

Актуальность данного закона в настоящее время заключается в том, что он служит устранению проблем, с которыми граждане ранее сталкивались при исповедовании религии, обеспечению получения религиозного образования и свободного функционирования религиозных организаций, предупреждению возникновения межрелигиозных и межнациональных конфликтов.

Настоящий закон содержит общепризнанные права и свободы в религиозной сфере, гарантированные международными стандартами по правам человека, в нем учтены исторические условия формирования межрелигиозных отношений в Узбекистане. Закон позволит сохранить отношения дружбы и толерантности между нациями и народами, проживающими в нашей стране, и обеспечить уважение их различных религиозных убеждений и чувств.

Закон был одобрен сенаторами.

На пленарном заседании рассмотрен Закон Республики Узбекистан «О судах».

Отмечалось, что наличие сильной судебной власти в государстве является залогом устойчивого развития гражданского общества и демократии, что способствует обеспечению в полной мере прав и свобод человека. Это важный фактор обеспечения устойчивого экономического развития и инвестиционной привлекательности страны.

Действующий Закон Республики Узбекистан «О судах», принятый в 1993 году, разработан в первые годы независимости, в нем не в полной мере отражены глубокие изменения в судебной системе, в связи с чем он не отвечает современным требованиям.

Поэтому в целях обеспечения исполнения Указа Президента Республики Узбекистан от 24 июля 2020 года «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности судов и повышению эффективности правосудия» разработан Закон «О судах» в новой редакции.

Законом «О судах» в новой редакции совершенствуются основные принципы правосудия и порядок пересмотра судебных актов, усиливается статус судей, гарантии их независимости, требования к кандидатам на должность судьи и избираемым лицам приводятся в соответствие с международными стандартами, пересматривается дисциплинарная ответственность судей, уточняются основания и порядок приостановления, а также прекращения полномочий судей, обеспечивается социальная защита судей.

Принятие закона будет способствовать совершенствованию в Республике Узбекистан порядка деятельности судебной системы и гарантий независимости судей, повышению авторитета профессии судьи, выполнению задач, определенных пунктом 11 Указа Президента Республики Узбекистан от 24 июля 2020 года «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности судов и повышению эффективности правосудия».

Закон одобрен сенаторами.

После этого обсужден Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О государственном языке Республики Узбекистан».

В настоящее время число говорящих на узбекском языке составляет около 50 миллионов человек в мире, что свидетельствует о том, что узбекский язык становится одним из крупнейших языков мира.

В настоящее время создаются необходимые условия для развития культуры и традиций всех национальностей и народностей, проживающих в нашей стране, в частности, их родных языков. Этим целям служат около 140 национальных культурных центров, созданных в различных регионах страны. Многие образовательно-воспитательные учреждения, средства массовой информации наряду с узбекским языком функционируют также и на каракалпакском, русском, казахском, кыргызском, таджикском, туркменском языках, то есть государством на должном уровне созданы условия для развития языков и культур всех наций нашей страны.

Закон «О государственном языке Республики Узбекистан» в новой редакции разработан на основе Указа Президента Республики Узбекистан «О мерах по кардинальному повышению роли и авторитета узбекского языка в качестве государственного языка» и постановления Кенгаша Сената «О результатах изучения исполнения Закона Республики Узбекистан «О государственном языке» в городе Ташкенте».

Исходя из исторической роли и значения дня принятия Закона «О государственном языке Республики Узбекистан» указом Президента 21 октября в нашей стране отмечается как День праздника узбекского языка. Норма об этом празднике нашла свое отражение и в новом законе.

В новом законе также закрепляется много норм, которых нет в действующем законодательстве. В частности, в действующем Законе «О государственном языке Республики Узбекистан» вообще не раскрыты вопросы, связанные со специальным государственным органом, который обеспечивает реализацию данного закона, проведение единой государственной политики в этой сфере, и его правовым статусом.

Кроме того, отсутствие требований к государственным служащим о знании государственного языка также приводит к тому, что данный закон практически не работает.

С учетом этого в целях полного отражения осуществляемых реформ в правовой сфере и национальном законодательстве и обеспечения прямого действия Закона «О государственном языке Республики Узбекистан» он разработан в новой редакции.

В законе есть такие новые нормы, как цель и сфера применения закона, законодательство о государственном языке, государственный язык Республики Узбекистан, статус других языков в Республике Узбекистан, недопустимость языковой дискриминации, основные направления государственной политики в области развития государственного языка, полномочия Кабинета Министров по развитию государственного языка, полномочия государственных органов и организаций в области развития государственного языка, общественный контроль за развитием государственного языка и соблюдением законодательства о государственном языке.

Кроме того, в данном законе подробно закреплены такие вопросы, как использование государственного языка в деятельности государственных органов и организаций, язык делопроизводства, использование государственного языка на мероприятиях, проводимых государственными органами и организациями, язык, используемый в нормативно-правовых и иных документах, а также их проектах, язык, используемый в обращениях физических и юридических лиц, язык, на котором ведется судопроизводство, используемый при записи актов гражданского состояния, удостоверении личности и прав гражданина.

Принятие закона даст значительный импульс использованию государственного языка во всех сферах общественной жизни, его развитию и популяризации. Так, определение на уровне Закона Республики Узбекистан основных направлений государственной политики, а также полномочий Кабинета Министров в области развития государственного языка послужит использованию узбекского языка во всех сферах в соответствии с нормами литературного языка. Это обеспечит сохранение, передачу будущим поколениям историко-духовного наследия, связанного с узбекским языком.

Сенаторы особо отметили слова главы государства о том, что «наше отношение к государственному языку мы должны рассматривать как отношение к нашей независимости, преданность и уважение к нему — как преданность и уважение к Родине. Это должно стать правилом нашей жизни».

Закон одобрен сенаторами.

Затем рассмотрен Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений в Закон Республики Узбекистан «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2021 год».

Отмечалось, что исполнение принятых за истекший период текущего года решений, реализация приоритетных задач утвержденных программ требуют дополнительных источников финансирования.

С этой целью законом обеспечивается стабильность финансовой основы активного продолжения проводимых реформ в целях дальнейшего укрепления макроэкономической стабильности, повышения темпов экономического роста, а также обеспечения благосостояния населения.

В частности, для обеспечения выполнения задач, определенных постановлениями Президента Республики Узбекистан, предусматривается увеличение расходов Государственного бюджета на 13,1 триллиона сумов.

При этом в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 3 февраля 2021 года № УП-6155 предусмотрено выделение дополнительных средств:

— 410 миллиардов сумов – на улучшение земельных участков, водной и дорожной инфраструктуры вокруг туристических объектов;

— 350 миллиардов сумов – на обеспечение свободных экономических зон и малых промышленных зон необходимой инфраструктурой;

— 124,2 миллиарда сумов – на укрепление материально-технической базы учреждений раннего выявления и лечения эндокринных заболеваний;

— 80 миллиардов сумов – Фонду «Эл-юрт умиди» на увеличение в 5 раз количества молодежи, направляемой для обучения в престижных зарубежных вузах (с 82 до 350);

— 64,4 миллиарда сумов – на увеличение на 25 процентов показателей приема в высшие образовательные учреждения по государственному гранту, увеличение грантов девушкам из малообеспеченных семей в 2 раза и доведение до 2 тысяч с 2021/2022 учебного года.

При обеспечении исполнения постановления Президента (№ПП-5041 от 27 марта 2021 года), принятого в целях продолжения мер по обеспечению безработной молодежи и женщин махаллей доходной работой, оказания им содействия в организации собственного бизнеса, предусматривается:

— увеличение уставного капитала уполномоченных банков на 1,3 триллиона сумов для финансирования проектов семейного предпринимательства;

— выделение дополнительно 1,5 триллиона сумов на финансирование программ развития семейного предпринимательства.

Вместе с тем на расходы Фонда реконструкции и развития законом направляются 6,4 триллиона сумов (от 13,4 триллиона сумов до 19,8 триллиона сумов).

Из этих средств предусматривается выделение:

а) 5,8 триллиона сумов республиканскому бюджету для обеспечения внутренних дорог и питьевого водоснабжения (3,2 триллиона сумов) и программ по семейному предпринимательству (1,5 триллиона сумов), а также строительства других объектов социальной сферы (1,1 триллиона сумов);

б) 100 миллиардов сумов для увеличения уставного капитала «Турон банка» в целях финансирования проектов лимоноводства в рамках программы семейного предпринимательства;

в) 550 миллиардов сумов для финансирования кредитных линий по проектам производства готовых изделий из кожи, кожгалантерейной продукции, а также изделий с высокой добавленной стоимостью из меха и шерсти.

Создание Министерства туризма и спорта и упразднение Агентства по развитию рынка капитала также потребовали внесения соответствующих изменений в действующий закон.

Закон одобрен сенаторами.

После этого сенаторы обсудили Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».

Отмечено, что целью закона является имплементация в законодательство рекомендации ФАТФ в рамках подготовки к успешному проведению второго этапа оценки национальной системы Узбекистана Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

Законом вносятся изменения и дополнения в 2 действующих закона.

Во-первых, путем внесения изменения в Закон «О банковской тайне» устанавливается порядок предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, органам прокуратуры, предварительного следствия, дознания и органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, с санкции прокурора в целях обеспечения установления, инвентаризации и конфискации имущества, полученного преступным путем.

Стоит отметить, что из-за наличия правовых пробелов в законодательстве в данном направлении экспертные оценщики Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма дали первичную оценку о частичном соответствии национального законодательства 6 из 40 рекомендаций ФАТФ. Также указано на неполное выполнение Узбекистаном требований конвенций ООН.

Кроме того, путем внесения изменения в Закон «О банковской тайне» предусматривается получение сведений о наличии счетов в банках из информационной базы данных Центрального банка Республики Узбекистан в рамках предварительного следствия и уголовного дела.

Вместе с тем устанавливается порядок обмена сведениями, составляющими банковскую тайну, между органами прокуратуры, предварительного следствия, дознания и органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а также компетентными органами иностранных государств.

Во-вторых, путем внесения изменения в Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» устанавливается порядок использования с санкции прокурора сведений, составляющих банковскую тайну, 6 органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

В частности, устанавливается, что сведения, составляющие банковскую тайну, представляются с санкции прокурора:

во-первых, органам прокуратуры, предварительного следствия и дознания по находящимся в их производстве уголовным делам в целях установления обстоятельств, имеющих значение для дела, обеспечения взыскания нанесенного ущерба или наложения ареста на имущество по мотивированному постановлению следователя или дознавателя;

во-вторых, органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, по находящимся в их производстве делам оперативно-розыскного производства в целях осуществления возложенных на них задач на основании мотивированного постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Принятие закона будет способствовать:

— имплементации требований конвенций ООН и рекомендаций ФАТФ в национальное законодательство;

— обеспечению успешного прохождения второго этапа оценки национальной системы Узбекистана Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма;

— повышению инвестиционной привлекательности республики и улучшению ее позиций в международных рейтингах.

Данный закон одобрен сенаторами.

Затем на заседании рассмотрен Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим совершенствованием порядка противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности».

Отмечалось, что данные изменения и дополнения имеют важное значение при обеспечении выполнения требований конвенций ООН по противодействию коррупции, незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, транснациональной организованной преступности и финансированию терроризма, имплементации в национальное законодательство рекомендаций авторитетных международных организаций по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (стандарты ФАТФ, рекомендации Евразийской группы и Организации экономического сотрудничества и развития).

Данным законом вносятся изменения и дополнения в 3 кодекса и 8 законов. В частности, вносятся изменения в Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс и Кодекс об административной ответственности, законы «Об исполнении судебных актов и актов иных органов», «О государственной таможенной службе», «О государственной налоговой службе», «О рынке ценных бумаг», а также «О прокуратуре».

В ходе обсуждения сенаторами отмечалось, что при разработке закона не были изучены и проанализированы национальные законодательные акты, опыт зарубежных стран и мнения ученых-юристов.

Кроме того, подчеркивалось, что это, в свою очередь, может привести к различным негативным последствиям.

Помимо этого, говорилось, что представляется целесообразным проведение субъектом права законодательной инициативы и инициаторами законопроекта комплексного анализа проблем, возникающих в сфере, и изучение вопроса коренного совершенствования норм действующего законодательства и только после этого закрепление в Уголовном кодексе, Уголовно-процессуальном кодексе, Кодексе об административной ответственности специальных мер конфискации.

Закон отклонен сенаторами.

На пленарном заседании обсуждено 19 вопросов, в том числе 7 законов.

На этом работа шестнадцатого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершилась.

Информационная служба 

Сената Олий Мажлиса

Республики Узбекистан