Данная статья опубликована в номере от 22 декабря популярного издания Германии «Berliner Telegraph»

Ежемесячный журнал «Berliner Telegraph» («Берлинский телеграф») издается с 2014 года, выходит на немецком и русском языках. Тираж – 30 тысяч экземпляров, читательская аудитория – более 100 тысяч человек. Распространяется по всей Германии, а также в Чехии, Польше и других странах Европы. Журнал рассчитан на широкий круг читателей в ФРГ, распространяется среди представителей иностранного дипломатического корпуса в Берлине и международных организаций, а также немецких бизнес-кругов. Головной офис издания находится в городе Кемниц Федереальной Земли Саксонии. Имеет филиалы в городах Берлин, Дрезден, Лейпциг, Баутцен и Трир.

Узбекистан, как наиболее значимая страна в Центральной Азии, проводит успешную независимую многовекторную внешнюю политику. После выборов 4 декабря 2016 года, когда Шавкат Мирзиёев был избран вторым президентом страны, Узбекистан начал открываться, были инициированы многочисленные реформы в различных сферах общественной и политической жизни.

Узбекистан — это не только центр Евразии, но и одно из главных составляющих «Нового Шелкового пути». Поэтому руководство самого густонаселенного государства Центральной Азии осознало, что необходимо взять на себя ведущую роль в региональном сотрудничестве. Были урегулированы конфликты с соседними Кыргызстаном и Таджикистаном из-за водоснабжения расположенных в низовье региональных рек стран, в том числе Узбекистана. Открыты двусторонние пограничные переходы и восстановлено транспортное сообщение по суше и воздуху. Здесь Узбекистан делает ставку на общее экономическое развитие, безопасность и стабильность.

Кроме того, правительство в Ташкенте построило на партнерской основе отношения с Казахстаном. Узбекистан взялся также за решение проблем, связанных с экологической катастрофой Аральского моря и стремится к международному сотрудничеству в поиске их решений. Своими региональными инициативами в постсоветской Центральной Азии Президент Мирзиёев успешно и активно содействует миру в регионе, внедряя тем самым новые правила и перспективные стандарты.

В целях обсуждения путей решения вопроса улучшения транспортного сообщения региона Центральной Азии с другими важными регионами Евразии в 2021 году в Узбекистане запланировано проведение крупной международной конференции под названием «Центральная и Южная Азия. Региональные связи. Вызовы и возможности».

В этом контексте также значительную роль имеет создание железнодорожного коридора «Узбекистан-Кыргызстан-Китай», который призван расширить транспортный потенциал региона и сформировать ядро экономического пространства «Китай -Центральная и западная Азия».

Маршрут «Нового шелкового пути» имеет большое значение, поскольку представляет собой кратчайший путь из КНР в Европу, на Ближний и Средний Восток. По сравнению с существующей в регионе транзитной инфраструктурой расстояние сократится на 900 километров, а срок доставки — минимум на семь дней.

В целях содействия налаживанию сети устойчивого стратегического сотрудничества между регионами Центральной и Южной Азии Узбекистан особенно заинтересован в реализации проектов в области безопасного использования энергетических ресурсов, расширения транспортной инфраструктуры и устойчивой логистики.

Особым приоритетом региональной политики Узбекистана являются отношения с соседним Афганистаном, а также его политическая безопасность и экономическая стабильность. Афганистан географически является частью Центральной Азии.

На севере этой страны проживает значительное узбекское меньшинство, которое, безусловно, имеет политическое влияние в Кабуле. Многие ученые рассматривают Афганистан и Узбекистан как одну цивилизацию, единое культурное пространство.

С момента обретения независимости Узбекистан выступает на международном уровне в качестве сторонника государства на Гиндукуше и организует в своей стране конференции высокого уровня, посвящённые событиям и будущим вызовам в Афганистане.

Особенно, после избрания ныешнего президента политика Узбекистана в отношении Афганистана получила новый импульс и основывается на целостном подходе. Президент Мирзиёев считает, что безопасность Афганистана — это также вопрос безопасности его страны, и что вопрос мирного процесса в Афганистане должен стать еще более важным в региональной и глобальной повестке дня. Поэтому Узбекистан активно участвовал в процессе организации переговоров между администрацией США при президенте Дональде Трампе и пуштунским Талибаном в Катаре.

Еще одной важной вехой в контексте укрепления мирного процесса в Афганистане стала международная конференция по Афганистану, которая прошла в Ташкенте в марте 2018 года с участием президентов Афганистана и Узбекистана, а также высокопоставленных политиков из региона и представителей международного сообщества.

Кроме того, Узбекистан оказывает экономическую поддержку своему афганскому соседу. Например, страна в течение десяти лет снабжает Афганистан электроэнергией. Кроме того, участвует в расширении железнодорожного сообщения между Термезом и Мазари-Шарифом. При поддержке узбекской стороны также строятся железнодорожная линия «Мазари-Шариф – Кабул — Пешавар» с выходом к пакистанским глубоководным портам Гвадар и Карачи и железнодорожная линия «Мазари-Шариф – Герат — Кандагар» с выходом к иранскому порту Чобахар.

Вместе с тем, содействие Республики Узбекистан Афганистану не ограничивается строительством стратегических транспортных коридоров, а охватывает и энергетические проекты. Так, Узбекистан поддерживает реализацию проектов строительства газопровода «Туркменистан – Афганистан – Пакистан — Индия» (ТАПИ), линии электропередач «CASA-1000» и «Сурхон — Пули-Хумри-500».

Более того, на юге Узбекистана – в городе Термезе создан специальный учебный центр для афганцев. Мирный Афганистан важен для не имеющего прямого выхода к морю Узбекистана в качестве транзитной страны к портам Персидского залива и Индийского океана.

Внешнеполитическая деятельность и инициативы Узбекистана осуществляются в основном в рамках международных организаций, таких как ООН и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Большим успехом узбекской дипломатии стали выборы в Совет ООН по правам человека на период 2021-2023 годы, которые прошли в рамках 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 13 октября 2020 года. Это первый раз, когда центрально-азиатская республика будет представлена в этом многостороннем органе. Данный результат следует рассматривать в контексте реформ в этой сфере в Узбекистане, особенно в отношении улучшения прав и жизненных условий женщин, молодежи и детей.

Важными странами-партнерами Узбекистана являются соседние государства Центральной Азии, Российская Федерация и Китайская Народная Республика, а с начала экономических реформ президента Мирзиёева и его правительства, все чаще и Европейский Союз, особенно Германия.

Президент Мирзиёев стал первым главой узбекского государства, посетившим после 18-летнего перерыва Федеративную Республику Германия с официальным визитом 21-22 января 2019 года. По приглашению Федерального канцлера Ангелы Меркель Шавкат Мирзиёев посетил Берлин и Мюнхен, а также принял участие в двустороннем экономическом форуме высокого уровня. Федеральный президент Франк-Вальтер Штайнмайер с 27 по 29 мая 2019 года нанес ответный визит, посетив столицу Ташкент и город Хива, являющийся объектом культурного наследия ЮНЕСКО. Его последний визит в Узбекистан состоялся в 2006 году, тогда еще в качестве федерального министра иностранных дел. Его сопровождали 20 ведущих представителей немецкого бизнеса. Это свидетельствует о явной заинтересованности в укреплении экономического сотрудничества и инвестиций в узбекский рынок.

В ходе двух встреч в Берлине и Ташкенте на высшем политическом уровне обсуждались вопросы укрепления двусторонних экономических и культурных связей, а также расширения сотрудничества на многостороннем уровне, в частности, в отношении ситуации в сфере безопасности в Афганистане. Кроме того, перспективные реформы Президента и его правительства, затрагивающие узбекское общество, решительно поддерживаются соответствующими немецкими структурами.

Президент Шавкат Мирзиёев на Западе считается убежденным реформатором на пространстве СНГ и поэтому является желанным гостем, особенно когда речь идёт о расширении экономических отношений.

Узбекское руководство надеется, что ЕС будет более активно взаимодействовать с Центральной Азией, особенно в рамках своей стратегии взаимосвязанности. В этом отношении со Стратегией ЕС по Центральной Азии, которая была обновлена в 2019 году, связаны большие ожидания. Для реализации стратегии взаимосвязанности планируется строительство крупного логистического центра в Узбекистане, чтобы можно было эффективно координировать важные инфраструктурные проекты. В этих целях будет создан аналитический отдел, который будет заниматься соответствующими разработками и проблемами.

На последней 75-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в сентябре в Нью-Йорке Президент Узбекистана обратил внимание на необходимость борьбы с глобальной бедностью, которая в результате вспышки заболевания КОВИД-19 переживает колоссальный рост. В своем обращении он призвал к совместному подходу к проблеме и созыву встречи на высшем уровне и предложил столицу Узбекистана Ташкент в качестве места ее проведения, поскольку Узбекистан в последние годы добился больших успехов в экономическом развитии и сокращении бедности. К примеру, со времени вступления в должность президента Мирзиёева среднемесячный доход на душу населения удвоился.

Другие социальные вопросы также занимают важное место в политической повестке дня нынешней администрации Узбекистана. На международной конференции, проведенной в Самарканде 12-13 августа 2019 года по инициативе Президента Республики Узбекистан, всесторонне обсуждены права молодежи. В форуме, который прошел под девизом «Молодежь-2020: глобальная стабильность, устойчивое развитие и права человека», приняли участие многочисленные высокопоставленные представители ООН, соответствующих региональных структур, а также международных неправительственных организаций. Узбекская сторона подчеркнула важность своей инициативы по кодификации прав молодежи на международном уровне в рамках ООН.

С тех пор, как четыре года назад Шавкат Мирзиёев был избран президентом, внешняя и региональная политика Узбекистана существенно изменилась. Были начаты важные реформы, страна открылась и регулярно вносит значимые инициативы и политические предложения в рамках международных организаций, а также проводит важные внутренние конференции, которые находят отклик во всем мире.

Кроме того, эта центральноазиатская страна играет ведущую роль в региональном сотрудничестве и в процессе установления мира, достижения примирения и восстановления в Афганистане. В заключение можно констатировать, что с 2016 года отношения с ЕС и Германией активизировались и достигли более высокого уровня.

Благодаря прекрасному географическому расположению в центре «Нового Шелкового пути» и многообещающему потенциалу трудовых ресурсов Узбекистан имеет шанс в обозримом будущем стать важнейшим экономическим партнером Германии и ее компаний.

УзА