ИНФОРМАЦИЯ  о восьмом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса  Республики Узбекистан

21 октября 2020 года в городе Ташкенте состоялось восьмое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В пленарном заседании, прошедшем в форме видеоконференцсвязи, приняли участие члены правительства, руководители министерств и ведомств, представители средств массовой информации.

Вела заседание Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Нарбаева.

Работа пленарного заседания транслировалась в прямом эфире на официальном сайте и страницах Сената в социальных сетях, а также по телеканалу «Узрепорт».

Членами Сената рассмотрено 17 вопросов, в том числе 4 закона.

Сначала обсужден вопрос об избрании заместителя Председателя Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Согласно конституционной норме одним из заместителей Председателя Сената является представитель Республики Каракалпакстан. В связи с этим внесено представление Президента об избрании сенатора Мурата Каллибековича Камалова заместителем Председателя Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Мурат Камалов родился в 1955 году в городе Нукусе. В качестве юриста с высшим образованием многие годы вел свою деятельность на ответственных должностях.

В сентябре текущего года избран депутатом Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, а 2 октября в ходе внеочередной восьмой сессии Жокаргы Кенеса, в которой принял участие глава государства, избран Председателем Жокаргы Кенеса.

На заседании сенаторы высказали свои мнения по кандидатуре М.Камалова.

Согласно требованиям закона сенатор Мурат Каллибекович Камалов путем тайного голосования избран заместителем Председателя Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Затем рассмотрен вопрос о дальнейшем совершенствовании деятельности Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам развития региона Приаралья.

Как известно, последствия экологической катастрофы, связанной с высыханием Аральского моря, вышли за рамки Узбекистана или Центральноазиатского региона в целом и давно стали проблемой глобального масштаба. В связи с этим в целях достижения ощутимых результатов в корне изменился подход к проблеме Аральского моря. Тем не менее глава государства с высокой трибуны ООН дважды акцентировал внимание мирового сообщества на этом вопросе.

Утверждена Государственная программа по развитию региона Приаралья на 2017-2021 годы, направленная на улучшение условий и качества жизни населения региона Приаралья. Образован Многопартнерский трастовый фонд по человеческой безопасности для региона Приаралья. Создан Международный инновационный центр Приаралья при Президенте Республики Узбекистан. Ведется большая работа по созданию зеленой площади на 2 миллионах гектаров земли.

В ходе недавней сессии Жокаргы Кенеса глава нашего государства обозначил 10 приоритетных направлений развития Республики Каракалпакстан на ближайшие три года.

Следует отметить, что смягчение негативного воздействия проблемы Аральского моря определено одним из приоритетных направлений.

Президент также выдвинул ряд инициатив по развитию региона Приаралья. На министерства и ведомства возложены конкретные задачи по развитию региона.

Особое внимание уделено вопросу усиления парламентского контроля в данном направлении. Иными словами, отмечалась необходимость налаживания практики изучения с выездом на места исполнения задач (программ) по социально-экономическому развитию региона Приаралья, заслушивания отчетов ответственных министерств и ведомств непосредственно в регионе.

В целях реализации данных инициатив, а также усиления парламентского участия и контроля в развитии региона Приаралья сенаторы на заседании приняли постановление о создании в Сенате Комитета по вопросам развития региона Приаралья и утверждении Положения о данном комитете.

После этого также рассмотрены вопросы об избрании председателя Комитета Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам развития региона Приаралья и его составе.

На должность председателя комитета предложена кандидатура сенатора Борий Ботировича Алиханова.

На протяжении многих лет Б.Алиханов эффективно работал руководителем Государственного комитета по охране природы, был лидером Экологического движения Узбекистана, а затем Экологической партии и членом парламента. Он принимал активное участие в реализации национальных и международных проектов и программ, направленных на смягчение последствий трагедии Аральского моря. Он внес значительный вклад в укрепление законодательства в этой сфере.

Кроме того, предложено перевести сенатора Ботира Джолдасовича Матмуратова, возглавляющего Комитет Сената по судебно-правовым вопросам и противодействию коррупции, на должность заместителя председателя Комитета Сената по вопросам развития региона Приаралья.

Ботир Джолдасович, образованный, опытный юрист, руководитель, прошедший большую жизненную школу, смог в полной мере продемонстрировать свой потенциал при совершенствовании судебно-правовой системы и противодействии коррупции в нашей стране. Кроме того, он является представителем Республики Каракалпакстан и хорошо осведомлен о ее особенностях и реальной ситуации в регионе Приаралья.

На заседании приняты постановления об избрании Алиханова Борий Ботировича председателем Комитета Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам развития региона Приаралья, избрании Матмуратова Ботира Джолдасовича заместителем председателя данного комитета, а также избрании состава комитета.

Также рассмотрен вопрос об избрании председателя Комитета Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по судебно-правовым вопросам и противодействию коррупции.

На должность председателя данного комитета предложена кандидатура Наримана Маджитовича Умарова.

Н.Умаров – опытный, рассудительный, трудолюбивый и требовательный человек, обладающий большим потенциалом. Он своей многолетней плодотворной деятельностью в государственных, общественных и политических организациях, в частности в парламенте, завоевал авторитет и уважение среди народа и общественности.

На заседании сенаторы приняли постановление об избрании Наримана Маджитовича Умарова председателем Комитета Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по судебно-правовым вопросам и противодействию коррупции.

Помимо этого, рассмотрен вопрос о членах некоторых комитетов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Далее обсужден Закон Республики Узбекистан «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

Отмечалось, что Указ Президента Республики Узбекистан от 18 мая 2019 года «О мерах по ускоренному развитию ювелирной отрасли в Республике Узбекистан» способствовал подготовке данного закона.

На заседании отмечалось, что при рассмотрении данного закона комитетом Сената, специалистами и экспертами соответствующих министерств и ведомств выявлено, что некоторые его статьи не отвечают предъявляемым требованиям.

В частности, подчеркивалось, что абзац пятый статьи 12 и абзац шестой статьи 25 закона целесообразно привести в соответствие со статьей 5 Закона Республики Узбекистан «О банках и банковской деятельности».

Отмечалось, что в целях уменьшения вмешательства государства в деятельность предприятий, занимающихся промышленной добычей драгоценных металлов, необходимо пересмотреть нормы соответствующих статей закона и привести требования статьи 15 в соответствие с нормами действующего законодательства.

Кроме того, подчеркивалась необходимость приведения нормы, предусмотренной частью пятой статьи 22 закона, в соответствие с требованиями Указа Президента Республики Узбекистан №УП-6044 от 24 августа 2020 года, то есть требованием о том, что деятельность в данном направлении не относится к лицензируемым видам деятельности.

Сенаторы приняли постановление об отклонении данного закона.

Затем в центре обсуждения был Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности».

Следует отметить, что сегодня коронавирусная инфекция представляет серьезную угрозу не только для нашей страны, но и для мирового сообщества. Наше государство и правительство принимают все необходимые меры для всестороннего и скорейшего устранения этой угрозы. Несомненно, наш национальный парламент также принимает действенные меры в этом направлении.

Однако ежедневный рост выявляемых случаев заражения этой инфекцией в Узбекистане требует принятия соответствующих мер. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость совершенствования национальной правовой базы.

Как известно, привлечение граждан к ответственности и применение к ним наказания за несоблюдение или нарушение ими порядка, правил и комплексных мер, направленных на предупреждение рисков, осуществляется лишь на основе норм, установленных законом.

Отмечалось, что в соответствии с изменениями, вносимыми законом, предусматривается передача полномочия применения административного наказания за административные правонарушения, связанные с нарушением правил борьбы с эпидемиями, Службе санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья и органам внутренних дел.

Также предусматривается передача сотрудникам профилактики правонарушений органов внутренних дел и сотрудникам службы безопасности дорожного движения полномочий наложения административных наказаний за совершение такого административного правонарушения, как выброс мусора или других предметов из транспортных средств.

Также в кодекс вводится порядок задержания транспортных средств при нарушении обязательных правил, установленных в целях борьбы с эпидемиями.

Следует отметить, что внесение изменений и дополнений в кодекс способствует принятию эффективных и оперативных чрезвычайных мер через систему государственного управления, а также урегулированию правовых отношений в области защиты прав, свобод и законных интересов граждан, совершенствованию нормативно-правовой базы Республики Узбекистан.

Кроме того, предусмотрено повышение ответственности водителей транспортных средств, снижение чрезмерной загруженности центров санитарно-эпидемиологического контроля.

Закон одобрен сенаторами.

На восьмом пленарном заседании обсужден и Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим совершенствованием законодательства по обеспечению общественной безопасности».

Отмечалось, что за прошедший период были приняты системные и эффективные меры по обеспечению мира и стабильности в стране, внедрению совершенно новых механизмов сохранения общественного порядка и формированию у населения чувства личной безопасности.

Однако при обеспечении общественной безопасности наблюдается ряд негативных явлений, в частности, множество действий, связанных с ношением гражданами, особенно молодыми людьми, ножей и другого холодного оружия, а также запугиванием этими предметами или применением их во время ссоры между собой.

Если посмотреть на проведенный анализ, то можно понять, насколько важно принятие данного закона.

К примеру, в 2017–2019 годах в качестве холодного оружия можно было использовать 10065 предметов, из которых 6835, или 68 процентов составляют ножи. В первые 6 месяцев 2020 года в качестве холодного оружия можно было использовать 14957 предметов, из которых 12762, или 85 процентов составляли ножи, а остальное — другие виды предметов.

58 процентов этих предметов обнаружены на улице, 22 процента — на рынках, 24 процента выявлены в образовательных учреждениях. В результате только за первые 8 месяцев 2020 года было совершено 542 преступления с использованием именно острых предметов, из которых 168, или 31 процент составляли убийства и 289, или 53 процента — инциденты с нанесением тяжких телесных повреждений.

По этой причине в целях дальнейшего совершенствования законодательства об общественной безопасности в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан вносятся изменения и дополнения.

В частности, изменяются пункты части второй статей 104 и 105 Уголовного кодекса Республики Узбекистан.

Кроме того, дополняются статьи 14, 245, 287 Кодекса об административной ответственности Республики Узбекистан, Кодекс дополняется новыми статьями 1852 и 1853.

В части первой статьи 1852 предусматривается наложение штрафа в размере от половины до одной базовой расчетной величины за ношение предметов, которые могут быть использованы в качестве холодного оружия, в открытом (незачехленном) виде в общественных местах, в профессиональной деятельности или на занятиях спортом либо в хозяйственно-бытовых целях.

В части второй данной статьи устанавливается штраф в размере от одной до пяти базовых расчетных величин с конфискацией предметов правонарушения или без таковой за правонарушения, связанные с ношением гражданского оружия, холодного оружия и предметов, которые могут быть использованы в качестве холодного оружия, в общественных местах, в случаях, не связанных с использованием их на охоте, профессиональной, спортивной деятельности или в хозяйственно-бытовых целях.

Статьей 1853 также запрещается противозаконный оборот предметов, запрещенных для использования в качестве гражданского и служебного оружия на территории Республики Узбекистан.

Кроме того, в статьи 3 и 9 Закона «Об оружии» вносятся изменения и дополнения. То есть вносится понятие, предусматривающее предметы, которые могут быть использованы в качестве холодного оружия, – изготовленные промышленным или самодельным путем клинковые, режущие предметы (ножи, штыри и другие с подточенным острием колющие, режущие предметы), предметы, которые при применении физической силы могут нанести вред (бейсбольные биты, биты для игр софтбол), предназначенные для использования в профессиональной, производственной или спортивной деятельности либо в хозяйственно-бытовых целях.

Также вводится норма, запрещающая ношение оружия и предметов, которые могут быть использованы в качестве холодного оружия, в открытом (незачехленном) виде в общественных местах, в том числе в городском, пригородном, междугородном и международном транспорте, в случаях, не связанных с использованием в профессиональной, производственной или спортивной деятельности либо в хозяйственно-бытовых целях.

В результате принятия закона в нашей стране сократится количество правонарушений, которые могут быть совершены с применением холодного оружия, других предметов, которые могут использоваться в качестве холодного оружия, а также ножей.

Закон одобрен сенаторами.

Далее в центре обсуждения был Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».

Данным законом требования 11 действующих законов и 2 кодексов приводятся в соответствие с Налоговым кодексом.

В частности, вносятся соответствующие изменения в законы «О фермерском хозяйстве», «О семейном предпринимательстве», «О государственном пенсионном обеспечении граждан» и Бюджетный кодекс.

Внедрение в практику Налогового кодекса в новой редакции создает ряд удобств для субъектов предпринимательства.

Так, изменения вносятся в Закон «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», отменяется действующий порядок проверки предпринимателей и фермерских хозяйств, а также требование проверки приведено в соответствие с Налоговым кодексом.

Теперь предусматривается осуществлять проверку субъекта предпринимательства на основе результатов системы “анализа риска”.

Отныне все проверки, за исключением камеральных проверок налогов, будут регистрироваться в электронной системе.

Одобрение закона не только устранит на практике противоречивые требования законодательства, но и создаст удобства для субъектов предпринимательства и населения, а также будет способствовать привлечению зарубежных инвесторов.

После активного обсуждения данный закон одобрен сенаторами.

Затем рассмотрен вопрос о направлении в Кабинет Министров Республики Узбекистан парламентского запроса о проблемах в обеспечении населения питьевой водой.

Отмечалось, что Комитетом Сената по вопросам бюджета и экономических реформ изучено состояние работы по исполнению Закона Республики Узбекистан «О воде и водопользовании» при обеспечении населения питьевой водой, проектированию и строительству, вводу в эксплуатацию водных объектов, эффективному использованию денежных средств.

В Указе Президента Республики Узбекистан № УП-6074 от 25 сентября 2020 года также определены задачи на перспективу по последовательному продолжению реформ, осуществляемых в области питьевого водоснабжения и канализации.

За последние два года на улучшение систем питьевого водоснабжения и канализации из бюджета выделено 3,7 триллиона сумов. На реализацию 48 проектов привлечены иностранные кредиты на сумму 1,9 миллиарда долларов. В результате на 1734 объектах по всей стране проложено 6463 километра водопроводов питьевой воды и почти 300 километров канализационных сетей.

Были созданы новые структуры по управлению водными ресурсами для обеспечения эффективного регулирования водопользования. 67,8 процента населения имеют доступ к централизованной питьевой воде. В районах, где имеются источники грунтовых вод, централизованное питьевое водоснабжение составляет 99,7 процента в Ташкенте, 83,4 процента — в Ферганской области и 63,7 процента — в Самаркандской области.

На заседании отмечалось, что изучение показало, что не на должном уровне эффективность принимаемых в регионах мер по обеспечению потребности населения в питьевой воде.

Так, общая мощность объектов питьевого водоснабжения в стране составляет 11,8 миллиона км3 в сутки, хотя на практике используется лишь 60 процентов.

Требуют ремонта 38 процентов магистральных каналов водопроводов питьевой воды протяженностью 70,3 тысячи километров, а также 29 процентов более 12 тысяч скважин питьевой воды.

Вышли также из строя 2 тысячи, или 20 процентов водяных насосов. Только 79 городов (57 процентов) имеют канализационную систему, причем 23 процента данных систем нуждаются в ремонте.

Имеются серьезные ошибки и недостатки в целевом и эффективном использовании средств, выделяемых на обеспечение населения питьевой водой и улучшение услуг канализации.

В частности, допущены неэффективные расходы из-за случаев производства без изучения на местах проектно-сметной документации по сооружениям, без проведения контрольных измерений, неполного отражения в документации объема работы, которую необходимо выполнить, а также без указания источников питьевой воды.

В системе не сформирована здоровая конкурентная среда, есть случаи отбора организаций, занимающихся проектированием и строительством, в противоречии с законодательством. В результате возникают случаи, когда осуществлялось строительство, а объекты не сданы в эксплуатацию или строительно-монтажные работы не завершены, средства использованы неэффективно. Система контроля за эффективностью строительных работ не отвечает требованиям. Некоторые сооружения, введенные в эксплуатацию, не эффективно используются предприятиями водоснабжения, в результате чего население не обеспечено питьевой водой.

Нет открытой, прозрачной системы использования средств, привлеченных из Государственного бюджета, международных финансовых институтов и других источников, не налажена эффективная система отчетности об использовании средств и возвращения заемных средств.

Задачи, определенные законодательством в области обеспечения населения питьевой водой, своевременно не выполнены.

В частности, своевременно не выполнено поручение, определенное постановлением Президента Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № ПП–4040, предусматривающее передачу в срок до 1 июля 2019 года в управление систем водоснабжения и канализации городов Самарканд, Бухара, Наманган и Карши на условиях государственно-частного партнерства с привлечением консультантов Азиатского банка развития.

Несмотря на установление 1 июля текущего года сроком исполнения поручения, предусмотренного постановлением Президента Республики Узбекистан №ПП-4300 от 29 апреля 2019 года, работа по оформлению договоров с победителями тендера не выполнена.

Хотя Закон Республики Узбекистан «О воде и водопользовании» предоставляет органам власти на местах право определять основные направления использования и охраны водных ресурсов на своей территории, в регионах допускается невыполнение этого полномочия годами.

В связи с этим Сенат Олий Мажлиса принял соответствующее постановление о направлении парламентского запроса в Кабинет Министров Республики Узбекистан о проблемах в обеспечении населения питьевой водой.

После этого обсуждены результаты парламентского запроса, направленного в Министерство внутренних дел и Генеральную прокуратуру Республики Узбекистан, о состоянии совершения преступлений, связанных с применением пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Отмечалось, что Министерством внутренних дел утверждены и приняты к исполнению отдельные мероприятия по обеспечению исполнения постановления Сената. В частности, введен новый порядок по неукоснительному соблюдению Конвенции ООН от 1984 года и Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан.

Установлено 9 547 камер наблюдения в 468 административных зданиях органов внутренних дел, 91 — в изоляторах временного содержания, 13 – в специальных приемниках, 12 – в реабилитационных центрах, 43 – в учреждениях по исполнению наказания и 11 – в следственных изоляторах.

За семь месяцев текущего года органами прокуратуры проведено 5 116 проверок в правоохранительных органах и внесено 2 783 представления по устранению выявленных нарушений закона.

В ходе заседания сенаторами подчеркнута необходимость принятия Министерством внутренних дел и Генеральной прокуратурой мер по решению некоторых проблемных вопросов, поднятых в парламентском запросе.

В частности, отмечалась актуальность утверждения Министерством внутренних дел в месячный срок меморандума о сотрудничестве с общественностью и средствами массовой информации в целях разработки мер по обеспечению строгого соблюдения Конвенции ООН против применения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 1984 года и Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан, а также обеспечения открытости работы органов внутренних дел.

Другой аспект. Отмечалась важность разработки совместно с Генеральной прокуратурой и Уполномоченным Олий Мажлиса по правам человека (омбудсманом) краткосрочной учебной программы на 2021 год в области законодательства и раннего предупреждения применения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, предусматривающей повышение уровня знаний, формирование профессиональной квалификации и практических навыков работников следственных изоляторов, мест лишения свободы и других мест, которые осуществляющие службу работники не могут покинуть по своей воле.

Речь шла также о необходимости создания до конца 2021 года во всех территориальных следственных подразделениях специальных следственных комнат, оборудованных системами для ведения стенографии, проведения видеонаблюдения за процессом допроса, а также системами аудио- и видеофиксации следственных действий.

Уполномоченному Олий Мажлиса по правам человека и Национальному центру Республики Узбекистан по правам человека даны также соответствующие поручения.

Вместе с тем Жогаргы Кенесу Республики Каракалпакстан, областным, Ташкентскому городскому и районным (городским) Кенгашам народных депутатов рекомендовано при ежеквартальном заслушивании информации руководителей органов внутренних дел и прокуратуры обратить особое внимание и обсудить случаи применения правоохранительными органами пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.

Затем обсуждены результаты парламентского запроса, направленного в Кабинет Министров Республики Узбекистан о состоянии обеспечения безопасности дорожного движения и исполнения законодательства данной сферы.

Отмечалось, что согласно ответу, представленному Премьер-министром 25 августа 2020 года, вопросы, поднятые в парламентском запросе, были детально изучены совместно с соответствующими министерствами и ведомствами и рассмотрены Президиумом Кабинета Министров.

Кабинетом Министров принята программа практических мер по ряду вопросов, поднятых в парламентском запросе. В программе определено установление фото- и видеооборудования, автоматически определяющего нарушения, а также дополнительных фоторадаров, работающих в режиме онлайн.

Кроме того, предусмотрено проведение мероприятий по решению вопроса нехватки штатных единиц отделов и подразделений Государственной службы безопасности дорожного движения при Министерстве внутренних дел, выполняющей комплексную и основные задачи по обеспечению безопасности дорожного движения.

Вместе с тем предусмотрено обучение основам правил дорожного движения и безопасности дорожного движения в общеобразовательных школах, повышение квалификации работников народного образования по обучению школьников правилам дорожного движения.

На заседании сенаторами отмечалось, что не уделено должного внимания решению некоторых вопросов, поднятых в парламентском запросе.

В частности, поверхностно разработаны стандарты безопасности дорожного движения, утвержденные в 2019 году Комитетом автомобильных дорог при Министерстве транспорта Республики Узбекистан.

Отмечалось, что порядковые номера дорожных знаков в этих стандартах также неправильно определены, что является одним из основных и приоритетных правил дорожного движения.

Эти стандарты скопированы со стандартов других стран. В результате этого дорожные знаки правил дорожного движения других стран также включены в приложения этих стандартов. Между тем эти дорожные знаки отсутствуют в Правилах дорожного движения Республики Узбекистан.

В 2017-2020 годах работниками Государственной службы безопасности дорожного движения внесено в местные органы власти и соответствующие организации и ведомства в общей сложности 6709 представлений по обеспечению безопасности дорожного движения, предотвращению дорожно-транспортных происшествий, созданию удобств для участников дорожного движения, из которых 3173 представления, или 45 процентов не были рассмотрены в установленные сроки.

Кроме того, из-за пренебрежительного отношения соответствующих специалистов к осуществлению ремонта дорог в 2019 году и за 8 месяцев 2020 года произошло 532 дорожно-транспортных происшествия, в которых 511 человек получили травмы и 191 человек погиб.

Такие недостатки требуют принятия эффективных мер в отношении должностных лиц, которые не выполняют указания работников Государственной службы безопасности дорожного движения.

В связи с этим члены Сената приняли соответствующее постановление об устранении выявленных ошибок и недостатков.

При этом предусматривается:

— совершенствование до 15 января 2021 года нормативно-правовых актов и стандартов по безопасности дорожного движения, утвержденных в 2019 году Комитетом автомобильных дорог при Министерстве транспорта Республики Узбекистан;

— разработка в месячный срок программы конкретных мероприятий по предотвращению дорожно-транспортных происшествий, которые происходят из-за аварийного состояния автомобильных дорог;

— принятие необходимых мер по повышению ответственности соответствующих работников, задерживающих исполнение представлений, вносимых работниками Государственной службы безопасности дорожного движения руководителям ответственных ведомств;

— анализ комитетом информации, представляемой ежеквартально Кабинетом Министров Республики Узбекистан и Министерством внутренних дел руководителям соответствующих ведомств о ходе выполнения задач, определенных в утвержденной Премьер-министром Республики Узбекистан программе мероприятий, приглашение на заседание Комитета Сената Олий Мажлиса по вопросам обороны и безопасности руководителей ответственных министерств и ведомств, своевременно не выполняющих программы мероприятий и представления.

По этому вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.

После этого обсуждены результаты парламентского запроса, направленного в Кабинет Министров Республики Узбекистан, о состоянии проведения врачебно-трудовыми экспертными комиссиями медосмотра граждан и установления инвалидности.

На заседании отмечалось, что в представленной Кабинетом Министров информации о результатах парламентского запроса не в полной мере отражено исполнение задач, поставленных в парламентском запросе.

В частности, вопросы проведения врачебно-трудовыми экспертными комиссиями медосмотра граждан и установления инвалидности в достаточной мере не урегулированы в нормативно-правовых актах, не приняты краткосрочная, среднесрочная или долгосрочная стратегии профилактики инвалидности, медико-социальной и профессиональной реабилитации лиц с инвалидностью.

Вместе с тем критерии, используемые при проведении медико-социальной экспертизы для определения инвалидности, основаны на методике, разработанной 40 лет назад, а новая процедура до сих пор не разработана.

Не определена нагрузка оказания услуг инвалидам врачебно-трудовыми экспертными комиссиями, не разработаны перечень основных заболеваний, приводящих к инвалидности у детей до 18 лет и лиц старшего возраста, критерии определения инвалидности при этих заболеваниях, критерии проведения медико-социальной экспертизы с использованием современных методов медико-социальной реабилитации инвалидов.

Еще один аспект. Не выполняется ряд задач, связанных с определением инвалидности, закрепленных в программе комплексных мероприятий, утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 1 декабря 2017 года «О мерах по кардинальному совершенствованию системы государственной поддержки лиц с инвалидностью».

Так, критически не рассмотрена деятельность медицинско-консультативных комиссий и врачебно-трудовых экспертных комиссий системы Министерства здравоохранения, не усовершенствованы механизмы определения инвалидности и ее сроков, в том числе порядка оформления документов. Система идентификации инвалидности не включает механизм поддержки обращающегося лица с явными симптомами до тех пор, пока его инвалидность не будет определена, не отменен порядок принудительного стационарного лечения для определенных категорий лиц с инвалидностью, не внедрено до сих пор заочное определение инвалидности для наиболее нуждающихся в помощи лиц.

Несмотря на то, что определены конкретные основания и сроки выполнения этих задач, лица с инвалидностью сталкиваются с множеством трудностей в определении инвалидности, пользовании медицинскими и социальными услугами.

На заседании отмечалось, что не приняты в должной степени практические меры по вопросам, поднятым в парламентском запросе, по субъективным причинам не проведена соответствующая работа.

В связи с этим на Кабинет Министров возложена задача обеспечения полноценного выполнения задач, определенных в парламентском запросе, а также представления конкретных данных об этом в последующем, а ее исполнение оставлено под постоянным контролем Сената.

По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.

Затем заслушан отчет хокима Джизакской области о работе по социально-экономическому развитию территорий.

Подробно обсуждены также итоги комплексного изучения рабочей группой Сената Олий Мажлиса работы по развитию области.

Отмечалось, что проделана определенная работа по развитию области и использованию в этом процессе потенциала местных Кенгашей народных депутатов.

В частности, объем произведенного валового территориального продукта (ВТП) в январе-июне 2020 года составил 6 триллионов 989 миллиардов сумов, темп роста — 102,0 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

На основании решения областного Кенгаша народных депутатов от 23 декабря 2019 года план доходов местного бюджета на 2020 год определен в 1 триллион 51 миллиард сумов, план первого полугодия текущего года выполнен на 125 процентов (436,7 миллиарда сумов).

В рамках программы, утвержденной в ходе визита Президента Республики Узбекистан в Джизакскую область 30-31 января 2019 года, реализовано 510 проектов на сумму 3,0 триллиона сумов и создано 8342 новых рабочих места.

В январе-июне 2020 года в рамках 42 проектов по локализации произведена продукция на сумму 235,6 миллиарда сумов, установленный прогнозный показатель перевыполнен в 2,1 раза, создано 2 тысячи новых рабочих мест.

В текущем году с целью расширения географии экспорта продукции впервые осуществлен экспорт в 5 стран: Австрию, Вьетнам, Молдову, Монголию, Нидерланды.

Более того, если в 2019 году в целях обеспечения продовольственной безопасности в области выращено всего около 898,8 тысячи тонн фруктов, овощей, бахчевых, картофеля, винограда, то в текущем году ожидается, что этот показатель увеличится на 1 миллион 114,9 тысячи тонн, или будет произведено продукции на 216,2 тысячи тонн (124 процента) больше, чем в прошлом году.

В истекшем периоде 2020 года в рамках инвестиционной программы было запланировано строительство сети питьевого водоснабжения протяженностью 63,4 километра, 22 скважин и сети сточных вод протяженностью 17,2 километра. К настоящему времени выполнена работа в объеме 124,6 миллиарда сумов.

Еще одна особенность. В рамках реализации пяти важных инициатив в области проделана определенная практическая работа. В частности, в рамках утвержденной программы мероприятий проведено около 1,5 тысячи мероприятий, которыми охвачено более 736 тысяч молодых людей.

Отремонтированы и в торжественной обстановке сданы в эксплуатацию узбекско-казахский культурный центр в Мирзачульском районе, культурный центр «Койтош» в Галляаралском районе и культурный центр «Бунёдкор» в Дустликском районе.

В городе Джизаке реконструирован экологический парк «Урда», вмещающий одновременно более 10 тысяч молодых людей, а на месте старого озера Сангзор осуществляется работа по строительству единственной в Центральной Азии площади «Велотрек», которая до конца этого года будет сдана для пользования молодежью.

В ходе заседания также дана информация об исполнении программ («дорожных карт»), принятых Сенатом Олий Мажлиса, Федерацией профсоюзов и хокимиятом Джизакской области по каждому району и городу с целью решения проблем местных женщин и оказания им всесторонней поддержки.

В рамках этих программ 636 женщинам за счет средств Федерации профсоюзов оказана материальная помощь в размере 1 миллиарда 169,9 миллиона сумов.

В Бахмальском, Галляаралском, Янгиабадском, Арнасайском, Дустликском, Зафарабадском, Зарбдорском, Зааминском, Форишском районах и городе Джизаке 198 женщинам для осуществления ремонта своих домов розданы строительные материалы на сумму 1 миллиард 160,3 миллиона сумов.

Для обеспечения занятости женщин области для них приобретена бытовая техника на сумму 120 миллионов сумов.

В области проведена работа по изучению семейных условий, социального положения, возможностей и интересов женщин, формированию «женской тетради», в которую до сегодняшнего дня включены 5696 женщин.

883 женщины, включенные в «женскую тетрадь», были трудоустроены, 80 — предоставлены льготные кредиты коммерческих банков на сумму 1,8 миллиарда сумов, 741 из них — обучена профессиям.

Вместе с тем в ходе обсуждения отдельно подчеркнуто, что на сессиях местных Кенгашей народных депутатов заслушивались отчеты и информация руководителей местных органов власти, были направлены депутатские запросы по решению вопросов, поднятых во время непосредственного общения с населением и в процессе работы с его обращениями, и осуществлялся контроль за их исполнением.

Кроме того, в ходе заседания также отмечалось, что в развитии области имеются некоторые проблемы и недостатки, ждущие своего решения.

Так, канализационная система в центрах Пахтакорского, Дустликского, Мирзачульского и Зарбдорского районов построены в 1970-1980 годах, существующие сооружения и сети устарели и нуждаются в ремонте.

Город Джизак и Шараф-Рашидовский район снабжаются природным газом через газораспределительную станцию «Ташкент-6». В связи с непрерывным увеличением численности населения этих территорий и ростом его потребности в газе наблюдаются проблемы в обеспечении природным газом в зимний период.

При апробации в городе Джизаке законопроекта «Об управлении многоквартирными домами» был выявлен ряд проблем. Например, финансовое положение 13 из 52 товариществ, расположенных в городе, является удовлетворительным, 21 – неудовлетворительным, а 18 товариществ считаются финансово неплатежеспособными или чрезмерно зависят от посторонней помощи.

В настоящее время рассаде арчи на 3800-4300 гектарах земли, находящейся на территории Зааминского национального природного парка, Зааминского государственного заповедника, Зааминского государственного лесного хозяйства, нанесен вред природными вредителями и болезнями.

Здание, в котором расположено Янгиабадское районное управление культуры, находится в заброшенном состоянии. Не завершены строительные работы в здании культурного центра Бахмальского района, включенного в Инвестиционную программу на 2019 год.

На заседании отмечалось, что итоги изучения области критически обсуждены на сессии областного Кенгаша народных депутатов, состоявшейся 10 сентября 2020 года, утверждена «Дорожная карта» из 75 пунктов, направленная на решение проблем на областном уровне.

Кроме того, отмечалась необходимость принятия неотложных мер по устранению выявленных недостатков. В связи с этим была заслушана и обсуждена информация руководителей ответственных министерств и ведомств.

Принято также соответствующее постановление об устранении в области назревших проблем республиканского уровня и предусматривается установить сенаторский контроль за его исполнением.

Вместе с тем утвержден Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по кардинальному совершенствованию системы ведения учета земли и государственных кадастров».

Утверждены и постановления Кенгаша Сената Олий Мажлиса.

На этом восьмое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершило свою работу.

Информационная служба Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан

 

УзА