Согласно историческим источникам, в 138 году до н. э. китайский император У-Ди отправил Чжан Цяня в Среднюю Азию.

Посол Чжан Цянь прибыл в поисках союзника для борьбы с гуннами. Позже по маршрутам, по которым путешествовал Чжан Цянь, появилась караванная тропа, соединяющая Китай с Центральной и Западной Азией. Эта дорога называлась Великий шелковый путь и была протяженностью 12 000 км. Первая ветвь этой дороги, имевшей в свое время несравненное значение, начиналась от города Сиань в Китае и шла через Восточный Туркестан, Среднюю Азию, Иран, Месопотамию до Средиземного моря.

По мере развития Шелкового пути правители налаживают традицию посылать послов и дарить друг другу подарки. Торговля начинает развиваться на беспрецедентном уровне, возрастает влияние культур Востока и Запада друг на друга. Благодаря этому возникли и многие культурные сходства в развитии стран.

После обретения независимости 32 года назад пять стран Центральной Азии начали искать сильных партнеров. Перспективное, развивающееся день ото дня стратегическое сотрудничество между странами СНГ привлекло внимание всего мира, в частности, США и стран Европейского Союза.

Китай установил всеобъемлющее стратегическое партнерство со всеми пятью странами Центральной Азии. Инициатива «Один пояс, один путь» также способствует позитивным изменением в регионе.

Несмотря на наличие таких инициатив с участием Китая, как ШОС, «Один пояс, один путь», официальный Пекин уделяет особое внимание новому формату партнерства с Центральной Азией.

В настоящее время город Сиань, где две тысячи лет назад Чжан Цянь начал свою миссию по Центральной Азии, принимает участников первого саммита «Центральная Азия-Китай». Эта встреча высокого уровня дает возможность определить общие подходы к важным вопросам, связанным с дальнейшим укреплением многопланового сотрудничества, и выработать действенный механизм в этом направлении.

После обретения независимости страны СНГ пересматривают политику опоры на единого партнера, выступая за нейтралитет и диверсификацию в отношениях с миром. Для этой цели во всех отношениях подходит Китай — ближайший сосед, с которым их связывают многолетние узы дружбы.

В начале января 1992 года Китай в числе первых установил дипломатические отношения с пятью странами. Защита общей границы между Китаем и Центральной Азией протяженностью 3300 километров имеет решающее значение для национальной безопасности и экономического планирования. Для обеих сторон в равной степени важное значение приобретает вопрос очистки своей территории от извечной угрозы терроризма, сепаратизма и экстремизма.

Это стремление и привело к созданию Шанхайской организации сотрудничества и встрече министров соседних с Афганистаном стран. Государства-члены, исходя из своей истории, осознали, что военно-политическое превосходство является началом бедствий. Поэтому очередное соглашение было построено на основе равенства, уважения и взаимной выгоды.

В качестве развивающихся стран Центральная Азия — «С5» и Китай стремятся улучшить жизнь своего народа. Наши страны приходят к единому мнению о том, что  вопрос безопасности можно  решить только посредством развития.

В сентябре 2013 года председатель КНР Си Цзиньпин посетил Казахстан и впервые заявил о целесообразности совместного строительства экономического пояса вдоль Великого шелкового пути. Через месяц после восстановления Морского шелкового пути инициатива получила название «Один пояс, один путь».

Документ о сотрудничестве с Китаем в рамках этой инициативы сначала подписал Таджикистан. Вскоре этому примеру последовали еще четыре страны. Это плодотворное сотрудничество продолжается уже десять лет.

«Один пояс, один путь» активно работает, потому что этот процесс открыт и прозрачен. Партнеры обсуждают детали на каждом этапе, действуют на основе согласованной «дорожной карты». Всем участникам предоставляются права собственности, преобладает дух равенства и взаимной выгоды.

Кроме того, эта идея обеспечивает беспрецедентную поддержку координации логистики. Реализуются крупные инфраструктурные проекты, такие как газопровод «Китай-Центральная Азия», автомобильная дорога «Китай-Кыргызстан-Узбекистан», Камчикский тоннель. В результате общий объем продаж в 2022 году достиг рекордного уровня – 700 миллионов долларов. Для сравнения, аналогичный показатель в 1992 году составлял всего 460 миллионов долларов.

Более глубокий анализ показывает, что процветающее партнерство уходит своими корнями вглубь истории. Центральная Азия имеет многоплановые отношения с Западным Китаем. Обмены между людьми вдоль горы Тянь-Шань, также известной как Тенгри Таг, начались 2000 лет назад и в настоящее время имеют более прочную основу.

Ярким примером сегодняшнего позитивного состояния наших культурных связей является получивший в последнее время широкое распространение в китайской социальной сети короткометражный документальный фильм «Песня Нового Китая» Кристины Григорян из Туркменистана. Вообще, народы Средней Азии и китайцы всегда получают удовольствие от современной литературы друг друга. Они проводят совместные исследования во время съемок фильма, находят и реставрируют памятники культуры. Они даже плечом к плечу борются с различными транснациональными проблемами, такими как COVID-19.

Словом, посол Китая Чжан Цянь во время своей поездки предполагал и стремился к равноправному партнерству, основанному на взаимопомощи. Ни у кого не было намерения ограбить, покорить или подчинить. Это благое намерение и хорошее видение определили стратегию Шелкового пути, которая была основана в тот период.

Именно эта ценность сегодня объединяет Центральную Азию и Китай как близких друзей и партнеров. Ибо в новую эпоху, если кто-то хочет наладить диалог с каждым гордым народом Центральной Азии, определившим свой суверенный путь, он должен придерживаться этого единственного и правильного подхода.

И Фань, политический обозреватель (Пекин, КНР),

УзА.