Новая политическая реальность в регионе, сформированная проактивной, инициативной и конструктивной дипломатией Президента Шавката Мирзиёева, оказала положительное влияние на наращивание взаимодействия по широкому кругу вопросов как между странами Центральной Азии, так и в международном масштабе.

Современный внешнеполитический курс Узбекистана вывел Ташкент на шаги по поиску решений по давно назревшему запросу – активизации и расширению процесса региональной взаимосвязанности в направлении Центральной и Южной Азии.

Логическим следствием этой политики стала международная конференция высокого уровня «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности», состоявшаяся в Ташкенте в июле 2021 г.

На форуме Главой нашей страны было предложено разработать и представить на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН (ГА ООН) проект соответствующей резолюции и закрепить в документе общие подходы, основные принципы и направления диалога между двумя регионами.

На 76 сессии ГА ООН единогласно одобрена подготовленная Узбекистаном резолюция об укреплении взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией, коспонсорами которой выступили 40 стран из различных регионов мира.

Документ отражает мнение большинства членов международного сообщества, и направлена на усиление его деятельности по развитию межрегиональной взаимосвязанности, в таких направлениях как обеспечение безопасности, в т.ч. активизации роли Афганистана в установлении связей между регионами, продовольственная безопасность, повышение эффективности торгово-экономических связей, развитие транспортных и транзитных коридоров.

Принятие резолюции можно охарактеризовать как историческое событие не только для стран Центральной и Южной Азии, но и международного сообщества в целом.

Смысл этого заключается в том, что, во-первых, она впервые в широком международном контексте юридически закрепила и открыла дополнительные возможности на долгосрочной основе претворять в жизнь глобальные межрегиональные стратегии и программы развития.

Во-вторых, страны двух регионов в истории дипломатических отношений вышли на новый этап взаимодействия, который можно назвать первыми шагами в процессе их консолидации. Государства подтвердили способность предпринимать совместные действия в целях укрепления региональной безопасности и обеспечения устойчивого развития во благо развития своих стран и народов.

По сути, резолюция стала скоординированным подходом ЦА и ЮА к решению региональных и глобальных вызовов и угроз. Сплочение региона позволяет значительно укрепить потенциал каждого государства на международной арене, а также показывает их способность брать на себя ответственность за его настоящее и будущее.

Она также выражает высокое признание и интегрированную поддержку мирового сообщества региональной политики Узбекистана, поднимает его имидж на международной арене и знаменует новый этап в развитии межрегионального сотрудничества.

Исторические аспекты взаимосвязанности

Наша страна на протяжении последних пяти лет активно продвигает концепцию по стратегии развития взаимосвязанности между Центральной и Южной Азией, которая легла в основу принятой ГА ООН резолюции.

При разработке стратегии учитывались политические, исторические, культурные и религиозные аспекты региональной взаимосвязанности, которые уходят корнями далеко вглубь истории.Они восходят к периоду таких империй античности, как Бактрия, Кушанская, Восточный и Западный тюркские каганаты, а также более поздние государства Селевкидов, Сасанидов, появившихся в период после завоеваний Александра Македонского.

Все они располагались на огромных территориях, включавших частично или полностью современные территории Центральной и Южной Азии. Именно тогда были заложены основы торговых путей, культурных связей и взаимовлияний между народами двух регионов.

По этому поводу еще античный историк и географ Страбон, ссылаясь на записки греческих путешественников и других авторов, сообщал, что по р. Окс (Амударья) «доставлялись товары через Каспийское море и Черное море в Европу».

Благодаря своему удобному географическому положению Центральная Азия стала важным посредником между Западом и Востоком. Туда отправлялись купеческие караваны из Индии, а оттуда индийские товары распространялись в европейских странах.

В то же время археологические раскопки Кушанской эпохи
(I—IV вв.) и более поздних периодов подтверждают, что регион также был активным торговым партнером Индии.  Интересен тот факт, что столица Кушанской империи сначала находилась в Дарварзинтепе, это рядом с Термезом. Затем она была перенесена в Пурашапуру – это нынешний пакистанский город Пешавар.

Вехой в развитии межрегиональных контактов стало распространение буддизма. Ученый-буддист из Кашмира Вайрочана был первым миссионером, привнесшим буддизм в Центральную Азию и далее который распространился в Китае и других странах.

Культурное взаимодействие приобрело новую силу между регионами в период мусульманского правления. В Центральной Азии буддийские и исламские идеи, вместе породили новую, частично синхронизированную школу мысли о едином культурном пространстве, заложили основы толерантности и многообразия культур народов Центральной и Южной Азии.

Важно отметить, что кушанской, греко-бактрийский империям было присуще межконфессиональная толерантность. Это видно на монетах той эпохи, где изображались различные Божества — греческие, восточные, тюркские. Такого рода исторические факты свидетельствуют о существовании единого культурно-цивилизационного пространства, общей торгово-экономической зоны, основанных на диалоге, взаимопонимании и взаимной выгоде. Именно эти обстоятельства явились основой и ключевым фактором устойчивого развития и всеобщего процветания субрегиона.

Открытие Великого шелкового пути послужил еще большим стимулом для расширения межрегионального торгово-экономического обмена. Оазисы Центральной Азии Бухара и Самарканд были центрами, от которых отходили ответвления Великого шелкового пути. Южное направление шелкового пути проходило через северную Индию.

Таким образом между Центральной и Южной Азией исторически сложились широкие и глубокие связи во многих сферах жизнедеятельности. Имелись и регулярные дипломатические миссии для решения экономических и торговых вопросов.

Прошлое ­– мост к развитию широкого взаимодействия регионов в настоящее время

Актуальность укрепления взаимосвязанности Центральной и Южной Азии стратегически важна в свете растущей экономической взаимозависимости стран регионов.

Пандемия коронавируса, а также происходящие в последнее время радикальные изменения в глобальной цепочке поставок товаров и услуг, наглядно продемонстрировали данную тенденцию современного мира и необходимость укрепления механизмов широкого международного сотрудничества в целях выработки действенных механизмов коллективного реагирования на внезапные угрозы.

Другой тенденцией современных международных отношений является регионализация, связанная с укреплением сотрудничества между соседними странами, объединенными по региональному признаку, с целью создания эффективных и гибких цепочек поставок и снижения рисков чрезмерной зависимости от торговли с крупнейшими промышленно развитыми государствами.

Востребованность межрегионального сотрудничества обоснована такими факторами, как освоение новых рынков сбыта и наращивание экспорта готовой продукции, обеспечение бесперебойных поставок энергоносителей и других сырьевых ресурсов, развитие инвестиционного сотрудничества, обеспечение стабильности и безопасности региона.

Новые транснациональные угрозы в сфере экологии, энергетики, обеспечения продовольственной безопасности, неконтролируемой миграции, борьбы с терроризмом, наркотрафиком требуют развития многостороннего сотрудничества.

Важным вопросом укрепления межрегионального взаимодействия является транспортная взаимосвязанность. Целью расширения отношений между странами Центральной и Южной Азии в транспортно-логистической сфере являются, во-первых, создание транспортных и экономических коридоров, позволяющих наращивать внешнеэкономическую деятельность, во-вторых, формирование общего межрегионального рынка для перевозки товаров и продукции по более коротким маршрутам, в-третьих, активная интеграция Афганистана в международные транспортные коридоры.

Президент Узбекистана предложил рассматривать Афганистан в качестве неотъемлемой части Центральной Азии и совершенно по-новому взглянуть на него – не как на страну, с территории которой исходит угроза миру и стабильности, а в качестве дружественного партнёра и соседа.

Взаимовыгодное сотрудничество с Афганистаном, мир и стабильность в этой стране позволят запустить трансрегиональные проекты в области транспорта, энергетики, торговли, укрепить взаимосвязанность между Центральной и Южной Азией.

В целом Узбекистан принимает системные меры по обеспечению безопасности и стабильности в регионе и превращению Афганистана в мирную, процветающую, свободную от терроризма и войн страну.

Ключевым моментом в этом направлении явилось проведение в прошлом году в Ташкенте международной конференции «Афганистан: безопасность и экономическое развитие».

Важным итогом форума стало воплощение в жизнь положений принятой резолюции ГА ООН об укреплении взаимосвязанности между ЦА и ЮА, в которой подчёркивается ключевое значение Афганистана для международного мира, безопасности и устойчивого развития.

Дальнейшее продвижение политики Узбекистана по налаживанию координации и конструктивного сотрудничества будет способствовать построению в Центральной и Южной Азии – пространстве совместного развития, надёжной системы безопасности, политических, торгово-экономических отношений в интересах всех участников.

Резюмируя вышеуказанные факторы, можно с уверенностью сказать, что принятие резолюции ООН является практическим воплощением планов Узбекистана по развитию взаимосвязанности и будет формировать максимально благоприятную почву для улучшения межрегиональной координации по обеспечению стабильности, инклюзивного экономического развития государств Центральной и Южной Азии, а также поступательного повышения благосостояния и благополучия народов, проживающих в этих регионах.


Алишер Кадыров
,

Руководитель отдела ИСМИ

 при Президенте Республики Узбекистан

Сарвар Камолов, 

Главный научный сотрудник ИСМИ

при Президенте Республики Узбекистан