На пленарном заседании в рамках Глобального форума «Образование в области прав человека» речь шла о реализации Декларации ООН об образовании и подготовке в области прав человека и Всемирной программы образования в области прав человека. Обсуждены принципы и подходы к эффективному образованию в области прав человека.

Также с учетом современных проблем был проанализирован опыт разных стран по внедрению современных технологий в процесс образования в области прав человека, достижения и заключения. Первую сессию, посвященную глобальному подходу к этой теме, вел исполняющий обязанности регионального представителя Управления Верховного комиссара ООН по правам человека для Центральной Азии Фабио Пиана.

Директор Национального центра по правам человека Республики Узбекистан Акмал Саидов отметил, что в условиях реформ, связанных с созданием Нового Узбекистана, особое признание получает принцип «человек, его права, свободы, особенно его достоинство – высшие ценности». Действовавший долгое время принцип «государство – общество – человек» в Стратегии развития Нового Узбекистана заменен на принцип «человек – общество – государство». Образование в области прав человека является одним из приоритетов государственной политики по формированию культуры прав человека в Узбекистане. Это наглядно подтверждается принятием Олий  Мажлисом Национальной программы действий по реализации положений Декларации ООН об образовании и подготовке в области прав человека в 2019 году и полное исполнение «Дорожной карты» по реализации данной Национальной программы до декабря 2021 года.

Также в рамках Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека определена задача по внедрению учебных курсов по правам человека для высших учебных заведений. Работа в этом направлении последовательно продолжается. В соответствии с распоряжением Президента от 7 июня 2021 года в Республике Узбекистан создана Национальная комиссия по реализации четвертого этапа Всемирной программы образования в области прав человека. В настоящее время с участием членов Национальной комиссии был разработан проект Национальной программы образования в области прав человека.

На заседании координатор отдела образования и обучения правам человека Управления Верховного комиссара ООН по правам человека Елена Ипполити проанализировала состояние реализации инициатив ООН по образованию в области прав человека в глобальном масштабе. Генеральный секретарь Национальной комиссии Индии по правам человека Девендра  Кумар Сингх выступил с онлайн-презентацией о достигнутом прогрессе в реализации Декларации об образовании и подготовке в области прав человека, существующих проблемах и перспективах.

Младший сотрудник Департамента образования и обучения в области прав человека Управления Верховного комиссара ООН по правам человека Паулина Тандионо рассказала о ходе реализации четвертого этапа Всемирной программы образования в области прав человека в 2020-2024 годах.

На следующей сессии Глобального форума были рассмотрены региональные подходы к образованию в области прав человека. Модератором  сессии выступил первый заместитель директора  Национального центра по правам человека Республики Узбекистан Мирзатилло Тиллабоев. Президент и главный исполнительный директор Американского совета по международному образованию Дэвид Паттон выступил с докладом «Перспективы расширения доступа к международному образованию», глава отдела юстиции и образования в области прав человека в Совете Европы Ева Пастрана в своем онлайн-выступлении говорила о европейском подходе к образованию в области прав человека, председатель Независимой постоянной комиссии по правам человека при Организации исламского сотрудничества Хаджи Али Ачикгюль прокомментировал позицию данной международной организации в этой сфере.

Также ведущий научный сотрудник Азиатско-Тихоокеанского информационного центра по правам человека Джефферсон  Плантилла в онлайн-режиме рассказал об успешном опыте региона в сфере образования по правам человека. Председатель Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте России Валерий Фадеев в своем онлайн-докладе интерпретировал основные документы ООН в области прав человека в современной манере.

Кроме того, в рамках форума были проведены параллельные заседания на тему «Принципы и подходы формального образования в области прав человека: мировой, региональный и национальный опыт». На них обсуждены передовой опыт в формальном и неформальном образовании в области прав человека с учетом развития технологий и интернет-ресурсов, инновационные, гендерные и инклюзивные подходы в сфере, а также представлены новые инициативы.

Г.Хасанов, фото А.Исроилова, УзА