Государственные закупки – важный фактор стратегического управления и оказания услуг в государственном секторе.

Рынок государственных закупок в мире ежегодно достигает миллиардов долларов. По данным Международного института устойчивого развития (IISD), в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) расходы на государственные закупки товаров и услуг составляют от 45 до 65 процентов национального бюджета.

В Узбекистане отношения в области государственных закупок регулируются Законом Республики Узбекистан «О государственных закупках» № ЗРУ-684 от 22 апреля 2021 года.

Порядок подачи и рассмотрения жалоб определен статьей 79, согласно которой Комиссия по рассмотрению жалоб в сфере государственных закупок в течение трех рабочих дней со дня поступления жалобы уведомляет об этом государственного заказчика и приостанавливает закупочную процедуру на общий срок до десяти рабочих дней. Решения Комиссии по рассмотрению жалоб в сфере государственных закупок являются обязательными для исполнения всеми субъектами государственных закупок.

Министерством юстиции Республики Узбекистан утверждено Положение о порядке рассмотрения жалоб в сфере государственных закупок (от 14 мая 2018 года), регулирующее деятельность Комиссии по рассмотрению жалоб в сфере государственных закупок. Согласно главе 1 Положения «Каждый участник, а также лица, осуществляющие контроль (далее — заявитель), имеют право обжаловать в судебном порядке или в Комиссию действия (бездействие) государственного заказчика (далее — заказчик), закупочной комиссии, ее членов, оператора электронной системы государственных закупок (далее — Оператор), если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника».

Среди самых распространенных тем, с которыми подаются жалобы, присутствуют:

  • ошибочный выбор способа реализации государственных закупок; 
  • указание в тендере конкретной марки или производителя; 
  • характеристика и описание товаров (работ, услуг), предоставляемых желаемой фирмой, с целью уменьшения количества потенциальных участников;
  • ограничение конкуренции; 
  • конфликт интересов;
  • необоснованный отказ, отклонение заявок участников тендера без обоснования или соответствующих разъяснений;
  • выбор победителя (исполнителя) не по правилам. 

 

Для разрешения споров, возникающих в процессе государственных закупок, государственные заказчики и поставщики могут обратиться в третейский суд.

Третейское разбирательство – это форма разрешения споров в гражданских правоотношениях. Третейские суды также имеют право разрешать споры, возникающие в процессе предпринимательской деятельности.

Споры в сфере государственных закупок можно разрешать альтернативными методами, и один из них – медиация.

Медиация – это переговоры с участием третьей, незаинтересованной стороны (медиатора). Работа медиатора заключается в разрешении спора на наиболее выгодных для обеих сторон условиях. После достижения медиативного соглашения стороны обязаны его исполнить.

 

Мохира ХАЛИКОВА,

доктор философии, доцент,

участница курса «Открытые закупки»

Школы прикладных исследований (PRS)