Эксперты ИПМИ проанализировали, как снижение налоговой нагрузки и налога на добавленную стоимость (НДС) до 3 процентных пунктов повлияет на экономику.

НДС является основным источником поступлений в государственный бюджет. В 2021 году поступления по НДС составили 38,4 трлн сумов, или 23,4% от общей суммы поступлений. 44% поступлений НДС приходится на предприятия промышленности, 18% – на строительные организации, 13% – на предприятия оптовой и розничной торговли.

Налоговая нагрузка по НДС распределена по отраслям и секторам экономики неравномерно. Например, в сферах образовании и здравоохранении налоговая нагрузка составила 8,5%,  сельского хозяйства – 5%, строительства и услуг связи – 79%,  розничной и оптовой торговли – 59%, промышленности – 43%. Это нарушает принцип создания равных условий для различных отраслей и сфер экономики, ограничивает действие принципов справедливой конкуренции.

Среднеотраслевая относительная ставка по экономике в целом составила 24%. Это означает, что при номинальной ставке в 15%, реальная ставка НДС составила около 3,6% (15% * 0,24 = 3,6%).

Наиболее высокая налоговая нагрузка характерна для отраслей, на которые существует устойчивый спрос вне зависимости от колебания цен и других условий производства (строительство, торговля, некоторые перспективные виды услуг). На них приходится всего 15% производства всей экономики (по ВВП и выпуску), 14% занятых. Отличительная черта этой группы – наименьшая степень зависимости от внешней среды.

Умеренно высокий уровень налоговой нагрузки характерен для отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности. На эту группу приходится ¼ ВВП от экономики в целом. Это отрасли, которые в наибольшей степени связаны с глобальной экономикой, т.к. на них приходится свыше 83% промежуточного импорта и свыше 2/3 объема всего экспорта. Высокий налоговый пресс сдерживает рост экспорта промышленного производства, т.к. высокая фактическая ставка НДС для этих отраслей приводит к повышению цен и снижению конкурентоспособности выпускаемой ими продукции.

В ходе исследования было выявлено:

так, как НДС включится в рыночную цену товара/услуг, снижение номинальной ставки с 15% до 12% снижает общий уровень цен по реальному сектору экономики.

Согласно расчетам, выполненным с использованием ценовой модели «Затраты-выпуск», такое снижение оценивается величиной в 0,81%.

Наибольший вклад в снижение цен приходится на обрабатывающую промышленность (39%), строительство (14%), оптовую и розничную торговлю (10%), т.е. на долю этих трех секторов приходится почти 2/3 от всего снижения цен (из 0,8%).

С этой точки зрения, относительно перспективными могут быть меры, направленные на сокращение разрыва между фактическими и номинальными ставками, а также снижение среднего показателя фактических ставок (24 %), который по стандартному отклонению составляет 22,8 %. Это обеспечивает увеличение налоговых поступлений даже при снижении стандартной ставки НДС.

Вместе с тем, представляется полезным опыт Китая. Стандартная ставка НДС в Китае — 13%. Пониженные ставки НДС — 9% (розничная торговля, развлечения, гостиничный бизнес, общественное питание, строительство, транспортные, почтовые и логистические сервисы) и 6% (финансовый сектор и страхование, информационные технологии и консалтинг).

Но если рассматривать вопрос введения дифференцированных ставок НДС, то это должно реализовываться при одновременном устранении большинства не оправдавших себя налоговых льгот. При этом, ставка НДС должна быть тем ниже, чем выше доля готовой продукции в объеме всего выпуска, что будет подталкивать предприятия внедрять новые технологии и инновации, повышая долю добавленной стоимости и не неся при этом существенные издержки в виде быстро растущего налогового пресса.

 

УзА