Онлайн

На двадцать девятом пленарном заседании Сената обсуждался Закон «О государственном долге».

Законом предусмотрено установить  приоритетность государственного долга и расходов на его обслуживание, предельные  размеры государственного долга, определить полномочия органов государственной власти и управления по управлению государственным долгом.

Также при разработке закона было акцентировано внимание на создании эффективной единой  системы по  установлению парламентского и общественного контроля за  управлением государственным долгом.

Законом устанавливается,  что максимальный размер суммы государственного долга по отношению к ВВП не может превышать 60 %, за счет государственного долга возможно финансирование только социальных и инфраструктурных проектов.

В ходе обсуждения закона председатель Сената Танзила Норбоева отметила, что в соответствии с  законом устанавливается, что Счетная палата будет оценивать объемы средств, привлекаемых  со стороны государства из зарубежных стран, а также их целесообразность, осуществлять контроль за  эффективным и рациональным использованием этих средств, подчеркнуто, что задачи и полномочия палаты по управлению внешним долгом государства будут расширены.

Председатель Сената обратилась к представителю Счетной палаты с вопросом о том, какие системные недостатки были выявлены в процессе выполнения задач, возложенных на Счетную палату в этом направлении, и достаточны ли нормы  — механизмы настоящего закона для  предотвращения и устранения   этих  недостатков?

Как сообщил  представитель Счетной палаты, проводится аналитическое изучение  вопроса, как расходуются средства, полученные в качестве государственного долга. Информация о средствах, расходуемых  на реализацию проектов,  также  представлена ​​парламенту. В этом отношении допускаются некоторые недостатки. Есть соответствующие команды для реализации проекта, но им не хватает квалификации и опыта. В министерствах и ведомствах не налажены системы внутреннего контроля. В том, что подрядчики не завершают проекты в сроки, есть и  вина самих  заказчиков. Нужно вовремя предъявлять требование. Для недопущения таких случаев  подготовлены соответствующие предложения. Должны быть определены стратегии управления государственным долгом. Целесообразно, что этот вопрос определяется в законе  отдельными статьями. Общественность будет регулярно информироваться о настоящей ситуации по государственному  долгу .

-Этот закон действительно имеет крайне важное значение  на нынешнем этапе развития нашей страны», — сказала Танзила Норбоева. — Привлечение внешних финансовых ресурсов наряду с внутренними возможностями для достижения намеченных целей — распространенный опыт в странах мира. Как отметил Президент, внешний долг дают  не каждому государству, для этого оно должно пользоваться  авторитетом  и доверием в мире.

Сегодня Узбекистан предстает перед  мировым сообществом страной, стремящейся к реформам, надежным партнером.  Однако в каждой сфере должен быть четкий расчет и, конечно же, прочная  правовая база. В этом смысле Закон «О государственном долге» будет служить тому,  чтобы наша работа в этом направлении была правильной, правдивой, полезной и безусловно, открытой и прозрачной. Законом  также определяются  полномочия парламента по управлению государственным долгом. В центре нашего постоянного внимания также будут такие важные аспекты, как реализация стратегии управления государственным долгом, целевое и эффективное использование средств, эффективность проектов. Этот вопрос также должен контролироваться местными  советами.  Думаю, что каждый из вас понимает, что это требует большого доверия и особой ответственности и активности. Поэтому еще раз призываю всех вас не  быть равнодушным  к реализации программных задач, связанных с социально-экономическим развитием нашей страны, и регионов в частности. После принятия закона мы должны  наладить строгий мониторинг мероприятий, связанных с его выполнением.

                                                                   Норгул Абдураимова, УзА