Постановление Президента Республики Узбекистан
В стране осуществляется масштабная работа по ускоренному развитию экономики, активному привлечению иностранных инвестиций в целях реализации крупных инфраструктурных проектов, строительства современных высокотехнологичных производственных объектов.

Вместе с тем на эффективности деятельности в данной сфере сказывается ряд недостатков, связанных, прежде всего, с нерациональным использованием имеющихся ресурсов, поверхностной проработкой экономической целесообразности и рентабельности проектов, включаемых в инвестиционную программу.

Отсутствуют концепции долгосрочного развития отраслей экономики и регионов с учетом имеющихся ресурсов, а также реальных возможностей привлечения инвестиций, прежде всего, иностранных. В результате чего имеют место случаи инициирования экономически бесперспективных проектов, неэффективного расходования финансовых средств, что в конечном итоге приводит к снижению инвестиционной привлекательности страны в целом.

Данные обстоятельства требуют коренного пересмотра порядка формирования инвестиционной программы, механизмов ее финансирования, повышения прозрачности и эффективности осуществления отбора предлагаемых к реализации проектов.

В целях дальнейшего совершенствования порядка формирования государственных программ развития, обеспечения эффективности и прозрачности финансирования и отбора проектов, а также в соответствии с задачами, определенными Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах:

1. Принять предложение Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан, Министерства экономики, Министерства финансов Республики Узбекистан о:

внедрении порядка реализации проектов, в том числе по развитию регионов и отраслей экономики, финансируемых за счет средств централизованных источников, на основе государственных программ развития Республики Узбекистан (далее – государственные программы развития), утверждаемых Президентом Республики Узбекистан;

образовании Фонда финансирования государственных программ развития Республики Узбекистан при Кабинете Министров Республики Узбекистан (далее – Фонд).

2. Установить, что:

финансирование проектов, включенных в государственные программы развития, по которым определены централизованные источники финансирования, осуществляется исключительно через Фонд;

средства Фонда аккумулируются на счетах в Центральном банке Республики Узбекистан;

исполнительным органом и распорядителем средств Фонда является исполнительная дирекция Фонда;

исполнительным директором Фонда является заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан – руководитель Комплекса по вопросам инвестиций, инновационного развития, координации деятельности свободных экономических и малых промышленных зон, туризма;

условия оплаты труда исполнительного директора Фонда и его работников определяются Наблюдательным советом Фонда.

3. Определить источниками формирования средств Фонда:

средства Государственного бюджета Республики Узбекистан и государственных внебюджетных фондов, предназначенных для финансирования проектов, включенных в государственные программы развития;

средства Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан, выделяемые для реализации государственных программ развития;

иностранные кредиты, привлекаемые под гарантию Правительства Республики Узбекистан;

другие источники, устанавливаемые решениями Правительства Республики Узбекистан.

4. Утвердить:

Положение о порядке формирования государственных программ развития Республики Узбекистан согласно приложению № 1;

состав Наблюдательного совета Фонда согласно приложению № 2.

5. Установить, что:

государственные программы развития формируются на основе отраслевых, региональных и целевых портфелей проектов, утверждаемых с учетом соответствующих концепций развития, содержащих комплексное видение и стратегические задачи по реализации приоритетных направлений отраслевого, регионального и целевого социально-экономического развития Республики Узбекистан в долгосрочной перспективе, как правило, на 10-15 лет;

координация работы по разработке и реализации государственных программ развития осуществляется Государственным комитетом по инвестициям совместно с Министерством экономики под руководством заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан – руководителя Комплекса по вопросам инвестиций, инновационного развития, координации деятельности свободных экономических и малых промышленных зон, туризма;

нецентрализованные инвестиции, предназначенные для финансирования государственных программ развития, подлежат учету в Фонде;

утверждение государственных программ развития осуществляется исключительно при наличии по ним положительного заключения Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан;

включение проектов в государственные программы развития, предусматривающих финансирование за счет средств централизованных источников, осуществляется исключительно при наличии положительного решения Наблюдательного совета Фонда;

кредиты коммерческих банков для финансирования государственных программ развития предоставляются после тщательного и всестороннего изучения проектно-сметной документации и бизнес-планов проектов, а также наличия положительного решения кредитного комитета коммерческого банка.

6. Министерству экономики и Министерству финансов в двухнедельный срок обеспечить передачу Государственному комитету по инвестициям и Национальному агентству проектного управления при Президенте Республики Узбекистан баз данных и другой информации, необходимой для организации работы по разработке и реализации государственных программ развития.

7. Национальному агентству проектного управления при Президенте Республики Узбекистан, Государственному комитету по инвестициям совместно с Министерством экономики, Министерством финансов, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести:

в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект правительственного решения об организации деятельности Фонда;

в аппарат Президента Республики Узбекистан проект решения Президента Республики Узбекистан, предусматривающего порядок разработки, проведения экспертизы и утверждения предпроектной, проектной и тендерной документации проектов, включаемых в государственные программы развития, а также создание специальной структуры в системе Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан, ответственной за осуществление комплексной экспертизы указанной документации и импортных контрактов, с оптимизацией функций и штатной численности других государственных органов и организаций.

8. Министерству финансов Республики Узбекистан по обоснованным расчетам выделить с 1 января 2018 года и ежегодно предусматривать в расходах Государственного бюджета Республики Узбекистан средства на финансирование деятельности исполнительной дирекции Фонда.

9. В постановлении Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 сентября 2003 года № 395 «О мерах по совершенствованию механизма хозяйственных отношений в капитальном строительстве»:

абзац четвертый пункта 3 исключить;

приложение № 4 признать утратившим силу.

10. Министерству юстиции совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А. Н., заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Холмуродова С. Р. и директора Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан Садикова Ш. М.


Президент Республики Узбекистан                               Ш. МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент, 18 декабря 2017 года