Постановление Президента Республики Узбекистан
В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 29 мая 2017 года № УП–5059 «О мерах по дальнейшему укреплению платежной дисциплины в сфере поставки и потребления электрической энергии и природного газа, а также коренному совершенствованию системы исполнительного производства»:

1. Принять к сведению, что Рабочей комиссией по подготовке предложений по дальнейшему внедрению автоматизированной системы контроля и учета электрической энергии и природного газа (далее – Рабочая комиссия), образованной распоряжением Президента Республики Узбекистан от 27 июня 2017 года № Р–4979, проведены прямые переговоры с компаниями «Sagemcom» (Французская Республика), «Elster GmbH» (Федеративная Республика Германия), «Landis & Gyr» (Швейцарская Конфедерация) и ИП ООО «Tosheleсtroapparat» (Республика Узбекистан) относительно реализации проекта по внедрению автоматизированных систем контроля и учета электрической энергии и природного газа в Республике Узбекистан (далее – Проект).

2. Одобрить предложение Рабочей комиссии о закупе в рамках Проекта первоначально 2 миллионов единиц приборов учета электрической энергии и природного газа, а также программного обеспечения, сопутствующего оборудования, других необходимых технических средств (далее – приборы учета и сопутствующие средства) у компаний «Sagemcom», «Elster GmbH» и ИП ООО «Tosheleсtroapparat», в порядке исключения, без проведения тендерных торгов.

Установить, что по решению Рабочей комиссии АО «Узбекэнерго» и АО «Узтрансгаз» в рамках Проекта могут осуществлять дополнительный закуп приборов учета и сопутствующих средств у производителей, указанных в настоящем пункте, до организации их производства в республике в соответствии с пунктом 14 настоящего постановления.

3. Рабочей комиссии (Ж.А.Кучкаров) совместно с АО «Узбекэнерго» и АО «Узтрансгаз» в месячный срок организовать проведение по Проекту окончательных переговоров и заключение контрактов с компаниями «Sagemcom», «Elster GmbH» и ИП ООО «Tosheleсtroapparat» (далее – контракты).

Агентству «Узстандарт» до завершения переговоров утвердить технические требования на типы приборов учета, устанавливаемых в рамках Проекта.

4. Государственному комитету Республики Узбекистан по инвестициям провести всестороннюю экспертизу заключаемых контрактов, включая стоимость приборов учета и сопутствующих редств, услуг, обратив особое внимание на опыт производителей по реализации аналогичных проектов и их деловую репутацию.

5. Определить источниками финансирования в рамках Проекта:

затрат по контрактам на приобретение приборов учета и сопутствующих средств, а также услуги – средства Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан (далее – Фонд), рефинансируемые АКБ «Узпромстройбанк» и выделяемые сроком на 10 лет с льготным периодом 5 лет и ставкой в размере 2 процента годовых, включая маржу рефинансирующего банка – 0,2 процента;

строительно-монтажных работ, закупки местных товаров и услуг – собственные средства АО «Узбекэнерго» и АО «Узтрансгаз».

6. Установить, что:

с 1 января 2020 года на период реализации Проекта вводится индексируемая, при необходимости, инвестиционная наценка в размере 15 сумов за 1 кВт/ч. электрической энергии и 17 сумов за 1 куб м. природного газа (реализуемых в республике), которая направляется исключительно на погашение привлеченных средств Фонда и финансирование других расходов в рамках Проекта;

проведение сертификационных работ при установке приборов учета с последующей их государственной поверкой в рамках Проекта осуществляется Агентством «Узстандарт» в установленном порядке;

опломбирование при установке приборов учета осуществляется уполномоченными работниками АО «Узбекэнерго», АО «Узтрансгаз» и Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан (далее – Бюро);

государственная поверка приборов учета, устанавливаемых в рамках Проекта, осуществляется Агентством «Узстандарт» каждые 10 лет. При этом организация работ по представлению на государственную поверку приборов учета обеспечивается со стороны АО «Узбекэнерго», АО «Узтрансгаз» и Бюро;

взамен прибора учета, снятого у потребителя для проведения государственной поверки, сервисного обслуживания и других работ, незамедлительно устанавливается другой поверенный прибор учета за счет средств АО «Узбекэнерго» и АО «Узтрансгаз».

7. Уполномочить министра финансов Республики Узбекистан выдать в установленном порядке государственные гарантии по обязательствам АО «Узбекэнерго» и АО «Узтрансгаз» перед АКБ «Узпромстройбанк» по кредитам Фонда, выдаваемым для реализации Проекта. При этом государственные гарантии предоставляются с уступкой прав со стороны АО «Узбекэнерго» и АО «Узтрансгаз» Министерству финансов Республики Узбекистан по управлению их денежными средствами на период погашения кредитов.

8. РПИ «Узинжиниринг» при Кабинете Министров совместно с АО «Узбекэнерго» и АО «Узтрансгаз» в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан технико-экономические обоснования Проекта.

Разрешить Фонду, АКБ «Узпромстройбанк», АО «Узбекэнерго» и АО «Узтрансгаз» до утверждения технико-экономических обоснований Проекта осуществлять финансирование до 1 февраля 2018 года закупа товаров и выполняемых работ в рамках контрактов.

9. Освободить АО «Узбекэнерго», АО «Узтрансгаз» и ИП ООО «Tosheleсtroapparat» на срок до 1 января 2022 года от уплаты таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление) за ввоз приборов учета и сопутствующих средств, комплектующих, сырья и материалов в соответствии с контрактами, а также налога на добавленную стоимость в рамках реализации Проекта.

10. АО «Узбекэнерго», АО «Узтрансгаз» совместно с Бюро в месячный срок утвердить график установки приборов учета и сопутствующих средств с учетом реализации государственных программ по модернизации линий электропередач и газопроводов, действующего состояния инфраструктуры электро- и газоснабжения, приоритетности городов и областных центров.

11. Запретить ввоз на территорию республики и установку приборов учета и сопутствующих средств, не совместимых с техническими параметрами Проекта.

12. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан совместно с АО «Узбекэнерго»
и АО «Узтрансгаз» обеспечить совместимость создаваемой Единой биллинговой системы коммунальных услуг с программными продуктами, устанавливаемыми в рамках Проекта, посредством привлечения компании «Sagemcom» к разработке биллинговой системы в части электрической энергии и природного газа.

14. АО «Узбекэнерго», АО «Узтрансгаз» совместно с АК «Узэлтехсаноат», Министерством экономики, Государственным комитетом по инвестициям, Государственным комитетом по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по организации с участием иностранной компании производства приборов учета и сопутствующих средств, в том числе с привлечением предприятий АК «Узэлтехсаноат» на основе кооперации, а также сервисных центров по оказанию технической поддержки Проекта.

15. Национальному агентству проектного управления при Президенте Республики Узбекистан установить системный мониторинг за ходом реализации Проекта и контрактов.

16. По заявкам АО «Узбекэнерго» и АО «Узтрансгаз» обеспечить:

Министерству иностранных дел Республики Узбекистан – оформление въездных виз иностранным специалистам, участвующим в реализации Проекта;

Министерству внутренних дел Республики Узбекистан – выдачу и продление многократных въездных виз, а также оформление (продление) временной прописки по месту временного проживания иностранным специалистам, участвующим в реализации Проекта.

17. Определить, что персональную ответственность за полную и своевременную реализацию Проекта, в том числе достижение утверждаемых проектных параметров, несут заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан А.С.Султанов, руководители АО «Узбекэнерго» (У.М.Мустафоев) и АО «Узтрансгаз» (А.С.Мустафаев).

18. Признать утратившими силу:

постановление Президента Республики Узбекистан от 20 апреля 2017 года № ПП–2907 «О мерах по дальнейшему внедрению рыночных механизмов в системе газоснабжения»;

пункт 6 постановления Президента Республики Узбекистан от 15 июня 2017 года № ПП–3060 «Об организации деятельности Фонда развития Бюро принудительного исполнения».

19. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и Генерального прокурора Республики Узбекистан Абдуллаева И.Б.

Президент Республики Узбекистан                                       Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент, 13 ноября 2017 года

* * *
 
КОММЕНТАРИЙ
к постановлению Президента Республики Узбекистан «О мерах по ускоренному внедрению автоматизированной системы контроля и учета электрической энергии и природного газа»

Без эффективного решения системных проблем в сфере электро- и газоснабжения невозможно развивать отрасли экономики, расширить производство и сферу услуг, повысить деловую активность и инвестиционную привлекательность страны, а также уровень жизни и благосостояния населения.

В этой связи в последние годы в республике особое внимание уделяется вопросам инфраструктурного развития и модернизации систем электро- и газоснабжения, повышения эффективности учета и контроля потребления энергоресурсов.

Следует отметить, что на сегодняшний день в деятельности электро- и газоснабжающих предприятий из-за отсутствия эффективной системы контроля и учета накопилось множество серьезных недостатков, приведших к образованию постоянно увеличивающейся задолженности, систематическим перебоям в поставке энергоресурсов и тяжелому финансовому положению предприятий отрасли.

Основными причинами сложившейся ситуации стали бездействие и широко распространенные факты злоупотреблений среди контролеров электро-и газоснабжающих предприятий. Несмотря на значительную задолженность и наличие необходимого для ее взыскания персонала, предприятиями АО «Узбекэнерго» и АО «Узтрансгаз» не обеспечено снижение задолженности.

Не проведена достаточная работа по комплексной модернизации линий электропередач и газопроводов.

На протяжении многих лет неоднократно принимались меры по внедрению автоматизированных систем контроля и учета потребления энергоресурсов (далее – АСКУЭ), однако ни один из проектов в этом направлении до конца так и не был завершен, что, в свою очередь, крайне негативно сказалось на организации достоверного учета и контроля потребления энергоресурсов, а также предупреждении фактов хищений и других правонарушений.

Так, например, из общего количества абонентов энергоресурсов лишь 2,6 процента оснащены приборами учета электроэнергии, работающими в АСКУЭ, 40 процентов – используют устаревшие приборы учета, не имеющие необходимой защиты от внешнего вмешательства, 48 процентов – имеют приборы учета различных модификаций, не совместимые с АСКУЭ, а также 9,4 процента – вовсе не имеют приборов учета.

В целях устранения имеющихся недостатков и кардинального совершенствования системы управления, контроля и учета потребления энергоресурсов,а также улучшения платежной дисциплины в текущем году принят целый ряд решений Президента и Правительства Республики Узбекистан по организационно-правовому совершенствованию данной сферы.

В частности, среди них можно отметить создание Бюро принудительного исполнения, которым принимаются комплексные меры по ускоренному улучшению сложившейся ситуации, в том числе проведена инвентаризация более 2,6 миллиона жилых и нежилых объектов, пресечены многочисленные факты нарушения правил потребления энергоресурсов.

При Бюро создан Центр внедрения информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающий прозрачность и оперативность учета и контроля потребления энергоресурсов, исполнительного производства, а также эффективность межведомственного взаимодействия по соответствующим вопросам.

Наряду с этим, распоряжением Президента Республики Узбекистан создана Рабочая комиссия по подготовке предложений по дальнейшему внедрению АСКУЭ.

Рабочей комиссией проведены прямые переговоры с рядом ведущих иностранных компаний относительно реализации в республике проекта по внедрению АСКУЭ.

В целях практической реализации достигнутых в ходе переговоров договоренностей принято постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по ускоренному внедрению автоматизированной системы контроля и учета электрической энергии и природного газа».

В соответствии с постановлением на первоначальном этапе будут закуплены 2 миллиона единиц приборов учета электрической энергии и природного газа, а также программное обеспечение, сопутствующее оборудование, другие необходимые технические средства.

Вместе с тем в ближайшей перспективе в республике с участием иностранной компании также будет организовано отечественное производство вышеуказанных приборов учета и сопутствующих средств.

В месячный срок запланировано утверждение графика установки приборов учета и сопутствующих средств с учетом реализации государственных программ по модернизации линий электропередач и газопроводов, действующего состояния инфраструктуры электро- и газоснабжения, приоритетности городов и областных центров.

Согласно постановлению, государственная поверка приборов учета, устанавливаемых в рамках проекта, будет осуществляться Агентством «Узстандарт» каждые 10 лет, а организация работ по представлению на государственную поверку приборов учета будет обеспечена со стороны АО «Узбекэнерго», АО «Узтрансгаз» и Бюро.

При этом, взамен прибора учета, снятого у потребителя для проведения государственной поверки, сервисного обслуживания и других работ, будет незамедлительно устанавливаться другой поверенный прибор учета за счет средств АО «Узбекэнерго» и АО «Узтрансгаз».

Необходимо отметить, что только за последние 2 года в страну было завезено свыше 410 тысяч единиц устаревших приборов учета с высоким уровнем искажения фактических показаний (до 20 процентов) на сумму 24,4 миллиона долларов США.

В целях решения данной проблемы постановлением запрещается ввозить на территорию республики и устанавливать приборы учета и сопутствующие средства, не совместимые с техническими параметрами проекта.

Эффективность реализации мер, предусмотренных постановлением, обеспечит модернизацию системы контроля и учета потребления энергоресурсов, их рациональное использование, своевременное предупреждение нарушений правил пользования энергоресурсами и скорейшее развитие отрасли в целом.