Указ Президента Республики Узбекистан

В стране последовательно совершенствуется и модернизируется система оказания государственных услуг, что способствует улучшению качества жизни населения, инвестиционного климата, деловой среды и развитию бизнеса.

С 2003 года регистрацию субъектов предпринимательства по принципу «одно окно» осуществляли инспекции по регистрации субъектов предпринимательства при хокимиятах районов (городов) (далее – Инспекции).

С 1 января 2016 года на базе Инспекций образованы Единые центры по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно» (далее – Единые центры).

Дальнейшим шагом по развитию данной сферы стала передача с 1 февраля 2017 года Единых центров из структуры хокимиятов районов (городов) в ведение Министерства юстиции Республики Узбекистан, что позволило сформировать вертикаль управления, организовать их эффективную деятельность. В результате количество оказываемых Едиными центрами государственных услуг увеличилось до 33.

Запуск с 1 апреля 2017 года автоматизированной системы государственной регистрации субъектов предпринимательства, позволяющей сократить регистрационные процедуры до 30 минут, способствовал улучшению позиции Узбекистана по показателю «Регистрация бизнеса» в глобальном рейтинге «Doing Business 2018» с 24 до 11 места.

Вместе с тем переходу национальной системы оказания государственных услуг на качественно новый уровень, полностью удовлетворяющий потребности населения и субъектов предпринимательства, препятствуют отдельные системные проблемы. В частности:

первое, возможностями получения государственных услуг по принципу «одно окно» могут воспользоваться только субъекты предпринимательства. При этом граждане все еще вынуждены самостоятельно проходить сложные процедуры по оформлению документов в различных государственных органах;

второе, отсутствие информационных систем, ресурсов и баз данных в ряде государственных органов, низкий уровень их межведомственной интеграции не обеспечивают удобное и своевременное получение физическими и юридическими лицами всего комплекса государственных услуг;

третье, процедуры оказания большинства государственных услуг остаются сложными и труднодоступными, непрозрачными являются механизмы ценообразования, в отдельных случаях устанавливаются требования в узковедомственных интересах на оказание «монопольных» услуг;

четвертое, низкий уровень внедрения информационно-коммуникационных технологий, сохраняющиеся стереотипы бумажного документооборота приводят к необоснованным финансовым расходам, увеличению времени ожидания граждан и образованию очередей
и, как следствие, в отдельных случаях к фактам коррупции и бюрократизма;

пятое, отсутствует действенная система контроля и оценки качества оказания государственных услуг, в том числе путем дистанционного мониторинга в режиме реального времени и опроса общественного мнения.

Вышеизложенные факторы не позволяют обеспечить широкий доступ населения к государственным услугам, снизить временные и финансовые затраты, связанные с их оказанием, повысить уровень удовлетворенности населения деятельностью государственных органов.

В целях реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах
и Концепции административной реформы в Республике Узбекистан, а также обеспечения перехода национальной системы оказания государственных услуг населению на качественно новый уровень:

1. Считать важнейшими направлениями коренного реформирования национальной системы оказания государственных услуг:

первое, безусловную реализацию в сфере оказания государственных услуг благородной идеи «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу» посредством кардинального повышения их качества, оперативности, прозрачности и доступности;

второе, преобразование Единых центров по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно» в Центры государственных услуг, предоставляющие услуги по принципу «одно окно» как юридическим, так и физическим лицам;

третье, утверждение административных регламентов по каждому виду государственных услуг, предусматривающих упрощение механизма оказания государственных услуг по принципу «Двигаются документы, а не граждане», прежде всего, за счет исключения излишних процедур, самостоятельного получения уполномоченными государственными органами и иными организациями необходимых документов и информации из других структур;

четвертое, ускоренное внедрение в сферу оказания государственных услуг инновационных решений и информационно-коммуникационных технологий, интеграцию баз данных государственных органов и иных организаций в единую систему межведомственного электронного взаимодействия, расширение практики оказания государственных услуг через Единый портал интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан;

пятое, использование гибких, удобных и прозрачных методов оказания государственных услуг, в том числе с выездом в отдаленные местности («мобильные государственные услуги»), автоматизированной системы управления очередями и удлиненного графика работ, направленных на искоренение бюрократизма и проявлений коррупции в данной сфере;

шестое, внедрение передовых механизмов мониторинга и оценки качества и оперативности оказания государственных услуг, организацию эффективной системы обратной связи с населением, в том числе «горячих линий», он-лайн опросов на официальных сайтах, в социальных сетях и мобильных приложениях;

седьмое, организацию системной подготовки и переподготовки квалифицированных кадров в сфере оказания государственных услуг, периодического повышения их квалификации, в том числе посредством прохождения стажировок в ведущих профильных учреждениях зарубежных стран.

2. Образовать Агентство государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан (далее – Агентство) на базе:

Управления по координации и развитию оказания государственных услуг Министерства юстиции Республики Узбекистан и его территориальных отделов численностью 38 штатных единиц;

Единых центров по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно».

Передать Агентству с сохранением действующего порядка финансирования за счет средств:

Государственного бюджета Республики Узбекистан – 24 штатные единицы Службы по защите прав граждан, контролю и координации работы с обращениями физических и юридических лиц аппарата Президента Республики Узбекистан;

бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов – 157 штатных единиц должности специалиста Народных приемных Президента Республики Узбекистан в районах (городах).

3. Определить основными задачами Агентства:

реализацию единой государственной политики в области оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам;

совершенствование порядка оказания государственных услуг за счет устранения избыточных административных процедур, а также развития межведомственного электронного взаимодействия;

формирование Единого реестра государственных услуг, осуществление координации деятельности государственных органов и иных организаций в данной сфере;

участие в выработке единых подходов к проектированию, разработке, внедрению и интеграции информационных систем, ресурсов и баз данных, используемых при оказании государственных услуг;

осуществление контроля и оценки эффективности деятельности государственных органов и иных организаций в сфере оказания государственных услуг, в том числе по внедрению соответствующих информационных систем, ресурсов и баз данных;

организацию внедрения инновационных форм и методов оказания государственных услуг, выработку предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в данной сфере.

4. Преобразовать с 1 января 2018 года Единые центры по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно» в Центры государственных услуг, функционирующие при Народных приемных Президента Республики Узбекистан в районах (городах), основными задачами которых определить:

оказание государственных услуг физическим и юридическим лицам по принципу «одно окно», в том числе с выездом в отдаленные местности;

обеспечение высокого качества сервиса, оперативности, прозрачности, комфортности и доступности государственных услуг, недопущение бюрократизма, волокиты и иных административных барьеров в данной сфере;

осуществление межведомственного взаимодействия, прежде всего, электронного, обеспечивающего оперативное получение необходимых документов и информации для оказания государственных услуг;

предоставление квалифицированной информационной и консультативной помощи физическим и юридическим лицам при оказании государственных услуг;

обеспечение соблюдения уполномоченными государственными органами и иными организациями требований законодательства и административных регламентов при оказании государственных услуг.

5. Установить, что координация деятельности:

Агентства осуществляется Службой по защите прав граждан, контролю и координации работы с обращениями физических и юридических лиц аппарата Президента Республики Узбекистан;

территориальных управлений Агентства осуществляется Народными приемными Президента Республики Узбекистан в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте;

Центров государственных услуг осуществляется Народными приемными Президента Республики Узбекистан в районах (городах).

Одобрить Схему координации деятельности Агентства и его территориальных подразделений согласно приложению № 1.

6. Возложить на Министерство юстиции Республики Узбекистан осуществление общего руководства и контроля за деятельностью Агентства, укрепление материально-технической базы и организацию повышения квалификации работников Агентства.

7. Упразднить Республиканскую комиссию по координации деятельности в сфере оказания государственных услуг субъектам предпринимательства, образованную постановлением Президента Республики Узбекистан от 1 февраля 2017 года № ПП–2750 «О дополнительных мерах по совершенствованию механизмов оказания государственных услуг субъектам предпринимательства».

Образовать в структуре Службы по защите прав граждан, контролю и координации работы с обращениями физических и юридических лиц аппарата Президента Республики Узбекистан Сектор координации оказания государственных услуг со штатной численностью 4 единицы в пределах общей штатной численности.

8. Государственному комитету по архитектуре и строительству совместно с Министерством юстиции в двухмесячный срок на основе изучения передовой международной практики разработать и внести на рассмотрение в Кабинет Министров Республики Узбекистан типовые проекты зданий Народных приемных Президента Республики Узбекистан в районах (городах), предусматривающие в том числе размещение в них Центров государственных услуг.

Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента:

принять меры по строительству в соответствии с утвержденными проектами современных зданий Народных приемных Президента Республики Узбекистан в районах (городах), прежде всего, на условиях государственно-частного партнерства;

до ввода в эксплуатацию новых зданий обеспечить размещение Центров государственных услуг в зданиях Народных приемных Президента Республики Узбекистан в районах (городах), а при необходимости – в других зданиях с созданием необходимых условий для качественного оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам.

9. Утвердить:

Комплекс мер по дальнейшему совершенствованию системы оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам (далее – Комплекс мер) согласно приложению № 2;

Перечень поэтапно внедряемых в 2018–2020 годах государственных услуг, оказываемых по принципу «одно окно» исключительно через Центры государственных услуг, согласно приложению № 3 (далее – Перечень).

Государственному советнику Президента Республики Узбекистан Худайбергенову Т.А. и Премьер-министру Республики Узбекистан
Арипову А.Н. ежемесячно рассматривать ход реализации утвержденных Комплекса мер и Перечня.

Принять к сведению, что оказание государственных услуг субъектам предпринимательства осуществляется Центрами государственных услуг в соответствии с постановлениями Президента Республики Узбекистан от 28 сентября 2015 года № ПП–2412 «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка оказания государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно» и от 1 февраля 2017 года № ПП–2750 «О дополнительных мерах по совершенствованию механизмов оказания государственных услуг субъектам предпринимательства».

10. Ответственным государственным органам и иным организациям, указанным в Перечне, в установленные сроки:

разработать и по согласованию с Министерством юстиции Республики Узбекистан утвердить типовые формы, бланки документов и иные акты, необходимые для оказания государственных услуг через Центры государственных услуг;

совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработать проекты административных регламентов по оказанию соответствующих видов государственных услуг, в том числе предусматривающие отмену истребования от граждан документов и сведений, получаемых из других государственных органов и иных организаций посредством межведомственного электронного взаимодействия.

11. Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 февраля 2018 года обеспечить формирование Единого реестра государственных услуг.

Установить, что с 1 февраля 2018 года государственные органы и иные организации, оказывающие государственные услуги, обеспечивают их регистрацию в Едином реестре государственных услуг, а с 1 июня 2018 года не допускается оказание государственных услуг, не включенных в данный реестр.

12. Государственному комитету по инвестициям оказать содействие Министерству юстиции Республики Узбекистан в проработке
с международными и зарубежными организациями вопроса привлечения средств технического содействия и грантов для совершенствования системы оказания государственных услуг, а также реализации иных мероприятий, предусмотренных настоящим Указом.

13. Агентству, Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, Единому интегратору по созданию и поддержке государственных информационных систем, Республиканскому проектному институту «УзИнжиниринг» совместно с Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами в срок до 1 марта 2018 года обеспечить подготовку и внесение в установленном порядке на утверждение концепции, технико-экономического расчета и технического задания на разработку, внедрение и интеграцию необходимых информационных систем, ресурсов,
баз данных, программных продуктов и установку аппаратно-программных комплексов для Агентства, его территориальных управлений и Центров государственных услуг.

Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, Единому интегратору по созданию и поддержке государственных информационных систем в срок до 1 января 2019 года:

обеспечить на основе утвержденной концепции, технико-экономического расчета и технического задания разработку информационных систем, ресурсов, баз данных, программных продуктов, а также установку аппаратно-программных комплексов для Агентства, его территориальных управлений и Центров государственных услуг;

совместно с государственными органами и иными организациями, указанными в Перечне, провести инвентаризацию их информационных и телекоммуникационных систем, баз данных, серверного и иного оборудования с их последующей интеграцией с информационными системами Агентства и внедрением межведомственного электронного взаимодействия;

совместно с Агентством обеспечить оснащение его территориальных управлений и Центров государственных услуг необходимым видео-, аудио- и иным оборудованием и организовать дистанционное наблюдение за ходом оказания государственных услуг в режиме реального времени.

14. Строго предупредить руководителей уполномоченных государственных органов и иных организаций о персональной ответственности за неукоснительное соблюдение законодательства об оказании государственных услуг.

Генеральной прокуратуре совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан установить системный контроль за безусловным соблюдением государственными органами и иными организациями законодательства об оказании государственных услуг, с принятием к виновным лицам, допустившим нарушения законодательства, действенных мер.

15. Министерству юстиции совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

16. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., Государственного советника Президента Республики Узбекистан Худайбергенова Т.А. и Генерального прокурора Республики Узбекистан Абдуллаева И.Б.


Президент Республики Узбекистан                                         Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент, 12 декабря 2017 года.

* * *
 
КОММЕНТАРИЙ
 
к Указу Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному реформированию национальной системы
оказания государственных услуг населению»

Последовательное совершенствование системы оказания государственных услуг является одним из важнейших условий улучшения качества жизни населения, инвестиционного климата, деловой среды и развития бизнеса.

За последние годы в стране реализован комплекс мер, направленных на повышение качества деятельности государственных органов в данной сфере, создание благоприятных условий и удобств при оказании государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно».

В частности, значимым шагом по развитию данной сферы стала передача с 1 февраля 2017 года Единых центров по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно» из структуры хокимиятов районов (городов) в ведение Министерства юстиции Республики Узбекистан, что позволило сформировать вертикаль управления, организовать их эффективную деятельность. В результате количество оказываемых данными центрами государственных услуг увеличилось до 33.

Запуск с 1 апреля 2017 года автоматизированной системы государственной регистрации субъектов предпринимательства, позволяющей сократить регистрационные процедуры до 30 минут, способствовал улучшению позиции Узбекистана по показателю «Регистрация бизнеса» в глобальном рейтинге «Doing Business 2018» с 24 до 11 места.

Вместе с тем результаты открытого диалога с народом и анализа правоприменительной практики свидетельствуют о наличии системных проблем, препятствующих переходу национальной системы оказания государственных услуг на качественно новый уровень, полностью удовлетворяющий потребности населения и субъектов предпринимательства.

Прежде всего, системой оказания государственных услуг по принципу «одно окно» могут воспользоваться только субъекты предпринимательства. При этом граждане вынуждены самостоятельно проходить сложные процедуры по оформлению документов в различных государственных органах и организациях.

Усугубляет ситуацию отсутствие в ряде государственных органов информационных систем, ресурсов и баз данных, а также низкий уровень их межведомственной интеграции, что не позволяет обеспечить удобное и своевременное получение всего комплекса государственных услуг.

Кроме того, остаются сложными и труднодоступными для граждан процедуры оказания большинства государственных услуг, а механизмы ценообразования на них – непрозрачными, что зачастую вызвано проявлениями узковедомственных интересов.

При обращении в государственные органы граждане в отдельных случаях сталкиваются с необоснованными финансовыми расходами, необходимостью простаивания в очередях, что обусловлено, прежде всего, низким уровнем внедрения информационно-коммуникационных технологий, сохранением стереотипов бумажного документооборота.

На эффективности обеспечения законности в сфере государственных услуг негативно сказывается отсутствие действенной системы контроля и оценки качества оказания таких услуг, в том числе путем дистанционного мониторинга в режиме реального времени и опроса общественного мнения.

Указанные проблемы не позволяют обеспечить широкий доступ населения к государственным услугам, снизить временные и финансовые затраты, связанные с их оказанием, повысить уровень удовлетворенности населения деятельностью государственных органов.

Именно в этой связи принятый Главой государства Указ «О мерах по коренному реформированию национальной системы оказания государственных услуг населению»определяет комплекс организационно-правовых мер по кардинальному повышению качества, оперативности, прозрачности и доступности государственных услуг, основой которого является безусловная реализация благородной идеи «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу».

В частности, создан отдельный государственный орган – Агентство государственных услуг с территориальными подразделениями, на который возложена ответственность за реализацию государственной политики в данной сфере. Это обеспечит комплексность и последовательность проводимых реформ, повысит ответственность уполномоченных органов и организаций за качественное оказание государственных услуг. Тем самым, обеспечивается формирование четкой организационно-институциональной основы осуществления управления сферой оказания государственных услуг населению.

Теперь принцип «одно окно» будет действовать при обслуживании не только субъектов предпринимательства, но и непосредственно граждан. Обеспечение бесконтактного взаимодействия с государственными служащими позволит оперативно получать государственные услуги без коррупционного риска для населения, существенно облегчит повседневную жизнь граждан, устранит случаи бюрократизма и волокиты.

Важнейшим нововведением, не имеющим аналогов, является активное задействование в оказании государственных услуг недавно созданных уникальных институтов – Народных приемных Президента Республики Узбекистан. С учетом положительных итогов деятельности данных институтов, сыгравших существенную роль в организации эффективного диалога государственной власти с населением, налаживании качественно новой системы рассмотрения обращений граждан, предусматривается, что сфера оказания государственных услуг будет находиться под их непосредственной координацией.

В свою очередь, на районном (городском) уровне Народные приемные и Центры государственных услуг будут функционировать как единое целое, что позволит сформировать эффективную систему оказания государственных услуг.

Помимо эффективной организации деятельности Центров государственных услуг, решающим для достижения успеха в данной сфере является внедрение действенных механизмов межведомственного взаимодействия по обмену информацией, прежде всего, электронного.

В этой связи в Указе предусмотрены меры по созданию Единого реестра государственных услуг, разработке единых административных регламентов по каждому виду государственных услуг, внедрению информационных систем, ресурсов, баз данных и программных продуктов, а также аппаратно-программных комплексов в Агентстве, его территориальных управлениях и Центрах государственных услуг. Это позволит внедрить важный принцип в сферу оказания государственных услуг «Двигаются документы, а не граждане».

Активное внедрение Интернета и мобильных технологий обеспечит в перспективе реализацию идеи, в соответствии с которой услугополучатели посещают государственные органы только при необходимости, а по умолчанию – услуги оказываются дистанционно в электронном виде.

Указом также уделяется отдельное внимание вопросам укрепления материально-технической базы Центров государственных услуг. Так, с учетом последовательного существенного повышения количества оказываемых услуг, особенно для граждан, имеется необходимость в полном обновлении зданий и сооружений, в которых обслуживаются услугополучатели.

В этой связи ответственным ведомствам поручено разработать новый облик Центров государственных услуг, а местные органы власти будут обеспечивать постепенное обновление зданий с учетом требований Указа.

Утвержден комплекс мер, предусматривающий важные механизмы ускоренного качественного улучшения сферы оказания государственных услуг, в том числе в здравоохранении, лицензировании, налоговой, таможенной и иных сферах, а также разработку мобильных приложений по государственным услугам, оказание услуг с выездом в отдаленные местности, организацию эффективной системы обратной связи с населением с помощью «горячих линий», интернет-ботов на официальных веб-сайтах, социальных сетях.

Также утвержден Перечень 58 видов государственных услуг, которые будут оказываться по принципу «одно окно» в Центрах государственных услуг по мере их внедрения в течение 2018–2020 годов.

В их числе такие востребованные населением услуги, как подключение домовладений к сетям водоснабжения, канализации, теплоснабжения и другим инженерно-коммуникационным сетям, разрешение на осуществление индивидуального жилищного строительства, прописка, выписка и учет по месту пребывания, получение различных архивных справок, патентов, свидетельств и дубликатов официальных документов.

Указом внедряются совершенно новые организационные основы оказания государственных услуг, закладывается фундамент современной концепции взаимодействия государства и населения.

В качестве единой точки соприкосновения с населением центры государственных услуг и Народные приемные будут способствовать повышению доступности государственных услуг, снижению временных и финансовых затрат граждан, а также повышению уровня их удовлетворенности деятельностью государственных органов.