Об организации деятельности фонда «Эл-юрт умиди» по подготовке специалистов за рубежом и диалогу с соотечественниками при Кабинете Министров Республики Узбекистан

Указ Президента Республики Узбекистан

В целях налаживания тесного взаимодействия с соотечественниками, в особенности имеющими большой научный потенциал учеными, специалистами и талантливой молодежью, проживающими и ведущими свою профессиональную деятельность за рубежом, а также обеспечения высококвалифицированными и конкурентоспособными на мировом рынке труда специалистами, необходимыми для всестороннего и ускоренного развития Узбекистана, путем их подготовки и повышения квалификации как в ведущих зарубежных образовательных учреждениях, так и в Узбекистане:

1. Преобразовать Центр по подготовке специалистов за рубежом и диалогу с соотечественниками при Министерстве иностранных дел Республики Узбекистан в Фонд «Эл-юрт умиди» по подготовке специалистов за рубежом и диалогу с соотечественниками с подчинением его Кабинету Министров Республики Узбекистан (далее – Фонд).

2. Установить, что Фонд является правопреемником Фонда Президента Республики Узбекистан «Истеъдод» по организации повышения квалификации, стажировок и обучения стипендиатов за рубежом по его правам, обязательствам и договорам, включая международные.

3. Определить основными задачами и направлениями деятельности Фонда:

установление связей с соотечественниками, имеющими ценный научный и практический опыт, работающими в престижных зарубежных научно-исследовательских, образовательных и медицинских учреждениях, перспективных отраслях экономики, в особенности в сферах производства и применения новейших инновационных технологий;

создание и ведение электронного реестра (базы данных) соотечественников, имеющих ценный научный и практический опыт, каталогизированного по странам мира и специальностям, с возможностью доступа и онлайн-поиска кадровыми службами государственных органов;

выработку предложений и осуществление мероприятий по привлечению зарубежных ученых, преподавателей, инженеров и других специалистов, в том числе соотечественников, в сферы образования, здравоохранения, экономики и государственного управления, в особенности в новые, перспективные отрасли, создание для них благоприятных условий, решение насущных проблем, обеспечение эффективного использования их потенциала;

формирование положительного образа Узбекистана среди соотечественников, работающих в сферах образования, здравоохранения и экономики, сбор, обобщение и доведение до соответствующих организаций их идей и мнений по вопросам развития отраслей экономики и социальной сферы в Республике Узбекистан, а также создание эффективной системы подготовки и распространения собранных материалов;

активное использование потенциала соотечественников в формировании и поддержке положительного имиджа Узбекистана за рубежом, а также в последовательном налаживании связей и развитии сотрудничества с престижными образовательными и научными центрами развитых стран мира, международными организациями;

проведение отбора и организацию подготовки по программам магистратуры и докторантуры, а также повышения квалификации и стажировки для перспективных специалистов в сферах образования, здравоохранения, экономики и государственного управления, в том числе педагогов и научных кадров в ведущих образовательных и научных учреждениях развитых стран мира;

мониторинг обучения перспективных специалистов в престижных зарубежных образовательных и научных учреждениях, оказание содействия их достойному трудоустройству в Узбекистане, мониторинг трудовой деятельности данных специалистов, содействие их профессиональному и карьерному росту;

подготовку и широкое распространение журналов, научных сборников с аналитическими материалами, как отечественных, так и зарубежных экспертов, в том числе соотечественников, касательно хода реализации общественно-политических и социально-экономических реформ в Узбекистане;

мониторинг состояния дел в государственных органах и иных организациях и выработку предложений по совершенствованию системы подготовки кадров за рубежом и привлечения иностранных специалистов;

налаживание связей и привлечение международных организаций, государственных структур зарубежных стран и негосударственных организаций к осуществлению проектов по сотрудничеству и развитию в сферах образования, здравоохранения, экономики и государственного управления.

4. Утвердить:

структуру Фонда «Эл-юрт умиди» по подготовке специалистов за рубежом и диалогу с соотечественниками при Кабинете Министров Республики Узбекистан согласно приложению № 1;

Положение о Фонде «Эл-юрт умиди» по подготовке специалистов за рубежом и диалогу с соотечественниками при Кабинете Министров Республики Узбекистан согласно приложению № 2;

состав Попечительского совета Фонда «Эл-юрт умиди» по подготовке специалистов за рубежом и диалогу с соотечественниками при Кабинете Министров Республики Узбекистан согласно приложению № 3;

Положение о порядке проведения конкурсного отбора кандидатов для прохождения обучения, повышения квалификации и стажировок за рубежом согласно приложению № 4.

5. Определить, что:

Фонд возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности решением Кабинета Министров Республики Узбекистан;

директор Фонда по статусу, условиям оплаты труда, условиям бытового, медицинского и транспортного обслуживания приравнивается к первому заместителю министра, его заместители – к заместителю министра;

на работников Фонда распространяются размеры, условия оплаты и материального стимулирования труда, установленные для соответствующих должностей в Министерстве высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан;

работникам Фонда, исходя из объема и эффективности их работы, по решению директора устанавливается ежемесячная надбавка в размере до 100 процентов от их должностного оклада.

6. Предоставить директору Фонда право:

вносить, при необходимости, изменения в структуру Фонда в пределах установленной численности работников и фонда оплаты труда;

привлекать на договорной основе к выполнению возложенных на Фонд задач квалифицированных работников и специалистов органов государственного и хозяйственного управления, негосударственных некоммерческих организаций, научно-исследовательских и образовательных учреждений, а также зарубежных и международных организаций.

7. Установить, что:

на стипендиатов, прошедших обучение по программам магистратуры или докторантуры, повышения квалификации, стажировки за рубежом при финансовом содействии Фонда, возлагается обязанность отработать в течение срока, определенного в заключенном со стипендиатом договоре, в высшем образовательном или научном учреждении, а также в министерствах, ведомствах и других государственных организациях;

в случае отчисления стипендиата из зарубежных образовательных и научных учреждений по неуважительной причине, его отказа после завершения обучения по программам магистратуры или докторантуры, повышения квалификации, стажировки за рубежом от продолжения трудовой деятельности на территории Республики Узбекистан, а также в высшем образовательном или научном учреждении, министерствах, ведомствах и других государственных организациях, стипендиатом возмещаются все финансовые расходы, затраченные Фондом на его обучение.

8. Государственному центру тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан оказывать Фонду всестороннюю методическую помощь в организации проведения конкурсного отбора кандидатов для прохождения обучения, повышения квалификации и стажировки за рубежом.

9. Государственной инспекции по надзору за качеством образования и Высшей аттестационной комиссии при Кабинете Министров Республики Узбекистан обеспечить проведение нострификации (установления эквивалентности) документов об образовании стипендиатов, получивших образование в зарубежных странах по линии Фонда, в том числе научных степеней докторов наук, без специальных испытаний.

10. Определить источниками финансирования расходов Фонда:

а) в части организации обучения, прохождения повышения квалификации и стажировки стипендиатов в зарубежных образовательных и научных учреждениях, привлечения зарубежных специалистов, в том числе соотечественников, к осуществлению трудовой деятельности в республике:

в 2018 году – средства Фонда развития материально-технической базы образовательных и медицинских учреждений при Министерстве финансов Республики Узбекистан, выделяемые по обоснованным расчетам Фонда в размере до 10 процентов от объема, предусматриваемого на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и оснащение объектов высших образовательных учреждений;

начиная с 2019 года – средства Государственного бюджета Республики Узбекистан в размере 45 миллиардов сумов, в последующем ежегодно выделяемые с применением коэффициента, равного прогнозному индексу потребительских цен на соответствующий год;

отчисления из внебюджетных (поступающих за обучение на платно-контрактной основе по повышенным контрактным ставкам) средств высших образовательных учреждений республики в объеме 5 процентов от общей суммы бюджетных ассигнований, выделяемых на соответствующий год Фонду;

благотворительные пожертвования физических и юридических лиц;

гранты международных финансовых институтов и зарубежных организаций, а также другие источники, не запрещенные законодательством;

б) в части текущего содержания, включая оплату труда работников, и выполнения возложенных на Фонд задач:

в 2018 году – отчисления из внебюджетных (поступающих за обучение на платно-контрактной основе) средств высших образовательных учреждений республики в размерах, определяемых Попечительским советом Фонда по согласованию с Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан;

начиная с 2019 года – средства Государственного бюджета Республики Узбекистан;

поступления от хозяйственной деятельности и оказания услуг на договорной основе;

благотворительные пожертвования физических и юридических лиц, а также другие источники, не запрещенные законодательством.

Перечень высших образовательных учреждений республики и суммы отчислений Фонду внебюджетных (поступающих за обучение на платно-контрактной основе по повышенным контрактным ставкам) средств утверждаются Попечительским советом Фонда по согласованию с Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан.

11. Освободить сроком до 1 января 2022 года Фонд от уплаты налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды.

12. Выделить Фонду лимит на содержание четырех легковых автотранспортных средств, в том числе трех персональных и одного дежурного.

13. Согласиться с предложением АО «Узавтосаноат» и Фонда о размещении Фонда в здании АО «Узавтосаноат» по адресу: город Ташкент, Мирабадский район, проспект Амира Темура, дом 13 (3-й этаж) на праве безвозмездного пользования.

Согласиться с предложением Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции о передаче Государственному комитету Республики Узбекистан по развитию туризма на безвозмездной основе на праве оперативного управления высвобождаемые здания и сооружения Фонда Президента Республики Узбекистан «Истеъдод» по организации повышения квалификации, стажировок и обучения стипендиатов за рубежом с прилегающей территорией, расположенных по адресу: город Ташкент, ул. Фурката, 171.

Разрешить Государственному комитету Республики Узбекистан по развитию туризма использовать средства внебюджетного Фонда поддержки туристской сферы при Государственном комитете Республики Узбекистан по развитию туризма на осуществление проектно-изыскательских работ, разработку проектно-сметной документации, а также проведение капитального ремонта и реконструкцию передаваемых зданий и сооружений.

14. Министерству иностранных дел, Министерству юстиции и Министерству внутренних дел Республики Узбекистан оказывать Фонду практическую помощь:

при установлении контактов с соотечественниками и зарубежными специалистами;

при получении стипендиатами виз в зарубежные страны, постановке на консульский учет, предоставлении нотариальных и других услуг, в осуществлении мониторинга за прохождением обучения, повышения квалификации и стажировки стипендиатов в стране пребывания;

при получении виз иностранными специалистами, приглашаемыми на работу из-за рубежа;

в сборе информации об организациях соотечественников за рубежом, узбекских культурных центрах и обществах, ведущих свою деятельность за рубежом, а также в налаживании и развитии сотрудничества с международными организациями, зарубежными научно-исследовательскими и образовательными учреждениями и другими организациями.

15. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан в установленном порядке:

обеспечить Фонд необходимой связью, включая правительственную и широкополосный доступ к всемирной информационной сети Интернет;

оказывать необходимое техническое содействие при создании и ведении электронного реестра (базы данных) соотечественников, а также проведении видеоконференций, интернет-форумов и телемостов с привлечением зарубежных экспертов.

16. Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Национальному информационному агентству Узбекистана и Информационному агентству «Дунё» организовать широкое освещение в средствах массовой информации проводимых в рамках деятельности Фонда работ.

17. Фонду в двухнедельный срок разработать и внести на рассмотрение Попечительского совета Фонда порядок организации работы с соотечественниками за рубежом и привлечения иностранных специалистов, в том числе из числа соотечественников, в Республику Узбекистан.

18. Признать утратившим силу Указ Президента Республики Узбекистан от 27 июля 2017 года № УП-5121 «О дальнейшем совершенствовании деятельности Фонда Президента Республики Узбекистан «Истеъдод» по повышению квалификации перспективных молодых педагогических и научных кадров» за исключением абзаца шестого пункта 3 и приложения № 5 к нему.

19. Министерству юстиции совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

20. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А. Н., руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З. Ш., советника Президента Республики Узбекистан Абдувахитова А. А. и первого заместителя советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б. М.


Президент Республики Узбекистан                                          Ш. МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент, 25 сентября 2018 года.