О международных договорах Республики Узбекистан

Принят Законодательной палатой 22 ноября 2018 года

Одобрен Сенатом 13 декабря 2018 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области заключения, исполнения, приостановления действия
и прекращения международных договоров Республики Узбекистан.

Статья 2. Законодательство о международных договорах Республики Узбекистан

Законодательство о международных договорах Республики Узбекистан состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Международные договоры Республики Узбекистан заключаются, исполняются, прекращаются и их действие приостанавливается в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией Республики Узбекистан, а также настоящим Законом и положениями самих международных договоров.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора Республики Узбекистан.

Статья 3. Международные договоры Республики Узбекистан 
в правовой системе Республики Узбекистан
Международные договоры Республики Узбекистан наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью правовой системы Республики Узбекистан.

Статья 4. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

договаривающаяся сторона – государство (государства), международная организация (международные организации) и (или) иной субъект (иные субъекты), обладающий (обладающие) правом заключать международные договоры, выступающие в качестве самостоятельной стороны международного договора и выразившие согласие на обязательность для них этого международного договора независимо от того, вступил он в силу или не вступил;
полномочия – право одного лица или нескольких лиц представлять Республику Узбекистан, осуществляемое на основании решения компетентного органа (должностного лица) Республики Узбекистан и надлежащим образом оформленное свидетельством о полномочиях, вручаемым участвующей в переговорах стороне либо депозитарию в целях:

ведения переговоров и принятия текста международного договора или установления его аутентичности;

подписания международного договора;

выражения согласия Республики Узбекистан на обязательность для нее международного договора;

совершения иного акта, относящегося к международному договору;

государственный орган – министерство, государственный комитет, а также иной орган Республики Узбекистан, наделенный в соответствии с законодательством Республики Узбекистан правом заключения международных договоров;

денонсация – надлежащим образом оформленный отказ Республики Узбекистан от заключенного ею международного договора и один из способов прекращения международного договора Республики Узбекистан;

депозитарий – государство, международная организация или ее главное исполнительное должностное лицо, которому в соответствии с положениями международного договора сдается на хранение подлинник этого международного договора и которое выполняет в отношении международного договора функции, предусмотренные этим международным договором и международным правом;
участвующая в переговорах сторона – государство, международная организация и (или) иной субъект, обладающий правом заключать международные договоры, принимающие участие в составлении и принятии текста международного договора;
ратификационная грамота – специальный документ, свидетельствующий о рассмотрении международного договора палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан и выражающий согласие на обязательность международного договора для Республики Узбекистан;
международная организация – межгосударственная (межправительственная) организация, созданная для выполнения определенных задач международного характера в соответствии с учредительным актом этой организации и обладающая международной правосубъектностью;
участник международного договора – государство, международная организация и (или) иной субъект, обладающий правом заключать международные договоры, выступающие в качестве самостоятельной стороны международного договора, которые выразили согласие на обязательность для них международного договора и для которых международный договор вступил в силу;

международный договор Республики Узбекистан – международное соглашение, заключенное в письменной форме Республикой Узбекистан с иностранным государством, международной организацией либо иным субъектом, обладающим правом заключать международные договоры, которое регулируется международным правом, независимо от того, содержится ли в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования и способа заключения (договор, соглашение, конвенция, акт, пакт, протокол, обмен письмами или нотами и другие наименования и способы заключения международного договора);

подписание международного договора Республики Узбекистан – стадия заключения международного договора либо форма выражения Республикой Узбекистан согласия на обязательность для нее международного договора в том случае, если международный договор предусматривает, что подписание имеет такую силу, или иным образом установлена договоренность Республики Узбекистан и других участвующих в переговорах сторон о том, что подписание должно иметь такую силу, или намерение придать подписанию такую силу вытекает из полномочий представителя, участвующего в переговорах стороны, либо было выражено во время переговоров;

заключение международного договора Республики Узбекистан – последовательность процедур по формированию содержания международного договора, принятию его текста и выражению согласия Республики Узбекистан на обязательность для нее международного договора;

оговорка – одностороннее официальное письменное заявление Республики Узбекистан в любой формулировке и под любым наименованием, сделанное при подписании, ратификации, утверждении, принятии международного договора или присоединении к нему, посредством которого выражается желание исключить или изменить юридическое действие определенных положений международного договора в их применении к Республике Узбекистан.

Статья 5. Язык международного договора Республики Узбекистан

Языком международного договора Республики Узбекистан является государственный язык Республики Узбекистан и язык другой договаривающейся стороны.

По согласованию с другой договаривающейся стороной языком международного договора Республики Узбекистан может быть избран иной язык. Язык, на котором составлен текст международного договора, указывается в тексте данного договора, где определяются его аутентичность и официальность.

Статья 6. Взаимоотношения с иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами, обладающими правом заключать международные договоры

Взаимоотношения с иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами, обладающими правом заключать международные договоры, по вопросам заключения, приостановления действия и прекращения международных договоров Республики Узбекистан осуществляются через Министерство иностранных дел Республики Узбекистан.

Глава 2. Порядок заключения международных договоров Республики Узбекистан

Статья 7. Право заключения международных договоров Республики Узбекистан

Право заключения международных договоров Республики Узбекистан принадлежит государству.

Международные договоры Республики Узбекистан заключаются от имени:

Республики Узбекистан – межгосударственные договоры;

Правительства Республики Узбекистан – межправительственные договоры;

государственных органов в пределах их компетенции – межведомственные договоры.

Статья 8. Инициативное предложение о начале экспертной проработки проекта международного договора или вопроса о целесообразности участия Республики Узбекистан в многостороннем международном договоре

Государственные органы по вопросам, входящим в их компетенцию, по согласованию с Министерством иностранных дел Республики Узбекистан могут инициировать предложение о начале экспертной проработки проекта международного договора или вопроса
о целесообразности участия Республики Узбекистан в многостороннем международном договоре.

В отдельных случаях, по предложению Министерства иностранных дел Республики Узбекистан государственные органы могут вносить инициативное предложение в Кабинет Министров Республики Узбекистан или Президенту Республики Узбекистан для принятия решения о начале экспертной проработки.

К инициативному предложению прилагаются следующие материалы на государственном языке или, при необходимости, с переводом на другие языки:

предварительный проект международного договора или текст многостороннего международного договора, участницей которого намеревается стать Республика Узбекистан, или их основные положения;

сопутствующие проекту международного договора или многостороннему международному договору документы;

пояснительная записка, соответствующая требованиям статьи 9 настоящего Закона.

Статья 9. Пояснительная записка к проекту международного договора или вопросу о целесообразности участия Республики Узбекистан в многостороннем международном договоре

Пояснительная записка к проекту международного договора или вопросу о целесообразности участия Республики Узбекистан
в многостороннем международном договоре должна содержать:

обоснование целесообразности и практической значимости заключения международного договора для Республики Узбекистан, в том числе подробную информацию об ожидаемых результатах от его заключения и сведения о вопросах, требующих урегулирования путем заключения международного договора;

информацию о нормативно-правовых актах, подлежащих принятию, изменению, дополнению и (или) признанию утратившими силу в связи с заключением международного договора;

при необходимости, оценку возможных финансово-экономических или иных последствий заключения международного договора.

Пояснительная записка подготавливается государственным органом, в компетенцию которого входят вопросы, регулируемые международным договором, и подписывается руководителем этого органа (в случаях его отсутствия – его первым заместителем).

Статья 10. Экспертная проработка проекта международного договора или вопроса о целесообразности участия Республики Узбекистан в многостороннем международном договоре

Экспертная проработка осуществляется государственным органом, в компетенцию которого входят вопросы, регулируемые международным договором, совместно c заинтересованными государственными органами, а также Министерством иностранных дел Республики Узбекистан.

Министерство юстиции Республики Узбекистан проводит правовую экспертизу проекта международного договора или текста многостороннего международного договора, участницей которого намеревается стать Республика Узбекистан, на предмет соответствия законодательству Республики Узбекистан.

В необходимых случаях в ходе экспертной проработки может быть образована межведомственная рабочая группа из числа представителей заинтересованных государственных органов, специалистов и независимых экспертов для составления и рассмотрения проекта международного договора или обсуждения вопроса о целесообразности участия Республики Узбекистан в многостороннем международном договоре.

В случае, если вопросы, регулируемые международным договором, входят в компетенцию двух или более государственных органов, обобщение всех предложений, доработка проекта международного договора и подготовка его текста на государственном языке или, при необходимости, на ином языке, а также экспертная проработка вопроса о целесообразности участия Республики Узбекистан в многостороннем международном договоре возлагается на государственный орган, определяемый Президентом Республики Узбекистан или Кабинетом Министров Республики Узбекистан по предложению Министерства иностранных дел Республики Узбекистан.
По итогам экспертной проработки проект международного договора или текст многостороннего международного договора, участницей которого намеревается стать Республика Узбекистан, вносится в Министерство иностранных дел Республики Узбекистан для проведения правовой экспертизы в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Закона.
После проведения Министерством иностранных дел Республики Узбекистан правовой экспертизы проект международного договора или вопрос о целесообразности участия Республики Узбекистан в многостороннем международном договоре вносится Президенту Республики Узбекистан или в Кабинет Министров Республики Узбекистан в порядке, установленном статьей 13 настоящего Закона.

Дальнейшая проработка с иностранной стороной проекта международного договора или вопроса об участии Республики Узбекистан в многостороннем международном договоре осуществляется после получения положительного решения Президента Республики Узбекистан или Кабинета Министров Республики Узбекистан.

Руководитель государственного органа, в компетенцию которого входят вопросы, регулируемые международным договором, несет ответственность за весь процесс подготовки проекта международного договора или экспертной проработки вопроса участия Республики Узбекистан в многостороннем международном договоре.

Статья 11. Правовая экспертиза проекта международного договора или текста многостороннего международного договора, участницей которого намеревается стать Республика Узбекистан

Проект международного договора или текст многостороннего международного договора, участницей которого намеревается стать Республика Узбекистан, после экспертной проработки подлежит обязательной правовой экспертизе в Министерстве иностранных дел Республики Узбекистан.

В ходе правовой экспертизы проверяется соответствие проекта международного договора или текста многостороннего международного договора, участницей которого намеревается стать Республика Узбекистан:

общепризнанным принципам и нормам международного права;

международным обязательствам, вытекающим из других международных договоров Республики Узбекистан;

законодательству Республики Узбекистан в области внешнеполитической деятельности;

требованиям юридической техники и практике оформления международных договоров Республики Узбекистан.

Для проведения правовой экспертизы в Министерство иностранных дел Республики Узбекистан вносятся:

проект международного договора или текст многостороннего международного договора, участницей которого намеревается стать Республика Узбекистан, на государственном языке или, при необходимости, на ином языке;

пояснительная записка, соответствующая требованиям статьи 9 настоящего Закона;

сведения о результатах экспертной проработки с заинтересованными государственными органами, в том числе результаты правовой экспертизы Министерства юстиции Республики Узбекистан, в виде сопоставительной таблицы.

Министерство иностранных дел Республики Узбекистан вправе запрашивать иные необходимые материалы, относящиеся к предмету рассматриваемого вопроса.

Статья 12. Иные виды экспертизы проекта международного

договора или текста многостороннего международного договора, участницей 

которого намеревается стать 

 

Республика Узбекистан

Проект международного договора или текст многостороннего международного договора, участницей которого намеревается стать Республика Узбекистан, может быть подвергнут экономической, финансовой, научной, экологической, лингвистической, а также иным видам экспертиз.

В качестве экспертов могут привлекаться организации и (или) лица, не принимавшие непосредственного участия в экспертной проработке.

Заключения экспертов носят рекомендательный характер и подлежат рассмотрению государственным органом, в компетенцию которого входят вопросы, регулируемые международным договором.

Решение о проведении иных видов экспертиз принимается государственным органом, в компетенцию которого входят вопросы, регулируемые международным договором, по своей инициативе или по предложению Министерства иностранных дел Республики Узбекистан.

Статья 13. Предложение о заключении международного договора Республики Узбекистан

Предложение о заключении международного договора от имени Республики Узбекистан вносится Президенту Республики Узбекистан Министерством иностранных дел Республики Узбекистан. Другие государственные органы представляют Президенту Республики Узбекистан предложение о заключении международного договора от имени Республики Узбекистан по вопросам, входящим в их компетенцию, совместно с Министерством иностранных дел Республики Узбекистан или по согласованию с ним.
Предложение о заключении международного договора Республики Узбекистан от имени Правительства Республики Узбекистан вносится в Кабинет Министров Республики Узбекистан Министерством иностранных дел Республики Узбекистан. Другие государственные органы вносят в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложение о заключении международного договора Республики Узбекистан от имени Правительства Республики Узбекистан по вопросам, входящим в их компетенцию, совместно с Министерством иностранных дел или по согласованию с ним.
Предложение о заключении межведомственного договора Республики Узбекистан вносится Президенту Республики Узбекистан или в Кабинет Министров Республики Узбекистан государственным органом, в компетенцию которого входят вопросы, регулируемые этим договором.

К предложению о заключении международного договора прилагаются:

проект международного договора или текст многостороннего международного договора, участницей которого намеревается стать Республика Узбекистан, или их основные положения;

пояснительная записка, соответствующая требованиям статьи 9 настоящего Закона;

заключения соответствующих государственных органов;

заключения Министерства юстиции и Министерства иностранных дел Республики Узбекистан по результатам проведенной ими правовой экспертизы.

Статья 14. Решения о проведении переговоров и подписании международных договоров Республики Узбекистан

Решения о проведении переговоров и подписании международных договоров Республики Узбекистан, если иное не предусмотрено другими актами законодательства Республики Узбекистан, принимаются:

в отношении договоров, заключаемых от имени Республики Узбекистан, – Президентом Республики Узбекистан;

в отношении договоров, заключаемых от имени Правительства Республики Узбекистан, – Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

в отношении межведомственных договоров Республики Узбекистан – руководителями государственных органов, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые этими договорами, по согласованию с Президентом Республики Узбекистан или Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 15. Свидетельство о полномочиях на ведение переговоров и на подписание международных договоров Республики Узбекистан

На основании решений, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Закона, полномочия на ведение переговоров и на подписание международных договоров подтверждаются министром иностранных дел Республики Узбекистан путем оформления свидетельства о полномочиях.

Форма свидетельства о полномочиях утверждается Министерством иностранных дел Республики Узбекистан.

Статья 16. Ведение переговоров и подписание международных договоров Республики Узбекистан без необходимости предъявления полномочий

Президент Республики Узбекистан как глава государства представляет Республику Узбекистан в международных отношениях
и в соответствии с международным правом и Конституцией Республики Узбекистан ведет переговоры и подписывает международные договоры Республики Узбекистан без необходимости предъявления полномочий.

Премьер-министр Республики Узбекистан представляет Кабинет Министров Республики Узбекистан в международных отношениях, ведет переговоры и подписывает международные договоры от имени Правительства Республики Узбекистан без необходимости предъявления полномочий.

Министр иностранных дел Республики Узбекистан в силу своих функций и в соответствии с международным правом вправе вести переговоры и подписывать международные договоры Республики Узбекистан без необходимости предъявления полномочий.

Глава дипломатического представительства Республики Узбекистан в иностранном государстве или глава представительства Республики Узбекистан при международной организации или конференции вправе вести переговоры в целях принятия текста международного договора с государством пребывания либо в рамках данной международной организации, конференции без необходимости предъявления полномочий.

Руководитель государственного органа в пределах своей компетенции вправе вести переговоры и подписывать межведомственные договоры без необходимости предъявления полномочий.

Статья 17. Выражение согласия Республики Узбекистан на обязательность для нее международного договора

Согласие Республики Узбекистан на обязательность для нее международного договора может быть выражено подписанием международного договора, путем обмена нотами, письмами или иными документами, образующими международный договор, ратификацией, утверждением, принятием международного договора, присоединением к нему или любым иным способом, о котором условились договаривающиеся стороны.

Министерство иностранных дел Республики Узбекистан с учетом требований настоящего Закона и исходя из положений международного договора определяет способ выражения согласия Республики Узбекистан на обязательность для нее международного договора.

Статья 18. Международные договоры, подлежащие ратификации

В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан ратификация международного договора производится палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан путем принятия закона о ратификации международного договора.

Ратификации подлежат международные договоры:

об основах межгосударственных отношений и о взаимной правовой помощи;

по вопросам, затрагивающим обороноспособность Республики Узбекистан, мирные договоры и договоры о коллективной безопасности;

о территориальном разграничении Республики Узбекистан с другими государствами;

об участии Республики Узбекистан в межгосударственных союзах, международных организациях и иных объединениях;

исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых законов Республики Узбекистан, а также устанавливающие иные правила, чем те, которые предусмотрены законами Республики Узбекистан.

Равным образом ратификации подлежат международные договоры, при заключении которых участвующие в переговорах стороны условились о последующей ратификации.

Палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан вправе ратифицировать также иные международные договоры.

Международные договоры о совершении государственных внешних заимствований, а также международные гарантийные договоры ратификации не подлежат и вступают в силу для Республики Узбекистан в порядке, определяемом договаривающимися сторонами.

Статья 19. Предложения о ратификации Республикой Узбекистан международных договоров

Предложения о ратификации международных договоров, решения о подписании которых были приняты Президентом Республики Узбекистан, вносятся в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан Президентом Республики Узбекистан.
Предложения о ратификации международных договоров, решения о подписании которых были приняты Кабинетом Министров Республики Узбекистан, вносятся в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Предложения о ратификации международных договоров вносятся соответственно Президенту Республики Узбекистан или в Кабинет Министров Республики Узбекистан Министерством иностранных дел Республики Узбекистан самостоятельно или по согласованию с другими государственными органами, если договор касается вопросов, входящих в их компетенцию.

Статья 20. Ратификационная грамота

На основании закона о ратификации международного договора Президентом Республики Узбекистан подписывается ратификационная грамота, которая скрепляется его печатью и подписью министра иностранных дел Республики Узбекистан.

Форма ратификационной грамоты утверждается Министерством иностранных дел Республики Узбекистан.

Статья 21. Обмен ратификационными грамотами и сдача их на хранение

Обмен ратификационными грамотами или сдача грамот о ратификации международного договора Республики Узбекистан на хранение депозитарию производится Министерством иностранных дел Республики Узбекистан либо по его поручению дипломатическим представительством, консульским учреждением Республики Узбекистан в иностранном государстве или представительством Республики Узбекистан при международной организации.

Статья 22. Утверждение и принятие международных договоров, не подлежащих ратификации

Утверждение и принятие международных договоров, не подлежащих ратификации, но предусматривающих проведение внутригосударственных процедур, необходимых для вступления их в силу, производятся:

в отношении международных договоров, заключаемых от имени Республики Узбекистан или от имени Правительства Республики Узбекистан, – Президентом Республики Узбекистан;

в отношении межведомственных договоров – государственными органами, от имени которых были подписаны такие договоры.

Статья 23. Присоединение Республики Узбекистан  

к международным договорам
Решение о присоединении Республики Узбекистан к международным договорам принимается:

в отношении подлежащих ратификации договоров – Олий Мажлисом Республики Узбекистан;

в отношении не подлежащих ратификации договоров, присоединение к которым производится от имени Республики Узбекистан или от имени Правительства Республики Узбекистан, – Президентом Республики Узбекистан;

в отношении межведомственных договоров – Президентом Республики Узбекистан или Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 24. Временное применение Республикой Узбекистан международного договора или его части

Международный договор или часть международного договора до его вступления в силу может применяться Республикой Узбекистан временно, если это предусмотрено в международном договоре или об этом была достигнута договоренность между договаривающимися сторонами.

Решение о временном применении или прекращении временного применения Республикой Узбекистан международного договора или его части принимается органом (должностным лицом), принявшим решение о подписании международного договора.

Статья 25. Вступление в силу международных договоров

Международные договоры вступают в силу для Республики Узбекистан после выражения согласия Республики Узбекистан на обязательность для нее международного договора в соответствии с настоящим Законом и в порядке и сроки, предусмотренные
в международном договоре или согласованные между договаривающимися сторонами.

Статья 26. Оговорки к международным договорам Республики Узбекистан

При подписании, ратификации, утверждении, принятии международных договоров или присоединении к ним могут быть сделаны оговорки при соблюдении условий договора и норм международного права.

Оговорки к международным договорам Республики Узбекистан могут быть сняты в любое время в том же порядке, в каком они были сделаны.

Принятие сделанной другой договаривающейся стороной оговорки к международному договору Республики Узбекистан или возражение против нее осуществляется в соответствии с условиями самого международного договора и нормами международного права органом (должностным лицом), принимающим решение о согласии на обязательность для Республики Узбекистан международного договора.

Статья 27. Внесение изменений и дополнений в международные договоры Республики Узбекистан

В международные договоры Республики Узбекистан могут быть внесены изменения и дополнения по согласованию между их участниками в соответствии с условиями международных договоров Республики Узбекистан и международным правом.

Положения настоящего Закона в части заключения международных договоров также применяются в отношении внесения изменений и дополнений в международные договоры Республики Узбекистан.
Изменения и дополнения в международные договоры Республики Узбекистан вступают в силу для Республики Узбекистан в порядке и сроки, предусмотренные самими международными договорами, или иным образом, согласованным между их участниками.
В случае, если для вступления в силу изменений и дополнений в международные договоры Республики Узбекистан в соответствии с условиями этих договоров или международным правом необходимо выражение согласия Республики Узбекистан на обязательность для нее данных изменений и дополнений, такое согласие Республики Узбекистан может быть выражено способами, указанными в статье 17 настоящего Закона.

Статья 28. Пролонгация (продление) международных договоров Республики Узбекистан

Международные договоры Республики Узбекистан могут быть пролонгированы (продлены) в соответствии с условиями, определенными самими международными договорами Республики Узбекистан, либо по согласованию между их участниками.

Решение о пролонгации (продлении) международного договора Республики Узбекистан принимается органом (должностным лицом), принявшим решение о подписании этого международного договора Республики Узбекистан.

Глава 3. Опубликование, регистрация и хранение международных договоров Республики Узбекистан

Статья 29. Опубликование международных договоров Республики Узбекистан

Вступившие в силу международные договоры Республики Узбекистан по представлению Министерства иностранных дел Республики Узбекистан публикуются в Национальной базе данных законодательства Республики Узбекистан и в других источниках, в том числе на официальных веб-сайтах соответствующих государственных органов.

Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан является официальным источником опубликования международных договоров Республики Узбекистан. Законодательством также могут быть определены другие официальные источники опубликования.

Международные договоры Республики Узбекистан, аутентичные тексты которых составлены на иностранных языках, публикуются на государственном языке. Международные договоры Республики Узбекистан могут публиковаться и на других языках.

Статья 30. Регистрация международных договоров Республики Узбекистан в международных организациях

Регистрация международных договоров Республики Узбекистан в Секретариате Организации Объединенных Наций и в соответствующих органах других международных организаций осуществляется Министерством иностранных дел Республики Узбекистан либо другими государственными органами по согласованию с ним.
Регистрация межведомственных договоров Республики Узбекистан, подлежащих регистрации, осуществляется по согласованию
с Министерством иностранных дел Республики Узбекистан государственными органами, от имени которых заключены такие договоры, в соответствующих международных организациях согласно действующим в этих организациях правилам.

Статья 31. Государственный реестр международных договоров Республики Узбекистан и их хранение

Государственный реестр международных договоров Республики Узбекистан является единой государственной системой регистрации, учета международных договоров Республики Узбекистан и хранения их электронных копий.

В Государственном реестре международных договоров Республики Узбекистан содержатся сведения о международных договорах Республики Узбекистан, включая их реквизиты и другие данные информационно-справочного характера.

Государственный реестр международных договоров Республики Узбекистан находится в ведении Министерства иностранных дел Республики Узбекистан, которое определяет порядок регистрации, учета и хранения подлинников и официально заверенных депозитарием копий международных договоров Республики Узбекистан.
Подлинники (заверенные копии, официальные переводы) международных договоров, заключаемых от имени Республики Узбекистан и от имени Правительства Республики Узбекистан, сдаются на хранение в Министерство иностранных дел Республики Узбекистан в двухнедельный срок со дня их подписания (получения от депозитария заверенных копий, официальных переводов), а копии этих документов в двухнедельный срок со дня их вступления в силу рассылаются Министерством иностранных дел Республики Узбекистан в соответствующие государственные органы и иные организации Республики Узбекистан.
Подлинники межведомственных договоров Республики Узбекистан хранятся в государственных органах, от имени которых заключены такие договоры, а заверенные копии этих договоров в двухнедельный срок со дня их подписания (получения от депозитария заверенных копий, официальных переводов) направляются в Министерство иностранных дел Республики Узбекистан и иные заинтересованные государственные органы.

Статья 32. Осуществление функций депозитария

Министерство иностранных дел Республики Узбекистан осуществляет функции депозитария многосторонних международных договоров, если в соответствии с условиями этих договоров такие функции возложены на Республику Узбекистан.

Функции депозитария многосторонних межведомственных договоров Республики Узбекистан осуществляются государственными органами, от имени которых заключены такие договоры, если в соответствии с их условиями функции депозитария возложены на Республику Узбекистан.

Глава 4. Меры по исполнению международных договоров Республики Узбекистан

Статья 33. Исполнение международных договоров Республики Узбекистан

Международные договоры Республики Узбекистан подлежат неукоснительному и обязательному исполнению Республикой Узбекистан в соответствии с нормами международного права.

В случаях, когда в целях исполнения международного договора Республики Узбекистан необходимо принятие акта законодательства Республики Узбекистан, заинтересованные государственные органы по согласованию с Министерством иностранных дел и Министерством юстиции Республики Узбекистан представляют предложения о принятии соответствующего акта по вопросам имплементации норм международного договора Республики Узбекистан.

Статья 34. Обеспечение исполнения международных договоров Республики Узбекистан

Президент Республики Узбекистан в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан обеспечивает соблюдение международных договоров Республики Узбекистан и принятых ею обязательств.

Кабинет Министров Республики Узбекистан принимает практические меры по обеспечению исполнения международных договоров Республики Узбекистан и в рамках своей компетенции определяет государственные органы и должностных лиц, на которых возлагается ответственность за исполнение международных договоров Республики Узбекистан.

Государственные органы, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые международными договорами Республики Узбекистан, обеспечивают исполнение международных договоров Республики Узбекистан, соблюдение принадлежащих Республике Узбекистан прав, вытекающих из таких договоров, и наблюдают за исполнением другими участниками международных договоров Республики Узбекистан своих обязательств.

В случае, если вопросы, регулируемые международным договором Республики Узбекистан, входят в компетенцию двух или более государственных органов, Президентом Республики Узбекистан или Кабинетом Министров Республики Узбекистан по предложению Министерства иностранных дел Республики Узбекистан определяется государственный орган, на который возлагается координация выполнения обязательств по договору.

Кабинет Министров Республики Узбекистан в пределах своей компетенции осуществляет контроль за исполнением международных договоров Республики Узбекистан.

Статья 35. Разъяснение о порядке применения положений международных договоров Республики Узбекистан

Разъяснение о порядке применения положений международных договоров Республики Узбекистан дается в письменной форме государственными органами, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые международными договорами Республики Узбекистан, по согласованию с Министерством иностранных дел Республики Узбекистан.

Статья 36. Мониторинг за исполнением международных договоров Республики Узбекистан

Мониторинг за исполнением международных договоров Республики Узбекистан осуществляется Министерством иностранных дел Республики Узбекистан на основе Электронной базы данных единого учета международных договоров Республики Узбекистан, инвентаризации и мониторинга за их реализацией.

Государственные органы, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые международными договорами Республики Узбекистан, ежегодно до 31 декабря направляют в Министерство иностранных дел Республики Узбекистан информацию об исполнении в течение года международных договоров Республики Узбекистан согласно форме, утверждаемой Министерством иностранных дел Республики Узбекистан.

Министерство иностранных дел Республики Узбекистан на основе изучения информации государственных органов:

дает оценку эффективности состояния исполнения международных договоров Республики Узбекистан;

готовит предложения по надлежащему обеспечению исполнения международных договоров Республики Узбекистан;

ежегодно в срок до 1 марта вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан, а в отдельных случаях – Президенту Республики Узбекистан обобщенную информацию с соответствующими предложениями.

Государственные органы, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые международными договорами Республики Узбекистан, в пределах своей компетенции осуществляют мониторинг за исполнением международных договоров Республики Узбекистан.

Статья 37. Инвентаризация международных договоров Республики Узбекистан

Инвентаризация международных договоров Республики Узбекистан осуществляется на основе Электронной базы данных единого учета международных договоров Республики Узбекистан, инвентаризации и мониторинга за их реализацией.
Министерство иностранных дел Республики Узбекистан совместно с государственными органами, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые международными договорами Республики Узбекистан, и другими договаривающимися сторонами на плановой основе проводит инвентаризацию международных договоров Республики Узбекистан в целях обеспечения единого учета и определения их правового статуса.
Государственные органы, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые международными договорами Республики Узбекистан, по запросу Министерства иностранных дел Республики Узбекистан в двухнедельный срок представляют информацию согласно форме, утверждаемой Министерством иностранных дел Республики Узбекистан.

По итогам инвентаризации международных договоров Республики Узбекистан предложения о признании международных договоров Республики Узбекистан действующими или утратившими силу, об их пролонгации (продлении) и пересмотре вносятся Министерством иностранных дел Республики Узбекистан в Кабинет Министров Республики Узбекистан, а в отдельных случаях – Президенту Республики Узбекистан.

Министерство иностранных дел Республики Узбекистан информирует заинтересованные государственные органы о решениях, принятых по итогам инвентаризации международных договоров Республики Узбекистан.

Статья 38. Меры, принимаемые в случае нарушения международного договора Республики Узбекистан другими его участниками

Государственные органы с момента выявления случая нарушения обязательств по международным договорам Республики Узбекистан другими их участниками незамедлительно информируют об этом Министерство иностранных дел Республики Узбекистан. При необходимости могут быть проведены консультации с другими участниками международного договора Республики Узбекистан в целях выяснения обстоятельств, приведших к такому нарушению.

В случае нарушения обязательств по международным договорам Республики Узбекистан другими их участниками Министерство иностранных дел Республики Узбекистан или другие заинтересованные государственные органы совместно с Министерством иностранных дел Республики Узбекистан представляют в Кабинет Министров Республики Узбекистан, а в отдельных случаях – Президенту Республики Узбекистан предложения о принятии необходимых мер в соответствии с нормами международного права и условиями самого международного договора.

В случае существенного нарушения международного договора Республики Узбекистан другими его участниками, а также в иных случаях, предусмотренных нормами международного права, такой договор может быть прекращен или его действие приостановлено в порядке, установленном статьями 40–48 настоящего Закона.

Глава 5. Недействительность, приостановление действия или прекращение международного договора Республики Узбекистан

Статья 39. Недействительность международного договора Республики Узбекистан

Международный договор Республики Узбекистан может считаться недействительным в случаях, предусмотренных нормами международного права.

Статья 40. Приостановление действия международного договора Республики Узбекистан

Приостановление действия международного договора Республики Узбекистан в отношении всех участников такого договора или в отношении отдельного его участника возможно:

в соответствии с положениями международного договора;

в любое время с согласия всех участников по консультации с другими договаривающимися сторонами.

Статья 41. Денонсация международного договора Республики

Узбекистан или выход из договора, не содержащего положений о его прекращении, денонсации  

или выходе из него
Международный договор Республики Узбекистан, который не содержит положения о его прекращении и который не предусматривает денонсации или выхода из него, не подлежит денонсации и выход из него не допускается, если:

не установлено, что участники международного договора намеревались допустить возможность денонсации или выхода;

характер международного договора не подразумевает право денонсации или выхода из него.

Республика Узбекистан уведомляет не менее чем за двенадцать месяцев о своем намерении денонсировать международный договор Республики Узбекистан или выйти из него.

Статья 42. Прекращение международного договора Республики Узбекистан или выход из него

Прекращение международного договора Республики Узбекистан или выход из него может быть осуществлен:

в соответствии с положениями международного договора;

в любое время с согласия всех участников по консультации с другими договаривающимися сторонами.

Статья 43. Приостановление действия или прекращение международного договора Республики Узбекистан, вытекающее из заключения последующего международного договора Республики Узбекистан

Международный договор Республики Узбекистан считается прекращенным, если все его участники заключили последующий договор по тому же вопросу и:

из последующего международного договора Республики Узбекистан вытекает или иным образом установлено, что данный вопрос регулируется этим договором;

положения последующего международного договора Республики Узбекистан не совместимы с положениями предыдущего международного договора Республики Узбекистан и оба договора невозможно применять одновременно.

Действие предыдущего международного договора Республики Узбекистан считается лишь приостановленным, если из последующего международного договора Республики Узбекистан вытекает или иным образом установлено, что таково намерение его участников.

Статья 44. Приостановление действия или прекращение международного договора Республики Узбекистан вследствие его существенного нарушения

Существенное нарушение международного договора Республики Узбекистан одним из участников договора дает право Республике Узбекистан сослаться на это нарушение как на основание для приостановления действия международного договора в целом либо в части или его прекращения.

Существенным нарушением международного договора Республики Узбекистан являются:

отказ от международного договора, который не допускается нормами международного права;

нарушение положения, имеющего существенное значение для осуществления объекта и целей договора.

Статья 45. Предложения о приостановлении действия, прекращении или денонсации международных договоров Республики Узбекистан

Предложения о приостановлении действия, прекращении или денонсации международных договоров Республики Узбекистан, заключенных от имени Республики Узбекистан, от имени Правительства Республики Узбекистан, вносятся Министерством иностранных дел Республики Узбекистан самостоятельно либо по согласованию с другими государственными органами Президенту Республики Узбекистан или в Кабинет Министров Республики Узбекистан.
Другие государственные органы вносят предложения о приостановлении действия, прекращении или денонсации международных договоров Республики Узбекистан в Министерство иностранных дел Республики Узбекистан.

Предложения о приостановлении действия, прекращении или денонсации межведомственных договоров Республики Узбекистан вносятся Президенту Республики Узбекистан или в Кабинет Министров Республики Узбекистан государственным органом, от имени которого заключен такой договор, по согласованию с Министерством иностранных дел Республики Узбекистан.

Статья 46. Решение о приостановлении действия международного договора Республики Узбекистан

Решение о приостановлении действия международного договора Республики Узбекистан принимается в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом (должностным лицом), принявшим решение о подписании международного договора Республики Узбекистан.

Статья 47. Решение о денонсации международного договора Республики Узбекистан палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Решение о денонсации международного договора Республики Узбекистан, заключенного от имени Республики Узбекистан, принимается палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан на основании проекта закона, внесенного Президентом Республики Узбекистан.

Решение о денонсации международного договора Республики Узбекистан, заключенного от имени Правительства Республики Узбекистан, принимается палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан на основании проекта закона, внесенного Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 48. Решение о прекращении либо денонсации международных договоров Республики Узбекистан Президентом Республики Узбекистан или Кабинетом Министров Республики Узбекистан

Решение о прекращении либо денонсации международных договоров Республики Узбекистан, заключенных от имени Республики Узбекистан (за исключением ратифицированных палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан), принимается Президентом Республики Узбекистан.

Решение о прекращении либо денонсации международных договоров Республики Узбекистан, заключенных от имени Правительства Республики Узбекистан (за исключением ратифицированных палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан), принимается Кабинетом Министров Республики Узбекистан, а в отдельных случаях – Президентом Республики Узбекистан.

Решение о прекращении либо денонсации межведомственных договоров Республики Узбекистан принимается Президентом Республики Узбекистан или Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 49. Последствия приостановления действия, прекращения или денонсации международного договора Республики Узбекистан

Приостановление действия международного договора Республики Узбекистан, если договором не предусмотрено иное или не имеется иной договоренности с другими его участниками, освобождает Республику Узбекистан от обязательства исполнять этот договор в течение периода приостановления.

Прекращение или денонсация международного договора Республики Узбекистан, если договором не предусмотрено иное или не имеется иной договоренности с другими его участниками, освобождает Республику Узбекистан от обязательства исполнять этот международный договор и не влияет на права, обязательства или юридическое положение Республики Узбекистан, возникшие в результате исполнения договора до его прекращения.

Статья 50. Официальные сообщения о приостановлении действия, прекращении или денонсации международного договора Республики Узбекистан

Официальные сообщения о приостановлении действия, прекращении или денонсации международного договора Республики Узбекистан публикуются в порядке, предусмотренном статьей 29 настоящего Закона.

Статья 51. Соотношение международных договоров Республики

Узбекистан с международными актами Республики Узбекистан, не являющимися международными договорами

Международные акты Республики Узбекистан, не являющиеся международными договорами, не должны содержать юридически обязывающих положений и противоречить международным договорам, Конституции и иным актам законодательства Республики Узбекистан. При этом в таких международных актах допускается возможность ссылаться на обязательства, вытекающие из международных договоров Республики Узбекистан.

Международные акты Республики Узбекистан, не являющиеся международными договорами, принимаются, как правило, в форме деклараций, заявлений, коммюнике, меморандумов о взаимопонимании, протоколов о намерениях, планов и программ сотрудничества.

Положения настоящего Закона в части инициирования и подписания международных договоров также применяются в отношении международных актов Республики Узбекистан, не являющихся международными договорами.

Глава 6. Заключительные положения

Статья 52. Ответственность за нарушение законодательства  

о международных договорах Республики Узбекистан

Лица, виновные в нарушении законодательства о международных договорах Республики Узбекистан, несут ответственность в установленном порядке.

Статья 53. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан

Признать утратившими силу:

1) Закон Республики Узбекистан от 7 мая 1993 года № 850–XII
«О порядке заключения и денонсации международных заемных  

и гарантийных договоров и соглашений между Республикой Узбекистан и международными финансовыми институтами» (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1993 г., № 5,
ст. 234);
2) Закон Республики Узбекистан от 22 декабря 1995 года № 172–I  

«О международных договорах Республики Узбекистан» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1995 г., № 12, ст. 262);

3) Раздел XIV Закона Республики Узбекистан от 25 апреля 2003 года № 482–II «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2003 г., № 5, ст. 67);

4) Раздел VIII Закона Республики Узбекистан от 12 декабря 2003 года № 568–II «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2004 г., № 1–2, ст. 18);
5) статью 2 Закона Республики Узбекистан от 14 декабря 2005 года № ЗРУ–11 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с преобразованием Агентства по внешним экономическим связям Республики Узбекистан  

в Министерство внешних экономических связей, инвестиций 

 

и торговли Республики Узбекистан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2005 г., № 12, ст. 410);
6) статью 27 Закона Республики Узбекистан от 14 сентября 2017 года № ЗРУ–446 «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2017 г., № 9, ст. 510);

7) статью 18 Закона Республики Узбекистан от 18 апреля 2018 года № ЗРУ–476 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2018 г., № 4, ст. 224).

Статья 54. Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения сути и значения настоящего Закона

Министерству иностранных дел Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.

Статья 55. Приведение законодательства в соответствие  

с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

Статья 56. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Республики Узбекистан                             Ш. Мирзиёев

 

УзА