О мерах по повышению эффективности деятельности товарно-сырьевых бирж и дальнейшему овершенствованию механизмов биржевой торговли

 Постановление

Президента Республики Узбекистан

В стране принимаются последовательные меры по либерализации экономики и сокращению административного регулирования, внедрению рыночных механизмов в реализацию высоколиквидной и монопольной продукции, а также передовых информационно-коммуникационных технологий в биржевую деятельность для повышения уровня прозрачности биржевых торгов и развития здоровой конкурентной среды.

Вместе с тем для дальнейшего развития биржевой деятельности и формирования рыночных механизмов ценообразования на высоколиквидную и монопольную продукцию необходимо расширение перечня товаров, реализуемых исключительно через биржевые торги, внедрение новых инструментов торговли, обеспечивающих динамичность биржевых торгов.

В целях создания равных условий для доступа к высоколиквидной и монопольной продукции всех хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности, а также активизации биржевой торговли в республике:

1. Определить порядок, в соответствии с которым с 1 января 2020 года:

часть высоколиквидной и монопольной продукции, производимой юридическими лицами с долей государства в уставном фонде (капитале) в размере 50 процентов и более или юридическими лицами, в уставном фонде (капитале) которых 50 процентов и более принадлежит юридическому лицу с долей государства 50 процентов и более (далее – организация с долей государства), реализуется на экспорт исключительно через биржевые торги по квотам, устанавливаемым Министерством инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан;

технические масла, комбикорма, хозяйственное мыло, нефтяной растворитель, нефтяной парафин и медный купорос реализуются на внутреннем рынке предприятиями-монополистами и организациями с долей государства на основе рыночных принципов исключительно через биржевые торги с обеспечением равного доступа к биржевым торгам для всех категорий покупателей;

сахар, производимый отечественными предприятиями, реализуется на внутреннем рынке на основе рыночных принципов исключительно через биржевые торги с обеспечением равного доступа к биржевым торгам для всех категорий покупателей, за исключением объемов не более 10 процентов от общего объема производства, подлежащих реализации по прямым договорам через собственные торговые сети потребителям, расположенным в труднодоступных и отдаленных регионах республики;

печное топливо, топочный мазут, сжиженный газ и нефтяной битум реализуются предприятиями-монополистами и организациями с долей государства на основе рыночных принципов исключительно через биржевые торги с обеспечением равного доступа к биржевым торгам для всех категорий покупателей, за исключением объемов, подлежащих реализации по прямым договорам специальным потребителям в установленном порядке;

реализуемая на внутреннем рынке предприятиями-монополистами и организациями с долей государства по прямым договорам высоколиквидная и монопольная продукция, подлежащая выставлению на биржевые торги, в обязательном порядке ставится на учет продавцами на товарно-сырьевой бирже с размещением данных сведений на официальном веб-сайте биржи в течение трех дней соответственно с момента заключения договора и после исполнения обязательств;

импортные сделки на товарно-сырьевых биржах могут заключаться по соглашению сторон в иностранной валюте в соответствии с правилами биржевой торговли. При этом информация по заключенным контрактам вносится в Единую информационную электронную систему валютных операций товарно-сырьевыми биржами.

2. Министерству экономики и промышленности совместно с Министерством финансов и Антимонопольным комитетом Республики Узбекистан в срок до 1 ноября 2019 года внести в Кабинет Министров проект правительственного решения, предусматривающий порядок реализации высоколиквидной и монопольной продукции на биржевых торгах товарно-сырьевых бирж, в том числе путем заключения сделок купли-продажи биржевых товаров с условием их поставки с отсрочкой на срок более 1 месяца (форварды).

3. Установить, что графики выставления высоколиквидной и монопольной продукции на биржевые торги размещаются предприятиями-монополистами и организациями с долей государства на официальных веб-сайтах товарно-сырьевых бирж с обновлением, при необходимости, на ежемесячной основе.

Антимонопольному комитету Республики Узбекистан обеспечить контроль за выставлением высоколиквидной и монопольной продукции на биржевые торги в установленном порядке.

4. Отменить требования и условия о наличии на бирже не менее 100 реализованных (предоставленных безвозмездно) брокерских мест и соблюдении квалификационных требований к руководителям товарно-сырьевых бирж при осуществлении биржевой деятельности.

6. Предоставить Антимонопольному комитету Республики Узбекистан право:

принимать по согласованию с Кабинетом Министров решения об обязательном выставлении предприятиями-монополистами высоколиквидных и монопольных видов продукции на биржевые торги;

давать указания товарно-сырьевым биржам по пересмотру максимального объема одного лота выставляемой на биржевых торгах высоколиквидной и монопольной продукции для недопущения ограничения круга участников биржевых торгов.

7. Внести изменения в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан согласно приложению.

8. Антимонопольному комитету совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на советника Президента Республики Узбекистан Гулямова Р.А. и заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Кучкарова Д.А.

Президент

     Республики Узбекистан                               Ш. МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

8 октября 2019 года.

 

УзА