Постановление Президента Республики Узбекистан

В последние годы в стране проводятся широкомасштабные мероприятия по охране здоровья матери и ребенка, дальнейшему укреплению репродуктивного здоровья населения. В частности, в 2017–2022 годах достигнуто снижение показателей материнской смертности в 1,5 раза, младенческой смертности – в 1,3 раза.

Внедрено бесплатное обеспечение детей, страдающих редкими (орфанными) и другими наследственно-генетическими заболеваниями, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специальной продовольственной продукцией, расширен спектр оказываемой им медицинской и социальной помощи.

В районных (городских) медицинских объединениях созданы отделения анестезиологии-реанимации детей и круглосуточные педиатрические посты экстренной медицинской помощи, в поликлиниках – детские отделения.

Для состава всех медицинских бригад выделены дополнительные штаты педиатрических медицинских сестер и акушерок. Внедрено бесплатное обеспечение детей, беременных женщин и женщин фертильного возраста необходимыми витаминными комплексами, препаратами йода, препаратами железа и фолиевой кислоты.

В целях укрепления репродуктивного здоровья населения, охраны здоровья матери и ребенка, а также создания эффективной системы управления медицинскими учреждениями:

1. Согласиться с предложениями Министерства здравоохранения по образованию с 1 октября 2023 года:

Республиканского специализированного научно-практического медицинского центра здоровья матери и ребенка (далее – Центр) на базе Республиканского специализированного научно-практического медицинского центра акушерства и гинекологии, Республиканского центра репродуктивного здоровья населения и Республиканского центра «Скрининг матери и ребенка»;

14 региональных филиалов Центра на базе территориальных перинатальных центров, центров репродуктивного здоровья населения и центров «Скрининг матери и ребенка».

2. Внедрить усовершенствованную систему медицинской профилактики и патронажа охраны здоровья матерей, в соответствии с которой:

а) медицинские бригады учреждений первичной медико-санитарной помощи:

выявляют беременных женщин на закрепленной за ними территории, организуют принятие на учет и прохождение ими периодического медицинского осмотра;

совместно с отделениями женской консультации районных (городских) многопрофильных центральных поликлиник ведут регулярный мониторинг состояния беременных женщин, при выявлении у них факторов риска – направляют их в региональные филиалы Центра;

осуществляют периодический патронаж матерей и детей в послеродовой период и принимают меры по предупреждению нежелательной беременности;

ведут пропагандистскую работу по медицинской культуре, профилактике заболеваний и планированию здоровой семьи среди населения репродуктивного возраста и беременных женщин;

б) региональные филиалы Центра в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте:

проводят медицинские обследования и лечение женщин с выявленными факторами риска, при необходимости – направляют их в медицинские учреждения республиканского уровня;

проводят молекулярное медико-генетическое обследование лиц, вступающих в брак, беременных и женщин фертильного возраста, а также младенцев;

обеспечивают специальными лекарственными средствами и продовольственной продукцией детей с выявленными наследственными заболеваниями;

осуществляют меры по планированию здоровой семьи и предупреждению нежелательной беременности;

в) Республиканский перинатальный центр оказывает:

все виды медицинских услуг беременным с риском преждевременных родов и младенцам, родившимся раньше срока (на 22–28 неделе);

консультативную помощь беременным женщинам и младенцам на основе особых медицинских показаний в региональных филиалах Центра, при необходимости – в медицинском стационаре;

г) Центр:

внедряет в республиканских, территориальных медицинских учреждениях и районных (городских) медицинских объединениях специализированные и высокотехнологичные диагностические и лечебные практики при скрининге беременных женщин и новорожденных детей, а также при профилактике, диагностике, лечении и реабилитации экстрагенитальных заболеваний среди населения репродуктивного возраста, врожденных и наследственных заболеваний;

организует оказание акушерско-гинекологических, медико-генетических консультационных услуг, услуг по планированию здоровой семьи, молекулярно-генетическому обследованию, пластической и эстетической гинекологии, вспомогательным репродуктивным технологиям, а также координирует работу в данном направлении;

принимает участие в подготовке и переподготовке кадров, способных оказывать квалифицированные медицинские услуги населению репродуктивного возраста, беременным женщинам и новорожденным детям;

разрабатывает предложения о проведении фундаментальных, прикладных и инновационных научных изысканий и исследований по заболеваниям населения репродуктивного возраста, беременных женщин и новорожденных детей, а также широком внедрении их результатов;

организует среди подростков медико-профилактические мероприятия по предупреждению патологии репродуктивных органов;

реализует совместные научные проекты в сотрудничестве
с зарубежными научно-исследовательскими медицинскими центрами, клиниками и образовательными учреждениями;

принимает меры по формированию здоровой семьи, внедрению передовых методов и технологий охраны здоровья матери и ребенка, а также выявлению врожденных и наследственных заболеваний в раннем пренатальном и неонатальном периоде, предупреждению детской смертности и врожденной инвалидности.

Министерству здравоохранения с 1 октября 2023 года организовать обучение специалистов учреждений первичной медико-санитарной помощи по внедряемой новой системе.

3. Установить, что:

а) Центр является правопреемником по всем правам, обязательствам и договорам Республиканского центра репродуктивного здоровья населения, Республиканского центра «Скрининг матери и ребенка» и Республиканского специализированного научно-практического медицинского центра акушерства и гинекологии;

региональные филиалы Центра – соответствующих территориальных перинатальных центров, центров репродуктивного здоровья населения и центров «Скрининг матери и ребенка»;

б) Центр и его региональные филиалы осуществляют методическое руководство деятельностью родовспомогательных медицинских учреждений;

в) для службы репродуктивного здоровья населения и скрининга в составе образуемого нового Центра сохраняется действующий порядок финансирования, определенный для Республиканского центра репродуктивного здоровья населения и Республиканского центра «Скрининг матери и ребенка»;

г) расходы Центра на лечение больных, направляемых для лечения посредством электронной очереди, а также включенных в льготный контингент, покрываются Государственным фондом медицинского страхования.

4. Утвердить:

Программу мер по дальнейшему развитию службы охраны здоровья матери и ребенка и репродуктивного здоровья населения согласно приложению № 1;

Программу мер по раннему выявлению врожденных и наследственных заболеваний у детей в 2023–2027 годах согласно приложению № 2;

количество родильных койко-мест, дополнительно создаваемых в родильных комплексах в 2023–2027 годах, согласно приложению № 3;

распределение медицинского оборудования, планируемого к закупке для территориальных медицинских учреждений, согласно приложениям №№ 4, 4а – 4о.

5. Принять к сведению, что утверждены отдельные «дорожные карты» по реализации Программы мер по охране здоровья матери и ребенка, укреплению репродуктивного здоровья населения в регионах.

Возложить на Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за своевременное и эффективное проведение мероприятий, определенных «дорожными картами».

6. Министерству здравоохранения в срок до 1 сентября 2024 года наладить в Центре применение методов вспомогательных репродуктивных технологий с внедрением в практику современных и соответствующих международным требованиям наиболее передовых современных стандартов диагностики и лечения.

7. Определить, что:

Центр разрабатывает современные клинические протоколы
и стандарты применения методов вспомогательных репродуктивных технологий и осуществляет методическую координацию деятельности всех медицинских организаций в данном направлении;

ежегодно с 1 октября 2024 года при успешном применении государственными и негосударственными медицинскими организациями методов вспомогательных репродуктивных технологий в отношении лиц, отнесенных к льготной категории, в количестве до 100 человек, расходы, связанные с осуществлением такой практики, покрываются Государственным фондом медицинского страхования за счет средств Государственного бюджета.

Министерству здравоохранения в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров порядок применения методов вспомогательных репродуктивных технологий в отношении семей, не имеющих детей по причине бесплодия, в том числе лиц, отнесенных к льготной категории.

8. Министерству здравоохранения совместно с Национальной телерадиокомпанией Узбекистана принять меры по организации широкой разъяснительной работы среди населения о значимости и необходимости формирования здоровой семьи, охраны здоровья матери и ребенка, выявления врожденных и наследственных заболеваний в ранний пренатальный и неонатальный период, снижения детской смертности и врожденной инвалидности, предупреждения рождения детей с врожденными и наследственными заболеваниями.

9. Освободить на срок до 1 января 2026 года от таможенной пошлины:

высокотехнологичное диагностическое медицинское оборудование, комплектующие изделия, реагенты, необходимые материалы, лекарственные средства и специальную продовольственную продукцию для детей, не производимые в Республике Узбекистан, ввозимые Министерством здравоохранения и Международным неправительственным благотворительным фондом «Соглом авлод учун» в рамках программ, утвержденных в соответствии с приложениями №№ 1 и 2 к настоящему постановлению, по перечню, утвержденному в установленном порядке;

специальную продовольственную продукцию для детей, страдающих фенилкетонурией, не производимую в Республике Узбекистан.

10. Внести изменения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 5.

11. Министерству здравоохранения совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.

12. Возложить на министра здравоохранения Иноятова А.Ш. и заместителя министра здравоохранения Баситханову И.Э. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.

Обсуждение хода исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.

Президент

Республики Узбекистан                           Ш. МИРЗИЁЕВ          

 

Город Ташкент,

8 сентября 2023 года.