Постановление Президента Республики Узбекистан

Эффективная система налогообложения и слаженная работа органов государственной налоговой службы приобретают особое значение в условиях реализации масштабных реформ по долгосрочному развитию экономики страны.

Вместе с тем, организация работы органов государственной налоговой службы, базирующаяся на устаревших методах и принципах налогового контроля, не позволяет обеспечить решение поставленных перед ними новых задач, в том числе по расширению налогооблагаемой базы и повышению собираемости налогов, что усугубляется наличием значительных нерешенных проблем, среди которых:
во-первых, низкий уровень налогового администрирования, связанного в основном с выполнением прогнозных показателей и ограничивающегося налоговой отчетностью без поиска дополнительных источников налогообложения;
во-вторых, наличие значительных предпосылок, способствующих созданию коррупционной среды при налоговом администрировании, приводящие к коррумпированности работников практически всех звеньев органов государственной налоговой службы;
в-третьих, нерациональное использование информационно-коммуникационных технологий, не позволяющее полноценно осуществлять налоговое администрирование, определять дополнительную налогооблагаемую базу и сокращать уровень теневого оборота в экономике;
в-четвертых, отсутствие действенных программных продуктов, обеспечивающих сбор внешних источников для проведения камерального контроля, в том числе за целевым использованием налоговых льгот и преференций;
в-пятых, неэффективность использования предоставленных полномочий по контролю за деятельностью предприятий торговли, общественного питания, рынков и торговых комплексов, приводящая к созданию различных схем уклонения от уплаты налогов;
в-шестых, отсутствие четких критериев определения лиц, систематически уклоняющихся от уплаты налогов, для организации целевых проверок, а также факторов, способствующих совершению налоговых правонарушений;
в-седьмых, недостаточность использования ресурсов для материального стимулирования работников органов государственной налоговой службы при чрезмерном уровне привлечения к дисциплинарной ответственности отрицательно сказывается на эффективности налоговой системы в целом.
В целях устранения имеющихся проблем, реализации основных направлений совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан и задач, определенных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в2017-2021 годах:
1. Считать важнейшими направлениями совершенствования системы налогового администрирования Республики Узбекистан:
первое – преобразование органов государственной налоговой службы в сервисно-ориентированную службу путем создания их нового имиджа в качестве бизнес-партнера и консультанта для налогоплательщиков, безусловное выполнение каждым работником целевой задачи – «Налоговая служба – надежный партнер добросовестного налогоплательщика»;
второе – создание благоприятных условий для добровольного исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязательств по принципу экстерриториальности, законного, прозрачного и комфортного ведения бизнеса, обеспечение роста удовлетворенности налогоплательщиков;
третье – создание принципиально новой системы налогового администрирования и контроля, а также применения превентивных
и упреждающих мер по недопущению коррупционных факторов;
четвертое – устойчивое формирование доходной части бюджетов за счет обеспечения своевременности и стабильности поступления налоговых платежей, максимального снижения и упрощения административных процедур, расширения налогооблагаемой базы и сокращения теневого оборота в экономике;
пятое – дальнейшее усиление мер по внедрению современных, передовых информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих полноценный сбор и обработку данных для осуществления предпроверочного анализа и дистанционной контрольно-аналитической работы;
шестое – привитие работникам органов государственной налоговой службы корпоративной этики, внедрение системы мотивации повышения эффективности своей служебной деятельности с целью достижения стратегических целей и задач органов государственной налоговой службы.
2. Установить, что с 1 января 2019 года органы государственной налоговой службы оказывают сервисные услуги налогоплательщикам в виде исчисления единого налогового платежа для субъектов предпринимательства в сфере услуг, торговли и общественного питания, единого земельного налога, земельного налога с юридических лиц, а также налога на доходы физических лиц по декларируемым доходам на основе информации об их банковском обороте, а также других внешних источников, с направлением уведомлений о сумме начисленных налогов через «персональный кабинет» налогоплательщика.
Государственному налоговому комитету, Министерству финансов, Центральному банку и Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан по итогам изучения передового опыта зарубежных стран в месячный срок утвердить комплекс мер по поэтапному расширению перечня налогов и других обязательных платежей, исчисляемых органами государственной налоговой службы на основе внешних данных и деклараций налогоплательщиков.
4. Установить, что с 1 октября 2018 года:
органы государственной налоговой службы по результатам хронометража деятельности хозяйствующих субъектов направляют требование об осуществлении исчисления налогов с перерасчетом суммы заниженной выручки от реализации товаров (работ, услуг) и численности работников за последний отчетный период, а при повторном выявлении занижения, эти действия квалифицируются как уклонение от уплаты налогов;
уплачиваемая сумма налога за налогоплательщика-физическое лицо третьими лицами не является налогооблагаемым доходом налогоплательщика;
органы государственной налоговой службы ведут паспортизацию налогоплательщиков с составлением акта обследования, являющегося основанием для начисления налогов и других обязательных платежей.
5. Установить следующие основные критерии оценки эффективности деятельности органов государственной налоговой службы:
количество налогоплательщиков, удовлетворительно оценивающих качество работы органов государственной налоговой службы, а также жалоб на их действия и решения;
общая сумма налогов и других обязательных платежей, взысканных по результатам камерального контроля;
сумма выявленных резервов увеличения доходов государственного бюджета и уровень их взыскания по результатам хронометража и обследования;
численность налогоплательщиков, по которым составлены паспорта;
полнота взыскания начисленных налогов и других обязательных платежей и уровень снижения налоговой задолженности;
уровень использования «персонального кабинета» при взаимоотношениях с органами государственной налоговой службы;
охват налогоплательщиков, применяющих программные продукты по учету электронных счетов-фактур и автоматизированного мониторинга онлайн контрольно-кассовых машин.
6. Определить, что работники органов государственной налоговой службы премируются за счет Специального фонда материальной помощи, социальной защиты, развития налоговых органов и непредвиденных расходов Государственного налогового комитета Республики Узбекистан (далее – Специальный фонд) в размере до 10 процентов от суммы:
взысканных налогов и других обязательных платежей по результатам камерального контроля;
налога, уплаченного налогоплательщиком, выявленного по результатам хронометража и паспортизации за один месяц;
взысканных налогов по результатам налоговых проверок.
Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан в месячный срок утвердить критерии оценки эффективности деятельности работников органов государственной налоговой службы и меры их материального стимулирования в зависимости от достижения конечных результатов.
Увеличить размер отчислений в Специальный фонд с 25 до 40 процентов от суммы финансовых санкций за нарушения налогового законодательства и штрафов за административные правонарушения с целевым направлением дополнительно поступающих средств на персональное премирование работников.
7. Предоставить органам государственной налоговой службы право:
приостановления операций по банковским счетам налогоплательщиков-юридических лиц в случаях отсутствия их по заявленному адресу, а также непредставления ими в установленный срок налоговой или финансовой отчетности, обоснований по расхождениям либо уточненной налоговой отчетности по результатам камерального контроля;
взыскания дивидендов по государственной доле и отчислений в Государственный бюджет Республики Узбекистан от чистой прибыли государственных унитарных предприятий;
осуществления по результатам камерального контроля тематических и экспресс-изучений с выходом на места для подтверждения достоверности предоставленной информации налогоплательщиком и правомерности применения налоговых и таможенных льгот, отраженных в отчетах налогоплательщика;
бесспорного списания возникшей налоговой задолженности с банковских счетов, обслуживающих пластиковые карты налогоплательщиков-физических лиц, в сумме, не превышающей двух минимальных размеров заработной платы в месяц.
8. Одобрить предложение Государственного налогового комитета Республики Узбекистан о создании государственного унитарного предприятия «Налог-сервис» (далее – ГУП «Налог-сервис») на базе государственных унитарных предприятий «Республиканский информационно-консультативный центр» и «Центр обработки деклараций о доходах» с созданием региональных центров.
Определить основными задачами ГУП «Налог-сервис»:
оказание технического содействия налогоплательщикам в выполнении налоговых обязательств, а также практической помощи органам государственной налоговой службы в части обслуживания налогоплательщиков по приему отчетов и деклараций;
администрирование технического, программного и информационного обеспечения автоматизированной информационной системы органов государственной налоговой службы;
централизованное архивное хранение в бумажном и электронном виде документов, образующихся в результате деятельности органов государственной налоговой службы;
оказание услуг по информированию населения через специальный сервис «call-центр»;
обучение налогоплательщиков правилам ведения электронных счетов-фактур, доведение до них норм налогового законодательства;
обеспечение мероприятий по защите информации;
повышение знаний и квалификации работников органов государственной налоговой службы.
Государственному налоговому комитету предусмотреть:
сокращение штатных единиц управленческого персонала территориальных органов государственной налоговой службы, осуществляющих вышеуказанные функции;
принятие комплекса мер по кардинальному совершенствованию работы Центра обработки данных, в том числе разработке новых программных продуктов и сервисов для налогоплательщиков.
9. Установить, что услуги ГУП «Налог-сервис» оплачиваются за счет бюджетных ассигнований и средств Специального фонда, а также других средств, не запрещенных законодательством.
Освободить все услуги, оказываемые ГУП «Налог-сервис», от уплаты налогов и других обязательных платежей.
10. Создать Совет досудебного урегулирования налоговых споров между налогоплательщиками и органами государственной налоговой службы при Министерстве финансов Республики Узбекистан, определив его основными задачами:
вынесение заключений по спорным вопросам применения налогового законодательства;
рассмотрение споров, возникающих между налогоплательщиком и органом государственной налоговой службы при выявлении нарушения налогового законодательства;
внесение предложений по устранению пробелов в налоговом законодательстве, выявленных в ходе рассмотрения налоговых споров.
Кабинету Министров Республики Узбекистан в месячный срок утвердить состав и Положение о Совете досудебного урегулирования налоговых споров между налогоплательщиками и органами государственной налоговой службы.
11. Образовать в структуре Государственного налогового комитета Республики Узбекистан:
Межрегиональную государственную налоговую инспекцию по крупным налогоплательщикам с возложением на нее обязанностей по обслуживанию крупных налогоплательщиков, в том числе принятию налоговой отчетности, камеральному контролю, взысканию налогов и других обязательных платежей;
Аналитическое управление с возложением на него задач по оценке эффективности деятельности органов государственной налоговой службы и выработке стратегии их развития.
12. Упразднить Главное управление профилактики правонарушений в сфере розничной торговли и оказания услуг и его территориальные подразделения в целях исключения коррупционной составляющей в деятельности работников органов государственной налоговой службы.
13. Преобразовать Налоговую академию в Центр повышения квалификации при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан.
Кабинету Министров Республики Узбекистан в месячный срок принять:
правительственное решение по организации деятельности Центра повышения квалификации при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан, предусмотрев укрепление его материально-технической базы, внедрение современных методов обучения, в том числе дистанционных форм повышения квалификации, а также организацию региональных филиалов;
меры по переводу студентов бакалавриата и магистратуры преобразуемой Налоговой академии по соответствующим направлениям в Ташкентский государственный экономический университет и Ташкентский финансовый институт.
14. Утвердить:
организационную структуру Государственного налогового комитета Республики Узбекистан согласно приложению № 1;
структуру центрального аппарата Государственного налогового комитета Республики Узбекистан согласно приложению № 2.
15. Установить предельную численность управленческого персонала органов государственной налоговой службы в количестве 11 903 единиц, в том числе центрального аппарата Государственного налогового комитета Республики Узбекистан – 257 единиц.
Предоставить председателю Государственного налогового комитета Республики Узбекистан право по согласованию с аппаратом Президента Республики Узбекистан:
вносить изменения в утвержденную структуру центрального аппарата Государственного налогового комитета Республики Узбекистан в пределах установленной общей численности управленческого персонала;
утверждать структуры государственных налоговых управлений Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, государственных налоговых инспекций районов (городов), а также Межрегиональной государственной налоговой инспекции по крупным налогоплательщикам;
утверждать предельную численность управленческого персонала территориальных органов государственной налоговой службы, в том числе с учетом сокращения штатных единиц управленческого персонала в связи с созданием ГУП «Налог-сервис»;
вводить дополнительные штатные единицы специалистов управленческого персонала органов государственной налоговой службы за счет средств Специального фонда.
16. Определить персональную ответственность:
а) председателя Государственного налогового комитета Республики Узбекистан за:
выполнение прогноза поступлений в Государственный бюджет Республики Узбекистан и государственные целевые фонды;
надлежащий контроль обеспечения полноты и своевременности поступления налогов и других обязательных платежей;
своевременное и качественное исполнение решений Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров Республики Узбекистан, требований иных нормативно-правовых актов;
создание принципиально новой системы отбора, расстановки и стимулирования кадров, нацеленной на привлечение в органы государственной налоговой службы квалифицированных работников, обладающих высокими морально-нравственными качествами;
коренное изменение отношения работников к службе, создание обстановки нетерпимого отношения ко всем проявлениям нарушения законности, формирование здорового климата в коллективе;
обеспечение открытости деятельности органов государственной налоговой службы, установление прямого бесконтактного диалога с налогоплательщиками;
работу по привлечению международных экспертов, грантов в области внедрения современных методов налогового администрирования;
материально-техническое обеспечение органов государственной налоговой службы;
б) первого заместителя председателя Государственного налогового комитета Республики Узбекистан за:
обеспечение полноты и своевременности поступления налогов и других обязательных платежей в Государственный бюджет Республики Узбекистан и государственные целевые фонды;
подготовку предложений по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики, внедрение современных методов осуществления налогового контроля, анализ причин и условий совершения правонарушений в налоговой сфере, принятие мер по их искоренению;
принятие комплекса мер по расширению базы налогообложения, в том числе посредством системного анализа динамики макроэкономических показателей и налогового потенциала регионов;
осуществление контроля и недопущение роста налоговой задолженности, модернизации налоговой системы путем глубокого изучения международного опыта;
в) заместителей председателя Государственного налогового комитета Республики Узбекистан за:
совершенствование методологии разработки и применения налогового законодательства, способствующего повышению эффективности налогового администрирования;
системную работу по поиску и выявлению резервов для повышения уровня доходов Государственного бюджета Республики Узбекистан;
принятие мер по стимулированию субъектов предпринимательства за своевременное исполнение налоговых обязательств;
обеспечение системного контроля в части налогообложения, направленного на легализацию теневого сектора экономики;
состояние и эффективность борьбы с изготовлением, а также реализацией недоброкачественных, фальсифицированных (поддельных) и незаконно ввезенных товаров;
внедрение и эффективное функционирование современных информационно-коммуникационных технологий и передовых автоматизированных методов анализа в процесс налогового администрирования, программных продуктов по учету электронных счетов-фактур автоматизированного мониторинга онлайн контрольно-кассовых машин;
тщательное, всестороннее, полное и объективное рассмотрение обращений физических и юридических лиц, личный прием граждан;
организацию эффективной деятельности Центра повышения квалификации при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан и налоговых колледжей.
17. Утвердить Программу мер по совершенствованию деятельности органов государственной налоговой службы и налогового администрирования согласно приложению № 3.
Установить, что руководители министерств и ведомств несут персональную ответственность за своевременную и эффективную реализацию мероприятий, предусмотренных Программой.
18. Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами:
в месячный срок принять меры по организации систематических совместных рейдов по выявлению уклоняющихся от уплаты налогов лиц, сокрытых объектов налогообложения, а также поставок, хранения и реализации незаконно ввезенных товаров, подпольных цехов;
в двухмесячный срок утвердить Положение о порядке взаимодействия государственной налоговой службы с правоохранительными органами, в том числе предусматривающее мониторинг за налогоплательщиками, осуществляющими операции с лицами, зарегистрированными в оффшорных зонах;
в трехмесячный срок принять меры по открытию веб-портала с возможностью использования потенциала социальных сетей и программных продуктов для осуществления гражданами общественного контроля в налоговой сфере, в том числе позволяющего им сообщать о налоговых правонарушениях субъектов предпринимательства;
в месячный срок внести предложения по внедрению системы электронного администрирования налога на добавленную стоимость, в том числе программного комплекса по учету электронных счетов-фактур в органах государственной налоговой службы для анализа и контроля всей цепочки оборотов в целях повышения собираемости налогов и выявления недобросовестных налогоплательщиков.
19. Установить, что с 1 августа 2018 года в целях повышения материального стимулирования деятельности по выявлению резервов расширения доходной базы местных бюджетов и предотвращения фактов коррупции при определении должностного оклада работников органов государственной налоговой службы согласно утвержденным разрядам по оплате труда по Единой тарифной сетке тарифный коэффициент применяется с увеличением в 1,7 раза.
Расходы, связанные с реализацией мероприятий, предусмотренных настоящим пунктом, производятся за счет бюджетных ассигнований.
20. Министерству финансов Республики Узбекистан:
совместно с Министерством экономики в двухмесячный срок утвердить порядок целевого предоставления налоговых льгот, предусматривающий внедрение системы мониторинга и оценки эффективности их применения, закрепление механизмов обязательного возврата в бюджет сумм неэффективно использованных льгот;
совместно с Государственным налоговым комитетом в двухнедельный срок внести соответствующие дополнения и изменения в сметы расходов и штатные расписания Государственного налогового комитета Республики Узбекистан в соответствии с настоящим постановлением;
выделить в 2018 году, а начиная с 2019 года ежегодно предусматривать в параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан средства, необходимые на расширение Центра обработки данных, внедрение системы современного электронного администрирования, в том числе программных продуктов по учету электронных счетов-фактур и системы автоматизированного мониторинга онлайн контрольно-кассовых машин, а также строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий органов государственной налоговой службы.
21. Председателю Государственного налогового комитета Республики Узбекистан принять действенные меры по:
подбору и расстановке профессиональных кадров, обладающих высокими профессиональными навыками и морально-нравственными качествами;
созданию механизма стимулирования работников, добросовестно несущих службу по защите экономических интересов страны, в зависимости от их персонального вклада;
устранению всех рисков проявления коррупции и совершения должностных злоупотреблений работниками органов государственной налоговой службы;
проведению широкой разъяснительной, профилактической работы среди населения и хозяйствующих субъектов;
оптимизации количества государственных налоговых инспекций, исходя из загруженности и экономической эффективности их деятельности по сбору налогов.
22. Возложить на Министерство финансов Республики Узбекистан мониторинг за правильностью, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей, обратив особое внимание на полноту охвата налогоплательщиков и объектов налогообложения путем сопоставления баз данных органов государственный налоговой службы с базами данных других государственных органов, изучение актов налоговых проверок на местах.
Государственному налоговому комитету и Государственному таможенному комитету в двухнедельный срок обеспечить подключение Министерства финансов Республики Узбекистан к имеющимся базам данных.
23. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухмесячный срок утвердить обновленные:
Положение о Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан;

Положение о прохождении службы в органах государственной налоговой службы Республики Узбекистан.

24. Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок обеспечить:

внесение в Кабинет Министров предложений об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления;
приведение принятых ими ведомственных нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим постановлением.

25. Признать утратившим силу постановление Президента Республики Узбекистан от 1 августа 2017 года № ПП-3168 «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности органов государственной налоговой службы».

26. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., Генерального прокурора Республики Узбекистан Муродова О.Б., заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан – министра финансов Кучкарова Д.А. и первого заместителя председателя Государственного налогового комитета Республики Узбекистан Мусаева Б.А.

Президент 

Республики Узбекистан                                                                    Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент, 

26 июня 2018 года.