Постановление Президента Республики Узбекистан

В стране проводится весомая работа, направленная на демократизацию судебной системы, обеспечение прозрачности деятельности судов, расширение диалога с населением и усиление роли общественности при осуществлении правосудия.

На официальном веб-сайте Верховного суда регулярно публикуются все судебные решения, суды разъясняют участникам судебного процесса суть и значение судебных решений, председатели судов ежеквартально проводят брифинги со средствами массовой информации.

Вместе с тем необходимо повышение роли судов, особенно административных судов по защите нарушенных прав граждан и субъектов предпринимательства, превращение их в подлинного защитника граждан и предпринимателей.

В целях дальнейшего повышения доверия к административным судам в обществе требуется внедрение действенных механизмов контроля за исполнением судебных решений государственными органами.

В целях обеспечения эффективной защиты прав и законных интересов граждан и субъектов предпринимательства во взаимоотношениях с государственными органами, а также совершенствования административного судопроизводства в соответствии с международными стандартами:

1. Принять к сведению, что наряду с обеспечением верховенства закона во взаимоотношениях граждан и субъектов предпринимательства с государственными органами первоочередной задачей административных судов является эффективная защита их прав и законных интересов.

2. Верховному суду совместно с Высшим судейским советом и заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечить установление в процессуальных законодательных актах нижеследующих процедур, направленных на усиление роли административных судов при рассмотрении жалоб на решения государственных органов, превращение их в подлинных защитников граждан и субъектов предпринимательства:

осуществление административного судопроизводства на основе принципа «активная роль суда» с возложением на административные суды обязанности по сбору доказательств по собственной инициативе для выяснения фактических обстоятельств дела, созданием для граждан или субъектов предпринимательства,чьи права нарушены, условий для участия в сборе доказательств в пределах своих возможностей;

предоставление гражданам или субъектам предпринимательства, чьи права нарушены, наряду со спором, вытекающим из публично-правовых отношений, права на предъявление административному суду также требования о взыскании ущерба при наличии причинно-следственной связи, а также передачи полномочия по рассмотрению таких требований административным судам;

 применение в отношении должностных лиц государственных органов или организаций судебных штрафов в случае неисполнения ими решений административных судов по делам, вытекающим из публично-правовых отношений;

внедрение механизмов достижения примирения сторон по делам, вытекающим из публично-правовых отношений.

3. В целях усиления роли административных судов в обществе, превращения их в подлинных защитников граждан и субъектов предпринимательства, в рамках процедур, устанавливаемых в процессуальных законодательных актах в соответствии с пунктом 2 настоящего постановления, предусмотреть:

предоставление сторонам права заключения мирового соглашения по делам, вытекающим из публично-правовых отношений, в установленных законодательными актами случаях;

исполнение государственными органами или организациями решения по делу, вытекающему из публично-правовых отношений, в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу и извещение об этом административного суда;

 применение судебного штрафа в отношении должностных лиц государственных органов или организаций за неисполнение ими судебного акта по делу, вытекающему из публично-правовых отношений;

 применение в повышенном размере первоначально примененного судебного штрафа в отношении должностных лиц государственных органов или организаций за повторное неисполнение ими решения по делу, вытекающему из публично-правовых отношений.

4. Одобрить предложения Верховного суда и Высшего судейского совета, предусматривающие:

запрещение отказа в принятии или прекращения судами производства по делу по причине неподведомственности суду искового заявления, заявления, а также жалобы с передачей искового заявления, заявления, жалобы либо дела в суд, уполномоченный их рассмотреть;

определение обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением административного суда, обязательными для суда по гражданским делам, рассматривающего другое дело;

запрещение объединения нескольких требований в рамках одного дела, из которых одни подведомственны административному суду, а другие – суду по гражданским делам.

5. Верховному суду, Высшему судейскому совету:

совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок обеспечить утверждение и последовательное исполнение «Дорожной карты», предусматривающей меры по детальному ознакомлению граждан и субъектов предпринимательства, а также работников органов государственной власти и управления, органов исполнительной власти на местах с деятельностью административных судов и их ролью в обеспечении законности в обществе;

совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в месячный срок обеспечить в специально отведенных для приема граждан помещениях в зданиях органов исполнительной власти на местах размещение баннеров в обзорных масштабах и демонстрацию на постоянной основе социальных роликов с разъяснением роли административных судов в обеспечении законности в деятельности исполнительных органов и рассматриваемых ими делах;

совместно с Агентством информации и массовых коммуникаций, Национальной телерадиокомпанией Узбекистана, Национальным информационным агентством Узбекистана обеспечить демонстрацию на постоянной основе в средствах массовой информации и социальных сетях тематических передач и социальных роликов об административной юстиции, ее значении в качестве эффективного правового механизма в защите прав граждан и субъектов предпринимательства.

6. Верховному суду совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечить:

в двухмесячный срок – разработку проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан», предусматривающего передачу для рассмотрения искового заявления, заявления, жалобы или дела в уполномоченный суд;

в трехмесячный срок – разработку проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административном судопроизводстве» с учетом положительного международного опыта по разрешению публично-правовых споров;

в месячный срок – внесение предложений об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.

7. Верховному суду совместно с Министерством юстиции в двухмесячный срок внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан предложения о передаче всех дел, вытекающих из публично-правовых отношений, рассматриваемых в настоящее время судами по гражданским делам и экономическими судами, к подведомственности административных судов, в том числе дел по обжалованию исполнительных документов, по которым взыскание производится в безакцептном порядке.

8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.

Президент

Республики Узбекистан                           Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

29 января 2022 года