О Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах в «Год развития науки, просвещения и цифровой экономики»

Указ

Президента Республики Узбекистан

В целях последовательной реализации осуществляемых в интересах народа широкомасштабных реформ подготовлен проект Государственной программы по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах в «Год развития науки, просвещения и цифровой экономики» на основе всестороннего обсуждения с участием широкой общественности.

В обсуждении данного проекта проявили активность граждане и институты гражданского общества нашей страны. В эфире теле- и радиоканалов организовано более тысячи прямых диалогов с ними. Специалистами и экспертами соответствующих отраслей глубоко проанализированы предложения и рекомендации, внесенные гражданами.

В частности, в рамках общественного обсуждения поступило свыше трех тысяч предложений, на основе которых в проект Государственной программы внесено около ста концептуальных и редакционных изменений и дополнений. Также многие предложения предусматривают поддержку мероприятий обнародованной Государственной программы и совершенствование процессов их реализации.

В целях обеспечения исполнения Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах, а также эффективной и своевременной реализации задач, определенных в Послании Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису от 24 января 2020 года, совместных заседаниях и организационных совещаниях палат парламента:

1. Утвердить Государственную программу по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах в «Год развития науки, просвещения и цифровой экономики» (далее – Государственная программа) согласно приложению.

2. В сфере совершенствования системы государственного и общественного строительства:

внедрить с 2020 года в деятельность Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан систему «Электронный парламент», позволяющую использовать электронный портал и мобильное приложение в целях формирования парламентских и депутатских запросов на основе обращений граждан в сети Интернет, а также осуществления прямого диалога с избирателями;

внедрить практику проведения по итогам года мониторинга за тем, как народ оценивает каждый принятый Законодательной палатой Олий Мажлиса Республики Узбекистан закон, а также уровня его эффективности с принятием соответствующих мер по устранению недостатков;

принять в 2020 году практические и организационные меры по налаживанию деятельности Самаркандского областного Кенгаша народных депутатов в качестве «образцового Кенгаша», а также внедрению в деятельность местных представительных органов института запроса Кенгаша;

внедрить с 1 июля 2020 года в практику порядок регулярного заслушивания на заседаниях Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан информации руководителей государственных органов и органов хозяйственного управления об их деятельности, а также членов правительства и руководителей отраслей о проводимой работе по выполнению Целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций, развитию науки, просвещения и цифровой экономики;

внедрить с 1 августа 2020 года систему заслушивания в Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан отчетов послов Узбекистана в зарубежных государствах, а также проведения заседаний Кенгаша и комитетов Сената по изученным вопросам непосредственно с выездом на места при участии руководителей министерств и ведомств в целях оперативного решения проблем, волнующих население;

принять меры по запуску до 1 июля 2020 года мобильного приложения веб-портала «Mening fikrim», а также организации обсуждения в средствах массовой информации обращений, поступающих на веб-портал, с привлечением депутатов, специалистов и широкой общественности.

Рекомендовать палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Кабинету Министров совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечение своевременного исполнения поставленных задач в данном направлении, в том числе принятие Программы мер, направленной на усиление законотворческой и контрольной деятельности парламента, «Дорожной карты» по разработке законов прямого действия, Концепции повышения электоральной культуры населения, а также Стратегии развития гражданского общества в Узбекистане на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

3. В сфере обеспечения верховенства закона и дальнейшего реформирования судебно-правовой системы:

внедрить в практику с 1 мая 2020 года порядок истребования прокурором из суда дел, по которым приговоры, решения, определения или постановления суда вступили в законную силу, исключительно при наличии обращения сторон (за исключением прокурора);

установить с 1 апреля 2020 года порядок признания гражданами Республики Узбекистан лиц, прибывших до 1995 года и постоянно проживающих в Узбекистане на основе удостоверения лица без гражданства, изъявивших желание стать гражданами Республики Узбекистан;

реформировать до 1 ноября 2020 года апелляционную и кассационную инстанции, отменив институт надзорного производства, с целью расширения доступа к правосудию;

декриминализировать до 1 июня 2020 года виды преступлений в сфере предпринимательства, не представляющие большой общественной опасности, а также внедрить порядок освобождения от уголовной ответственности лиц, впервые совершивших преступление, связанное с нарушением таможенного законодательства, добровольно внесших платежи за товар и осуществивших таможенное оформление;

передать с 1 декабря 2020 года полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях в компетенцию судов по уголовным делам;

внедрить с 1 декабря 2020 года систему поощрения добровольной оплаты штрафа лицом, совершившим правонарушение, предусмотренное в санкции соответствующей статьи Кодекса об административной ответственности до рассмотрения дела в суде и уполномоченных органах.

Поручить Верховному суду Республики Узбекистан, Высшему судейскому совету, Генеральной прокуратуре, Министерству внутренних дел, Министерству юстиции совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечение своевременного исполнения поставленных задач в данном направлении, в том числе разработку новой редакции систематизированного Закона «О судах», проектов законов, регулирующих деятельность органов судейского сообщества, а также предусматривающих внесение изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Республики Узбекистан и Кодекс об административной ответственности, направленных на усиление гарантий прав граждан и субъектов предпринимательства.

4. Согласиться с предложениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Кабинета Министров и Национального центра по правам человека, с учетом пожеланий широкой общественности и рекомендаций международного экспертного сообщества, предусматривающими:

внедрение с 1 апреля 2020 года порядка, согласно которому не требуется наличие постоянной прописки в городе Ташкенте и Ташкентской области для граждан Республики Узбекистан при приобретении недвижимого имущества в данных регионах;

отмену отдельной ставки государственной пошлины за удостоверение договоров купли-продажи недвижимого имущества в новостройках города Ташкента и Ташкентской области для граждан Республики Узбекистан, постоянно проживающих в Республике Узбекистан и имеющих постоянную прописку в других регионах республики.

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

а) в срок до 1 апреля 2020 года обеспечить внесение в законодательство изменений и дополнений, вытекающих из настоящего пункта, в том числе предусмотрев:

требования по соблюдению положений Жилищного кодекса Республики Узбекистан о социальной норме жилой площади на одного человека при постоянной прописке;

обеспечение цифровизации механизмов, связанных с пропиской, а также их осуществление на основе принципа «единого окна»;

организацию обучения по направлениям высшего образования, востребованным в регионах, в том числе открытие филиалов ведущих высших образовательных учреждений, расположенных в городе Ташкенте;

б) предусмотреть при разработке Концепции развития урбанизации в Республике Узбекистан до 2030 года определение крупных городов, обладающих природным и социально-экономическим потенциалом, с целью создания для населения республики дополнительных, наряду с городом Ташкентом, «центров притяжения».

5. В сфере развития экономики и активного привлечения инвестиций:

отменить с 2020 года практику установления государством плана производства и обязательной продажи хлопка, его цены, снизить на 25 процентов объем обязательной продажи зерна государству;

наладить в 2020 году эффективный порядок выплаты налогоплательщикам за счет бюджета процентов в размере основной ставки Центрального банка на сумму, излишне уплаченную налогоплательщиками, в случае ее невозвращения в установленный срок, а также возврата части налога на добавленную стоимость при реализации продукции на внутреннем рынке;

сократить в 2020 году количество лицензий и иных документов разрешительного характера не менее чем в два раза;

приступить с 1 июня 2020 года к реализации «дорожных карт» по трансформации банков с государственной долей, в том числе принять меры по повышению качества банковских услуг, оказываемых населению и хозяйствующим субъектам, а также расширению видов современных розничных банковских услуг;

создать до 1 июня 2020 года Экспортно-кредитное агентство по предэкспортному финансированию;

принять практические меры по своевременной и полной реализации проекта «цифровая маркировка и онлайн-касса», а также разработке и внедрению электронной системы учета товаров «Э-омбор»;

внедрить с 1 июня 2020 года механизмы возмещения государством части расходов по экспорту грузов автомобильным и воздушным транспортом местным экспортерам, а также выплаты компенсации части расходов предпринимателей по созданию инфраструктуры;

создать в 2020 году не менее 800 тысяч широкополосных Интернет-портов и проложить 12 тысяч километров оптико-волоконных линий связи.

Поручить Кабинету Министров Республики Узбекистан, Центральному банку, Счетной палате, Торгово-промышленной палате совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечение своевременного выполнения поставленных задач в данном направлении, в том числе разработку проектов законов «О государственном финансовом контроле», «О государственном долге» и «Об официальной статистике», стратегий развития автомобильных дорог и повышения доступности финансовых услуг, концепций по регулированию внешнеэкономической деятельности и развитию водного хозяйства, Программы практических мер по широкому внедрению цифровых технологий в сельском хозяйстве.

6. Кабинету Министров Республики Узбекистан:

в двухмесячный срок утвердить «Дорожную карту» по организации в каждом регионе курсов обучения предпринимательству, а также порядок выделения грантов за самый передовой проект выпускникам данных курсов;

создать на базе 30 колледжей, переданных в ведение Министерства занятости и трудовых отношений, а также в каждом районе города Ташкента не менее одного моноцентра «Ишга мархамат» и центра профессиональной подготовки с обеспечением, в первую очередь, обучения в них безработных и членов бедных семей основам предпринимательства и профессиям.

Обеспечить поэтапное создание аналогичных моноцентров и центров профессиональной подготовки также в районах и городах Республики Каракалпакстан и областей.

7. Агентство по развитию малого бизнеса и предпринимательства при Министерстве экономики и промышленности, Министерству по поддержке махалли и семьи, Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан и Торгово-промышленной палате совместно с Союзом молодежи Узбекистана, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента принять меры по организации курсов обучения для одиноких и многодетных женщин, безработных и молодежи, изъявивших желание пройти обучение по востребованным в повседневной жизни профессиям, в частности швейному делу, кулинарии, парикмахерскому делу, и по другим направлениям.

Министерству по поддержке махалли и семьи совместно с Министерством занятости и трудовых отношений в месячный срок разработать Программу обучения профессиям в гузарах махаллей, сформировав список соискателей.

Установить, что средства для таких представителей нуждающихся в социальной защите слоев населения, как одинокие и многодетные женщины, безработные и молодежь, обученных на курсах профессионального обучения, выделяются за счет Государственного фонда содействия занятости в порядке, определенном Кабинетом Министров.

8. Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей, города Ташкента, районов (городов) совместно с Министерством финансов, Министерством занятости и трудовых отношений:

наладить систему выделения грантов на передовые предпринимательские проекты за счет бюджетных средств;

до 1 мая 2020 года разработать порядок проведения в каждом регионе не менее одного конкурса на тему «Лучшая учебная программа
по профессиональной подготовке» среди негосударственных организаций с выделением победителям конкурса грантов из Государственного фонда содействия занятости для организации своего дела.

9. Совету Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятам областей совместно с Министерством экономики и промышленности в двухмесячный срок определить пустующие земельные площади несельскохозяйственного назначения вблизи густонаселенных регионов с хорошо развитым предпринимательством, принять меры по разработке проектной документации для создания на них малых промышленных зон, а также обеспечению их инфраструктурой.

Установить, что:

дирекциям по управлению малыми промышленными зонами выделяется 100 миллиардов сумов из средств Государственного бюджета Республики Узбекистан для обеспечения создаваемых новых малых промышленных зон всей необходимой инфраструктурой;

земельные участки создаваемых новых малых промышленных зон приватизируются предпринимателями в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан, а средства, поступившие от приватизации, расходуются дирекциями по управлению малыми промышленными зонами на строительство новых малых промышленных зон.

10. Фонду поддержки фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель совместно с Министерством по поддержке махалли и семьи, Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей в месячный срок сформировать в каждом районе список лиц, желающих заниматься дехканством, распределить претендентам земли, выведенные из сельскохозяйственного оборота, с закреплением их за кооперациями. При этом предоставить данным лицам льготы, предусмотренные законодательством и принять все меры для возврата земель в сельскохозяйственный оборот.

11. Агентство по развитию малого бизнеса и предпринимательства при Министерстве экономики и промышленности, Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций в двухмесячный срок объявить конкурсы на создание интерактивных мобильных приложений сервисного обслуживания бизнеса, а также граждан, изъявивших желание заниматься предпринимательством и быть самозанятыми, с налаживанием системы выделения грантов на лучшие проекты.

12. Министерству экономики и промышленности Республики Узбекистан совместно с Министерством финансов, Министерством занятости и трудовых отношений, Министерством инвестиций и внешней торговли, иными заинтересованными ведомствами с привлечением Всемирного банка, Программы развития Организации Объединенных Наций и других международных организаций в срок до 1 августа 2020 года разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект Программы сокращения бедности, предусматривающий:

разработку методологии и критериев определения понятия бедности исходя из региональных особенностей;

реализацию комплекса мер по формированию у населения, особенно среди молодежи и женщин, современных навыков ведения бизнеса и предпринимательства;

внедрение эффективных механизмов поддержки предпринимательских инициатив, способствующих прежде всего решению социальных проблем на местах;

создание условий для широкого доступа субъектов предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе услугам микрофинансирования и государственным закупкам;

реализацию масштабных программ по переподготовке незанятого населения и обучению безработных граждан широко востребованным профессиям.

13. Определить, что с 1 июня 2020 года при выдаче субъектам предпринимательства лицензий и иных документов разрешительного характера не допускается отказ по причине несоответствия профессиональной квалификации кадров, предоставленной документации и программ установленным законодательством требованиям, зданий и помещений – санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям пожарной безопасности.

В данном случае уполномоченные государственные органы обязаны оказать содействие субъектам предпринимательства в поиске квалифицированных кадров, привлечении специалистов для доработки документации и программ, а также создании иных необходимых условий для получения лицензий и иных документов разрешительного характера, за исключением случаев отказа соискателя от предложенного содействия.

Министерству юстиции Республики Узбекистан в трехмесячный срок внести предложения по внедрению порядка, установленного настоящим пунктом.

14. Министерству транспорта совместно с Министерством юстиции в трехмесячный срок с учетом внедрения современных методов мониторинга и контроля за деятельностью перевозчиков в единой интерактивной информационной системе «UzTrans» внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по:

осуществлению городских, пригородных, междугородных и международных перевозок грузов автомобильным транспортом путем внедрения уведомительного порядка начала осуществления грузовых перевозок и онлайн-регистрации автотранспортного средства, осуществляющего международные грузоперевозки;

предоставлению физическим лицам права заниматься городской, пригородной и междугородной перевозкой пассажиров автомобильным транспортом.

15. В сфере социального развития:

обеспечить до конца 2020 года доведение уровня охвата дошкольным образованием до 60 процентов с внедрением системы подготовки детей в возрасте 6 лет к школе;

оптимизировать с 2020/2021 учебного года нагрузку преподавателей общеобразовательных школ, а также в два раза сократить количество предметов в высших образовательных учреждениях, не связанных с основной специализацией;

увеличить поэтапно с 2020/2021 учебного года в два раза параметры государственного заказа по приему на учебу в высшие образовательные учреждения Республики Узбекистан на основе государственного гранта;

принять в 2020 году меры по трансформации в сотрудничестве с престижными зарубежными высшими образовательными учреждениями 5 высших образовательных учреждений, отобранных на конкурсной основе;

принять меры в 2020 году по активизации фундаментальных и прикладных исследований в таких направлениях, как математика, химия, биология и геология, а также созданию всех необходимых условий для ученых;

кардинально пересмотреть до 1 сентября 2020 года механизм выделения целевых грантовых средств для фундаментальных и инновационных исследований с целью обеспечения активной интеграции научной сферы с производством;

завершить в 2020 году подготовку к внедрению системы обязательного медицинского страхования с запуском в следующем году данной системы, в порядке эксперимента, в Сырдарьинской области;

увеличить в 2020 году в 1,3 раза по сравнению с прошлым годом обеспеченность государственных медицинских организаций и населения лекарственными средствами и медицинскими изделиями.

Поручить Кабинету Министров Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечение своевременного исполнения поставленных задач в данном направлении, а также разработку новой редакции Жилищного кодекса, проекта Экологического кодекса, проектов законов «Об услугах водоснабжения и канализации» и «О кинематографии», Государственной программы по обеспечению занятости населения и созданию новых рабочих мест, Национальной программы развития и поддержки культуры чтения книг, концепций развития сферы науки, социальной защиты населения, развития системы питьевого водоснабжения и канализации, Стратегии развития сферы строительства.

16. Министерству народного образования совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан внедрить с 1 сентября 2020 года в отдельных общеобразовательных учреждениях в рамках проекта «Пять инициатив» по образованию молодежи и занятости женщин, в порядке эксперимента, информационные системы электронного обучения детей школьным предметам с отменой бумажной документации, включающие в себя в том числе электронные классные журналы, цифровизацию дневников учащихся, библиотеку электронных материалов (учебников, видеоуроков, виртуальных лабораторий и других).

17. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с Министерством высшего и среднего специального образования с привлечением экспертов, в том числе зарубежных, обеспечить пересмотр программ обучения в сфере информационно-коммуникационных технологий и цифровой экономики, предусмотрев подготовку кадров по таким направлениям, как наука о данных, большие данные, искусственный интеллект и др.

18. Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан совместно с другими заинтересованными ведомствами обеспечить с 2020/2021 учебного года предоставление студентам высших образовательных учреждений республики возможности оплаты за обучение в равных долях не менее четырех раз в течение учебного года.

19. Внедрить в порядке эксперимента поэтапно с 2020/2021 учебного года дистанционную форму обучения в Ташкентском университете информационных технологий имени Мухаммада аль-Хорезмий, Ташкентском государственном юридическом университете и Ташкентском государственном педагогическом университете.

Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерству юстиции и Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан в срок до 1 августа 2020 года обеспечить определение порядка внедрения дистанционной формы обучения, создание программно-аппаратного комплекса, внедрение в учебный процесс соответствующих высших образовательных учреждений платформы дистанционного обучения и оснащение их необходимым оборудованием в установленном порядке.

Кабинету Министров Республики Узбекистан с учетом результатов эксперимента в срок до 1 января 2021 года внести предложения о внедрении в систему высшего образования дистанционной формы обучения вместе с графиком внедрения данной формы обучения в разрезе высших образовательных учреждений и направлений обучения.

20. Принять к сведению, что в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 31 октября 2019 года № ПП–4502 подтверждение трудового стажа и определение размера заработной платы при исчислении пенсии за период после 1 января 2020 года осуществляются на основе данных, содержащихся в межведомственном аппаратно-программном комплексе «Единая национальная система труда».

Внедрить порядок, согласно которому при подтверждении трудового стажа и определении размера заработной платы для начисления пенсии, без предоставления архивных данных, используются:

за период 2005–2016 годов сведения об обязательных взносах в накопительную пенсионную систему;

за период 2016–2018 годов сведения электронного Централизованного реестра индивидуального учета начисленных страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов;

за период 2019 года сведения электронного Централизованного реестра персонализированного учета начисленной заработной платы граждан.

Архивные данные за указанные в настоящем пункте периоды используются исключительно в случае отсутствия в системах необходимой информации либо по обращению заявителя. При необходимости проверки предоставленных заявителем документов, а также истребовании дополнительных архивных данных заявителю пенсия оформляется заочно по минимальным размерам с последующим перерасчетом.

Министерству занятости и трудовых отношений совместно с Министерством финансов и Министерством юстиции Республики Узбекистан в трехмесячный срок:

принять меры по интеграции с системами и базами данных заинтересованных ведомств посредством межведомственного аппаратно-программного комплекса «Единая национальная система труда» с целью сбора посредством единой системы необходимых сведений за период до 1 января 2020 года, а также цифровизации сведений для обеспечения полноценной работы данной системы;

внести предложения по совершенствованию порядка назначения и выплаты пенсии с учетом создания гражданам необходимых условий для ознакомления с информацией о положенных им пенсионных выплатах, в том числе с созданием возможностей автоматического расчета.

21. Министерству занятости и трудовых отношений совместно с Министерством финансов, Государственным налоговым комитетом, Министерством юстиции Республики Узбекистан, с учетом обращений граждан и задач по цифровизации экономики, в двухмесячный срок обеспечить внесение «Дорожной карты» по пересмотру перечней видов деятельности (услуг, работ), по которым выдаются временные трудовые удостоверения самозанятым гражданам, цифровизации данных процессов, а также популяризации возможностей фрилансинга (удаленная работа).

22. Одобрить предложение Агентства развития государственной службы при Президенте Республики Узбекистан и Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций о внедрении с 1 ноября 2020 года аппаратно-программного комплекса «Единая электронная информационно-аналитическая система государственной гражданской службы» (далее – аппаратно-программный комплекс).

Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с Агентством развития государственной службы при Президенте Республики Узбекистан обеспечить интеграцию аппаратно-программного комплекса в Единый портал интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан и другие необходимые системы.

Министерству высшего и среднего специального образования, Государственной инспекции по надзору за качеством образования, Высшей аттестационной комиссии и руководителям высших образовательных учреждений принять меры по своевременному и качественному созданию ведомственных информационных систем, их интеграции с аппаратно-программным комплексом, а также цифровизации данных для обеспечения полноценной работы данной системы.

23. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан совместно с другими заинтересованными ведомствами при разработке проекта программы «Цифровой Узбекистан – 2030» наряду с другими вопросами предусмотреть:

а) в сфере развития системы «Электронное правительство»:

развитие человеческого капитала и совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров в сфере информационных технологий;

цифровую трансформацию государственных услуг и развитие информационной экосистемы;

обеспечение открытости и прозрачности деятельности государственных органов и организаций;

б) в сфере повышения потенциала отечественного рынка IT-технологий:

переход на использование в государственных органах и организациях в установленном порядке информационных систем и программных продуктов с определением единого реестра основных функциональных требований к данным продуктам;

формирование единой базы отечественных информационных систем и программных продуктов, соответствующих установленным функциональным требованиям;

организацию в высших образовательных учреждениях, обладающих потенциалом, лабораторий по разработке информационных технологий и программных продуктов, в том числе с привлечением международно признанных передовых IT-компаний;

создание благоприятных условий для дальнейшего развития разработки отечественных информационных технологий и программных продуктов;

в) в сфере создания системы управления государственными данными:

внедрение стандартизированного подхода к формированию и обработке данных в области государственного управления;

внедрение принципа единого источника данных, в котором данные формируются только в одном ответственном государственном органе или его подразделениях, с распределением ответственности по формированию и актуализации данных по государственным органам;

поэтапный переход от документоориентированной системы к системе, основанной на реестровых записях данных.

24. Разрешить государственным органам, ведомствам, всем предприятиям и организациям привлекать работников, ответственных за внедрение и развитие цифровой экономики, современных информационных технологий и коммуникаций, без соблюдения Классификатора основных должностей служащих и профессий рабочих в части минимального уровня образования и квалификационных разрядов по профессиям.

Министерству по развитию информационных технологий, Министерству инновационного развития Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения по созданию системы поддержки и стимулирования лиц, имеющих международный сертификат в области информационных технологий.

При этом предусмотреть покрытие государством расходов лицам, успешно сдавшим экзамен на получение международного сертификата в области информационных технологий, расширение возможностей получения лицами, имеющими международный сертификат в области информационных технологий, образования в республиканских высших образовательных учреждениях.

25. Министерству по развитию информационных технологий, Министерству занятости и трудовых отношений, Министерству инновационного развития Республики Узбекистан совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в рамках финансирования проекта «Пять инициатив» принять меры по организации в учебных центрах «Рақамли технологиялар», моноцентрах «Ишга марҳамат» и «Ёшлар технопарклари» специальных курсов по обучению молодежи цифровым технологиям.

26. Одобрить предложение Министерства инновационного развития, Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан и Союза молодежи Узбекистана о проведении в городе Ташкенте Международного молодежного инновационного форума, а также организации в рамках форума конкурса «Самые лучшие проекты» с целью привлечения наиболее передовых проектов молодежи в развитие цифровой экономики.

27. Кабинету Министров в месячный срок внести проекты Указа и постановления Президента Республики Узбекистан, предусматривающие:

совершенствование государственного управления в отрасли с критическим пересмотром организационно-институциональных основ цифровой экономики и электронного правительства;

в сфере совершенствования системы «Электронное правительство» развитие межведомственного электронного сотрудничества, повышение качества и расширение перечня оказываемых электронных государственных услуг, широкое применение форм реализации бесконтактных взаимоотношений с населением и субъектами предпринимательства;

в сфере широкого внедрения информационных систем и программных продуктов в реальные секторы экономики создание цифровых технологий и автоматизированных систем в финансово-хозяйственной деятельности, административных процедурах, производстве, технологических и управленческих процессах;

в сфере развития телекоммуникационной инфраструктуры расширение широкополосного использования сети Интернет, развитие
и модернизацию сети мобильной связи и других современных телекоммуникационных услуг;

совершенствование системы финансирования реализации проектов в сфере цифровой экономики.

28. Установить порядок, в соответствии с которым формирование, хранение и обработка информации в информационных системах и ресурсах государственных органов и организаций, оказывающих государственные услуги, осуществляются исключительно с использованием единых идентификаторов системы «Электронное правительство».

29. Согласиться с предложением Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций о введении Единого реестра межведомственных информационных систем и программных продуктов электронного правительства (далее – Единый реестр), а также перечней единых идентификаторов системы «Электронное правительство» (далее – перечни), справочников и классификаторов, обязательных к использованию в информационных системах и ресурсах государственных органов и организаций.

30. Установить, что:

в Единый реестр включаются межведомственные интегрированные информационные системы и ресурсы, а также иные программные продукты, разрабатываемые в интересах государственных органов и иных организаций;

государственные органы и иные организации обязаны осуществлять внедрение и эффективное использование межведомственных интегрированных информационных систем и ресурсов, а также иных программных продуктов, включенных в Единый реестр.

31. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, Государственной инспекции «Узкомназорат» и Центру кибербезопасности в двухмесячный срок внести на утверждение в Кабинет Министров проект Положения о порядке формирования и ведения Единого реестра и перечней с указанием государственных органов или организаций, ответственных за предоставление их актуальной версии в систему «Электронное правительство».

32. Кабинету Министров Республики Узбекистан в целях недопущения необоснованного ограничения в доступе к информации, необходимой для развития науки и просвещения, информационных технологий, трудовых отношений и предпринимательства, а также с учетом международных стандартов, в срок до 1 сентября 2020 года принять меры по пересмотру перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, с последующим его рассекречиванием.

33. Принять к сведению, что палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Министерством юстиции совместно с представительствами Организации Объединенных Наций и Программой развития Организации Объединенных Наций в Узбекистане проработан вопрос организации в структуре Института проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе Республики Узбекистан совместного учебного центра Организации Объединенных Наций по развитию парламентаризма, нацеленного на:

реализацию совместно с парламентами и другими заинтересованными государственными органами зарубежных стран совместных учебных программ по повышению навыков, квалификации и потенциала депутатского корпуса и сенаторов, а также специалистов органов государственной власти и управления;

обмен опытом и достижениями в сфере законотворчества, парламентского контроля, представления интересов граждан и налаживания открытого диалога с народом, оценки регуляторного воздействия актов законодательства, оптимизации бремени нормативно-правового регулирования;

создание онлайн-системы, содержащей образовательные модули и программы для дистанционного обучения внутри и за пределами Республики Узбекистан по соответствующим направлениям и интегрированной с системой «Электронный парламент».

Установить, что финансирование расходов, связанных с функционированием учебного центра, в том числе с пребыванием в стране обучающихся и экспертов зарубежных стран, осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, международных организаций и доноров.

Министерству финансов Республики Узбекистан обеспечить выделение в установленном порядке финансовых средств в пределах параметров государственного бюджета на 2020 год, а начиная с 2021 года предусматривать ежегодное выделение бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий, предусмотренных в настоящем пункте.

Рекомендовать палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан принять совместное решение о повышении эффективности деятельности данного института с учетом современного этапа реформирования.

34. Принять к сведению, что при рассмотрении и утверждении кандидатуры на должность Премьер-министра Республики Узбекистан
в Олий Мажлисе Республики Узбекистан представлена Программа действий Кабинета Министров на ближайшую и долгосрочную перспективу.

Кабинету Министров Республики Узбекистан ежеквартально осуществлять на своих заседаниях критическое обсуждение хода реализации Программы действий в разрезе министерств, ведомств и регионов в увязке с Государственной программой на соответствующий год.

35. Министерству иностранных дел, Министерству инвестиций и внешней торговли совместно с другими заинтересованными ведомствами в двухнедельный срок внести предложения по конкретным мероприятиям, направленным на активизацию сотрудничества с зарубежными странами в торгово-экономической, инвестиционной, научно-образовательной, культурно-гуманитарной и политической сферах, а также в сфере безопасности в 2020 году, предусматривающие в том числе упрощение процедур и предоставление специальных благоприятных режимов для граждан и субъектов предпринимательства Республики Узбекистан.

36. В целях создания благоприятных условий для широкого привлечения прямых инвестиций, передового опыта и современных технологий Министерству иностранных дел совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан, заинтересованными ведомствами обеспечить при активном привлечении дипломатических миссий Республики Узбекистан за рубежом подготовку конкретных предложений и практических мер по расширению многогранного сотрудничества со странами мира, углублению долгосрочного партнерства с Организацией Объединенных Наций и ее учреждениями, ведущими международными институтами и финансовыми структурами, а также региональными объединениями.

37. Согласиться с предложением Общенационального движения «Юксалиш» и Центра «Стратегия развития» об организации Международного дискуссионного клуба, осуществляющего:

проведение общественных обсуждений актуальных вопросов реализации реформ с привлечением отечественных и зарубежных экспертов с широким освещением в средствах массовой информации;

проведение опросов и изучений среди населения и экспертов с целью налаживания системы постоянной оценки эффективности деятельности органов государственной власти и управления;

выработку обоснованных предложений по инициируемым проектам нормативно-правовых актов с учетом их общественного обсуждения;

организацию регулярных общественных слушаний с целью повышения подотчетности государственных органов и организаций перед населением.

Определить, что Международный дискуссионный клуб организуется при Общенациональном движении «Юксалиш».

38. Министерству экономики и промышленности Республики Узбекистан совместно с Общенациональным движением «Юксалиш» и Центром «Стратегия развития» обеспечить:

системный мониторинг хода реализации Государственной программы и выработку рекомендаций по принятию дополнительных мер для ее качественного и своевременного выполнения;

ежемесячное обобщение информации о ходе реализации Государственной программы и размещение ее итогов на своих веб-сайтах с указанием конкретных показателей и достигнутых положительных изменений;

ежеквартальное внесение в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров Республики Узбекистан информации о результатах мониторинга;

подготовку, опубликование на иностранных языках и широкое распространение информационно-аналитических обзоров, посвященных итогам реализации Государственной программы.

39. Контроль за последовательным и своевременным исполнением пунктов Государственной программы осуществляется в следующем порядке:

Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, Кенгаши народных депутатов областей, районов, городов в десятидневный срок разрабатывают и ежемесячно обсуждают на заседаниях план мероприятий по реализации Государственной программы;

Кабинет Министров Республики Узбекистан ежемесячно критически изучает исполнение Государственной программы у заместителей и советников Премьер-министра, ежеквартально обсуждает на заседаниях правительства и принимает соответствующие меры в отношении руководителей ответственных министерств и ведомств по мероприятиям, не выполненным в сроки и в полном объеме;

палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан ежеквартально заслушивают информацию Премьер-министра и членов правительства по выполнению Государственной программы и разрабатывают предложения, направленные на повышение эффективности деятельности правительства;

Администрация Президента Республики Узбекистан совместно со Счетной палатой ежемесячно осуществляет контроль за исполнением Государственной программы и обеспечивает ее своевременное и полноценное исполнение.

40. Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, Национальному информационному агентству Узбекистана, Национальной телерадиокомпании Узбекистана в тесном взаимодействии с Международным пресс-клубом, Национальной ассоциацией электронных средств массовой информации, Национальной ассоциацией негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана обеспечить:

широкое разъяснение целей и задач настоящего Указа в средствах массовой информации и сети Интернет;

оперативное доведение до широкой общественности объективной и полной информации о ходе реализации Государственной программы.

41. Министерству юстиции совместно с заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

42. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.

Президент

Республики Узбекистан                                          Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

2 марта 2020 года.

УзА