О дополнительных мерах по углублению реформ в строительной отрасли Республики Узбекистан

Указ

Президента Республики Узбекистан

В целях дальнейшего углубления реформ в строительной отрасли, снижения бюрократических барьеров, широкого внедрения инновационных идей, разработок и передовых информационно-коммуникационных технологий, а также обеспечения прозрачности на всех этапах строительства:

1. Установить порядок, в соответствии с которым:

а) допускается применение до 31 декабря 2028 года на территории Республики Узбекистан зарубежных нормативных документов в области технического регулирования в сфере градостроительной деятельности (далее – нормативные документы) согласно приложению № 1 одновременно с национальными нормативными документами, в том числе на этапе проведения экспертизы проектной документации, при условии:

адаптации с привлечением местных проектно-изыскательских организаций проектной документации, подготовленной на основе зарубежных нормативных документов, с разработкой специальных технических условий, обеспечивающих компенсирующие мероприятия в части расхождения с национальными нормативными документами;

покрытия со стороны заказчика (инвестора) расходов по оплате услуг независимых зарубежных специалистов и консультантов, привлекаемых, при необходимости, уполномоченным органом при рассмотрении адаптированной проектной документации, независимо от результата такого рассмотрения;

б) с 1 июля 2020 года:

внедряется электронный рейтинг проектно-изыскательских организаций, автоматически формируемый по данным налоговой и статистической отчетности (опыт работы, количество работников, в том числе квалифицированных, объем основных средств, полученные доходы и уплаченные налоги, фонд оплаты труда и другие критерии);

в) с 1 сентября 2020 года:

внедряется электронный рейтинг строительных подрядных организаций, автоматически формируемый по данным налоговой и статистической отчетности (опыт работы, количество работников, в том числе квалифицированных, объем основных средств, полученные доходы и уплаченные налоги, фонд оплаты труда и другие критерии), а также сведений Инспекции по контролю в сфере строительства при Министерстве строительства Республики Узбекистан (объем завершенных строительством объектов, наличие предписаний по устранению нарушений градостроительного законодательства и их исполнение, а также другие критерии) с дифференциацией рейтинга по категориям в зависимости от объемов и объектов строительства;

г) с 1 января 2021 года:

закупочные процедуры в рамках государственных закупок в сфере строительства осуществляются в электронной форме в режиме онлайн с возможностью интеграции с другими электронными системами и использования данных электронных рейтингов проектно-изыскательских и строительных подрядных организаций при оценке их соответствия установленным квалификационным требованиям закупочных процедур;

к участию в государственных закупках в сфере строительства допускаются проектно-изыскательские и строительные подрядные организации, включенные в электронный рейтинг и имеющие положительные показатели по соответствующим критериям (опыт работы, финансовая устойчивость, наличие в штате квалифицированных работников и другие критерии);

для проектно-изыскательских и строительных подрядных организаций, включенных в электронный рейтинг и имеющих положительные показатели по соответствующим критериям, не требуется прохождение предварительной квалификации для допуска к участию в государственных закупках, а также предоставление общей и технической частей конкурсной (тендерной) документации;

проектная документация по объектам, финансируемым за счет средств государственных заказчиков и субъектов государственных закупок, подлежит обязательной экспертизе на соответствие требованиям энергетической эффективности в сроки, отведенные для проведения комплексной экспертизы проектной документации;

вводится требование о выполнении собственными силами не менее тридцати процентов от стоимости работ (услуг) проектно-изыскательскими и строительными подрядными организациями, признанными победителями закупочных процедур в рамках государственных закупок в сфере строительства.

2. Согласиться с предложением Министерства строительства, Министерства экономики и промышленности, Министерства финансов Республики Узбекистан и хокимията г. Ташкента о проведении эксперимента по привлечению субъектов частного предпринимательства к осуществлению функций заказчика в городе Ташкенте (далее – эксперимент), предусматривающего: отбор 10 объектов строительства в городе Ташкенте, проектирование и строительство которых запланировано на 2021–2022 годы;

заключение договоров на инжиниринговые услуги (включая технический надзор и управление проектом) с субъектами частного предпринимательства по результатам отбора наилучших предложений;

утверждение Кабинетом Министров Республики Узбекистан перечня объектов строительства и субъектов частного предпринимательства, участвующих в эксперименте.

Установить, что эксперимент проводится в срок до завершения строительно-монтажных работ и ввода отобранных объектов в эксплуатацию.

3. Создать Центр технического нормирования в строительстве при Министерстве строительства Республики Узбекистан (далее – Центр) в форме государственного учреждения.

4. Определить основными задачами Центра:

изучение проблем системы нормирования в строительстве и внедрения инновационных технологий;

гармонизацию национальных нормативных документов с международными нормами, правилами и стандартами в строительстве на основе их изучения и анализа;

разработку требований по безопасности зданий, сооружений и их отдельных элементов, а также мероприятий по повышению энергоэффективности зданий и сооружений;

создание и ведение научно-технической библиотеки и электронной базы нормативных документов, в том числе зарубежных;

взаимодействие с зарубежными и международными организациями, консультантами и специалистами и их привлечение к совершенствованию базы национальных нормативных документов.

5. Утвердить структуру Центра технического нормирования в строительстве при Министерстве строительства Республики Узбекистан с предельной численностью управленческого персонала в количестве 20 единиц согласно приложению № 2.

Установить, что:

деятельность Центра финансируется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, средств Фонда поддержки деятельности Министерства строительства Республики Узбекистан, средств технического содействия (грантов) МФИ/ИПФО и иных источников, не запрещенных законодательством;

штатная численность Центра комплектуется за счет оптимизации управленческого персонала соответствующих министерств и ведомств в 2020 году.

6. Министерству строительства Республики Узбекистан в двухмесячный срок утвердить Программу по разработке и пересмотру национальных нормативных документов в области технического регулирования в сфере градостроительной деятельности в 2020–2023 годах (далее – Программа).

Определить, что в рамках реализации Программы:

разработка, пересмотр и совершенствование национальных нормативных документов, в том числе ведомственных, осуществляется с привлечением зарубежных компаний, имеющих опыт работы в строительной сфере;

отраслевые министерства и ведомства обеспечивают предоставление в обязательном порядке Министерству строительства Республики Узбекистан проектов разработанных и пересмотренных нормативных документов, в том числе ведомственных, на согласование до их утверждения;

источником финансирования работ по разработке и пересмотру нормативных документов являются бюджетные средства, выделяемые соответствующим министерствам и ведомствам, а также иные средства, не запрещенные законодательством.

7. Создать Координационный совет по реформированию нормативных документов в области технического нормирования в сфере градостроительной деятельности (далее – Координационный совет) согласно приложению № 3.

Координационному совету (А. Раматов) обеспечить:

координацию деятельности министерств и ведомств в части разработки и пересмотра нормативных документов, в том числе ведомственных;

согласование годовых и долгосрочных программ министерств и ведомств по разработке и пересмотру нормативных документов, в том числе технических заданий и конкурсной документации, с установлением систематического мониторинга за ходом их исполнения.

8. Министерству финансов Республики Узбекистан:

в месячный срок оказать содействие Министерству строительства Республики Узбекистан в привлечении международных экспертов и консультантов для реформирования строительной отрасли, в том числе эффективной организации работ по разработке и пересмотру национальных нормативных документов;

в месячный срок обеспечить выделение Министерству строительства 15 миллиардов сумов за счет средств Резервного фонда Кабинета Министров Республики Узбекистан для разработки и пересмотра национальных нормативных документов в 2020 году, а также оплаты услуг международных экспертов и консультантов;

при разработке параметров Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2021–2023 годы предусматривать выделение необходимых средств для разработки и пересмотра национальных нормативных документов.

9. Министерству занятости и трудовых отношений и Министерству строительства в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по совершенствованию норм по охране труда и технике безопасности в строительной отрасли с дифференциацией минимальных требований в зависимости от видов выполняемых строительно-монтажных работ и других критериев на основе передового зарубежного опыта.

10. Министерству финансов совместно с Министерством строительства и Антимонопольным комитетом в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по совершенствованию порядка организации и проведения закупочных процедур в сфере строительства с учетом передового зарубежного опыта, в том числе требований по разработке и утверждению закупочной документации при осуществлении проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта.

11. Министерству строительства Республики Узбекистан:

а) в срок до 1 августа 2020 года обеспечить разработку с привлечением международных финансовых институтов:

Стратегии модернизации, ускоренного и инновационного развития строительной отрасли Республики Узбекистан на 2020–2025 годы;

порядка согласования и утверждения специальных технических условий, обеспечивающих компенсирующие мероприятия в части расхождения с национальными нормативными документами в области технического регулирования в сфере градостроительной деятельности;

порядка предоставления допуска на строительство объектов на условиях «под ключ» (Engineering Procurement Construction) методом «fast-track» (одновременное проектирование, закупка и строительные работы);

б) совместно с Министерством экономики и промышленности, Министерством финансов, хокимиятом г. Ташкента и другими заинтересованными ведомствами внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект правительственного решения:

в двухмесячный срок – об утверждении объектов строительства и субъектов частного предпринимательства, участвующих в эксперименте;

по результатам эксперимента и с учетом передового опыта зарубежных стран – об организации и финансировании строительства объектов, осуществляемого за счет централизованных источников, с участием субъектов частного предпринимательства, осуществляющих функции служб заказчика, а также о реформировании деятельности служб заказчика по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту объектов при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей, города Ташкента, министерствах и ведомствах;

в) совместно с Министерством юстиции, Министерством экономики и промышленности, Центральным банком и Торгово-промышленной палатой с привлечением широкой общественности в срок до 1 мая 2020 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект нормативно-правового акта по регламентации процесса долевого строительства многоквартирных жилых домов, в том числе предусмотрев установление требований к:

наличию согласованной проектно-сметной документации до начала привлечения средств на условиях долевого строительства и ограничению нецелевого использования застройщиком средств участников долевого строительства, аккумулируемых на банковском счету застройщика;

обязательной государственной регистрации договора на участие в долевом строительстве и ведению единого реестра застройщиков, привлекающих средства на условиях долевого строительства;

г) совместно с Министерством высшего и среднего специального образования, Ассоциацией инженеров-консультантов Узбекистана в срок до 1 мая 2020 года организовать краткосрочные курсы подготовки и переподготовки работников строительной отрасли с выдачей сертификатов соответствия профессии;

д) совместно с Министерством занятости и трудовых отношений, Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, Государственным комитетом по статистике, Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан в рамках создания электронных рейтингов проектно-изыскательских и строительных подрядных организаций:

в срок до 1 апреля 2020 года определить перечень необходимой информации для формирования электронных рейтингов проектно-изыскательских и строительных подрядных организаций, а также порядок ее предоставления в Министерство строительства Республики Узбекистан министерствами, ведомствами и организациями;

в сроки, установленные для внедрения электронных рейтингов, разработать необходимое программное обеспечение с интеграцией в Национальную информационную систему «Прозрачное строительство»;

е) совместно с Министерством экономики и промышленности, Министерством финансов, а также заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по укреплению и обновлению материально-технической базы проектно-изыскательских и строительных подрядных организаций;

ж) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

12. Внести изменения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 4.

13. Установить следующий порядок организации исполнения настоящего Указа:

первому заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан Раматову А.Ж. – обеспечить качественное, полноценное и своевременное исполнение данного Указа, организовать и координировать эффективную деятельность министерств, ведомств и организаций, ответственных за разработку и пересмотр нормативных документов, ежемесячно принимать отчеты их руководителей о выполненной работе и своевременно устранять выявленные недостатки;

заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан по финансово-экономическим вопросам и сокращению бедности – министру экономики и промышленности Кучкарову Д.А. – обеспечить внедрение передового зарубежного опыта в порядок организации и проведения закупочных процедур в сфере строительства, а также выделение необходимых средств для разработки и пересмотра национальных нормативных документов;

министру строительства Республики Узбекистан Закирову Б.И. – принять необходимые меры по повышению эффективности деятельности проектно-изыскательских и строительных подрядных организаций, подведомственных образовательных учреждений, а также совершенствованию норм по охране труда и технике безопасности в строительной отрасли;

первому заместителю министра строительства Республики Узбекистан Хидоятову Ш.С. – обеспечить поэтапную и качественную разработку и пересмотр всех национальных нормативных документов, широкое внедрение передовых информационно-коммуникационных технологий в сферу строительства, в том числе в закупочные процедуры;

генеральному директору Национального информационного агентства Узбекистана Кучимову А.К., исполняющему обязанности председателя Национальной телерадиокомпании Узбекистана Хаджаеву А.Д. – организовать брифинги, пресс-конференции, выпуск публикаций и тематических телепередач по освещению сути и содержания, а также практической значимости настоящего Указа.

         Президент

Республики Узбекистан                                          Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

13 марта 2020 года.

 

УзА