Постановление Президента Республики Узбекистан
В целях дальнейшей либерализации внешнеэкономической деятельности, создания благоприятных условий для увеличения объемов и расширения ассортимента экспортируемой свежей плодоовощной продукции, винограда, бахчевых культур, бобовых, а также сушеных овощей и фруктов (далее – плодоовощная продукция), повышения конкурентоспособности отечественной плодоовощной продукции на внешних рынках:

1. Принять предложения ХК «Узбекозиковкатхолдинг», Министерства экономики и Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан о:

а) предоставлении права хозяйствующим субъектам осуществлять экспорт плодоовощной продукции без заключения экспортного контракта (договора) на основании инвойса при соблюдении следующих условий:

сумма поставки не превышает в эквиваленте 20 тысяч долларов США на день оформления экспортной таможенной декларации;

получение 100-процентной предварительной оплаты в иностранной валюте от нерезидентов Республики Узбекистан на счета в уполномоченных коммерческих банках Республики Узбекистан, в том числе в форме банковского перевода, оплаты по международным банковским картам, а также внесения наличных средств в национальной валюте, приобретенных в обменных пунктах коммерческих банков;

внесение данных об экспортной поставке в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций;

б) проведении корректировки фактурной стоимости экспортированной плодоовощной продукции в пределах установленных законодательством нормативов естественной убыли при ее хранении, транспортировке и реализации.

Министерству сельского и водного хозяйства совместно с Министерством финансов, Государственным таможенным комитетом и Агентством «Узстандарт» в десятидневный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект правительственного решения, определяющего нормативы естественной убыли экспортированной плодоовощной продукции и порядок корректировки ее фактурной стоимости.

2. Определить, что с 15 ноября 2017 года:

при приобретении юридическими лицами у физических лиц плодоовощной продукции для дальнейшего экспорта льгота по налогу на доходы физических лиц применяется без представления физическими лицами документа, подтверждающего, что реализованная продукция произведена на выделенных им или членам их семей земельных участках;

при наличии у экспортера просроченной дебиторской задолженности по ранее осуществленным экспортным поставкам вывоз товаров не разрешается в адрес только того иностранного покупателя, у которого имеется просроченная дебиторская задолженность;

оформление грузовой таможенной декларации на экспорт плодоовощной продукции осуществляется после составления акта досмотра в срок не более 3 часов.

3. Государственному таможенному комитету совместно с Центральным банком, Государственным налоговым комитетом, Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан и ХК «Узбекозиковкатхолдинг» в срок до 15 ноября 2017 года обеспечить совершенствование Единой электронной информационной системы внешнеторговых операций с учетом требований пункта 1 настоящего постановления.

4. Министерству внешней торговли совместно с Министерством иностранных дел, Министерством экономики, Министерством сельского и водного хозяйства, Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухнедельный срок обеспечить:

проведение инвентаризации международных договоров Республики Узбекистан в сфере торговли и экспорта плодоовощной продукции;

критическое изучение действующих ставок импортных таможенных пошлин, акцизов и сборов, а также санитарных норм и правил при хранении, транспортировке и реализации плодоовощной продукции в зарубежных странах – потенциальных импортерах плодоовощной продукции.

5. Министерству внешней торговли по итогам инвентаризации и критического изучения в срок до 1 декабря 2017 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан:

предложения по заключению новых и внесению изменений и дополнений в действующие международные договора Республики Узбекистан в сфере торговли и экспорта плодоовощной продукции;

проект программы мер по пересмотру действующих нормативных документов, санитарных норм и правил, фитосанитарных требований с учетом международных стандартов, а также требований зарубежных стран – потенциальных импортеров отечественной плодоовощной продукции.

6. Агентству «Узстандарт»:

совместно с Комитетом по делам религий при Кабинете Министров, иными заинтересованными министерствами и ведомствами в двадцатидневный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан Программу мер по внедрению и дальнейшему применению в республике международных стандартов, в том числе «ISO 22000», «Халяль»;

принять меры по обеспечению признания сертификатов соответствия, выданных в Республике Узбекистан, в государствах – основных потребителях отечественной плодоовощной продукции, в том числе посредством заключения двусторонних и многосторонних соглашений, а также модернизации лабораторий.

7. Государственной инспекции по карантину растений при Кабинете Министров Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечить выдачу сертификатов для экспорта плодоовощной и скоропортящейся продукции в течение не более одного рабочего дня с момента предоставления экспортером необходимых документов.

8. Министерству внешней торговли, Министерству иностранных дел Республики Узбекистан и ХК «Узбекозиковкатхолдинг» обеспечить:

на постоянной основе глубокое изучение текущей и перспективной конъюнктуры внешних рынков по основной номенклатуре экспортных поставок плодоовощной продукции;

определение новых перспективных направлений экспорта плодоовощной продукции и расширение ее номенклатуры за счет выявления спроса на отечественную плодоовощную продукцию в зависимости от вида и сортности.

9. ХК «Узбекозиковкатхолдинг» совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента в двухмесячный срок на основе тщательного изучения реальных потребностей и маршрутов транспортировки плодоовощной продукции подготовить и внести в Кабинет Министров Программу создания центров логистики по обработке, хранению и транспортировке плодоовощной продукции.

При этом определить конкретный перечень проектов, особое внимание уделить оптимальному и рациональному размещению центров, срокам их создания и привлечению иностранных инвестиций, включая средства международных и зарубежных финансовых институтов.

10. Образовать рабочую группу по совершенствованию таможенных процедур и экспортно-импортных операций (далее – рабочая группа) согласно приложению.

Рабочей группе в срок до 1 февраля 2018 года внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по совершенствованию с учетом международной практики актов законодательства, регламентирующих таможенные процедуры и экспортно-импортные операции.

11. Рекомендовать коммерческим банкам обеспечивать выдачу наличных денежных средств с депозитных счетов хозяйствующих субъектов – экспортеров плодоовощной продукции и заготовительных организаций по их заявкам для закупа плодоовощной продукции.

12. ХК «Узбекозиковкатхолдинг» обеспечить ведение единого информационного портала для импортеров и экспортеров, в том числе содержащего сведения о производимой отечественными производителями продукции, их сортности и ценах, а также запросах на приобретение плодоовощной продукции иностранными покупателями.

13. ХК «Узбекозиковкатхолдинг» совместно с Министерством юстиции, Министерством внешней торговли и другими заинтересованными ведомствами в десятидневный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

14. Заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан Отажонову Н.С. в двухдневный срок сформировать специальную группу из числа руководителей и специалистов соответствующих министерств и ведомств по обеспечению действенного контроля за ходом выполнения требований настоящего постановления, системного мониторинга достижения утвержденных параметров экспорта плодоовощной продукции и оперативному решению выявленных проблемных вопросов, при необходимости вносить обоснованные предложения для принятия решения Кабинетом Министров и Президентом Республики Узбекистан.

15. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителей Премьер-министра Республики Узбекистан Кучкарова Д.А., Отажонова Н.С. и Мирзаева З.Т., председателя Центрального банка Республики Узбекистан Нурмуратова М.Б., председателя ХК «Узбекозиковкатхолдинг» Жалилова Т.А.

Президент Республики Узбекистан                                           Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент, 6 ноября 2017 года.

* * *
КОММЕНТАРИЙ
к постановлению Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по поддержке отечественных экспортеров плодоовощной продукции, винограда, бахчевых культур, бобовых, а также сушеных овощей и фруктов»

Расширение экспортного потенциала страны, освоение новых рынков сбыта и увеличение финансовых поступлений в бюджет во многом зависит от создания благоприятных условий для отечественных экспортеров плодоовощной продукции, винограда, бахчевых культур, бобовых, сушеных овощей и фруктов (далее – плодоовощная продукция).

Несмотря на проведенную масштабную работу по внедрению современных рыночных механизмов и упрощение порядка экспорта ряда товаров, сохраняются недостатки, препятствующие наращиванию объемов и расширению ассортимента экспорта плодоовощной продукции.

Принятым постановлением Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по поддержке отечественных экспортеров плодоовощной продукции, винограда, бахчевых культур, бобовых, а также сушеных овощей и фруктов» предусмотрено дальнейшее упрощение процедуры экспорта хозяйствующими субъектами плодоовощной продукции, стимулирование ее производства физическими лицами.

Так, на сегодняшний день свыше 90 процентов плодоовощной продукции, направляемой на экспорт, выращивается мелкими производителями в подсобных хозяйствах, в том числе на приусадебных участках. Данные производители не имеют возможности самостоятельно экспортировать свою продукцию в связи с необходимостью заключения договоров с иностранными покупателями и прохождения разрешительных процедур.

С учетом этого, решением Главы государства субъектам предпринимательства предоставлено право экспортировать плодоовощную продукцию без заключения экспортного контракта на основании инвойса при соблюдении правил ее оплаты и поставки, что соответствует международной практике.

Постановлением решен другой проблемный вопрос, связанный с отсутствием порядка учета таможенными органами естественной убыли экспортируемой плодоовощной продукции. Не учитываемая естественная убыль приводила к возникновению необоснованной дебиторской задолженности и, соответственно, влекла санкции в размере до 70 процентов от суммы не поступивших валютных средств.

Исходя из этого, поручено в кратчайший срок определить нормативы естественной убыли экспортированной плодоовощной продукции при хранении, транспортировке и реализации, а также порядок корректировки ее фактурной стоимости.

Предусмотрены дополнительные благоприятные условия для осуществления деятельности юридическими лицами, занимающимися приобретением у граждан плодоовощной продукции для дальнейшего экспорта.

В частности, устанавливается, что льгота по налогу на доходы физических лиц будет в последующем применяться без представления физическими лицами документа, подтверждающего производство плодоовощной продукции. Если у экспортера будет иметься просроченная дебиторская задолженность по ранее осуществленным экспортным поставкам, то вывоз товаров не будет разрешаться только в адрес того иностранного покупателя, который допустил просроченную дебиторскую задолженность.

Наряду с этим, постановлением внедрен порядок, согласно которому оформление грузовой таможенной декларации на экспорт плодоовощной продукции будет осуществляться после составления акта досмотра в срок не более 3 часов.

До одного рабочего дня с момента предоставления экспортером документов сокращен срок выдачи сертификата, необходимого для экспорта плодоовощной и скоропортящейся продукции.

В целях критического изучения действующих ставок импортных таможенных пошлин, акцизов и сборов, а также санитарных норм в зарубежных странах будет проведена инвентаризация международных договоров в сфере торговли и экспорта плодоовощной продукции. По ее итогам будут подготовлены предложения по заключению новых и пересмотру действующих международных договоров.

Главой государства также поручено принять меры по обеспечению признания сертификатов соответствия, выданных в Республике Узбекистан, в государствах – основных потребителях отечественной плодоовощной продукции, а также модернизации лабораторий. Реализация данного поручения позволит устранить трудности, с которыми сталкиваются отечественные поставщики на зарубежных рынках в связи с несоответствием их продукции стандартам, санитарным и фитосанитарным требованиям многих стран – потенциальных импортеров плодоовощной продукции.

Отдельное внимание в постановлении уделено созданию инфраструктуры и внедрению современных технологий в сфере экспорта плодоовощной продукции.

В этих целях на основе изучения реальных потребностей и маршрутов транспортировки плодоовощной продукции за счет иностранных инвестиций международных и зарубежных финансовых институтов будут созданы центры логистики по обработке, хранению и транспортировке плодоовощной продукции.

Используемые в настоящее время разрозненные информационные базы о производимой отечественными производителями продукции, ее сортности и ценах, а также запросах на ее приобретение иностранными покупателями, будут объединены в единый портал для импортеров и экспортеров.

Помимо перечисленных мер по улучшению экспорта плодоовощной продукции, постановлением Президента Республики Узбекистан образована рабочая группа, на которую возложено внесение до 1 февраля 2018 года в правительство дополнительных предложений по совершенствованию национальных таможенных процедур и экспортно-импортных операций с учетом международной практики.

Принятое постановление будет способствовать дальнейшей либерализации внешнеэкономической деятельности и улучшению условий работы отечественных экспортеров плодоовощной продукции.