
Указ Президента Республики Узбекистан
Исходя из осуществленных в последние годы широкомасштабных реформ по полноценной реализации принципа народовластия, в частности совершенствования полномочий местных Кенгашей народных депутатов (далее – местные Кенгаши) по социально-экономическому развитию территорий, решению волнующих население актуальных вопросов, а также определения в обновленной Конституции разделения должностей председателя местного Кенгаша и хокима, в целях реализации принципа «Сильный Кенгаш, подотчетный и инициативный хоким», постановляю:
I. Цели
1. Определить основными целями принятия настоящего Указа:
а) полноценную реализацию принципа народовластия, в том числе повышение роли представительных органов государственной власти на местах в решении важных вопросов жизни общества и государства;
б) укрепление процессов демократизации по широкому участию граждан в местном управлении, повышение подотчетности органов исполнительной власти перед местными народными представителями;
в) децентрализацию регионального управления на основе принципа «служение интересам населения», сбалансированное распределение полномочий областных, Ташкентского городского Кенгашей и районных, городских Кенгашей народных депутатов, а также конкретное определение задач и функций представительных органов государственной власти на местах каждого звена;
г) укрепление правовых основ международного сотрудничества представительных органов государственной власти на местах в целях усиления межрегиональных торгово-экономических и культурно-гуманитарных связей.
II. Программные документы и механизмы их реализации
2. Утвердить:
а) Концепцию развития деятельности представительных органов государственной власти на местах в Республике Узбекистан до 2030 года (далее – Концепция) согласно приложению № 1;
б) «Дорожную карту» по реализации Концепции развития деятельности представительных органов государственной власти на местах в Республике Узбекистан до 2030 года согласно приложению № 2.
3. В целях дальнейшего повышения инициативности представительных органов государственной власти на местах согласиться с предложениями о передаче местным Кенгашам народных депутатов следующих полномочий:
а) установление минимального размера ставок арендной платы за эксплуатацию государственного недвижимого имущества;
б) утверждение правил содержания мест погребения и размера тарифов оказания услуг по погребению;
в) определение и резервирование минимального количества рабочих мест для трудоустройства лиц, нуждающихся в социальной защите, испытывающих затруднения в поиске работы и неспособных на равных условиях конкурировать на рынке труда;
г) предоставление разрешений на повышение или понижение (с установкой соответствующих дорожных знаков) скорости движения на отдельных участках дорог.
4. Установить, что:
а) внедряется практика формирования определенной части расходов местного бюджета непосредственно на основе инициативы депутатов местного Кенгаша при разработке проекта бюджета;
б) при местных Кенгашах на общественных началах создаются Молодежные группы исходя из опыта молодежных парламентов при палатах Олий Мажлиса;
в) при местных Кенгашах создаются Консультативные группы, состоящие из представителей негосударственных некоммерческих организаций, органов самоуправления граждан, других институтов гражданского общества и научных кругов, осуществляющие деятельность на общественных началах;
г) в областных и Ташкентском городском Кенгашах народных депутатов внедряется независимая от органов местной исполнительной власти система финансовых расчетов в целях организационной поддержки деятельности секретариатов местных Кенгашей;
д) учреждается институт заместителя председателя местного Кенгаша народных депутатов.
5. Согласиться с реализацией следующих предложений в рамках Концепции:
а) внедрение порядка предварительного обсуждения в постоянных комиссиях соответствующего местного Кенгаша кандидатур на должность заместителя хокима области, города Ташкента, района (города) и представление кандидатами своей программы развития территории по своим направлениям на сессиях Кенгаша;
б) внедрение института «Час Кенгаша» для заслушивания информации руководителей местных органов исполнительной власти по некоторым важным социальным вопросам в местных Кенгашах с участием депутатов и представителей общественности;
в) установление условий оплаты труда, стимулирования, укрепления материально-технической базы местных Кенгашей на уровне не ниже местных органов исполнительной власти путем указания вопросов организационно-финансовой поддержки их деятельности в параметрах местного бюджета отдельной строкой;
г) наделение постоянных комиссий по вопросам регламента и депутатской этики местных Кенгашей правом на рассмотрение дел о нарушении норм этики должностными лицами, утверждаемыми и назначаемыми на должность решением Кенгаша, а также при назначении на должность которых требуется согласие Кенгаша;
д) создание возможности непосредственного наблюдения гражданами работы сессий местных Кенгашей в целях обеспечения открытости процессов принятия решений. При этом установление порядка участия граждан в сессиях местных Кенгашей без права вмешательства в работу сессий.
III. Информационное и программное обеспечение
6. Министерству цифровых технологий поэтапно на постоянной основе совершенствовать электронную платформу «E-Kengash» на основе принципа «удобство – простота – безопасность». При этом предусмотреть наличие на электронной платформе «E-Kengash» следующих основных возможностей:
а) внедрение возможности хранения документов местных Кенгашей о своей деятельности на безопасной электронной архивной платформе (blockchain);
б) обеспечение оперативности и удобства в процессе разработки проектов решений посредством налаживания использования типовых документов, аналитической информации, отчетов и данных, собранных при работе с большими данными;
в) совершенствование электронной платформы «E-Kengash» на предмет защиты от различных внешних угроз, обеспечения информационной безопасности и предупреждения кибератак;
г) внедрение технологий биометрической идентификации (Face ID) председателей Кенгашей при утверждении и подписании документов на электронной платформе «E-Kengash»;
д) подготовка проектов решений местных Кенгашей на основе технологий искусственного интеллекта и проведение их правовой экспертизы.
IV. Организация, обеспечение и контроль исполнения Указа
7. Рекомендовать Сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проводить обсуждения своевременной и качественной реализации «дорожной карты» по реализации Концепции развития деятельности представительных органов государственной власти на местах в Республике Узбекистан до 2030 года.
8. Министерству юстиции совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.
9. Агентству информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, Национальному информационному агентству Узбекистана и Национальной телерадиокомпании Узбекистана широко освещать в средствах массовой информации работу, проводимую в рамках реализации данной Концепции.
10. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.
Президент
Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
23 июня 2025 года.