О защите потерпевших, свидетелей и иных участников  уголовного процесса

Принят Законодательной палатой 22 ноября 2018 года

Одобрен Сенатом 13 декабря 2018 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель и основные задачи настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного процесса.

Основными задачами настоящего Закона являются установление системы мер защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного процесса (далее – защищаемые лица), включающих меры безопасности и социальной защиты, применяемые при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество лиц, способствующие предупреждению или раскрытию преступления, а также определение оснований и порядка их применения.

Статья 2. Законодательство о защите защищаемых лиц

Законодательство о защите защищаемых лиц состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о защите защищаемых лиц, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные принципы защиты защищаемых лиц

Основными принципами защиты защищаемых лиц являются законность, приоритет прав и законных интересов защищаемого лица, взаимная ответственность защищаемых лиц и государственных органов, обеспечивающих защиту.

Статья 4. Защищаемые лица

Защищаемыми лицами являются:

1) потерпевший и его законный представитель;

2) свидетель;

3) общественный обвинитель и общественный защитник;

4) подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители;

5) осужденный, оправданный, лицо, в отношении которого уголовное дело прекращено;

6) гражданский истец, гражданский ответчик и их представители;

7) эксперт, специалист, переводчик и понятой.

Защищаемыми лицами также могут быть члены семей и близкие родственники лиц, указанных в части первой настоящей статьи.

Меры защиты могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца преступления или иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления.

Статья 5. Государственные органы, обеспечивающие защиту

Государственными органами, обеспечивающими защиту, являются:

органы, принимающие решение об обеспечении защиты;

органы, обеспечивающие меры безопасности;

органы, обеспечивающие меры социальной защиты.

Решение об обеспечении защиты принимается органами, осуществляющими доследственную проверку, дознания, предварительного следствия и судом, в производстве которых находится уголовное дело.

Меры безопасности в отношении защищаемых лиц по уголовным делам, находящимся в производстве органов внутренних дел или органов Службы государственной безопасности Республики Узбекистан, обеспечиваются ими.

Меры безопасности в отношении защищаемых лиц по уголовным делам, находящимся в производстве суда или органа прокуратуры, обеспечиваются по решению суда или прокурора органами внутренних дел, расположенными по месту нахождения защищаемых лиц.

Меры безопасности в отношении защищаемых лиц из числа военнослужащих обеспечиваются командованием соответствующих воинских частей и вышестоящим командованием воинских формирований Вооруженных Сил Республики Узбекистан.

Меры безопасности в отношении защищаемых лиц, содержащихся в следственных изоляторах, обеспечиваются соответственно органами внутренних дел и органами Службы государственной безопасности Республики Узбекистан.
Меры безопасности в отношении защищаемых лиц, содержащихсяв местах отбывания наказания, обеспечиваются учреждениями Главного управления исполнения наказания Министерства внутренних дел Республики Узбекистан.

Обеспечение мер социальной защиты защищаемых лиц возлагается на органы социальной защиты населения и иные органы в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Глава 2. Виды защиты

Статья 6. Меры безопасности

Мерами безопасности являются:

1) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;

2) личная охрана, охрана жилища и иного имущества;

3) выдача защищаемому лицу специальных средств индивидуальной защиты и технических средств;

4) временное помещение в безопасное место;

5) переселение на другое место жительства, изменение места работы (службы) или учебы;

6) замена документов;

7) ограничение доступа к сведениям о защищаемом лице;

8) обеспечение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в местах отбывания наказания.
Меры безопасности, предусмотренные пунктами 6 и 7 части первой настоящей статьи, осуществляются только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях в случаях необходимости.

Статья 7. Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице

Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице осуществляется по решению органа, обеспечивающего меры безопасности, путем наложения запрета на выдачу сведений о защищаемом лице из государственных и иных информационно-справочных фондов, находящихся у операторов, изменения абонентских номеров его телефона и государственных номерных знаков, используемых им или принадлежащих ему транспортных средств.

В исключительных случаях, связанных с производством по другому уголовному, административному, экономическому или гражданскому делу, сведения о защищаемом лице могут быть представлены в органы дознания, предварительного следствия, суд на основании письменного запроса и с письменного разрешения органа, принявшего решение об обеспечении защиты.

Статья 8. Личная охрана, охрана жилища и иного имущества

При установлении данных, свидетельствующих о наличии угрозы посягательства на жизнь или здоровье либо имущество защищаемого лица, с его согласия органами, обеспечивающими меры безопасности, осуществляется его личная охрана, охрана его жилища и иного имущества.

Занимаемое защищаемым лицом жилище и иное имущество могут быть оборудованы техническими средствами наблюдения, противопожарной и охранной сигнализацией, а также другим оборудованием.

Статья 9. Выдача защищаемому лицу специальных средств индивидуальной защиты и технических средств

С учетом степени угрозы для жизни и здоровья защищаемого лица органы, обеспечивающие меры безопасности, могут выдавать ему специальные средства индивидуальной защиты и технические средства.

Статья 10. Временное помещение в безопасное место

В случае необходимости совершеннолетние защищаемые лица с их согласия, а несовершеннолетние с согласия их родителей или иных законных представителей могут быть помещены в места, где им будет обеспечена безопасность. Срок пребывания в данном месте согласовывается между защищаемым лицом и органом, обеспечивающим меры безопасности.

Статья 11. Переселение на другое место жительства, изменение места работы (службы) или учебы

С согласия защищаемых лиц либо по их заявлению они могут быть переселены на другое временное или постоянное место жительства, переведены на иную временную или постоянную работу (службу) либо другое место учебы.

При переселении защищаемого лица на другое постоянное место жительства ему за счет государства предоставляется жилье, возмещаются расходы, связанные с переездом, оказывается материальная помощь, гарантируется трудоустройство и оказывается содействие в подборе места работы (службы) или учебы, аналогичного прежнему. При переселении защищаемого лица на другое временное место жительства ранее занимаемое им жилье и гарантии трудоустройства на прежнее или аналогичное прежнему место работы (службы) или учебы сохраняются за ним в течение всего периода его отсутствия по указанной причине.
Переселение на другое место жительства, изменение места работы (службы) или учебы производятся только в случаях, если безопасность защищаемого лица не может быть обеспечена путем применения в отношении него иных мер безопасности.

Статья 12. Замена документов

По заявлению защищаемых лиц или с их согласия им могут быть выданы документы, удостоверяющие личность, и иные документы с изменением фамилии, имени, отчества и других сведений.

Новые фамилия, имя, отчество выбираются по обязательному согласованию с защищаемым лицом или им самим, для несовершеннолетних – с согласия их родителей или иных законных представителей.

Статья 13. Ограничение доступа к сведениям о защищаемом лице

Ограничение доступа к сведениям о защищаемом лице состоит в изъятии из материалов уголовного дела сведений об анкетных данных лица и хранении их отдельно от основного производства, а также в использовании для этого псевдонима.

Статья 14. Обеспечение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в местах отбывания наказания

Безопасность защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в местах отбывания наказания в виде ограничения свободы, лишения свободы либо содержания в дисциплинарной воинской части, обеспечивается путем применения в отношении него мер безопасности, предусмотренных пунктами 1 и 7 части первой статьи 6 настоящего Закона.

В целях обеспечения мер безопасности лиц, указанных в части первой настоящей статьи, могут применяться также:

1) направление защищаемого лица и лица, от которого исходит угроза насилия, при их задержании, заключении под стражу и назначении уголовных наказаний в разные места содержания под стражей и отбывания наказаний;

2) перевод защищаемого лица или лица, от которого исходит угроза насилия, из одного места содержания под стражей и отбывания наказания в другое;

3) раздельное содержание защищаемого лица и лица, от которого исходит угроза насилия;

4) изменение защищаемому лицу меры пресечения.

Статья 15. Меры социальной защиты

В случае гибели (смерти) защищаемого лица в связи с его участием в уголовном процессе членам семьи погибшего (умершего) и лицам, находившимся на его иждивении, по постановлению органа, принимающего решение об обеспечении защиты, выплачивается за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан единовременное пособие и назначается пенсия по случаю потери кормильца.
В случае причинения защищаемому лицу телесного повреждения или иного вреда его здоровью в связи с участием в уголовном процессе, повлекшего за собой наступление инвалидности, ему по постановлению органа, принимающего решение об обеспечении защиты, выплачивается за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан единовременное пособие и назначается пенсия по инвалидности.
В случае причинения защищаемому лицу телесного повреждения или иного вреда его здоровью в связи с участием в уголовном процессе, не повлекшего за собой наступление инвалидности, ему по постановлению органа, принимающего решение об обеспечении защиты, выплачивается за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан единовременное пособие.
В случае гибели (смерти) защищаемого лица в связи с его участием в уголовном процессе членам семьи погибшего (умершего) и лицам, находившимся на его иждивении, если они имеют право на различные единовременные пособия, назначается одно единовременное пособие по их выбору.

Защищаемым лицам, имеющим одновременно право на различные единовременные пособия, в случае причинения телесного повреждения или иного вреда здоровью, назначается одно единовременное пособие по их выбору.

Имущественный ущерб, причиненный защищаемому лицу в связи с его участием в уголовном процессе, подлежит возмещению за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и иных источников, не запрещенных законодательством, с последующим взысканием этих средств с лица, виновного в причинении защищаемому лицу имущественного ущерба.

Глава 3. Основания и порядок осуществления защиты

Статья 16. Основания применения мер безопасности

Данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном процессе, установленные органом, принимающим решение об обеспечении защиты, являются основаниями применения мер безопасности.
Меры безопасности применяются на основании письменного заявления защищаемого лица или с его письменного согласия, а в отношении несовершеннолетних лиц – на основании письменного заявления их родителей или иных законных представителей, а также уполномоченных представителей органов опеки и попечительства (в случае оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей) или с их письменного согласия.

В случае, если применение мер безопасности затрагивает интересы совершеннолетних членов семьи защищаемого лица и иных проживающих совместно с ним лиц, необходимо их письменное согласие на применение мер безопасности.

Статья 17. Основания применения мер социальной защиты

Гибель (смерть) защищаемого лица, причинение ему телесного повреждения или иного вреда его здоровью, имущественного ущерба в связи с его участием в уголовном процессе, являются основаниями применения мер социальной защиты.

Статья 18. Порядок применения мер безопасности

Органы, осуществляющие доследственную проверку, дознания, предварительного следствия, прокурор, суд, получив заявление (сообщение) об угрозе убийства лица, указанного в статье 4 настоящего Закона, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества либо иного опасного противоправного деяния, обязаны проверить это заявление (сообщение) и в течение трех суток, а в случаях, не терпящих отлагательства, немедленно принять постановление (определение) о применении мер безопасности в отношении него либо об отказе в их применении. Постановление (определение) в день его вынесения направляется в орган, обеспечивающий меры безопасности, для исполнения, а также лицу, в отношении которого вынесено указанное постановление (определение).
Постановление (определение) о применении мер безопасности либо об отказе в их применении может быть обжаловано в вышестоящий орган, прокурору или в суд. Жалоба подлежит рассмотрению в течение двадцати четырех часов с момента ее подачи.
Орган, обеспечивающий меры безопасности, избирает необходимые меры безопасности, предусмотренные настоящим Законом, и определяет способы их применения. Защищаемому лицу выдаются предписания, соблюдение которых в целях его безопасности обязательно.
По ходатайству защищаемого лица могут быть внесены изменения в предписания только с согласия органа, обеспечивающего меры безопасности.

Принимаемые меры безопасности не должны ущемлять жилищные, трудовые, пенсионные и иные права защищаемых и других лиц.

Об избранных мерах безопасности, их изменении, дополнении и о результатах применения указанных мер орган, обеспечивающий меры безопасности, информирует орган, осуществляющий доследственную проверку, дознания, предварительного следствия, прокурора или суд, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело, а в случае устранения угрозы безопасности защищаемого лица ходатайствует об отмене мер безопасности.

В случае необходимости орган, обеспечивающий меры безопасности, заключает с защищаемым лицом соглашения в письменной форме об условиях применения мер безопасности, о взаимных обязательствах и взаимной ответственности сторон.

Применение мер безопасности в отношении несовершеннолетних или лиц, которые по своему физическому или психическому состоянию лишены возможности самостоятельно реализовывать свои права и интересы, осуществляется с привлечением их законных представителей. Законные представители имеют те же права, что и представляемые ими физические лица, в пределах, предусмотренных настоящим Законом.

Статья 19. Порядок применения мер социальной защиты

Орган, принимающий решение об обеспечении защиты, получив заявление (сообщение) о гибели (смерти) защищаемого лица и установив, что гибель (смерть) наступила в связи с его участием в уголовном процессе, обязан в течение трех суток принять постановление (определение) о применении мер социальной защиты в отношении членов семьи погибшего (умершего) и лиц, находившихся на его иждивении, либо об отказе в их применении.

Орган, принимающий решение об обеспечении защиты, получив заявление (сообщение) о причинении защищаемому лицу в связи с участием в уголовном процессе телесного повреждения или иного вреда его здоровью, имущественного ущерба, обязан проверить это заявление (сообщение) и в течение трех суток принять постановление (определение) о применении мер социальной защиты либо об отказе в их применении.
Постановление (определение) о применении мер социальной защиты направляется в орган, обеспечивающий меры социальной защиты, для исполнения, а также лицу, в отношении которого вынесено указанное постановление (определение).

Постановление (определение) о применении мер социальной защиты либо об отказе в их применении может быть обжаловано в вышестоящий орган, прокурору или в суд. Жалоба подлежит рассмотрению в течение месяца со дня ее подачи.

Орган, обеспечивающий меры социальной защиты, получив постановление (определение) о применении мер социальной защиты, обязан исполнить его в течение десяти суток.

Статья 20. Порядок отмены мер безопасности

Меры безопасности отменяются в случае, если устранены основания их применения, указанные в статье 16 настоящего Закона, а также в случае, если их дальнейшее применение невозможно вследствие нарушения защищаемым лицом условий соглашения, заключенного органом, обеспечивающим меры безопасности, с защищаемым лицом в соответствии с частью шестой статьи 18 настоящего Закона.

Меры безопасности могут быть отменены по письменному заявлению защищаемого лица, направленному в орган, принявший решение об обеспечении защиты.

Отмена мер безопасности допускается только по постановлению (определению) органа, принявшего решение об обеспечении защиты, либо по постановлению (определению) органа, в производстве которого находится уголовное дело.

Постановление (определение) об отмене мер безопасности может быть обжаловано в вышестоящий орган, прокурору или в суд. Жалоба подлежит рассмотрению в течение двадцати четырех часов с момента
ее подачи.

В постановлении (определении) об отмене мер безопасности должны быть урегулированы вопросы восстановления имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав защищаемого лица.

Постановление (определение) о применении мер безопасности действует до принятия органом, указанным в части второй статьи 5 настоящего Закона, решения об их отмене.

Суд при постановлении приговора по уголовному делу выносит определение об отмене мер безопасности либо о дальнейшем применении указанных мер.

Статья 21. Обязательность исполнения решений об обеспечении защиты

Решения органов об обеспечении защиты, принимаемые в соответствии с их компетенцией, обязательны для исполнения органами и организациями, которым они адресованы.

Глава 4. Права и обязанности защищаемых лиц и государственных органов, обеспечивающих защиту

Статья 22. Права защищаемых лиц

Защищаемые лица имеют право:

требовать обеспечения личной и имущественной безопасности, а также личной и имущественной безопасности лиц, указанных в части второй статьи 4 настоящего Закона;

требовать применения мер социальной защиты в случаях, предусмотренных настоящим Законом;

знать о применении в отношении себя, а также лиц, указанных в части второй статьи 4 настоящего Закона, мер безопасности и о характере этих мер;

обращаться с заявлением о применении дополнительных мер безопасности либо об их отмене;

обжаловать в вышестоящий орган, прокурору или в суд решения государственных органов, обеспечивающих защиту, действия (бездействие) их должностных лиц, обеспечивающих защиту;

обращаться за получением психологической помощи в орган, обеспечивающий меры безопасности.

Статья 23. Обязанности защищаемых лиц

Защищаемые лица обязаны:

выполнять предписания, данные органом, обеспечивающим меры безопасности, а также его законные требования;

незамедлительно информировать орган, обеспечивающий меры безопасности, о каждом случае угрозы или противоправных действий в их отношении;

беречь имущество, выданное им для обеспечения безопасности;

не разглашать сведения о принимаемых в их отношении мерах безопасности.

В случае продажи, передачи другому лицу или порчи имущества, переданного в пользование в целях обеспечения безопасности, защищаемое лицо несет ответственность в соответствии с законом.

Статья 24. Права государственных органов, обеспечивающих защиту

Органы, принимающие решение об обеспечении защиты, имеют право:

запрашивать и получать от государственных органов, органов самоуправления граждан, юридических и физических лиц необходимые сведения по заявлениям (сообщениям) об угрозе безопасности лиц, в отношении которых принимается решение об обеспечении защиты;

производить процессуальные действия или давать необходимые поручения органам, обеспечивающим меры безопасности;

требовать в случае необходимости от органов, обеспечивающих меры безопасности, и органов, обеспечивающих меры социальной защиты, применения дополнительных мер защиты;

полностью или частично отменять меры безопасности и меры социальной защиты по согласованию с органами, обеспечивающими указанные меры.

Органы, обеспечивающие меры безопасности, имеют право:

избирать необходимые меры безопасности, определять способы их применения, при необходимости изменять и дополнять применяемые меры безопасности;
требовать от защищаемых лиц соблюдения условий применения в отношении их мер безопасности, выполнения законных распоряжений, связанных с применением указанных мер;
обращаться в органы, осуществляющие доследственную проверку, дознания, предварительного следствия, прокурору или в суд, в производстве которых находится уголовное дело, с ходатайством
о применении мер безопасности при производстве процессуальных действий либо об их отмене;

проводить оперативно-розыскные мероприятия.

Органы, обеспечивающие меры социальной защиты, имеют право:

запрашивать у органов, принявших решение об обеспечении защиты, и защищаемых лиц дополнительные сведения, необходимые для осуществления мер социальной защиты;

обращаться в органы, принявшие решение об обеспечении защиты, с ходатайством об отмене мер социальной защиты в случае установления обстоятельств, исключающих возможность применения указанных мер.

Статья 25. Обязанности государственных органов, обеспечивающих защиту

Государственные органы, обеспечивающие защиту, обязаны:

незамедлительно реагировать на каждый ставший им известным случай, требующий применения мер безопасности или мер социальной защиты;

обеспечивать все необходимые меры безопасности и меры социальной защиты;

своевременно уведомлять защищаемых лиц о применении, изменении, дополнении или отмене применения в отношении их мер безопасности и мер социальной защиты, а также о принятии решений, связанных с обеспечением защиты;

разъяснять защищаемому лицу его права и обязанности при объявлении ему постановления (определения) об обеспечении в отношении его защиты;

принимать меры по организации и осуществлению психологического сопровождения защищаемого лица.

Статья 26. Финансирование и материально-техническое обеспечение мер защиты защищаемых лиц

Финансирование и материально-техническое обеспечение мер защиты защищаемых лиц осуществляются за счет бюджетных средств и иных источников, не запрещенных законодательством, выделяемых на эти цели государственным органам, обеспечивающим защиту.

Расходы, связанные с обеспечением защиты защищаемых лиц, не могут быть возложены на них.

Глава 5. Заключительные положения

Статья 27. Ответственность за нарушение законодательства о защите защищаемых лиц

Лица, виновные в нарушении законодательства о защите защищаемых лиц, несут ответственность в установленном порядке.

Статья 28. Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения сути и значения настоящего Закона

Кабинету Министров Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.

Статья 29. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

Статья 30. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.

Президент

Республики Узбекистан                            Ш. Мирзиёев

 

УзА