Постановление Президента Республики Узбекистан
За последнее время в стране приняты меры по улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель и повышению эффективности использования водных ресурсов.
В период 2008–2017 годов из Государственного бюджета страны выделено более 3,2 триллиона сумов, на осуществление строительства и реконструкции 2 172,8 кмирригационной системы, 368,8 км лотковых оросительных сетей, 347 гидротехнических сооружений, а также насосных станций с общим объемом водоподачи 83,7 куб.м/с,водохранилищ общим объемом 1 581,3 миллиона куб.м и других объектов, благодаря чему достигнуто улучшение водообеспеченности более 1,7 миллиона га орошаемых земель.
Помимо этого, за тот же период на строительство, реконструкцию и ремонт мелиоративных объектов выделено более 2,5 триллиона сумов, благодаря чему достигнуто улучшение мелиоративного состояния более 2,5 миллиона гектаров поливных земель, обеспечение стабильности и поддержание в норме уровня грунтовых вод.
Вместе с тем анализ фактического состояния дел свидетельствует о серьезном отставании в реализации научно обоснованных агротехнических мероприятий и внедрении водосберегающих технологий полива в сельском хозяйстве, особенно при выращивании хлопка-сырца, в частности:
во-первых, отсутствует эффективный механизм государственной поддержки внедрения технологии капельного орошения, стимулирования производителей хлопка-сырца, внедряющих данную технологию, а также отечественных производителей систем капельного орошения и их комплектующих;
во-вторых, отсутствуют научно обоснованные агротехнические правила внедрения технологии капельного орошения, разработанные с учетом почвенно-климатических и других условий республики, позволяющие достигать высокой урожайности, эффективного использования природных и трудовых ресурсов;
в-третьих, остается без внимания вопрос производства, проектирования и строительства систем капельного орошения и их комплектующих, контроля качества продукции при выращивании хлопка-сырца;
в-четвертых, имеется острая необходимость в активизации научных изысканий в сфере селекции местных сортов сельскохозяйственных культур, в особенности хлопчатника, с целью выведения сортов, предназначенных для выращивания с использованием технологии капельного орошения;
в-пятых, не налажено производство сельскохозяйственной техники, машин и механизмов, необходимых для внедрения технологии капельного орошения при производстве сельскохозяйственной продукции;
в-шестых, не отвечает современным требованиям система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере использования современных водосберегающих технологий полива, внедрения научно обоснованных агротехнических правил, а также передового зарубежного опыта и ноу-хау.
В целях рационального и бережного использования водных ресурсов, дальнейшего улучшения мелиоративного состояния орошаемых земель, увеличения урожайности сельскохозяйственных культур, особенно хлопчатника, обеспечения на этой основе устойчивого функционирования сельскохозяйственного производства:
1. Определить приоритетными направлениями дальнейшего расширения применения технологии капельного орошения при выращивании хлопчатника:
внедрение действенной системы государственной поддержки производителей хлопка-сырца, реализующих проекты по внедрению технологии капельного орошения при выращивании хлопчатника, совершенствование механизмов стимулирования производителей систем капельного орошения и их комплектующих;
эффективное использование имеющихся водных ресурсов, широкое внедрение инновационных идей, исследовательских разработок, современных технологий и научных достижений в области выращивания хлопчатника с использованием капельного орошения;
формирование научно-практических и методических основ использования технологии капельного орошения с учетом почвенно-климатических и других условий регионов республики;
налаживание производства сельскохозяйственной техники, машин и механизмов, а также минеральных удобрений, используемых при выращивании хлопчатника с применением технологий капельного орошения;
организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по внедрению и использованию водосберегающих технологий полива.
2. Принять к сведению, что в 2018 году фермерскими хозяйствами «Иштихон Нурли Давр» (Иштыханский район) и «Мароканд Кластер» (Нарпайский район), а также узбекско-китайским совместным предприятием «PengSheng» (Сырдарьинский район) реализованы проекты по внедрению систем капельного орошения на более чем 200 гектарах, которые позволили, наряду с достижением экономии воды в два раза, получить урожайность в 40–45 центнеров с одного гектара, что в 1,5–1,7 раза выше среднего показателя урожайности хлопка-сырца по стране.
3. Установить следующий порядок государственной поддержки производителей хлопка-сырца, внедривших технологию капельного орошения, а также производителей систем капельного орошения и их комплектующих, в соответствии с которым:
а) за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан предоставляется субсидия производителям хлопка-сырца на внедрение технологий капельного орошения в размере 8 миллионов сумов за один гектар посевной площади хлопка-сырца;
б) за счет средств Государственного фонда поддержки развития предпринимательской деятельности при Кабинете Министров Республики Узбекистан покрываются процентные расходы в размере 10-процентных пунктов от установленной коммерческим банком процентной ставки по кредитам, выделяемым производителям хлопка-сырца на строительство и реконструкцию систем капельного орошения и закуп их комплектующих в части стоимости, не превышающей 20 миллионов сумов за один гектар;
в) на импортные контракты, заключаемые производителями хлопка-сырца в рамках работ по внедрению технологий капельного орошения, не распространяются требования по проведению экспертизы и регистрации импортных контрактов, заключаемых получателями бюджетных средств;
г) комплектующие изделия и сырье, необходимые для внедрения технологии капельного орошения, ввозимые местными производителями хлопка-сырца, а также производителями систем капельного орошения,освобождаются от уплаты таможенных пошлин сроком до 1 января 2021 года по перечню, согласно приложению № 1.
4. Согласиться с предложением Кабинета Министров Республики Узбекистан о создании рабочих групп по содействию внедрению водосберегающих технологий полива (далее – рабочие группы) в типовом составе согласно приложению № 2.
Определить, что:
а) основными задачами рабочих групп являются:
оказание правового и организационно-технического содействия производителям хлопка-сырца в ускоренном и полноценном внедрении технологии капельного орошения;
обеспечение организации предоставления сервисными предприятиями, а также производителями систем капельного орошения качественных сервисных услуг производителям хлопка-сырца, внедрившим технологию капельного орошения;
оказание практического содействия производителям хлопка-сырца в освоении методики внедрения водосберегающих технологий полива, в том числе путем предоставления типовых проектов по строительству систем капельного орошения;
устранение бюрократических барьеров, а также оказание практического содействия производителям хлопка-сырца в получении кредитов для внедрения технологий капельного орошения;
организация системного мониторинга внедрения водосберегающих технологий полива и показателей эффективности их использования, в том числе сокращения объемов использования поливной воды, минеральных удобрений и других материально-технических ресурсов;
принятие оперативных мер по решению выявленных проблемных вопросов и ежемесячное внесение информации в Кабинет Министров Республики Узбекистан;
б) Информационно-аналитический департамент по вопросам сельского и водного хозяйства, переработки сельскохозяйственной и продовольственной продукции Кабинета Министров Республики Узбекистан является координатором деятельности рабочих групп (далее – Координатор);
в) Министерство сельского хозяйства Республики Узбекистан является рабочим органом Координатора;
г) Министерство сельского хозяйства Республики Каракалпакстан и областные управления сельского хозяйства являются рабочими органами рабочих групп.
Установить, что рабочие группы осуществляют деятельность в тесном сотрудничестве с региональными группами по поддержке и развитию предпринимательства, образованными в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 11 сентября 2018 года № ПП–3939 «О мерах по организации ускоренной реализации предпринимательских инициатив и проектов в регионах».
5. Утвердить «Дорожную карту» по внедрению технологии капельного орошения при выращивании хлопка-сырца в 2019–2020 годах согласно приложению № 3.
6. Координатору:
а) в недельный срок утвердить составы рабочих групп;
б) обеспечить скоординированную деятельность министерств, ведомств и органов исполнительной власти на местах по оказанию всестороннего содействия производителям хлопка-сырца в решении организационно-технических вопросов, связанных с внедрением технологии капельного орошения;
в) обеспечить на ежемесячной основе заслушивание отчетов руководителей рабочих групп о проделанной работе по внедрению технологии капельного орошения на соответствующих территориях;
г) ежеквартально вносить в Администрацию Президента Республики Узбекистан информацию о ходе реализации проектов по внедрению технологии капельного орошения;
д) в срок до 1 ноября 2019 года внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан предложения по:
распространению предусмотренных настоящим постановлением мер стимулирования и поддержки внедрения технологии капельного орошения на производителей других видов сельскохозяйственных культур;
площадям, на которых целесообразно внедрять технологии капельного орошения, а также их конкретный перечень на 2020 и последующие годы.
7. Министерству финансов совместно с Министерством сельского хозяйства Республики Узбекистан:
в месячный срок разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан порядок возмещения затрат производителей хлопка-сырца на внедрение технологий капельного орошения;
обеспечить выделение в 2019 году 120 миллиардов сумовдля возмещения затрат производителей хлопка-сырца на внедрение технологий капельного орошения, а также покрытия процентов по кредитам коммерческих банков;
начиная с 2020 года при формировании параметров Государственного бюджета Республики Узбекистан предусматривать необходимые средства для возмещения затрат производителей хлопка-сырца на внедрение систем капельного орошения.
8. Совету фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана совместно с Ассоциацией «Узтекстильпром», а также Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей в месячный сроксформировать конкретный перечень производителей хлопка-сырца, намеренных реализовать проекты по внедрению систем капельного орошения при производстве хлопка-сырца в 2019–2020 годах на условиях, предусмотренных настоящим постановлением.
9. Кабинету Министров совместно с хокимиятом Кашкадарьинской области, Министерством водного хозяйства, АО «Узбекнефтегаз» и АО «Узкимёсаноат» на основе анализа действующих мощностей по производству систем капельного орошения (трубы, шланги, фитинги, емкости для хранения воды, оборудование подачи воды и др.) на базе полимерного сырья СП «Oltin Yo‘l GTL» и ООО «Шуртанский ГХК», исходя из экономической эффективности, в двухмесячный срок внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан конкретные предложения по созданию в Кашкадарьинской области нового предприятия по производству систем капельного орошения и их комплектующих.
10. Министерству высшего и среднего специального образования и Министерству водного хозяйства Республики Узбекистан совместно с ответственными министерствами и ведомствами:
а) начиная с 2019/2020 учебного года организовать в соответствующих направлениях образования профильных высших учебных заведений:
углубленное изучение водосберегающих технологий полива, предусматривающее в том числе непосредственное ознакомление студентов в процессе строительства и эксплуатации водосберегающих систем полива в период соответствующих практик;
проведение стажировок профессорско-преподавательского состава по использованию водосберегающих технологий полива в ведущих отечественных и зарубежных образовательных и научно-исследовательских институтах;
б) в срок до 1 марта 2019 года разработать и внести в Кабинет Министров программы обучения сельскохозяйственных производителей эксплуатации водосберегающих систем полива в виде кратких курсов с выездом на места.
11. Академии наук Республики Узбекистан совместно с Министерством водного хозяйства и Министерством сельского хозяйства в 2019–2020 годах провести научные исследования в области агротехнологии возделывания сортов хлопчатника с приспособленной к капельному орошению корневой системой с учетом эффективного использования лучших достижений отечественной и мировой науки и практики.
12. Возложить ответственность на:
министра водного хозяйства Республики УзбекистанХамраева Ш.Р. – за обеспечение разработки типовых проектов по строительству систем капельного орошения с учетом территориальных особенностей, а также организацию подрядных групп по строительству и сервисному обслуживанию систем капельного орошения;
министра сельского хозяйства Республики УзбекистанЮсупова Б.Т. – за обеспечение разработки и утверждения технологической карты производства и машинного сбора хлопка-сырца, выращиваемого с применением системы капельного орошения, исходя из почвенно-климатических условий регионов;
Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимов областей – за результативность проводимой работы по внедрению водосберегающих технологий полива, руководствуясь при этом принципами объективности и открытости.
13. Рекомендовать Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Национальному информационному агентству Узбекистана, Узбекскому агентству по печати и информации и Информационному агентству «Дунё» широкое освещение сути и задач настоящего постановления, а также процесса и итогов внедрения технологий капельного орошения при производстве хлопка-сырца в 2019 году.
14. Министерству водного хозяйства совместно с Министерством юстиции и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
15. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш. и Генерального прокурора Республики Узбекистан Муродова О.Б.
Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент, 27 декабря 2018 года.