Постановление Президента Республики Узбекистан
В целях повышения качества, эффективности и общедоступности оказания медицинской помощи населению, расширения масштаба первичной медико-санитарной помощи, поэтапного внедрения системы медицинского страхования в данную сферу, создания современной конкурентной среды на рынке медицинских услуг, расширения на данной основе возможности получения населением гарантированной и качественной медицинской помощи:
1. Согласиться с предложением Министерства здравоохранения о реализации на основе рекомендаций Всемирной организации здравоохранения пилотного проекта по внедрению новой модели организации системы здравоохранения и механизмов государственного медицинского страхования в Сырдарьинской области (далее – пилотный проект).
2. Установить, что в рамках пилотного проекта:
в учреждениях первичной медико-санитарной помощи создаются медицинские бригады, состоящие из семейного врача, средних медицинских работников, оказывающих ему помощь в направлениях терапия и педиатрия, а также патронажных медицинских сестер и акушеров;
на уровне каждого медицинского учреждения разрабатывается пакет бесплатных медицинских услуг и лекарственных средств, гарантированный государством (далее – гарантированный пакет);
гарантированный пакет предоставляется учреждениями первичной медико-санитарной помощи и больницами гражданам Республики Узбекистан, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Республике Узбекистан. При этом семейный врач выдает направления к врачам узкого профиля и при необходимости в больницы районного, областного и республиканского уровня в соответствии
с объемом медицинских услуг и клиническими протоколами по видам каждого учреждения. Направления в больницы республиканского уровня утверждаются областным управлением здравоохранения. Также в случаях несоблюдения данного порядка медицинские услуги, не включенные в гарантированный пакет, оказываются на платной основе;
ведение мониторинга показателей, связанных со здоровьем населения, закрепление его за медицинскими учреждениями, ведение истории болезни, выдача рецепта для лекарственных средств и направление в медицинские учреждения в соответствии
с гарантированным пакетом осуществляются посредством единой электронной платформы;
разрабатываются важнейшие показатели эффективности медицинских работников учреждений первичной медико-санитарной помощи, ведется мониторинг их достижения с осуществлением им дополнительных поощрительных выплат по результатам;
на основе гарантированного пакета поэтапно внедряются механизмы государственного медицинского страхования, направленные на финансирование оказания качественной и полноценной медицинской помощи всем слоям населения.
3. Министерству здравоохранения (Хаджибаев А.М.) совместно с Министерством финансов (Ишметов Т.А.) и Министерством экономического развития и сокращения бедности (Норкулов И.И.) в срок до 1 февраля 2021 года в рамках пилотного проекта утвердить:
объем медицинских услуг и лекарственных средств, включаемых в гарантированный пакет;
критерии оценки деятельности и порядок поощрения медицинских работников учреждений первичной медико-санитарной помощи.
4. Организовать в рамках пилотного проекта систему медицинской профилактики и патронажа, предусматривающую:
разделение населения на группы риска исходя из имеющихся факторов риска;
обеспечение прохождения населением, входящим в группы со средним и высоким уровнем риска, медицинских осмотров в установленные сроки с периодическим наблюдением его здоровья;
установление постоянного наблюдения за больными, входящими в группу с высоким уровнем риска и не имеющими возможности самостоятельного посещения медицинских учреждений, оказание им медицинской помощи с выездом на дом;
проведение целевых скрининговых осмотров по определенным болезням с учетом специфики региона вместо профилактических осмотров;
оптимизацию патронажных осмотров, внедрение новой целевой системы патронажа.
Министерству здравоохранения (Иноятов А.Ш.):
в месячный срок организовать учебные курсы по обучению медицинских работников учреждений первичной медико-санитарной помощи Сырдарьинской области вновь внедряемой системе медицинской профилактики и патронажа;
внести в Кабинет Министров предложение по распространению по итогам пилотного проекта системы, предусмотренной в настоящем пункте, на другие регионы республики.
5. Образовать с 1 декабря 2020 года Государственный фонд медицинского страхования (далее – Фонд) и определить предельную численность управленческого персонала его исполнительного аппарата – 46 единиц.
При этом расходы на содержание штатных единиц Фонда покрываются за счет средств, в последующем высвобождаемых
в результате оптимизации штатных единиц органов государственной власти и управления.
Определить основными задачами Фонда:
внедрение и управление системой государственного медицинского страхования, а также обеспечение межведомственного сотрудничества в реализации единой государственной политики в данной сфере;
внедрение системы стратегических закупок медицинских услуг в целях обеспечения всех слоев населения качественной и необходимой медицинской помощью в рамках гарантированного пакета;
организацию аккумулирования, управления, целевого и эффективного расходования средств, выделяемых из Государственного бюджета в целях финансирования гарантированного пакета в рамках пилотного проекта;
по результатам пилотного проекта реализацию необходимых мер по поэтапному внедрению системы государственного медицинского страхования в других регионах республики.
6. Установить порядок, в соответствии с которым начиная с 1 июля 2021 года в рамках пилотного проекта:
средства Государственного бюджета, направляемые на финансирование учреждений системы здравоохранения Сырдарьинской области (за исключением средств, выделяемых на целевые программы капитальных вложений, развития науки и научных изысканий, вакцинации и другие) поэтапно перечисляются на отдельные лицевые казначейские счета Фонда и одной строкой указываются в классификации расходов;
Фонд финансирует деятельность медицинских организаций путем заключения с ними договоров. При этом часть средств, выделяемых больницам районного (городского) и областного уровня в размере не менее 10 процентов, определяется исходя из количества пролеченных случаев и объема выполненных работ;
негосударственные медицинские организации также могут привлекаться к оказанию медицинских услуг на основе гарантированного пакета;
Фонд осуществляет постоянный мониторинг эффективности
и результативности выделяемых бюджетных средств;
определение гарантированного пакета, оценка качества оказываемой медицинской помощи и ведение его мониторинга и контроля в соответствии с утвержденными стандартами осуществляется Министерством здравоохранения.
7. Утвердить:
Концепцию внедрения в порядке эксперимента системы государственного медицинского страхования в Сырдарьинской области согласно приложению № 1;
«Дорожную карту» по реализации Концепции внедрения в порядке эксперимента системы государственного медицинского страхования в Сырдарьинской области согласно приложению № 2;
Временное положение о Фонде государственного медицинского страхования согласно приложению № 3;
Временную структуру исполнительного аппарата Фонда государственного медицинского страхования согласно приложению № 4;
Состав Наблюдательного совета Фонда государственного медицинского страхования (далее – Наблюдательный совет) согласно приложению № 5.
8. Наблюдательному совета (Туйчиев Л.Н., Иноятов А.Ш.) обеспечить:
а) в срок до конца 2020 года:
укомплектование персонала Фонда из числа высококвалифицированных специалистов сферы медицины, экономики, финансов, информационно-коммуникационных технологий и других необходимых сфер для реализации задач, возложенных на Фонд;
проведение переписи персонала медицинских учреждений Сырдарьинской области, инвентаризации имеющихся в них медицинской техники и изделий медицинского назначения, оборудования информационных технологий с формированием их электронной базы данных;
организацию учебных курсов для работников Министерства здравоохранения, Фонда, управления здравоохранения и медицинских учреждений Сырдарьинской области по организации системы здравоохранения, внедрению государственного медицинского страхования и переподготовке по вновь вводимым медицинским направлениям с привлечением международных экспертов;
б) в срок до 1 мая 2021 года:
проведение переписи населения, закрепленного за медицинскими учреждениями, с формированием электронной базы данных по показателям его здоровья и заболеваемости;
утверждение механизма осуществления платежей за гарантированный пакет посредством методов финансирования (подушевого финансирования, за «пролеченный случай», по результатам выполненных работ и других), ориентированных на конечный результат, а также порядка финансирования Фонда из средств Государственного бюджета;
создание в медицинских учреждениях материально-технической базы, необходимой для оказания медицинской помощи населению, на основе гарантированного пакета;
в) в срок до 1 июля 2021 года:
создание и полный запуск информационных систем и баз данных «электронной поликлиники» и государственного медицинского страхования;
заключение соответствующих договоров с медицинскими организациями, функционирующими в системе государственного медицинского страхования.
Предоставить Наблюдательному совету в рамках пилотного проекта и при реализации возложенных на него задач следующие права:
получения напрямую из государственных органов и организаций необходимых финансовых, статистических и других данных;
привлечения необходимых специалистов из заинтересованных министерств и ведомств;
осуществления структурных изменений в системе здравоохранения Сырдарьинской области, внесения изменений в нормативы и требования, установленные для государственных медицинских учреждений и их персонала, включая введение новых специальностей, изменения профиля медицинских учреждений;
определения клинических протоколов, методов диагностики
и лечения заболеваний и состояний, одобренных Всемирной организацией здравоохранения.
9. Министерству здравоохранения (Иноятов А.Ш.) и хокимияту Сырдарьинской области (Мирзаеву Г.Г.) в двухмесячный срок изучить деятельность медицинских учреждений на областном уровне и внести в Кабинет Министров проект постановления Правительства по организации на их базе «медицинского кластера», предусматривающего:
сокращение, перепрофилирование малоэффективных звеньев
и оптимизацию управленческих затрат;
привлечение частного сектора для организации на базе Гулистанского медицинского колледжа медицинского высшего образовательного учреждения.
10. Министерству финансов (Ишметов Т.А.):
на основе расчетов Министерства здравоохранения выделить средства, необходимые для цифровизации процессов оказания медицинских услуг медицинскими учреждениями Сырдарьинской области, а также создания единой электронной платформы, предоставляющей возможность осуществления мониторинга здоровья населения;
направить 100 процентов средств фонда материального стимулирования и развития учреждений медико-санитарной помощи на поощрение в рамках пилотного проекта медицинских работников учреждений первичной медико-санитарной помощи исходя из критериев оценки их деятельности;
выделить дополнительные средства в размере не менее
5 процентов средств, выделяемых на сферу здравоохранения Сырдарьинской области, в целях обеспечения в рамках пилотного проекта семейных врачей необходимыми изделиями медицинского назначения и лекарственными средствами для лечения в амбулаторных условиях. При этом профинансировать данные средства за счет средств, выделяемых на централизованные мероприятия Министерства здравоохранения;
выделить средства, необходимые для организации деятельности Фонда, по обоснованным расчетам в рамках предельных размеров средств, предусмотренных в параметрах Государственного бюджета на 2020 год для сферы здравоохранения, с 2021 года – ежегодно предусматривать их в бюджетных параметрах на соответствующий год;
выделить Фонду лимит на закупку и содержание трех единиц служебных автотранспортных средств, в том числе двух персональных легковых автомобилей и одного дежурного микроавтобуса.
11. Кабинету Министров в месячный срок обеспечить выделение Фонду зданий в городах Ташкенте и Гулистане соответственно.
12. Министерству по развитию информационных технологий
и коммуникаций (Садиков Ш.М.) обеспечить:
подключение к сети Интернет медицинских учреждений Сырдарьинской области посредством оптико-волоконных линий связи высокой проводимости;
Фонд необходимыми средствами связи, включая правительственную, в установленном порядке.
13. Министерству здравоохранения совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
14. Утвердить план действий по эффективной организации исполнения отдельных пунктов настоящего постановления согласно приложению № 6.
15. Возложить на министра здравоохранения Хаджибаева А.М., первого заместителя министра здравоохранения Иноятова А.Ш. и хокима Сырдарьинской области Мирзаева Г.Г. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
Ежеквартальное обсуждение хода исполнения настоящего постановления, координацию и контроль за деятельностью министерств и ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и первого заместителя советника Президента Республики Узбекистан Туйчиева Л.Н.
Президент
Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
12 ноября 2020 года.