Постановление
Президента Республики Узбекистан
За прошедшие годы в стране реализованы масштабные меры по созданию единой системы управления здравоохранением, развитию частного сектора медицины, повышению качества медицинского обслуживания населения и созданию благоприятных условий для формирования здорового поколения.
Вместе с тем в данной сфере сохраняется ряд системных проблем, препятствующих эффективному реформированию здравоохранения. В частности:
первое, отсутствует долгосрочная стратегия развития отечественного здравоохранения, в результате чего проводимые в данной сфере реформы носят фрагментарный и несистемный характер, что не позволяет достичь повышения эффективности и качества медицинского обслуживания населения;
второе, не учитываются в полной мере успешный опыт и конкретные инновационные модели управления здравоохранением, применяемые в зарубежных странах при реформировании здравоохранения республики, что не позволяет привлечь в отрасль инвестиции и наладить международное сотрудничество;
третье, не внедрена действенная система мониторинга за повышением и поддержанием должного уровня профессиональной квалификации медицинских и фармацевтических работников, прежде всего осуществляющих деятельность в организациях частной системы здравоохранения республики, соответствия их навыков современным требованиям;
четвертое, не уделяется должное внимание оптимизации государственных расходов на здравоохранение посредством улучшения условий для развития частного сектора, а также интеграции частных медицинских организаций в систему оказания первичной медицинской помощи, финансируемой за счет бюджетных средств;
пятое, несовершенство клинических протоколов и медицинских стандартов, а также низкий уровень использования инновационных разработок и технологий не позволяют внедрить современные методы и подходы к организации медицинской помощи населению;
шестое, не сформирована единая база достоверных данных о медицинских и фармацевтических работниках, а также надежной медицинской статистики, что не позволяет проводить адекватную оценку состояния системы здравоохранения и вырабатывать эффективные меры по решению имеющихся проблем;
седьмое, сохранение нерешенных проблем и недостатков негативно сказывается на имидже и авторитете медицинских работников в обществе, снижает престиж профессии и доверие к отечественной системе здравоохранения.
В целях кардинального улучшения медицинского обслуживания населения, повышения эффективности системы управления здравоохранением республики, а также активного привлечения в отрасль иностранных инвестиций, внедрения общепризнанных международных стандартов и инновационных технологий:
1. Определить стратегическими целями внедрения инновационной модели управления здравоохранением в Республике Узбекистан:
обеспечение устойчивого улучшения показателей здоровья населения страны и уровня удовлетворенности отечественной системой здравоохранения, определяемых в соответствии с общепризнанными международными методиками;
занятие на первоначальном этапе лидирующих позиций по эффективности медицинского обслуживания населения в регионе и достойного места в мировых рейтингах эффективности системы здравоохранения в дальнейшем;
существенное увеличение доли частного сектора в объеме оказываемой населению медицинской помощи, повышение ее качества и доступности;
формирование медицинского туризма в качестве бюджетно-формирующей отрасли национальной экономики с последовательным увеличением его вклада в валовый внутренний продукт страны;
создание современной системы непрерывного образования и повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников республики, в том числе управленческих кадров, в соответствии с международными стандартами.
2. Образовать Национальную палату инновационного здравоохранения Республики Узбекистан (далее – Национальная палата), определив ее основными задачами:
разработку стратегии развития здравоохранения республики, предложений по внедрению инновационной модели управления здравоохранением с учетом передовых международных стандартов и лучших мировых практик;
организацию разработки современных клинических руководств и протоколов, стандартов качества диагностики и лечения, а также стандартов материально-технического оснащения, осуществление мониторинга за их своевременным внедрением;
совершенствование и цифровизацию системы сбора и анализа медицинской статистики, а также внедрение международных стандартов и методик, исключающих возможность манипулирования статистическими показателями, с целью обеспечения необходимой статистической информацией;
внедрение системы регистрации врачей и провизоров республики, а также формирование и ведение единой общедоступной электронной базы данных;
содействие в создании отвечающей международным стандартам инфраструктуры здравоохранения, в том числе в привлечении финансовых средств для оснащения медицинских и фармацевтических организаций современным оборудованием и внедрения передовых информационно-коммуникационных технологий, а также создания новых организаций в сфере здравоохранения;
принятие мер по повышению авторитета медицинских работников, престижа профессии и доверия к отечественной системе здравоохранения, привитию медицинским работникам правил этического поведения, искоренению и профилактике коррупционных проявлений, а также обеспечению общественного контроля за их профессиональной деятельностью;
налаживание действенной системы мониторинга за уровнем профессиональной квалификации медицинских работников, а также соответствием их навыков современным требованиям и лучшим мировым практикам, в том числе посредством внедрения индивидуального лицензирования их деятельности;
совершенствование системы подготовки и повышения квалификации медицинских работников, внедрение современных стандартов в данную сферу, а также активное привлечение в страну высококвалифицированных зарубежных экспертов и специалистов в области здравоохранения, организацию стажировок отечественных специалистов и экспертов за рубежом;
выработку и внедрение действенных механизмов уменьшения случаев врачебных (медицинских) ошибок, неправильной диагностики и лечения заболеваний на основе глубокого изучения деятельности отечественных медицинских организаций и лучших мировых практик в данной сфере;
адаптированное внедрение лучшей зарубежной практики в систему управления здравоохранением страны, в том числе в вопросах организации и контроля деятельности медицинских организаций, а также создание организационно-правовых основ внедрения медицинского страхования граждан;
выработку и внедрение в отечественное здравоохранение эффективных механизмов государственно-частного партнерства с целью активного привлечения частных иностранных инвестиций, прежде всего, прямых, а также ускоренного развития частной системы здравоохранения;
налаживание сотрудничества с зарубежными (международными) медицинскими и иными организациями по вопросам здравоохранения, в том числе организацию встреч, переговоров и иных мероприятий в целях привлечения грантовых, кредитных, донорских и иных средств в систему здравоохранения республики, а также мониторинга и контроля за их целевым и эффективным использованием;
оказание всесторонней информационной, консультационной, правовой и иной поддержки потенциальным инвесторам, особенно иностранным, по вопросам инвестирования в развитие частной системы здравоохранения республики, в том числе путем разработки бизнес-планов и привлечения источников финансирования для реализации инициируемых проектов.
3. Установить, что Национальная палата:
образуется на базе Научно-исследовательского института общественного здоровья и организации здравоохранения при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан и его территориальных подразделений с сохранением действующего порядка их финансирования, а также является правопреемником по их правам и обязательствам;
имеет свои структурные подразделения в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте, структуры и положение о которых утверждаются председателем Национальной палаты;
является организацией, объединяющей медицинских и фармацевтических работников республики, ответственной за внедрение инновационной модели управления здравоохранением республики, в том числе обеспечение достижения стратегических целей, определенных в пункте 1 настоящего постановления;
взаимодействует с Министерством здравоохранения Республики Узбекистан, органами государственного управления, медицинскими
и иными организациями в области внедрения инновационной модели управления здравоохранением и по другим вопросам, отнесенным к ее компетенции;
является уполномоченной организацией по налаживанию эффективного сотрудничества с зарубежными (международными) организациями в области здравоохранения при выработке и реализации стратегии реформирования системы управления здравоохранением в Республике Узбекистан, а также привлечению грантовых, кредитных, донорских и иных средств в систему здравоохранения и организации мониторинга и контроля за их целевым и эффективным использованием;
вправе выступать учредителем медицинских, фармацевтических и иных организаций, организовывать на платно-контрактной основе услуги по повышению квалификации работников в сфере здравоохранения;
обеспечивает внедрение до 31 декабря 2020 года системы регистрации врачей и провизоров, осуществляющих профессиональную деятельность в республике, а также создание их единой общедоступной электронной базы данных.
Установить, что с 1 января 2021 года запрещается осуществление деятельности врачей и провизоров без регистрации в Национальной палате.
4. Образовать при Национальной палате:
а) Консультативный совет по внедрению инновационной модели здравоохранения в Республике Узбекистан (далее – Совет).
Определить, что:
Совет возглавляется председателем Национальной палаты и формируется из числа руководителей и специалистов организаций в сфере здравоохранения;
Совет является коллегиальным консультативным органом Национальной палаты по координации деятельности в сфере внедрения инновационной модели управления здравоохранением;
состав Совета утверждается председателем Национальной палаты;
б) Фонд поддержки инновационного здравоохранения Республики Узбекистан (далее – Фонд) без образования юридического лица, средства которого аккумулируются на специальном счете, в том числе валютном, в коммерческом банке.
Определить источниками формирования средств Фонда:
средства Государственного бюджета Республики Узбекистан;
средства, поступающие за осуществление регистрации врачей и провизоров, а также лицензирование их деятельности;
поступления от оказания услуг на договорной основе и осуществления иной хозяйственной деятельности;
доходы от размещения временно свободных средств Фонда в банках;
гранты международных финансовых институтов и зарубежных организаций;
средства благотворителей – физических и юридических лиц, резидентов и нерезидентов Республики Узбекистан;
иные источники, не запрещенные законодательством.
5. Установить, что средства Фонда направляются, в том числе на:
содержание Национальной палаты, материально-техническое обеспечение ее деятельности и материальное стимулирование работников;
создание передовых медицинских и фармацевтических организаций в соответствии с международными стандартами, а также их оснащение современным оборудованием и информационно-коммуникационными технологиями;
организацию разработки и внедрения современных клинических руководств и протоколов, стандартов качества диагностики и лечения, стандартов материально-технического оснащения медицинских организаций;
предоставление на возвратной и льготной основе средств для строительства зданий, сооружений и иной инфраструктуры медицинских и фармацевтических организаций республики, оснащения их современным оборудованием, в том числе на условиях лизинга;
финансирование расходов, связанных с подготовкой и переподготовкой медицинских и фармацевтических работников за рубежом, а также привлечением иностранных специалистов для организации обучения, повышения квалификации и обмена опытом в республике;
создание и ведение единой общедоступной электронной базы данных врачей и провизоров республики, а также внедрение современных информационно-коммуникационных технологий;
осуществление благотворительной деятельности в сфере здравоохранения;
финансирование иных мероприятий, направленных на реализацию возложенных на Национальную палату задач.
6. Национальной палате до конца 2018 года провести аттестацию работников Научно-исследовательского института общественного здоровья и организации здравоохранения при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан и его территориальных подразделений и обеспечить укомплектование Национальной палаты высококвалифицированными специалистами.
7. Министерству финансов обеспечить:
выделение Национальной палате средств, предусмотренных на содержание Научно-исследовательского института общественного здоровья и организации здравоохранения при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан и его территориальных подразделений в 2018 году, с сохранением объемов средств в последующие годы;
финансирование затрат по привлечению экспертной поддержки представителей ведущих зарубежных организаций, в том числе организации «GMC ServiceInternational Ltd» (Великобритания), в рамках реформирования системы управления здравоохранением Республики Узбекистан по обоснованным расчетам Национальной палаты.
8. Определить, что:
Национальную палату возглавляет председатель, назначаемый и освобождаемый от должности Кабинетом Министров Республики Узбекистан;
председатель Национальной палаты по условиям оплаты труда, медицинского и транспортного обслуживания приравнивается к первому заместителю министра;
председатель Национальной палаты имеет первого заместителя и двух заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности председателем Национальной палаты;
председатель Национальной палаты вправе подписывать соглашения и иные документы, предусматривающие привлечение средств международных финансовых институтов, иностранных правительственных финансовых и иных организаций, а также инвестиционные соглашения по реализации проектов в сфере здравоохранения в установленном порядке;
деятельность Национальной палаты координируется Службой правового сопровождения реформ и координации правоохранительной деятельности аппарата Президента Республики Узбекистан и Комплексом по вопросам образования, здравоохранения, физической культуры, спорта и туризма Кабинета Министров Республики Узбекистан;
разрабатываемые проекты нормативно-правовых актов, затрагивающие вопросы здравоохранения, подлежат обязательной экспертизе в Национальной палате;
порядок формирования и расходования средств Фонда, а также условия оплаты труда работников Национальной палаты и его подразделений определяются Советом.
9. Одобрить:
структуру Национальной палаты инновационного здравоохранения Республики Узбекистан согласно приложению № 1;
«Дорожную карту» по организации деятельности Национальной палаты инновационного здравоохранения Республики Узбекистан согласно приложению № 2.
10. Предоставить председателю Национальной палаты право:
вносить, при необходимости, изменения в структуру Национальной палаты в пределах установленной штатной численности;
привлекать на договорной основе в качестве консультантов, в рамках выполнения возложенных задач, специалистов государственных органов, научно-образовательных учреждений и иных организаций, в том числе зарубежных, а также иных экспертов.
11. Возложить ответственность на:
заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Абдухакимова А. А. – за обеспечение эффективного взаимодействия Национальной палаты с Министерством здравоохранения Республики Узбекистан, иными органами государственного управления и организациями, а также установление действенного контроля за качественной реализацией мер по внедрению инновационной модели управления здравоохранением;
министра здравоохранения Республики Узбекистан Шадманова А. К. – за своевременную и качественную реализацию мер по внедрению инновационной модели управления здравоохранением во взаимодействии с Национальной палатой и иными заинтересованными органами и организациями.
12. Национальной палате совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести проект правительственного решения, предусматривающего утверждение Положения о Национальной палате.
13. Освободить Национальную палату сроком до 1 января 2022 года от уплаты:
всех видов налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды, за исключением единого социального платежа;
таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) за оборудование, компьютерную технику, технические средства обучения, литературу, мультимедийную продукцию, строительные материалы, инвентарь и другие материально-технические ресурсы, не производимые в республике, по перечням, формируемым в установленном порядке.
14. Службе по правовому сопровождению реформ и координации правоохранительной деятельности аппарата Президента Республики Узбекистан изучить по итогам 2018 года эффективность деятельности Национальной палаты и внести в срок до 1 февраля 2019 года предложения по дальнейшему совершенствованию ее деятельности, а также внедрению системы индивидуального лицензирования деятельности врачей и провизоров.
15. Министерству иностранных дел обеспечить в установленном порядке по заявкам Национальной палаты оформление въездных виз иностранным специалистам, в том числе международным экспертам, привлекаемым в рамках реализации настоящего постановления, без взимания консульских и иных сборов.
16. Министерству внутренних дел обеспечить в установленном порядке по заявкам Национальной палаты выдачу (продление) многократных виз, а также временную прописку и ее продление по месту временного проживания иностранным специалистам, в том числе международным экспертам, привлекаемым в рамках реализации настоящего постановления, без взимания государственной пошлины.
17. Министерству занятости и трудовых отношений обеспечить в установленном порядке по заявкам Национальной палаты выдачу (продление) разрешений на привлечение в республику иностранных специалистов, в том числе международных экспертов, а также выдачу (продление) указанным иностранным гражданам подтверждений на право трудовой деятельности на территории Республики Узбекистан.
18. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан обеспечить в установленном порядке Национальную палату правительственной и городской связью.
19. Кабинету Министров Республики Узбекистан (А. Н. Арипов) совместно с хокимиятом города Ташкента в недельный срок обеспечить размещение Национальной палаты.
20. Министерству финансов Республики Узбекистан выделить Национальной палате лимит на приобретение и содержание 6 единиц автотранспортных средств, в том числе 4 персональных, одного повышенной проходимости и одного дежурного автомобиля.
21. Национальной палате совместно с Министерством здравоохранения и другими заинтересованными ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
22. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Абдухакимова А. А., Генерального прокурора Республики Узбекистан Муродова О. Б. и первого заместителя Государственного советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б. М.
Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
2 августа 2018 года.