В последние годы в стране проводятся системные реформы по созданию благоприятного инвестиционного климата, защите прав и законных интересов владельцев частной собственности.
В целях ускоренного внедрения на предприятиях с участием государства современных методов управления, ориентированных на потребителя, открытых, прозрачных и рыночных принципов, увеличения дохода за счет уменьшения себестоимости, создания более широких возможностей для участия в процессе реформ частного капитала, сокращения участия государства в экономике и дальнейшего улучшения конкурентной среды:
1. Принять к сведению, что созданными рабочими группами во главе с Премьер-министром Республики Узбекистан полностью изучена деятельность около трех тысяч предприятий с участием государства, разработаны предложения по кардинальному сокращению доли предприятий с участием государства в экономике и повышению эффективности их деятельности.
Утвердить:
Перечень крупных государственных предприятий и хозяйственных объединений, подлежащих трансформации, согласно приложению № 1;
Перечень предприятий с участием государства, в которых внедряются корпоративное управление и финансовый аудит, повышается операционная эффективность, согласно приложению № 2;
Перечень государственных активов, выставляемых на публичные торги посредством адресных программ предприватизационной подготовки и повышения инвестиционной привлекательности, согласно приложению № 3;
Перечень предприятий, государственный пакет акций (доли) которых полностью реализуется частному сектору посредством публичных торгов, согласно приложению № 4;
Перечень недвижимых объектов государственной собственности, реализуемых частному сектору, согласно приложению № 5.
2. Образовать в структуре центрального аппарата Министерства финансов Департамент по трансформации крупных предприятий с участием государства (далее – Департамент) с общей предельной численностью управленческого персонала 24 штатные единицы. Сформировать данные штатные единицы за счет сокращения по 12 штатных единиц соответственно финансовых органов и органов государственной налоговой службы.
Определить основными задачами Департамента на предприятиях с участием государства, указанных в приложении № 1 к настоящему Указу:
организацию реализации Министерством финансов полномочий и функций акционера (участника, собственника) от имени государства;
в срок до 1 апреля 2021 года – подготовку финансовых отчетов предприятий за 2019–2020 годы на основе Международных стандартов финансовой отчетности (IFRS) и внесение на утверждение в Кабинет Министров графика получения международных кредитных рейтингов;
в срок до 1 апреля 2021 года – разработку для каждого предприятия стратегии финансового оздоровления, повышения операционной эффективности, а также среднесрочного и долгосрочного развития с привлечением авторитетных международных консалтинговых организаций на конкурсной основе;
в срок до 1 июля 2021 года – внедрение системы современного корпоративного управления, предусматривающей проведение аудита закупок и систем управления, а также формирование служб «системы соответствия» (комплаенса) и противодействия коррупции;
в срок до 1 июля 2021 года – укомплектование квалифицированными международными специалистами не менее 30 процентов состава наблюдательных советов и не менее трех руководящих должностей в правлении предприятия путем активного привлечения на основе международного конкурса зарубежных специалистов данной сферы (в том числе из числа соотечественников) в наблюдательные советы и правления предприятий.
в срок до 1 февраля 2021 года разработать проект бюджета предприятий на 2021 год;
в срок до 1 июля 2021 года провести инвентаризацию всех инвестиционных проектов предприятий, принять меры по приостановке неначатых проектов и проектов, по которым не определены финансовые источники.
Кабинету Министров (Кучкаров Д.) в срок до 1 января 2021 года утвердить «дорожные карты» по реализации мероприятий, предусмотренных настоящим пунктом в разрезе каждого предприятия, указанного в приложениях №№ 1 и 2 к настоящему Указу.
в срок до 1 января 2021 года совместно с Министерством сельского хозяйства критически пересмотреть деятельность акционерных обществ «Узагросервис» и «Узагрокимёхимоя», внести предложения по организации их деятельности на основе рыночных принципов и развитию частного сектора в данной отрасли.
5. Предоставить Министерству финансов в части вопросов, связанных с деятельностью Департамента, и Агентству следующие дополнительные полномочия:
в срок до 15 ноября 2020 года – формирование рабочих групп;
в срок до 1 февраля 2021 года – привлечение консалтинговых организаций для приватизации и повышения инвестиционной привлекательности и разработку «дорожных карт» по реализации данных работ;
в срок до 1 июля 2021 года – разработку адресных программ предприватизационной подготовки и повышения инвестиционной привлекательности предприятий.
8. Утвердить перечень лиц, ответственных за эффективную организацию полного выставления на публичные торги государственных пакетов акций (долей), указанных в приложении № 4 к настоящему Указу, согласно приложению № 6.
а) совместно с Председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей и города Ташкента поручить:
бесперебойное обеспечение сетями внешней инфраструктуры государственных активов, подлежащих реализации;
создание условий для работы на полной мощности и осуществления эффективной деятельности предприятий в постприватизационный период;
принятие иных мер, необходимых для привлечения инвесторов;
в) обеспечить выставление Агентством на публичные торги пакета акций (долей) предприятий и объектов недвижимого имущества, указанных в приложениях №№ 4 и 5 к настоящему Указу, начиная с 1 ноября 2020 года;
г) предоставить следующие дополнительные полномочия:
определение условий и форм реализации государственных активов, подлежащих реализации на основании постановлений Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан;
11. Установить, что государственные пакеты акций (доли) предприятий, указанных в приложении № 4 к настоящему Указу:
выставляются на торги единым лотом;
12. Установить порядок, в соответствии с которым:
при реорганизации государственных унитарных предприятий, указанных в приложении № 4 к настоящему Указу, в хозяйственные общества их уставной капитал определяется без проведения инвентаризации и оценки на основе данных последнего бухгалтерского баланса, предоставленного в налоговые органы, по стоимости чистых активов, при отрицательных показателях чистых активов – в размере уставного капитала предприятия;
13. Агентству совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности, Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров проект постановления о совершенствовании системы управления и поэтапной приватизации рынков и торговых комплексов, предусматривающий:
создание управляющих компаний по предпродажной подготовке рынков и торговых комплексов при Агентстве и его территориальных управлениях, исходя из значимости рынков и торговых комплексов;
приведение в современный облик, сохранение на уровне санитарно-гигиенических требований, формирование инфраструктуры, необходимой для деятельности рынков и торговых комплексов, имеющих государственную долю в уставном капитале, с учетом передового зарубежного опыта;
14. Министерству инвестиций и внешней торговли (Умурзаков С., Кудратов Л., Вафаев Ш.) совместно с Агентством:
а) по пакетам акций (долям) предприятий и объектам недвижимости, реализуемым в соответствии с настоящим Указом:
б) в срок до 1 февраля 2021 года на основе изучения передового зарубежного опыта внести в Кабинет Министров предложения о внедрении внешнего управления в деятельность специальных экономических зон, а также поэтапной их приватизации.
15. Агентству внести в Кабинет Министров:
совместно с Министерством иностранных дел, Министерством инвестиций и внешней торговли в срок до 1 декабря 2020 года – предложения по эффективной эксплуатации находящихся за рубежом объектов государственного имущества Республики Узбекистан, включая их реализацию, передачу в аренду либо доверительное управление;
совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности и Министерством финансов, соответствующими министерствами, ведомствами и органами хозяйственного управления в трехмесячный срок после проведения полной инвентаризации непрофильных активов предприятий и коммерческих банков с преобладающей долей государства – предложения по их реализации через публичные торги.
16. Кабинету Министров в двухнедельный срок утвердить:
перечень предприятий, в которых сохраняется участие государства;
начиная с 1 января 2021 года – оформление результатов всех аукционных торгов путем использования QR-кода;
проведение повторных аукционных торгов для реализации недвижимых объектов государственной собственности и государственной доли периодичностью один раз каждые 10 календарных дней;
прием предложений покупателей начиная с момента объявления лотов на аукционе;
заключение договоров купли-продажи с единственным участником, если заявка, оформленная в соответствии с условиями реализации государственных активов, представлена только одним претендентом, за исключением государственной доли и недвижимых объектов государственной собственности, выставленных на реализацию по стартовой цене «1 сум».
19. Уполномоченному по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства при Президенте Республики Узбекистан (Бизнес-омбудсман) совместно с Генеральной прокуратурой обеспечить защиту прав и законных интересов инвесторов, приобретающих государственный пакет акций (доли), включая миноритарных акционеров, принимать строгие меры, установленные законодательством, при выявлении обстоятельств, препятствующих их участию в органах управления обществом.
20. Кабинету Министров:
Президент
Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
27 октября 2020 года.
УзА