Проводимые в последние годы масштабные реформы в системе здравоохранения способствовали расширению доступа граждан к современным медицинским услугам, лекарственным препаратам, а также повышению качества и результативности оказываемой медицинской помощи.
Важное место в лечении острых и сложных заболеваний играет народная медицина, а услуги народных целителей стали широко востребованными у различных слоев населения.
Вместе с тем анализ состояния дел в данной сфере свидетельствует об отсутствии должного уровня контроля за оказанием услуг народной медицины, а также вызывает ряд вопросов относительно ее статуса и роли в структуре современной медицины, в частности:
первое, отсутствует нормативно-правовая база, регулирующая порядок оказания услуг народной медицины, не определены права и обязанности народных целителей, не осуществляется государственный контроль за качеством и безопасностью услуг, предлагаемых лицами, занимающимися лечением методами народной медицины;
второе, не закреплена ответственность лиц, оказывающих услуги по предоставлению медицинской помощи методами народной медицины, за причинение вреда здоровью пациентов, а также не предусмотрены гарантии защиты прав народных целителей от необоснованного вмешательства;
третье, отсутствуют порядок и механизмы регулирования взаимодействия и интеграции народной медицины с современной медициной в вопросах профилактики, диагностики и лечения заболеваний;
четвертое, отсутствует единая информационная база данных по народной медицине, включающая систематизированную информацию о специалистах по народной медицине, опыте и результатах их работы, видах оказываемых ими услуг, а также другие сведения.
В целях упорядочения деятельности по оказанию услуг народными целителями, рационального использования накопленного опыта и потенциала народной медицины, формирования нормативно-правовой базы в данной сфере, а также создания условий для эффективного и безопасного применения методов и достижений народной медицины:
1. Определить, что:
народная медицина признается дополнительным методом оказания медицинской помощи населению;
лицензирование деятельности по оказанию услуг методами народной медицины осуществляется в порядке, предусмотренном для лицензирования медицинской деятельности (за исключением требования в части наличия медицинского образования);
лица, оказывающие медицинские услуги с использованием методов народной медицины, несут ответственность за последствия своей деятельности в объеме, предусмотренном для медицинских работников в соответствии с законодательством;
требования, предъявляемые к оказанию медицинской помощи, также распространяются на лиц, занимающихся предоставлением медицинских услуг с использованием методов народной медицины;
Министерство здравоохранения Республики Узбекистан является уполномоченным органом, определяющим требования к занятию медицинской деятельностью с использованием методов народной медицины, а также порядок и объемы предоставления медицинской помощи с использованием методов народной медицины.
2. Считать основными направлениями развития народной медицины:
формирование нормативно-правовой базы, предусматривающей порядок регулирования и контроля за деятельностью в сфере народной медицины, а также определение правового статуса и ответственности лиц, занимающихся оказанием медицинских услуг с использованием методов народной медицины, за последствия своей деятельности;
создание единой информационной базы данных, включающей сведения об организациях и специалистах, оказывающих услуги с использованием методов народной медицины, опыте их работы, видах оказываемых ими услуг;
использование потенциала народной медицины путем интеграции ее многолетних наработок и подтвержденных практикой положительных достижений в современную медицину для повышения качества оказываемых медицинских услуг, а также предоставления населению возможности для осознанного выбора при получении медицинских услуг;
создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов народной медицины на основе тесного сотрудничества с ведущими отечественными и зарубежными медицинскими образовательными учреждениями и центрами оздоровительных практик в области народной медицины.
3. Утвердить Программу первоочередных мер по развитию народной медицины в Республике Узбекистан согласно приложению.
Указать на персональную ответственность:
министра здравоохранения Республики Узбекистан Шадманова А. К. – за своевременное, полноценное и качественное выполнение всех мероприятий, предусмотренных указанной Программой, а также упорядочение и дальнейшее развитие народной медицины в Республике Узбекистан;
заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Абдухакимова А. А. – за действенную координацию работы министерств и ведомств по эффективному и надлежащему выполнению возложенных задач в соответствии с настоящим постановлением.
4. Согласиться с предложениями Министерства здравоохранения и Национальной палаты инновационного здравоохранения Республики Узбекистан о:
введении специального образовательного цикла по народной медицине в учебную программу медицинских высших образовательных учреждений республики по направлениям бакалавриата «Лечебное дело», «Педиатрическое дело», «Медико-педагогическое дело»;
создании кафедры народной медицины и курса по повышению квалификации по направлению «Народная медицина» при Ташкентском институте усовершенствования врачей;
создании при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан Специальной комиссии по лицензированию медицинской деятельности с использованием методов народной медицины.
Министерству здравоохранения Республики Узбекистан в недельный срок сформировать и утвердить состав Специальной комиссии.
5. Возложить на Министерство здравоохранения Республики Узбекистан в рамках развития народной медицины и государственного регулирования деятельности по оказанию услуг с использованием методов народной медицины:
организацию учебного процесса по подготовке и переподготовке специалистов по народной медицине, а также углубленных научных исследований по изучению богатых исторических традиций и уникального наследия узбекской народной медицины, организационное и методическое содействие в систематизации направлений народной медицины;
налаживание всестороннего сотрудничества с известными организациями, представляющими народную медицину других стран.
6. Министерству здравоохранения Республики Узбекистан:
а) в срок до 15 ноября 2018 года разработать и утвердить в установленном порядке:
учебную программу по народной медицине на основе требований государственных образовательных стандартов;
санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы к помещениям, предназначенным для осуществления медицинской деятельности с использованием методов народной медицины;
б) в срок до 1 декабря 2018 года разработать и утвердить в установленном порядке:
минимальные требования к оборудованию и иным техническим средствам, в том числе медицинской технике, используемым в рамках осуществления медицинской деятельности методами народной медицины;
совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан Положение о порядке и объемах предоставления медицинской помощи с использованием методов народной медицины;
в) совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан до конца 2018 года обеспечить формирование единой информационной базы данных, включающей сведения об организациях и специалистах, оказывающих услуги с использованием методов народной медицины, опыте их работы, видах оказываемых ими услуг, контактных данных и другое, размещение базы данных на веб-сайте Министерства здравоохранения Республики Узбекистан для доступного использования, а также постоянное обновление по мере лицензирования деятельности таких организаций;
г) включить в номенклатуру видов медицинских специализаций, по которым осуществляется медицинская деятельность, позицию «народная медицина»;
д) в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения по изменениям и дополнениям в Закон Республики Узбекистан «Об охране здоровья граждан» и другие нормативно-правовые акты с учетом требований настоящего постановления.
7. Определить, что финансирование мероприятий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется за счет внебюджетных средств Министерства здравоохранения Республики Узбекистан.
8. Национальному информационному агентству Узбекистана, Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Узбекскому агентству по печати и информации регулярно организовывать в средствах массовой информации публикации и тематические передачи по освещению целей и задач настоящего постановления.
9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на советника Президента Республики Узбекистан Абдувахитова А. А., первого заместителя советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б. М. и заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Абдухакимова А. А.
Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент, 12 октября 2018 года.