USD 10500.03
EUR 12607.39
RUB 140.7

Понедельник, 25 Ноября

Сайт работает в тестовом режиме. Приносим извинения за причиненные неудобства.

О мерах по созданию условий для ускоренного внедрениятехнологий искусственного интеллекта

 

Постановление Президента Республики Узбекистан

В соответствии со Стратегией «Цифровой Узбекистан – 2030» и в целях создания благоприятных условий для ускоренного внедрения технологий искусственного интеллекта и их широкого применения в стране, обеспечения доступности и высокого качества цифровых данных, подготовки квалифицированных кадров в указанной сфере:

1. Утвердить:

а) Программу мер по изучению и внедрению технологий искусственного интеллекта в 2021–2022 годах согласно приложению № 1 (далее – Программа), предусматривающую следующие основные приоритетные направления:

разработку Стратегии развития искусственного интеллекта, определяющей базовые направления и принципы применения искусственного интеллекта, а также условия для комплексного формирования данной сферы в ближайшей и долгосрочной перспективе;

выработку нормативно-правовой базы, определяющей единые требования, ответственность, безопасность и прозрачность при разработке и использовании технологий искусственного интеллекта в отраслях экономики и социальной сфере, системе государственного управления;

широкое применение технологий искусственного интеллекта для улучшения качества оказания государственных услуг в интересах населения, а также повышения эффективности государственных органов при обработке данных;

создание отечественной экосистемы инновационных разработок в области искусственного интеллекта, стимулирующей проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по разработке полезных технологических решений с последующей их коммерциализацией;

создание условий для разработчиков программного обеспечения с применением технологий искусственного интеллекта в доступе к цифровым данным, а также обеспечение ускоренной оцифровки соответствующих данных государственных органов и организаций;

формирование инвестиционной привлекательности научных работ и разработок в области искусственного интеллекта, в том числе для повышения конкурентоспособности товаров (работ, услуг) на внутреннем и внешнем рынках;

обеспечение доступа отечественных предприятий и специалистов к информационным ресурсам и компетенциям в области искусственного интеллекта, а также развитие необходимой образовательной среды;

развитие международного сотрудничества в области искусственного интеллекта и технологий его применения для проведения совместной международной исследовательской деятельности, подготовки кадров и повышения их квалификации, улучшения позиций республики в престижных рейтингах и индексах;

б) Перечень пилотных проектов по внедрению технологий искусственного интеллекта, реализуемых в 2021–2022 годах, в том числе с привлечением резидентов Технологического парка программных продуктов и информационных технологий согласно приложению № 2,
в следующих приоритетных отраслях и сферах:

в сфере сельского хозяйства: применение технологий искусственного интеллекта в процессе мониторинга состояния почвы и сельскохозяйственных культур на основе данных дистанционного зондирования земли, а также работы сельскохозяйственной техники, в том числе комбайнов, – Министерство сельского хозяйства, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций, Агентство «Узбеккосмос» (Ходжаев Ж.Юлдашев К.Кадиров Ш.);

в банковской сфере: применение технологий искусственного интеллекта для повышения эффективности мониторинга за деятельностью коммерческих банков и упрощения выполнения ими регуляторных требований (SubTech и RegTech), а также для анализа качества оказания банковских услуг, удаленной биометрической идентификации (Face-ID) пользователей и оценки кредитных рисков – Центральный банк, АО «Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан», АК «Алокабанк» (Нурмуратов М.Мирсоатов А., Ирисбекова К.);

в сфере финансов: применение технологий искусственного интеллекта для анализа и повышения эффективности бюджетных расходов, пенсионных, социальных и страховых выплат, а также пособий – Министерство финансов (Ишметов Т.);

в налоговой сфере: применение технологий искусственного интеллекта для анализа налоговых поступлений юридических лиц, выявления отклонений налоговых отчислений – Государственный налоговый комитет, Министерство финансов (Кудбиев Ш., Султанов Д.);

в сфере транспорта: применение технологий искусственного интеллекта в процессе управления локомотивами для отслеживания их передвижения и предупреждения машинистов при опасных ситуациях, анализа движения общественного транспорта и определения
его оптимальных маршрутов, а также мониторинга автомобильного движения и транспортных пробок – Министерство транспорта, АО «Узбекистон темир йуллари», АО «Тошшахартрансхизмат», Министерство внутренних дел (Махкамов И.Хасилов Х., Джураев А., Икрамов А.);

в сфере энергетики: применение технологий искусственного интеллекта для прогнозирования выработки и потребления энергоресурсов, оптимизации работы технологического оборудования – Министерство энергетики, АО «Региональные электрические сети» (Султанов А.Мустафоев У.);

в сфере здравоохранения: применение технологий искусственного интеллекта для диагностики пневмонии на основе анализа компьютерной томографии легких человека, а также рака молочной железы на ранних стадиях на основе анализа маммографии – Министерство здравоохранения (Хаджибаев А.Азизов А.);

в сфере фармацевтики: применение технологий искусственного интеллекта для анализа и прогнозирования потребностей рынка в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения – Агентство по развитию фармацевтической отрасли, АК «Дори-Дармон», Министерство здравоохранения (Кариев С.Салихбаева У., Азизов А.);

в сфере электронного правительства: применение технологий искусственного интеллекта для удаленной биометрической идентификации пользователей при оказании электронных государственных и финансовых услуг (Face-ID) – Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (Садиков Ш.).

2. Возложить на:

Министерство инновационного развития (Абдурахмонов И.) – осуществление поддержки научно-технических исследований и инновационных разработок в области искусственного интеллекта;

Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций (Садиков Ш.) – создание технологических условий для разработки и внедрение программных продуктов на основе искусственного интеллекта;

Координационную комиссию по реализации Стратегии «Цифровой Узбекистан – 2030» (Арипов А.Н.) (далее – Координационная комиссия), образованную Указом Президента Республики Узбекистан от 5 октября 2020 года № УП–6079, – ответственность за комплексную координацию реализации Программы и иных инициатив, связанных с внедрением и применением технологий искусственного интеллекта.

3. Координационной комиссии (Арипов А.Н.) с привлечением ведущих зарубежных специалистов и компаний в срок до 1 декабря 2021 года внести на утверждение Стратегию развития искусственного интеллекта, рассчитанную на ближайшую и долгосрочную перспективы.

4. Установить, что:

финансирование научных исследований и инновационных разработок в области искусственного интеллекта осуществляется за счет средств Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей (далее – Фонд) через отдельно открываемый для этих целей расчетный счет;

целевое финансирование научных исследований и инновационных разработок с применением технологий искусственного интеллекта за счет средств Фонда осуществляется по заключению рабочего органа Координационной комиссии;

Министерство инновационного развития по заключению Координационной комиссии имеет право в пределах средств государственного бюджета, предусмотренных на финансирование научных проектов в рамках государственных научных программ, направлять Фонду средства на финансирование научных исследований и инновационных разработок в области искусственного интеллекта, а также мероприятий по поддержке развития данной сферы.

5. Образовать Научно-исследовательский институт развития цифровых технологий и искусственного интеллекта при Министерстве по развитию информационных технологий и коммуникаций (далее – Институт) на базе Научно-инновационного центра информационно-коммуникационных технологий при Ташкентском университете информационных технологий имени Мухаммада ал-Хоразмий и Научно-практического центра интеллектуально-программных систем при Национальном университете Узбекистана имени Мирзо Улугбека.

Определить основными задачами Института:

организацию научных исследований, направленных на повсеместную реализацию Стратегии «Цифровой Узбекистан – 2030» и внедрение технологий искусственного интеллекта в отраслях экономики, социальной сфере и системе государственного управления;

проведение фундаментальных и прикладных научных исследований в области искусственного интеллекта, формирование научной экосистемы развития цифровых технологий;

разработку инновационных продуктов по автоматизации управленческих и производственных процессов на основе технологий искусственного интеллекта, а также их моделей, алгоритмов и программного обеспечения;

налаживание сотрудничества и реализацию совместных проектов с ведущими зарубежными инновационными и научными учреждениями по развитию технологий искусственного интеллекта.

6. Установить, что:

Институт является государственной научной организацией со статусом юридического лица, а также правопреемником Научно-инновационного центра информационно-коммуникационных технологий при Ташкентском университете информационных технологий имени Мухаммада ал-Хоразмий и Научно-практического центра интеллектуально-программных систем при Национальном университете Узбекистана имени Мирзо Улугбека по их договорам и обязательствам;

с 1 марта 2021 года финансирование расходов по текущей деятельности, содержанию зданий и сооружений Института, а также оплате труда его работников (за исключением научных работников) осуществляется за счет средств государственного бюджета;

на работников Института распространяются размеры и условия оплаты труда, предусмотренные для соответствующих должностей в научно-исследовательских учреждениях Академии наук;

расходы государственного бюджета, связанные с организацией деятельности Института в рамках настоящего постановления, финансируются в 2021 году в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций как распорядителю бюджетных средств первого уровня, а с 2022 года предусматриваются в установленном порядке в параметрах расходов государственного бюджета.

7. Образовать в структуре центрального аппарата Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Департамент внедрения и развития технологий искусственного интеллекта численностью 15 штатных единиц.

Определить, что:

численность департамента формируется за счет штатных единиц центров, реорганизуемых в соответствии с пунктом 5 настоящего постановления;

общая координация работы департамента, укомплектование его квалифицированным персоналом осуществляются советником Премьер-министра – начальником Департамента по вопросам развития IТ-технологий, телекоммуникаций и инновационной деятельности Кабинета Министров.

8. Одобрить предложение Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерства инновационного развития, государственных органов, коммерческих банков и крупных промышленных предприятий о создании Совместного альянса по развитию искусственного интеллекта в составе согласно приложению № 3.

Определить, что:

Совместный альянс создается в целях ускоренной и совместной реализации приоритетных проектов по внедрению технологий искусственного интеллекта в отраслях экономики и социальной сфере, системе государственного управления, оптимизации расходов на их разработку, распространения лучших практик в данной области среди государственных органов и организаций;

Министерство по развитию информационных технологий
и коммуникаций является рабочим органом Совместного альянса.

9. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, Государственному комитету по статистике в срок до 1 сентября 2021 года в рамках деятельности Портала открытых данных Республики Узбекистан создать платформу цифровых данных, предоставляющую отечественным научным организациям и высшим образовательным учреждениям, а также разработчикам и организациям в сфере информационных технологий доступ к наборам государственных и иных данных для использования в программном обеспечении на основе искусственного интеллекта.

10. Министерству экономического развития и сокращения бедности, Антимонопольному комитету, Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерству инновационного развития, Министерству юстиции и Центральному банку образовать межведомственную рабочую группу и на основе лучших зарубежных практик в срок до 1 июня 2021 года внести в Кабинет Министров предложения о конкретных механизмах внедрения специального правового режима по применению технологий искусственного интеллекта в рамках экспериментальных инновационных исследований, предусматривающие в том числе:

разработку и введение программы содействия финансированию трансформации деятельности субъектов предпринимательства в технологию искусственного интеллекта;

разработку программы субсидирования затрат субъектов предпринимательства на переподготовку и повышение квалификации своих сотрудников с целью сохранения их рабочих мест в результате трансформации их деятельности в технологию искусственного интеллекта;

введение стимулирующих мер для субъектов предпринимательства на исследования и разработки (R&D) по выработке и внедрению решений искусственного интеллекта в свою деятельность.

11. Принять предложение Координационной комиссии
по размещению в 2021 году на создаваемой платформе государственных данных, предоставляемых в открытом доступе для реализации проектов в области искусственного интеллекта, по перечню согласно приложению № 4.

Установить, что руководители соответствующих министерств и ведомств, ответственных за формирование государственных данных для искусственного интеллекта, несут персональную ответственность за своевременное размещение информации, в части их касающейся, а также ее полноту, актуальность и достоверность.

Государственной инспекции по контролю в сфере информатизации и телекоммуникаций обеспечить системный контроль за организацией доступа к наборам цифровых государственных данных, предоставляемых для обработки на основе технологий искусственного интеллекта, а также
их качеством.

12. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с Министерством инновационного развития и Агентством «Узстандарт» в месячный срок утвердить график работ по принятию международных стандартов в области искусственного интеллекта и больших данных в качестве государственных стандартов Республики Узбекистан.

13. Утвердить:

Перечень высших образовательных учреждений и научных организаций, в которых с 2021/2022 учебного года поэтапно начинается подготовка кадров по направлению «Искусственный интеллект» на грантовой основе, согласно приложению № 5;

Перечень высших образовательных учреждений, в которых внедряются учебные курсы и предметы по прикладному применению технологий искусственного интеллекта в отраслях экономики, социальной сфере и системе государственного управления, согласно приложению № 6.

Министерству высшего и среднего специального образования совместно с Министерством инновационного развития начиная с 2021/2022 учебного года привлечь в каждое высшее образовательное учреждение, указанное в приложениях № 5 и № 6, не менее одного ведущего зарубежного эксперта и ученого для их участия в обучении
в области искусственного интеллекта и технологий его применения.

Определить, что расходы, связанные с привлечением зарубежного эксперта и ученого в высшие образовательные учреждения, покрываются за счет их собственных внебюджетных средств.

14. Министерству инновационного развития, Министерству высшего и среднего специального образования, Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерству финансов предусмотреть с 2021 года ежегодное целевое выделение квоты по 5 человек для обучения в базовой докторантуре и для стажеров-исследователей в области искусственного интеллекта.

15. Высшей аттестационной комиссии при Кабинете Министров, Министерству инновационного развития, Министерству высшего и среднего специального образования, Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций предусмотреть создание специализации докторантуры «Цифровые технологии и искусственный интеллект».

16. Принять к сведению, что Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, АК «Алокабанк», АО «Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан» совместно с Группой «Сбер» (Россия) ведется работа по налаживанию взаимодействия в сфере внедрения технологий искусственного интеллекта.

Советнику Премьер-министра Умарову О.М., Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций (Садиков Ш., Пекось О.), Министерству инновационного развития (Абдурахмонов И., Назаров А.), АК «Алокабанк» (Ирисбекова К.), АО «Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан» (Мирсоатов А.) исходя из потребностей отраслей экономики и социальной сферы, органов государственного и хозяйственного управления принять меры по активизации сотрудничества с Группой «Сбер» (Россия) по вопросам внедрения технологий искусственного интеллекта и иных программных продуктов на основе передового зарубежного опыта и наилучших практик, в том числе:

в месячный срок разработать и утвердить совместную «дорожную карту» по ускоренной и эффективной реализации пилотных проектов, организации обучения отечественных специалистов, а также иным направлениям сотрудничества, определенным настоящим постановлением;

обеспечить привлечение ведущих специалистов и экспертов Группы «Сбер» (Россия) для участия в качестве консультантов по развитию искусственного интеллекта в деятельности государственных органов и иных организаций, а также в подготовке нормативно-правовой базы в данной сфере.

17. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций совместно с Министерством инновационного развития, Агентством информации и массовых коммуникаций, Национальным информационным агентством Узбекистана и Национальной телерадиокомпанией Узбекистана организовать в средствах массовой информации выступления и тематические телепередачи о сути и значении настоящего постановления.

18. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерству инновационного развития совместно с заинтересованными организациями в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

19. Возложить на министра инновационного развития Абдурахмонова И.Ю. и министра по развитию информационных технологий и коммуникаций Садикова Ш.М. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.

Министерствам, ведомствам и организациям, указанным
в приложениях №№ 2, 3 и 4 к настоящему постановлению,
в двадцатидневный срок по согласованию с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций утвердить «адресные дорожные карты» (программы мер) по реализации возложенных задач.

Координационной комиссии (Арипов А.Н.) обеспечить ежеквартальное обсуждение исполнения настоящего постановления, координацию и контроль за деятельностью ответственных министерств, ведомств и организаций.

20. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советников Президента Республики Узбекистан Гулямова Р.А., Абдувахитова А.А.

 

          Президент

Республики Узбекистан                   Ш.МИРЗИЁЕВ

 

Город Ташкент,

17 февраля 2021 года.