Постановление Президента Республики Узбекистан

В целях обеспечения исполнения Указа Президента Республики Узбекистан от 23 октября 2019 года № УП–5853 «Об утверждении Стратегии развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020–2030 годы»:

1. В рамках Стратегии развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020–2030 годы в 2021 году:

1) в направлении разработки и внедрения государственной политики в сфере продовольственной безопасности:

а) исходя из сформированных навыков земледелия, почвенно-климатических условий и водоснабжения территории всех районов республики поэтапно специализируются на выращивании определенных видов продукции. При этом:

при размещении сельскохозяйственных культур основное внимание уделяется урожайности, экспортоориентированности и выращиванию
на сплошных площадях;

на основе кооперации и кластерной системы налаживается система выращивания, переработки, хранения и реализации продукции
на внутреннем и внешнем рынках;

б) Совету Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятам областей совместно с Министерством сельского хозяйства обеспечить специализацию территории не менее одного района на производстве органической сельскохозяйственной продукции в целях увеличения экспорта плодоовощной продукции;

в) Кабинету Министров в недельный срок принять правительственное решение по эффективному использованию действующих посевных площадей и рациональному размещению сельскохозяйственных культур под урожай 2021 года. При этом в текущем году на 248 тысяч гектаров расширяется площадь продовольственных
и кормовых культур за счет сокращения на 88 тысяч гектаров площади хлопчатника, на 40 тысяч гектаров – зерновых, а также введения в оборот 320 тысяч гектаров земли;

г) Агентству по развитию садоводства и тепличного хозяйства начиная с 1 апреля 2021 года исходя из специализации районов Республики Каракалпакстан и областей наладить систему сооружения плантационным методом и реализации населению с условием оплаты в семилетний срок интенсивных садов и виноградников на целостных земельных площадях
до 300 гектаров, находящихся в резерве хокимиятов районов.

Совету Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятам областей обеспечить выделение неиспользуемых в сельском хозяйстве открытых земельных площадей, находящихся в резерве низкоурожайных, высвобождаемых из-под хлопка и зерновых площадей, а также земельных площадей, занятых непригодными, признанными экономически неэффективными садами, для сооружения новых садов и виноградников;

д) молодежи передаются в аренду вводимые в оборот земельные площади, во вторичную аренду – посевные площади фермерских хозяйств и иных сельскохозяйственных предприятий для выращивания сельскохозяйственной продукции на условиях кооперации;

при этом Министерству сельского хозяйства совместно
с Министерством занятости и трудовых отношений, Советом фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана, Агентством по делам молодежи оказать содействие в:

выборе для молодежи посевных площадей прежде всего среди земельных площадей, расположенных вблизи сельских населенных территорий, сохранении целостности контуров и привлечении опытных агрономов для обучения молодежи навыкам выращивания сельскохозяйственной продукции;

обеспечении сельскохозяйственной техникой и механизмами, водой и рабочими инструментами, необходимыми для подготовки земель к посеву и обработки культур;

реализации выращенной сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках;

2) в направлении создания благоприятной агробизнес-среды и цепочки добавленной стоимости установить порядок, в соответствии
с которым в одном районе до трех хлопково-текстильным кластерам предоставляется право на осуществление деятельности с фермерскими хозяйствами на договорной основе, фермерским хозяйствам –
на добровольное заключение фьючерсных договоров с данными кластерами по поставке хлопка-сырца.

Министерству сельского хозяйства совместно с Министерством юстиции, Министерством экономического развития и сокращения бедности, Министерством финансов, Ассоциацией «Узтукимачиликсаноати», Ассоциацией хлопково-текстильных кластеров, Советом фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана в месячный срок разработать и внести в Кабинет Министров порядок
и процедуры, предусматривающие создание агрокластеров, выделение им земельных площадей, основные гарантии и меры поддержки
их деятельности;

3) в направлении рационального использования земельных и водных ресурсов:

а) начиная с 2021 года на системной основе налаживается практика оценки рыночной стоимости земли – на начальном этапе, ее использования в качестве залогового обеспечения – в последующем. При этом Министерством сельского хозяйства и Агентством по развитию садоводства и тепличного хозяйства разрабатывается и вносится в Кабинет Министров, в первую очередь, порядок определения рыночной стоимости
и использования площадей размещения садов, виноградников и теплиц
в качестве залогового обеспечения;

б) утвердить Прогнозные показатели повторно вводимых в оборот
и осваиваемых земельных площадей в Республике Каракалпакстан и областях в 2021 году согласно приложению № 1;

в) Министерству водного хозяйства совместно с Министерством сельского хозяйства определить меры на 2021–2023 годы, предусматривающие улучшение действующей водной инфраструктуры. При этом предусматривается:

строительство и реконструкция 1 758 км каналов, 443 км лотков, 329 единиц гидротехнических сооружений, 1 899 км коллекторно-дренажных, 728 км закрытых горизонтальных и вертикальных дренажных сетей, 1 896 единиц мелиоративных наблюдательных скважин и иных объектов;

ремонт и восстановление 5 026 км магистральных каналов, 45 595 км сетей мелиорации, обновление 518 единиц насосных агрегатов и 807 единиц электродвигателей;

контроль за использованием водных ресурсов в режиме онлайн, оснащение гидрологических постов автоматизированным оборудованием на основе цифровых технологий, внедрение водосберегающих технологий в орошение;

4) в направлении поэтапной диверсификации государственных расходов, направленных на поддержку отрасли сельского хозяйства:

а) начиная с 1 сентября 2021 года по кредитам коммерческих банков, выделяемым производителям сельскохозяйственной продукции
на закупку сертифицированных семян и рассады сельскохозяйственных культур, за счет средств Государственного фонда поддержки предпринимательской деятельности:

для покрытия процентных расходов предоставляется компенсация в следующем размере:

по кредитам в национальной валюте – на часть процентной ставки, установленной коммерческими банками, превышающую основную ставку Центрального банка, но не более 10 процентных пунктов;

по кредитам в иностранной валюте – на часть до 30 процентов процентной ставки, установленной коммерческими банками, но не более
3 процентных пунктов;

предоставляется поручительство в размере до 50 процентов суммы кредита;

б) производителям сельскохозяйственной продукции, закупившим у отечественных семеноводческих хозяйств сертифицированные семена
и рассаду сельскохозяйственных культур на срок до 31 декабря 2021 года, покрывается до 20 процентов стоимости закупленных семян и рассады за счет государственного бюджета;

в) внедряется порядок покрытия из государственного бюджета части расходов на приобретение отопительной системы, функционирующей посредством альтернативной (по отношению к природному газу) энергии при сооружении теплиц по выращиванию лимонов.

Министерству сельского хозяйства (Ходжаев Ж.А.) совместно с Министерством финансов (Ишметов Т.А.) в месячный срок разработать
и внести в Кабинет Министров порядок покрытия части стоимости сертифицированных семян и рассады сельскохозяйственных культур,
а также расходов на приобретение отопительной системы, функционирующей посредством альтернативной энергии, при сооружении теплиц по выращиванию лимонов;

г) Министерству сельского хозяйства совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятами областей эффективно наладить систему выращивания и поставки защищенных от вирусов, высокоурожайных сертифицированных семян и рассады на основе требований производителей сельскохозяйственной продукции;

д) начиная с 1 марта 2021 года продлевается срок кредитов, выделяемых населению в рамках программы «Каждая семья – предприниматель» для развития садоводства, виноградарства и лимоноводства, с трех до семи лет, льготный период – с одного года до трех лет.

Министерству экономического развития и сокращения бедности и Министерству финансов принять меры по обеспечению финансовыми ресурсами кредитов, выделяемых в соответствии с данным подпунктом;

5) в направлении развития системы науки, образования, информационных и консультативных услуг:

наладить выращивание овощей, бахчевых, картофеля, зернобобовых, масличных культур, а также саженцев фруктовых деревьев и винограда
на земельных площадях научных учреждений в составе Национального центра знаний и инноваций в сельском хозяйстве с привлечением субъектов предпринимательства на договорной основе;

закрепить научно-исследовательские институты за районами республики согласно приложению № 2 в целях широкого внедрения отечественного сертифицированного высокоурожайного и качественного семеноводства и питомничества, исходя из навыков земледелия
и передового опыта, сформированных в регионах;

6) в направлении создания прозрачного механизма ведомственной статистики сельского хозяйства Министерству сельского хозяйства принять меры по развитию информационных технологий в данной сфере в 2021 году, предусматривающие:

налаживание мониторинга свыше 3 млн гектаров орошаемых земель по реестру землепользователей;

анализ посева 5 видов основных сельскохозяйственных культур (хлопчатника, зерна, риса, картофеля, масличных культур) с помощью космических снимков;

формирование и обеспечение интеграции с Национальной геoинформационной системой Единой информационной базы, предоставляющей возможность наблюдения на интерактивной карте за сельскохозяйственными землями с учетом основных и повторных видов культур и уровнем урожайности с помощью программы «ArcGIS»;

регулярное представление информации о земельных площадях и составе почвы, научно-инновационных достижениях и передовом опыте размещения культур, проведении оптимальных агротехнических мероприятий и иных сведений;

открытое представление широкой общественности рыночной информации о приоритетной сельскохозяйственной продукции;

обогащение единой интеграционной платформы информационными услугами, в том числе путем внедрения системы наблюдения
за кадастрами, прогнозом погоды, системой электронного оформления заявлений, кредитованием и субсидированием, агросервисными, агроскоутинговыми, фитосанитарными, мониторинговыми услугами
и иными сельскохозяйственными процессами;

их интеграцию с Национальной геоинформационной системой с обеспечением бесперебойного обмена данными о земельных и водных ресурсах.

2. Утвердить состав Республиканского совета по поддержке и дальнейшему развитию отрасли плодоовощеводства (далее – Совет) согласно приложению № 3, осуществляющего деятельность в порядке эксперимента до конца 2021 года в целях своевременного устранения проблем, волнующих плодоовощеводческие кластеры, фермерские и дехканские хозяйства, других производителей продукции, роста экспортного потенциала и повышения инвестиционной привлекательности страны.

Определить основными задачами Совета:

рассмотрение и решение проблемных вопросов, возникающих на местах, связанных с плодоовощеводством, не реже одного раза в месяц;

обеспечение исполнения принятых решений по развитию отрасли плодоовощеводства, в том числе поручений Президента Республики Узбекистан, данных во время посещения регионов страны и на заседаниях;

разработку предложений о дальнейшем совершенствовании законодательства в целях решения системных проблем и устранения недостатков, выявленных в результате изучений.

Установить, что функции рабочего органа Совета возлагаются на Министерство сельского хозяйства.

3. Определить основными критериями оценки эффективности деятельности заместителей Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей, районов (городов) по вопросам сельского и водного хозяйства:

обеспечение при размещении сельскохозяйственных культур соответствия видов культур почвенно-климатическим условиям районов, их урожайности, экспортоориентированности, выращивания
на сплошных площадях;

налаживание системы выращивания и поставки сертифицированных семян и рассады в каждом районе;

оказание содействия в создании испытательных лабораторий в соответствии с требованиями Organic, Global G.A.P. и иных международно признанных стандартов с широким привлечением при этом частного сектора;

расширение доступа регионов к использованию потенциала производства органической продукции, внедрение передовых агротехнологий и инноваций;

осуществление контроля за системой защиты почвы, нормативным применением пестицидов и удобрений, а также научно обоснованным использованием качественных характеристик химических веществ;

улучшение водохозяйственной инфраструктуры и широкое внедрение водосберегающих технологий в регионах;

принятие мер по созданию лабораторий и таможенных терминалов, обладающих потенциалом проведения полноценных испытаний продукции сельского хозяйства в соответствии с международными требованиями, показателями качества и безопасности, и налаживанию иных услуг с широким привлечением частного сектора.

4. Возложить персональную ответственность на:

первого заместителя министра сельского хозяйства Тешаева Ш.Ж. –
за специализацию каждого района на выращивании определенного вида сельскохозяйственных культур;

заместителя министра сельского хозяйства Рузметова М.И. –
за осуществление мониторинга и контроля посева сельскохозяйственных культур и введение земель в оборот;

заместителя министра сельского хозяйства Тураева А.М. –
за внедрение научно обоснованных рекомендаций при обеспечении семенами и рассадой производителей продукции;

министра водного хозяйства Хамраева Ш.Р. – за стабильное обеспечение сельского хозяйства водными ресурсами, улучшение водохозяйственной инфраструктуры и широкое внедрение водосберегающих технологий;

заместителя министра сельского хозяйства Мирзаева Ш.Ш. –
за финансовую поддержку производителей сельскохозяйственной продукции и внедрение дополнительных механизмов и финансовых инструментов в систему финансирования сельского хозяйства;

заместителя министра сельского хозяйства по информационным технологиям Юлдашева К.А. – за расширение внедрения информационных технологий в систему мониторинга сельского хозяйства и продовольственного рынка.

5. Заместителю Премьер-министра Ганиеву Ш.М. в двухнедельный срок утвердить:

«Дорожную карту» по реализации в 2021 году задач, определенных в Стратегии развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020–2030 годы;

Адресный перечень повторно вводимых в оборот и осваиваемых земельных площадей в Республике Каракалпакстан и областях в 2021 году в разрезе областей и инициаторов.

6. Министерству сельского хозяйства:

а) в срок до 1 августа 2021 года разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров:

совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности, Министерством здравоохранения, Государственным комитетом ветеринарии и развития животноводства – Программу продовольственной безопасности и потребления Республики Узбекистан на основе Критериев продовольственной безопасности, установленных в Целях устойчивого развития ООН, другого передового опыта с привлечением международных экспертов;

совместно с Государственным комитетом по экологии и охране окружающей среды, Гидрометеорологической службой, Государственным комитетом по лесному хозяйству – План действий по предупреждению воздействия изменения климата на сельское хозяйство и адаптации
к нему;

б) в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих
из настоящего постановления.

7. Возложить на заместителя Премьер-министра Ганиева Ш.М., министра сельского хозяйства Ходжаева Ж.А., Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимов областей персональную ответственность за организацию исполнения настоящего постановления.

Ежеквартальное обсуждение хода исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.

           Президент

Республики Узбекистан                Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

26 февраля 2021 года