Постановление
Президента Республики Узбекистан
В стране осуществляются комплексные меры, направленные на совершенствование плодоовощной отрасли, в том числе существенное увеличение посевных площадей, мощностей по хранению и переработке плодоовощной продукции, активному привлечению средств международных финансовых институтов для развития данной отрасли.
Вместе с тем анализ передового опыта в сфере производства, хранения, переработки и реализации плодоовощной продукции свидетельствует о необходимости эффективного стимулирования развития кооперации производителей данной продукции.
В целях стимулирования создания цепочек добавленной стоимости в плодоовощной отрасли, обеспечения устойчивости производства качественной плодоовощной продукции и ее экспорта, расширения финансовых возможностей производителей данной продукции, а также повышения конкурентоспособности производства:
- Согласиться с предложениями Министерства сельского хозяйства, Министерства экономики и промышленности, Министерства финансов Республики Узбекистан, Совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана о:
создании и широком применении института кооперационного объединения самостоятельных и взаимосвязанных сельскохозяйственных предприятий, фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель на основе принципов добровольности и паевого участия в создаваемых сельскохозяйственных объединениях (далее – сельхозобъединения);
организации, в порядке эксперимента, в 2019-2020 годах сельхозобъединений в Галляаральском и Зааминском районах Джизакской области, Булунгурском и Ургутском районах Самаркандской области, Алтыарыкском и Кувинском районах Ферганской области, Кибрайском и Паркентском районах Ташкентской области для осуществления совместной деятельности по производству, заготовке, хранению и реализации плодоовощной продукции.
Министерству сельского хозяйства, Министерству экономики и промышленности Республики Узбекистан совместно с Советом фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана по итогам эксперимента в срок до 1 декабря 2020 года внести предложения о целесообразности распространения института кооперационного объединения сельхозобъединений в других регионах республики.
- Определить основными функциями сельхозобъединений:
осуществление маркетингового анализа внутреннего и внешних рынков плодоовощной продукции;
проведение согласованных мер по производству плодоовощной продукции, в том числе по видам и сортам продукции, путем заключения договоров контрактации с членами сельхозобъединений;
организацию совместного использования членами сельхозобъединений имущественных комплексов, техники, оборудования, транспортных средств, необходимых для выращивания плодоовощной продукции, в том числе путем совместной аренды хранилищ и переработки сырья на давальческой основе;
снабжение членов сельхозобъединений сельскохозяйственной техникой, горюче-смазочными материалами, удобрениями, семенами, саженцами и рассадой, а также средствами химической защиты на договорных условиях;
организацию заготовки, транспортировки, хранения, переработки и сбыта произведенной продукции на основе договоров контрактации или комиссии;
привлечение экспортеров к сотрудничеству с сельхозобъединениями с целью обеспечения гарантированного сбыта плодоовощной продукции, соответствующей мировым стандартам;
оказание агротехнических, бухгалтерских, консалтинговых, комиссионных и других услуг членам сельхозобъединений.
- Установить, что:
членами сельхозобъединения могут быть фермерские, дехканские хозяйства и владельцы приусадебных земель, а также иные физические и юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере производства и оказания услуг по заготовке, транспортировке, хранению и сбыту плодоовощной продукции;
членство в сельхозобъединении является добровольным и осуществляется на паевой основе путем внесения вступительных членских взносов (паев) в размере, предусмотренном учредительными документами;
полномочия, передаваемые членами сельхозобъединения непосредственно сельхозобъединению, определяются в учредительных документах. При этом по остальным вопросам члены сельхозобъединения сохраняют свою экономическую независимость и правовой статус при ведении своей хозяйственной деятельности, а взаимоотношения между сельхозобъединением и его членами строятся на договорных началах;
члены сельхозобъединения не отвечают по обязательствам сельхозобъединения и несут риск убытков, связанных с деятельностью сельхозобъединения, в пределах стоимости внесенных ими взносов (паев), если иное не установлено учредительными документами;
земельные участки членов сельхозобъединения не подлежат оптимизации и изъятию, кроме случаев, предусмотренных Земельным кодексом Республики Узбекистан. При этом изъятие земель членов сельхозобъединений осуществляется исключительно по решению суда.
- Установить с 1 марта 2019 года порядок, в соответствии с которым члены сельхозобъединений, специализирующиеся на производстве плодоовощной продукции, имеютправо самостоятельно принимать решение о размещении сельскохозяйственных культур и их последующей замене, а с 1 января 2020 года – с условием внесения не позднее 1 февраля урожайного года соответствующих данных в создаваемый реестр размещения плодоовощных культур.
- Установить порядок государственной поддержки:
а) сельхозобъединений и их членов, в соответствии с которым в 2019-2020 годах процентные расходы по кредитам коммерческих банков на приобретение саженцев и сертифицированных семян, а также оборудования по переработке плодоовощной продукции покрываются за счет средств Государственного фонда поддержки развития предпринимательской деятельности при Кабинете Министров Республики Узбекистан в размере 25 процентовот установленной коммерческим банком процентной ставки, но не более 5 процентных пунктов, а по валютным кредитам не более 1,5 процентныхпункта;
б) экспортеров, закупающих плодоовощную продукцию у сельхозобъединений, путем предоставления субсидий за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и Агентства продвижения экспорта при Министерстве инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан, а также за счет привлекаемых средств международных финансовых институтов, в том числе средств Всемирного банка, на покрытие 50 процентов затрат, предусмотренных в утвержденных бизнес-планах, связанных с:
обучением членов сельхозобъединений новым технологиям производства плодоовощной продукции;
проведением мониторинга агротехнических мероприятий на землях членов сельхозобъединений;
проведением маркетинговых исследований внешних рынков плодоовощной продукции, производимой членами сельхозобъединений.
- Разрешить органам государственной власти на местах направлять средства из дополнительных источников местных бюджетов на развитие инфраструктурных объектов, необходимых для производства плодоовощной продукции, с их приоритетным развитием на территориях создаваемых сельхозобъединений.
- Министерству финансов совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли, Министерством сельского хозяйства Республики Узбекистан в месячный срок утвердить порядок предоставления субсидий на покрытие 50 процентов затрат экспортеров плодоовощной продукции, связанных с обучением членов сельхозобъединений новым технологиям производства плодоовощной продукции, проведением мониторинга агротехнических мероприятий на территории членов сельхозобъединений, осуществлением маркетинговых исследований внешних рынков плодоовощной продукции, производимой членами сельхозобъединений.
- Министерству сельского хозяйства совместно с Министерством иностранных дел и Министерством инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан до 1 июля 2019 года организовать ознакомительную поездку членов вновь создаваемых сельхозобъединений в страны с высокой долей кооперации в плодоовощеводстве в целях глубокого изучения их опыта по созданию и функционированию сельхозобъединений.
- Министерству сельского хозяйства совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан принять меры по привлечению средств и грантов международных финансовых институтов, в том числе средств Всемирного банка, для реализации задач, установленных в пунктах 5 и 8 настоящего постановления.
- Государственному комитету по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру совместно с Министерством сельского хозяйства Республики Узбекистан обеспечить, начиная с 2019 года, анализ почвы и разработку агрохимических картограмм орошаемых сельскохозяйственных земель из расчета не менее 20 процентов от ее общей площади в год за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан согласно приложению.
- Министерству финансов совместно с Министерством экономики и промышленности, Министерством сельского хозяйства Республики Узбекистан и страховыми организациями в месячный срок на основе изучения передового зарубежного опыта внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по внедрению современных механизмов страхования сельскохозяйственных рисков.
- Министерству инновационного развития совместно с Министерством сельского хозяйства, Министерством водного хозяйства, Узбекским агентством стандартизации, метрологии и сертификации, Государственным комитетом по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Академией наук Республики Узбекистан в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по созданию комплексной лаборатории, обеспечивающей проведение широкого спектра современных лабораторных исследований почвы, воды, потребительских товаров, сельскохозяйственной продукции и минеральных удобрений в соответствии с требованиями международных стандартов.
- Академии наук совместно с Министерством инновационного развития, Министерством финансов и Министерством сельского хозяйства Республики Узбекистан в двухмесячный срок разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по дополнительному материальному стимулированию авторов-создателей новых видов и сортов высокоурожайных семян и саженцев, в том числе на основе метода «in-vitro».
- Кабинету Министров Республики Узбекистан:
обеспечить координацию деятельности государственных органов и других организаций по обеспечению эффективного и своевременного выполнения мероприятий по коренному совершенствованию плодоовощеводства и развитию сельхозобъединений в данной отрасли;
в срок до 1 декабря 2020 года внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проект Закона Республики Узбекистан «О кооперации в сельском хозяйстве» с учетом результатов эксперимента и передового опыта зарубежных стран, а также современных требований рыночной экономики.
- Министерству сельского хозяйства совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
- Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителей Премьер-министра Республики Узбекистан Кучкарова Д.А., Ганиева Э.М. и советника Премьер-министра Республики Узбекистан Вахабова А.Д.
Президент
Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев
Город Ташкент,
14 марта 2019 года.
УзА