Постановление

Президента Республики Узбекистан

В стране осуществляются комплексные меры, направленные на совершенствование плодоовощной отрасли, в том числе существенное увеличение посевных площадей, мощностей по хранению и переработке плодоовощной продукции, активному привлечению средств международных финансовых институтов для развития данной отрасли.

Вместе с тем анализ передового опыта в сфере производства, хранения, переработки и реализации плодоовощной продукции свидетельствует о необходимости эффективного стимулирования развития кооперации производителей данной продукции.

В целях стимулирования создания цепочек добавленной стоимости в плодоовощной отрасли, обеспечения устойчивости производства качественной плодоовощной продукции и ее экспорта, расширения финансовых возможностей производителей данной продукции, а также повышения конкурентоспособности производства:

  1. Согласиться с предложениями Министерства сельского хозяйства, Министерства экономики и промышленности, Министерства финансов Республики Узбекистан, Совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана о:

создании и широком применении института кооперационного объединения самостоятельных и взаимосвязанных сельскохозяйственных предприятий, фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель на основе принципов добровольности и паевого участия в создаваемых сельскохозяйственных объединениях (далее – сельхозобъединения);

организации, в порядке эксперимента, в 2019-2020 годах сельхозобъединений в Галляаральском и Зааминском районах Джизакской области, Булунгурском и Ургутском районах Самаркандской области, Алтыарыкском и Кувинском районах Ферганской области, Кибрайском и Паркентском районах Ташкентской области для осуществления совместной деятельности по производству, заготовке, хранению и реализации плодоовощной продукции.

Министерству сельского хозяйства, Министерству экономики и промышленности Республики Узбекистан совместно с Советом фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана по итогам эксперимента в срок до 1 декабря 2020 года внести предложения о целесообразности распространения института кооперационного объединения сельхозобъединений в других регионах республики.

  1. Определить основными функциями сельхозобъединений:

осуществление маркетингового анализа внутреннего и внешних рынков плодоовощной продукции;

проведение согласованных мер по производству плодоовощной продукции, в том числе по видам и сортам продукции, путем заключения договоров контрактации с членами сельхозобъединений;

организацию совместного использования членами сельхозобъединений имущественных комплексов, техники, оборудования, транспортных средств, необходимых для выращивания плодоовощной продукции, в том числе путем совместной аренды хранилищ и переработки сырья на давальческой основе;

снабжение членов сельхозобъединений сельскохозяйственной техникой, горюче-смазочными материалами, удобрениями, семенами, саженцами и рассадой, а также средствами химической защиты на договорных условиях;

организацию заготовки, транспортировки, хранения, переработки и сбыта произведенной продукции на основе договоров контрактации или комиссии;

привлечение экспортеров к сотрудничеству с сельхозобъединениями с целью обеспечения гарантированного сбыта плодоовощной продукции, соответствующей мировым стандартам;

оказание агротехнических, бухгалтерских, консалтинговых, комиссионных и других услуг членам сельхозобъединений.

  1. Установить, что:

членами сельхозобъединения могут быть фермерские, дехканские хозяйства и владельцы приусадебных земель, а также иные физические и юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере производства и оказания услуг по заготовке, транспортировке, хранению и сбыту плодоовощной продукции;

членство в сельхозобъединении является добровольным и осуществляется на паевой основе путем внесения вступительных членских взносов (паев) в размере, предусмотренном учредительными документами;

полномочия, передаваемые членами сельхозобъединения непосредственно сельхозобъединению, определяются в учредительных документах. При этом по остальным вопросам члены сельхозобъединения сохраняют свою экономическую независимость и правовой статус при ведении своей хозяйственной деятельности, а взаимоотношения между сельхозобъединением и его членами строятся на договорных началах;

члены сельхозобъединения не отвечают по обязательствам сельхозобъединения и несут риск убытков, связанных с деятельностью сельхозобъединения, в пределах стоимости внесенных ими взносов (паев), если иное не установлено учредительными документами;

земельные участки членов сельхозобъединения не подлежат оптимизации и изъятию, кроме случаев, предусмотренных Земельным кодексом Республики Узбекистан. При этом изъятие земель членов сельхозобъединений осуществляется исключительно по решению суда.

  1. Установить с 1 марта 2019 года порядок, в соответствии с которым члены сельхозобъединений, специализирующиеся на производстве плодоовощной продукции, имеютправо самостоятельно принимать решение о размещении сельскохозяйственных культур и их последующей замене, а с 1 января 2020 года – с условием внесения не позднее 1 февраля урожайного года соответствующих данных в создаваемый реестр размещения плодоовощных культур.
  2. Установить порядок государственной поддержки:

а) сельхозобъединений и их членов, в соответствии с которым в 2019-2020 годах процентные расходы по кредитам коммерческих банков на приобретение саженцев и сертифицированных семян, а также оборудования по переработке плодоовощной продукции покрываются за счет средств Государственного фонда поддержки развития предпринимательской деятельности при Кабинете Министров Республики Узбекистан в размере 25 процентовот установленной коммерческим банком процентной ставки, но не более 5 процентных пунктов, а по валютным кредитам не более 1,5 процентныхпункта;

б) экспортеров, закупающих плодоовощную продукцию у сельхозобъединений, путем предоставления субсидий за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и Агентства продвижения экспорта при Министерстве инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан, а также за счет привлекаемых средств международных финансовых институтов, в том числе средств Всемирного банка, на покрытие 50 процентов затрат, предусмотренных в утвержденных бизнес-планах, связанных с:

обучением членов сельхозобъединений новым технологиям производства плодоовощной продукции;

проведением мониторинга агротехнических мероприятий на землях членов сельхозобъединений;

проведением маркетинговых исследований внешних рынков плодоовощной продукции, производимой членами сельхозобъединений.

  1. Разрешить органам государственной власти на местах направлять средства из дополнительных источников местных бюджетов на развитие инфраструктурных объектов, необходимых для производства плодоовощной продукции, с их приоритетным развитием на территориях создаваемых сельхозобъединений.
  2. Министерству финансов совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли, Министерством сельского хозяйства Республики Узбекистан в месячный срок утвердить порядок предоставления субсидий на покрытие 50 процентов затрат экспортеров плодоовощной продукции, связанных с обучением членов сельхозобъединений новым технологиям производства плодоовощной продукции, проведением мониторинга агротехнических мероприятий на территории членов сельхозобъединений, осуществлением маркетинговых исследований внешних рынков плодоовощной продукции, производимой членами сельхозобъединений.
  3. Министерству сельского хозяйства совместно с Министерством иностранных дел и Министерством инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан до 1 июля 2019 года организовать ознакомительную поездку членов вновь создаваемых сельхозобъединений в страны с высокой долей кооперации в плодоовощеводстве в целях глубокого изучения их опыта по созданию и функционированию сельхозобъединений.
  4. Министерству сельского хозяйства совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан принять меры по привлечению средств и грантов международных финансовых институтов, в том числе средств Всемирного банка, для реализации задач, установленных в пунктах 5 и 8 настоящего постановления.
  5. Государственному комитету по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру совместно с Министерством сельского хозяйства Республики Узбекистан обеспечить, начиная с 2019 года, анализ почвы и разработку агрохимических картограмм орошаемых сельскохозяйственных земель из расчета не менее 20 процентов от ее общей площади в год за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан согласно приложению.
  6. Министерству финансов совместно с Министерством экономики и промышленности, Министерством сельского хозяйства Республики Узбекистан и страховыми организациями в месячный срок на основе изучения передового зарубежного опыта внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по внедрению современных механизмов страхования сельскохозяйственных рисков.
  7. Министерству инновационного развития совместно с Министерством сельского хозяйства, Министерством водного хозяйства, Узбекским агентством стандартизации, метрологии и сертификации, Государственным комитетом по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Академией наук Республики Узбекистан в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по созданию комплексной лаборатории, обеспечивающей проведение широкого спектра современных лабораторных исследований почвы, воды, потребительских товаров, сельскохозяйственной продукции и минеральных удобрений в соответствии с требованиями международных стандартов.
  8. Академии наук совместно с Министерством инновационного развития, Министерством финансов и Министерством сельского хозяйства Республики Узбекистан в двухмесячный срок разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по дополнительному материальному стимулированию авторов-создателей новых видов и сортов высокоурожайных семян и саженцев, в том числе на основе метода «in-vitro».
  9. Кабинету Министров Республики Узбекистан:

обеспечить координацию деятельности государственных органов и других организаций по обеспечению эффективного и своевременного выполнения мероприятий по коренному совершенствованию плодоовощеводства и развитию сельхозобъединений в данной отрасли;

в срок до 1 декабря 2020 года внести в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проект Закона Республики Узбекистан «О кооперации в сельском хозяйстве» с учетом результатов эксперимента и передового опыта зарубежных стран, а также современных требований рыночной экономики.

  1. Министерству сельского хозяйства совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
  2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителей Премьер-министра Республики Узбекистан Кучкарова Д.А., Ганиева Э.М. и советника Премьер-министра Республики Узбекистан Вахабова А.Д.

Президент

Республики Узбекистан                         Ш.Мирзиёев

Город Ташкент,

14 марта 2019 года.


УзА